Автор конспекта:
Автор(ы): — Мусенко Ольга Валерьевна
Регион: — Ленинградская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — История
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: — образовательная программа
Краткое описание ресурса: —
Элективный курс Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века для 11 класса. ( 34 часа, 1 час в неделю).
Пояснительная записка: изучение данного курса предполагает более высокий уровень обобщения исторического материла, знакомство с различными точками зрения и подходами для того, чтобы сформировать целостную и всестороннюю картину исторического развития России в 20 веке. Данный элективный курс предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. А это, прежде всего, поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию.
Цель курса:содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально-активной, творческой личности; как гражданина и патриота, т.к. обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
— обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России в 20 веке;
— повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
— способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории;
— воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
— находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
— рассматривать историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
— рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
— определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами.
Учебно – тематический план
№п\п.
Содержание обучения. Тема
кол-во часов
формы проведения
1.
Тема1. Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века.
2 часа
Практикум(1ч.)
Дискуссия(1ч)
2.
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
6 часов
Практикум(2ч)
«Круглый стол»(2ч)
Лекция, документы (2ч)
3.
Тема 3. Гражданская война: новые подходы.
4 часа
Пресс-конференция(2ч)
Дискуссия (2ч)
4.
Тема 4. Индустриализация и командно-административная система.
4 часа
Практикум(2ч)
Деловая игра-обсуждение(2ч)
5.
Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика?
4 часа
Практикум(2ч)
Урок-версия(1ч)
Урок – суд(1ч)
6.
Тема 6. Триумфальное поражение? (размышления о советско-финской войне)
2 часа
Практикум(1ч)
Урок-альтернатива(1ч)
7.
Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии.
3 часа
Практикум(1ч)
Семинар с использованием видеоматериалов.(2ч)
8.
Тема 8. Страх или свобода?
2 часа
Урок-исследование(2ч)
9.
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной» или мир, расколотый надвое.
4 часа
Практикум(2ч)
Деловая игра-обсуждение.
10.
Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…
3 часа
Практикум (1ч)
Проблемно-проектная дискуссия (2ч)
ИТОГО: 34 часа; из них – практикумы – 12 часов; семинары — 1 час; лекции – 8 часов; дискуссии – 3 часа; нетрадиционные уроки – 10час.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века (2часа).
Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие.» Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский путь» Бунге, Вышнеградского, Витте. Попытки внедрения «британской модели» Витте и причины неудачи.
Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ. Процесс модернизации в советский период и его последствия.
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? (6 часов).
1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных историков.
Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.
Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.
Тема 3. Гражданская война: новые подходы ( 4 часа).
Гражданская война – трагедия русского народа.
Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Две армии одного народа. Причины победы «красных» и поражения «белых».
Тема 4. Индустриализация и командно-административная система (4часа).
Необходимость, цели, средства и источники накопления. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилетки. Главные итоги индустриализации.
Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.
Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.
«Незначительные жертвы» индустриализации.
Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика? ( 4часа).
Начало коллективизации. Этапы проведения. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Альтернативный план преобразования сельского хозяйства Чаянова.
Тема 6. Триумфальное поражение? ( О советско- финской войне 1939-1940) ( 2 часа).
Причины. Повод и ход войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны.
Кто проиграл «зимнюю войну»?
Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время войны (3часа).
Анализ знаменитого ТАСС от 14 июня 1941 года. Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.
Тема 8. Страх или Свобода ? ( О причинах победы под Сталинградом ) (2 часа).
Приказ № 227»Ни шагу назад!» сыграл решающую роль в холе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки Приказа.
Цена победы – большая кровь.
Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода – главная причина успеха.
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. (4часа).
Анализ ситуации после войны. Кто развязал «холодную» войну? Взгляд современных отечественных историков на проблему «холодной» войны.
Истоки «холодной» войны. Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Горячие точки «холодной» войны. Сегодня мир, а дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны.
Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…( 3 часа).
Хроника августовских событий. Версия Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло а августе 1991 года на самом деле: взгляд черед годы…
«Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года.
Формы организации учебной деятельности на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века.»
Работа в малых группах.
Одной из самых распространенных активных форм работы на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории 20 века» должна быть работа в малых группах: «мозговой штурм» или «мозговая атака». Суть работы состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников работы.
Каждый участник понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению и именно эти ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности каждого члена группы.
Что дает работа в малых группах? Она позволяет каждому высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях. Такая работа помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения, почувствовать себя в роли лидера или по крайней мере в роли ответственного представителя группы при проведении исследования, презентации ответа или мнения группы.
Использование игровых моментов.
Сюжетно-ролевая игра является одной из активных форм обучения. В данном элективном курсе она основывается на реальных жизненных событиях, смоделированных в образовательных целях. Игра должна иметь сюжет, связанный с решением какого-либо дискуссионного вопроса.
В каждой конкретной игровой ситуации участники игры получают свои роли, которые отличаются по точкам зрения.
Играющие получают опыт общения, опыт поиска информации и нахождения компромисса на основе полученных знаний. Они могут услышать иное мнение и попытаться найти верное решение.
Список литературы для организации занятий курса.
Файлы: УРОК 14. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ.ppt
Размер файла: 876032 байт.