Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — Другое

Используемые ЦОР: —

Работа экспертов с результатами деятельности экспериментально-инновационных площадок

Краткое описание: — Работа экспертов с результатами деятельности экспериментально-инновационных площадок Реализуемые, на сегодняшний день экспериментальные и инновационные проекты разнообразны по направлениям и предметно-практическим областям, находятся на различных стадиях реализации. Проведение экспертизы предполагает участие экспертов в дальнейшей судьбе образовательных учреждений и предлагаемых ими моделей образовательного процесса.

Работа экспертов с результатами деятельности экспериментально-инновационных площадок

Реализуемые, на сегодняшний день экспериментальные и инновационные проекты разнообразны по направлениям и предметно-практическим областям, находятся на различных стадиях реализации. Проведение экспертизы предполагает участие экспертов в дальнейшей судьбе образовательных учреждений и предлагаемых ими моделей образовательного процесса.

Задача эксперта не только оценочная, большая нагрузка падает на экспертную работу по определению возможностей и последующих оптимальных траекторий работы экспертируемого учреждения, возможностей использования экспертируемых моделей. Потому что одно дело – знать ресурсы – другое дело ответить на вопрос, каким образом этот богатейший материал взять и превратить в инновационную деятельность или в следующий шаг экспериментальной деятельности. Таким образом эксперт начинает принимать участие и в формирование проектных замыслов — как и в каких направлениях мы хотим конкретно продвинуться. Это очень сложная работа, она связана в том числе и самоограничением, потому что хочется много, а проект должен быть конкретным. И в этом смысле качественная экспертиза позволяет сделать выбор: отказаться от ряда возможностей и определить тип направлений и возможностей, в который будут вложены силы.

Организационные формы проведения экспертизы экспериментальной и инновационной деятельности могут меняться на разных стадиях экспертизы: на стадии авторского замысла, исходной проектной идеи; на стадии реализации проекта используется самоаудит и экспертное консультирование; на стадии завершения проекта используется комплексная экспертиза, предполагающая многоаспектную оценку результата экспериментальной и инновационной деятельности, его транслируемости в массовую практику.

Основная задача экспертизы на завершающем этапе работы — определить качество готовности к инновации. В самом общем виде эксперт должен дать ответ на серию вопросов, касающихся модели образовательной деятельности, а именно:

  • В чем суть изменений в базовом образовательном процессе.
  • Каковы изменения педагогического профессионализма:
  • в чем проявляется творческая деятельность учителя;
  • каковы базовые формы проектирования, сценирования, организации реализуемые учителями в рамках данной модели;
  • каковы изменения психологического климата в коллективе учителей.
  • В чем проявляются изменения в развитии и в образовательных достижениях учащихся:
  • усиливает ли предлагаемая инновация индивидуализацию учащихся;
  • изменяются ли образовательные результаты в сравнении с традиционной школой обучения;
  • происходят ли нравственные изменения в сравнении с традиционной школой;
  • происходят ли изменения в психологическом климате учащихся.

    На базе данных заключений строятся выводы о социальной актуальности, новизне технологий; степень проработанности технологии для инновации; ресурсоемкости и ресурсообеспеченности; наличии и качестве субъекта управления данной системой экспериментальных разработок и выведением в инновации на уровне округа.

    Одной из первостепенных задач становится обеспечение роста экспертного профессионализма. Ниже мы рассмотрим схему подготовки эксперта. Она включает четыре основных такта: предметно-фокусная экспертиза; полипозиционная экспертиза; экспертиза в рамках стратегии развития; формирование личностной экспертной позиции. Дадим краткую характеристику каждого такта: во-первых, вначале, экспертом должна быть осуществлена «экспертная» работа и предъявлен вариант экспертного заключения на том уровне, который он реализует в настоящее время. Эксперт должен зафиксировать содержание, которое следует инновировано в массовую школу. Во-вторых, экспертом должен быть получен спектр разнообразных отношений к проведенной работе (со стороны других экспертов и участников образовательного процесса) и проведена рефлексивно-конструирующая работа по созданию и реализации позиционного набора экспертов для анализа результатов деятельности экспериментальной площадки. В-третьих, в ходе работ с полипозиционной экспертизой осуществляется выход к обеспечению инновационной работы, что требует развертывания системы отношений к стратегиям развития образования на разных уровнях: федерального, городского, окружного уровня и уровня учреждения. Завершающий такт намеченной работы связан с отработкой норм экспертной деятельности (на основе построенного опыта экспертной деятельности) и индивидуальной объективации необходимой работы для профессионального экспертного роста.

    В ходе приобретения экспертного профессионализма эксперт проходит ряд проблемных ситуаций. Типичные: выделение предмета экспертной деятельности из системы разнообразной деятельности, не являющейся системообразующими для экспертируемого направления; согласование интересов и оценок при полипозиционном анализе, выявляющем неравномерности в развитии образовательной деятельности; согласование разноуровневых управленческих оценок; определение пространства фиксации наиболее значимых результатов развития образовательной деятельности. Рассмотрим некоторые из выделенных трудностей:

    при экспертном анализе вызывает трудность различение общей деятельности образовательного учреждения и ее экспериментальной составляющей (первый день работы). Учреждения, повысившие свою эффективность за счет экспериментальной деятельности связывают общую результативность с экспериментом, не выделяя собственно экспериментально-инновационный продукт. В итоге в качестве инновационно-презентационного кейса (т.е. того содержания, которое мы хотим предложить к инновированию другим образовательным учреждениям) мы чаще всего получаем не презентацию технологии (модели, определенного средства образовательной деятельности), а презентацию образовательного учреждения в целом. Само по себе это очень интересно, но происходи смещение задачи – мы остаемся на уровне создания «рынка» образовательных учреждений (т.е.рынок для потребителей образовательного продукта – родителей, детей) и нам не удается перейти к «рынку» инновационных продуктов. (т.е. рынку для потребителей новых технологий – образовательных учреждений, стремящихся преобразовать свою структуру и содержание работы).

    При складывании полипозиционного экспертного пространства центральным вопросом является вопрос о разделении функции экспертного советов разных уровней управления (начиная от совета в рамках образовательного учреждения и заканчивая федеральными советами). Если для решения задачи рекомендации заявок уровень экспертного профессионализма может определяться возможностью проэкспертировать потенциал образовательного учреждений, подающего заявку, то при переходе к инновационной работе экспертный профессионализм определяется проработанностью вопроса стратегии развития территориальной единицы и стратегиями развития образования в различных приоритетных областях.

    Эксперт должен овладеть двумя основными функциями – защиты от последствий непроверненых нововведений и проектно-конструкторской работы по выстраиванию нового содержания образования. Для осуществления этих функций строится специальная технология, позволяющая выносить твердые суждения относительно вводимых инноваций.

    Центральным моментом экспертной работы с экспериментальной деятельностью в школе является установление собственно проделанного практиком изменения. Очевидно, что в общем анализе должно быть установлено соотношение замысла, поставленных целей, выстроенной технологии работы (модели организации, учебного пособия, сценария и т.д.). Однако сущностным для экспертизы моментом является определение не- формальности (не- фиктивности) полученного продукта. Под фиктивным продуктом мы имеем в виду отчет по заранее назначенным критериям с фиксациями типа «проделано», «проведено», «разработано» и так далее. В таком случае как правило эксперимент «подтверждает» гипотезу и становится непонятна цель его проведения – или его проводили зная все заранее, или при его проведении были «притянуты под концепцию» все факты. При общем согласии с данным представлением о действительном назначении экспериментальной работы – получать в ее ходе новые знания и выстраивать и совершенствовать методики организационной и педагогической деятельности, ответ на вопрос о действительном значении проделанного шага крайне непрост.

    Центральными пунктами анализа, дающими ответ на вопрос «Что же все-таки сделано на экспериментальной площадке» являются следующие три пункта:

    какова направленность вводимых в экспериментальном или инновационном режиме изменений в деятельности образовательного учреждения(какие общие для образовательной практики вопросы этими изменениями решаются);

    какие образцы и средства в данном направлении уже существуют и как определяется конкретная экспериментальная площадка, образовательное учреждение относительно данных образцов;

    какой прирост относительно предшествующих технологий и моделей в данном направлении сделан.

    Ответ на данные вопросы позволяет построить характеристику нового складываемого образца практики (инновационно-презентационный кейс). В него должно войти:

    Во-первых,собственно описание образца полученной практики –параметры, исходно заложенные в экспериментальную задачу и набор более широких параметров, которые могут быть затронуты экспериментальной работой.

    Во-вторых, должно быть выделено приращение той деятельности, которое развивается в ходе данной экспериментальной работы. (Это может быть складывание нового содержания, наращивание способностей учащихся, измененеие организационных форм образовательного процесса и так далее).

    В-третьих определено на какие параллельные процессы оказано воздействие.

    В-четвертых, определена и оценена степень значимости изменений, вносимых данной инновацией с точки зрения степени вносимых ими изменений (частичное улучшение, модернизация, преобразование в рамках общезначимых тенденций развития).

    Одним из важнейших моментов реализации экспериментально-инновационной деятельности является взаимодействие экспертных групп различного уровня: самоаудита, Экспертных советов различных уровней. Ниже мы приводим список задач, которые могут быть распределены между различными уровнями управления:

    выделение и описание фрагмента практики, сложенной в результате экспериментальной деятельности;

    выделение содержания экспериментально-инновационной деятельности , которое может становиться предметом общего отношения и возможного воспроизводства для широкой аудитории школ.

    Оформление содержания экспериментально-инновационной деятельности в виде инновационно-презентационного кейса; который может становиться предметом последующей стратегической работы;

  • определение в предложенном материале содержания, которое можно выносить на уровень публичного обсуждения и вводить в стратегии развития образования;
  • определение позиций проработаных в данном инновационно-презентационном кейсе и недостающих фрагментов. Ответ на вопрос: что еще должно быть включено, чтобы было возможно другим школам отнестись и начать работать с данным кейсом.
  • определение перспективных направлений последующей работы по отношению к предложенному содержанию.

    Иными словами экспертная работа должна включить в себя три уровня: уровень оценочный (имеется ли содержание и отражено ли оно в кейсе); уровень консультационный ( по введению в более широкое поле образовательных позиций чем это было ранее); уровень стратегического управления и согласование действий по использованию полученного содержания.

    Основной необходимый пакет заключения о результатах экспериментально-инновационной деятельности (инновационно-презентационный кейс) включает в себя:

    описание объективных данных об образовательном учреждении (номер учреждения, его основные характеристики, название эксперимента, этап эксперимента, научный руководитель, научная проблематика, тип площадки (сетевая, несетевая, отдельное образовательное учреждение, цель и задачи эксперимента)

    выделение фрагмента практики экспериментальной деятельности и описание его с точки зрения инновационного прироста.

    отношение к культурным образцам и прототипам, а также к тенденциям развития образования в целом.

    выстраивание разнопозиционного отношения данного инновационного прироста к образцу (к экспериментально полученному результату).

    под каждый этап (замысел эксперимента, предмет, обеспечение эксперимента (технологическое, методическое, результат на конкретном этапе) развития эксперимента должна быть конкретизирована норма экспертизы (тенденция, ценностная ориентация образца) и получена версия того, что есть на разных этапах эксперимента (в начале замысла, в развитии, в завершении, конфликт и т.д.)

    экспертиза любой экспериментальной работы должна включать отношение к стратегии развития самого образовательного учреждения и значимость эксперимента для образовательного пространства округа.

    В заключении мы хотим привести параметры компетенции эксперта, полученные в ходе конструирования нормы экспертной деятельности. Эксперт должен уметь:

  • Осуществлять техники описания инновационных и экспериментальных образцов практики.
  • Осуществлять накопление образцов и прототипов экспертной деятельности.
  • Выделять элемент развития по отношению к определенному культурному образцу и прототипу.
  • Овладевать техниками моделирования, конструирования.
  • Владеть набором позиций, позволяющим осуществлять экспертизу с разных профессиональных оснований, пользуясь разными профессиональными техниками (дидакт, антрополог, управленец, эпистемолог, финансовый экономист, методолог и др.), видеть тенденции развитии образовательного пространства.
  • Владеть техниками рефлексивного анализа в ситуации коллективной работы. На определенном этапе профессионального роста должно произойти овладение техниками экспертизы самой экспертизы.
  • Самоопределяться относительно программам развития округа (умение выстраивать свою позицию по отношению к стратегиям развития округа и города).

Файлы: урок.doc
Размер файла: 398336 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология