Автор конспекта:
Автор(ы): — Дмитренко Татьяна Леонидовна

Место работы, должность: —

Муниципальное бюджетное дошкольное образовтельное учреждение "Детский сад №141 "Пилеш" комбинированного вида" города Чебоксары Чувашской Республики, должность воспитатель первй квалификационной категории

Регион: — Республика Чувашия

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дошкольное образование

Предмет(ы): — Другое

Целевая аудитория: — Воспитатель

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности , в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет метод экспериментирования. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

Педагоги нашего детского сада используют элементарные опыты при знакомстве детей с объектами неживой природы ( вода, песок, глина, воздух, камни), живой природы ( какой цвет предпочитают насекомые, превращение бабочки, как дождевые черви образуют почву, как кошка чистит себе шерстку), при изучении собственного организма ( зачем нужен нос, рот, уши, язык). Воспитатели используют в работе с детьми исследовательскую деятельность как в процессе занятий, так и во время прогулок ( превращение воды в лед, откуда дует ветер). Прежде всего мы стараемся знакомить ребят с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадают в их поле зрения в быту, в повседневной деятельности ( например, свойство воды разливаться, растворять сахар).

Занятия-экспериментирование проходят в увлекательной для детей форме: работа в «лаборатории», встреча с волшебником, путешествия; с использованием художественного слова ( чтение отрывков из художественных произведений, загадывание загадок, чтение стихов), демонстрационного материала ( иллюстрации, схемы, карты) и различных научных штучек ( лупа, микроскоп, пробирки, магниты и др.).

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность-естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить- значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим. А в первые три года- практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

Развитие исследовательских способностей ребенка- одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология