Автор конспекта:
Автор(ы): — Мусенко Ольга Валерьевна

Регион: — Ленинградская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — образовательная программа

Краткое описание ресурса: —

Элективный курс Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века для 11 класса. ( 34 часа, 1 час в неделю).

Пояснительная записка: изучение данного курса предполагает более высокий уровень обобщения исторического материла, знакомство с различными точками зрения и подходами для того, чтобы сформировать целостную и всестороннюю картину исторического развития России в 20 веке. Данный элективный курс предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. А это, прежде всего, поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию.

Цель курса:содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально-активной, творческой личности; как гражданина и патриота, т.к. обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

— обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России в 20 веке;

— повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

— способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории;

— воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

— находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

— рассматривать историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

— рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

— определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами.

Учебно – тематический план

№п\п.

Содержание обучения. Тема

кол-во часов

формы проведения

1.

Тема1. Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века.

2 часа

Практикум(1ч.)

Дискуссия(1ч)

2.

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

6 часов

Практикум(2ч)

«Круглый стол»(2ч)

Лекция, документы (2ч)

3.

Тема 3. Гражданская война: новые подходы.

4 часа

Пресс-конференция(2ч)

Дискуссия (2ч)

4.

Тема 4. Индустриализация и командно-административная система.

4 часа

Практикум(2ч)

Деловая игра-обсуждение(2ч)

5.

Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика?

4 часа

Практикум(2ч)

Урок-версия(1ч)

Урок – суд(1ч)

6.

Тема 6. Триумфальное поражение? (размышления о советско-финской войне)

2 часа

Практикум(1ч)

Урок-альтернатива(1ч)

7.

Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии.

3 часа

Практикум(1ч)

Семинар с использованием видеоматериалов.(2ч)

8.

Тема 8. Страх или свобода?

2 часа

Урок-исследование(2ч)

9.

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной» или мир, расколотый надвое.

4 часа

Практикум(2ч)

Деловая игра-обсуждение.

10.

Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…

3 часа

Практикум (1ч)

Проблемно-проектная дискуссия (2ч)

ИТОГО: 34 часа; из них – практикумы – 12 часов; семинары — 1 час; лекции – 8 часов; дискуссии – 3 часа; нетрадиционные уроки – 10час.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века (2часа).

Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие.» Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский путь» Бунге, Вышнеградского, Витте. Попытки внедрения «британской модели» Витте и причины неудачи.

Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ. Процесс модернизации в советский период и его последствия.

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? (6 часов).

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных историков.

Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.

Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.

Тема 3. Гражданская война: новые подходы ( 4 часа).

Гражданская война – трагедия русского народа.

Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Две армии одного народа. Причины победы «красных» и поражения «белых».

Тема 4. Индустриализация и командно-административная система (4часа).

Необходимость, цели, средства и источники накопления. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилетки. Главные итоги индустриализации.

Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.

Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.

«Незначительные жертвы» индустриализации.

Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика? ( 4часа).

Начало коллективизации. Этапы проведения. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Альтернативный план преобразования сельского хозяйства Чаянова.

Тема 6. Триумфальное поражение? ( О советско- финской войне 1939-1940) ( 2 часа).

Причины. Повод и ход войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны.

Кто проиграл «зимнюю войну»?

Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время войны (3часа).

Анализ знаменитого ТАСС от 14 июня 1941 года. Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.

Тема 8. Страх или Свобода ? ( О причинах победы под Сталинградом ) (2 часа).

Приказ № 227»Ни шагу назад!» сыграл решающую роль в холе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки Приказа.

Цена победы – большая кровь.

Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода – главная причина успеха.

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. (4часа).

Анализ ситуации после войны. Кто развязал «холодную» войну? Взгляд современных отечественных историков на проблему «холодной» войны.

Истоки «холодной» войны. Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Горячие точки «холодной» войны. Сегодня мир, а дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны.

Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…( 3 часа).

Хроника августовских событий. Версия Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло а августе 1991 года на самом деле: взгляд черед годы…

«Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года.

Формы организации учебной деятельности на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века.»

Работа в малых группах.

Одной из самых распространенных активных форм работы на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории 20 века» должна быть работа в малых группах: «мозговой штурм» или «мозговая атака». Суть работы состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников работы.

Каждый участник понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению и именно эти ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности каждого члена группы.

Что дает работа в малых группах? Она позволяет каждому высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях. Такая работа помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения, почувствовать себя в роли лидера или по крайней мере в роли ответственного представителя группы при проведении исследования, презентации ответа или мнения группы.

Использование игровых моментов.

Сюжетно-ролевая игра является одной из активных форм обучения. В данном элективном курсе она основывается на реальных жизненных событиях, смоделированных в образовательных целях. Игра должна иметь сюжет, связанный с решением какого-либо дискуссионного вопроса.

В каждой конкретной игровой ситуации участники игры получают свои роли, которые отличаются по точкам зрения.

Играющие получают опыт общения, опыт поиска информации и нахождения компромисса на основе полученных знаний. Они могут услышать иное мнение и попытаться найти верное решение.

Список литературы для организации занятий курса.

  • Безыменский А.Л., Фалин В.М. Кто развязал «холодную войну?» Страницы истории советского общества. Люди, проблемы, факты.-М.,1989.
  • Бетлов А.Ю. Россия в начале века. –М., 1999.
  • Верт Н. История Советского государства. 1900-1991.М., 1992.
  • Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.-Л.,1994.
  • Историки спорят. Тринадцать бесед. – М., 1989.
  • История России 20 века. Пособие для учителя. Под ред. Чубарьяна А.О. М., «Просвещение», 2003.
  • История Отечества в современном осмыслении. 20 век. Под ред. Полнера Е.Д. С.-П., 1995.
  • Киселев А.Ф. Хрестоматия по отечественной истории (1914-1939). – М.,:Издательство «ИЛБИ», 1984.
  • Колосков А.Г. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества 20 века. – М.,: Просвещение, 1996.
  • Суворов В. Ледокол. День. Новое время. – 1992.
  • Хрестоматия по истории СССР 1917-1945 ( под ред. Шагина Э.М. – М., 1991.
  • Файлы: УРОК 14. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ.ppt
    Размер файла: 876032 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология