Автор конспекта:
Автор(ы): — Бровкина Наталья Владимировна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №2″, мудеррис биологии

Регион: — Иркутская ветвь

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее глинообразование
Уровни образования: — дополнительное глинообразование детей

Класс(ы): — 8 ранг
Класс(ы): — 9 ранг
Класс(ы): — 10 ранг

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Валеология (здоровый представление жизни)
Предмет(ы): — Внеклассная публикация
Предмет(ы): — Естествознание
Предмет(ы): — Экология

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — транслятор

Краткое иконография ресурса: — Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и вследствие чего помогает решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя экологические, биологические знания. Цель: Создать условия чтобы формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений на области мониторинга окружающей среды.

Автор: Наталья Владимировна Бровкина

МОУ «СОШ №2» г. Усть-Илимск

Программа элективного курса «Диалог с природой»

Пояснительная записка

Различия уча­щихся на качестве знаний, на опыте практического участия на природоохранной деятельности обусловливаются раз­ным уровнем их экологической культуры. Снижение качества и уровня здоровья населе­ния на целом — признанный факт. Именно потому затруднение сохранения и развития здоровья чело­века на меняющихся экологических условиях стала предме­том пристального внимания на науке и практике. Необходимо выработать новоприобретенный воззрение на природу и свое часть на ней, научиться новому образу жизни, из­бавляясь от потребительского отношения и ощущая лич­ную порука за благо среды обитания. Для сего неизбежно каждому гражданину иметь представления о состоянии окружающей среды, и, следовательно, владеть некоторыми методами ее исследования.

Ведущими методами преподавания данного элективного курса являются:

1. Методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную темпераментность учащихся, развивающие творческую инициативу. Элективный бакштаг ориентирован на формирование умений решать задачи экспериментальным путем. 47% курса занимают практические занятия. Исследовательская инициативность развивает умения формулировать проблемы, планировать и проводить наблюдения, эксперимент, анализировать и оценивать результаты деятельности.

2. Интерактивные методы (учебный диалог, декрипитация проблемных задач, деловые игры).

Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и вследствие чего помогает решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя экологические, биологические знания.

Цель: Создать условия чтобы формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений на области мониторинга окружающей среды.

Задачи:

1. Сформировать понятия жизненных процессов на гидросфере, атмосфере, литосфере, состава и строения оболочек Земли.

2. Развивать исследовательскую инициативность учащихся. Развивать умения учащихся лично пользоваться методиками исследования мониторинга окружающей среды.

3. Развивать проектную инициативность учащихся;

4. Развивать умения обрабатывать данные, оформлять и представлять результаты работы на виде таблиц, графиков, диаграмм.

5. Развивать умения лично добывать информацию и использовать полученные знания на практике, на жизненных и нестандартных ситуациях.

В процессе обучения учащиеся приобретают знания:

- об особенностях гидросферы, атмосферы, литосферы, как экосистемах;

- о составах и строениях, обитателях оболочек Земли;

- о методиках исследования окружающей среды;

- об экологических проблемах Усть-Илимска.

Умения:

- наблюдать и изучать биологические, химические, физические явления;

- пробирание проектной деятельностью;

- лично пользоваться методиками исследования мониторинга окружающей среды;

- проводить проверка (формулировать проблемы, планировать и проводить наблюдения, эксперимент, анализировать и оценивать результаты деятельности);

- лично добывать информацию и использовать полученные знания на практике, на жизненных и нестандартных ситуациях;

- обрабатывать данные, оформлять и представлять результаты работы на виде таблиц, графиков, диаграмм.

Способы проверки ожидаемого результата:

1. Наличие дневника исследователя;

2. Доклад;

3. Тест;

4. Презентация проекта;

5. Исследовательские работы, представленные на НПК.

Интеграция: экология, биология, химия, физика, география.

Возраст учащихся: 14-16 лет

Количество часов: 112 ч. (по 4 часа на неделю), теоретических 59,5 ч., практических 52,5ч

Элективный бакштаг состоит изо тремя разделов:

Раздел I. Вода- канва жизненных процессов на биосфере,

Раздел II. Атмосфера – воздушная пневмооболочка Земли,

Раздел III. Земля – твой дом,

на основе которых может быть составлено следующее планирование.

Тематическое планирование

Дата

Наименование темы вдоль программе

Кол-во часов

Форма контроля

теория

практика

Раздел I. Вода- канва жизненных процессов на биосфере (26 ч.)

О К Т Я Б Р Ь

1.

Введение. Инструктаж. Цели и задачи спецкурса.

1

2.

Состав и свойства воды.

1

3.

Взятие проб воды изо природных источников

1

4.

Определение биогенных поллютантов

1

5.

Определение степени загрязнения водоема вдоль внешнему виду. Определение цветности воды

1

6.

Определение уровня загрязнения водоема вдоль беспозвоночным зооиндикаторам

1

7.

Слежение за состоянием воды с помощью простейших Определение активной реакции воды.

1

дневник исследователя.

8.

Вода как комиссионер здоровья

1

9.

Круговорот воды на биосфере

1

10.

Загрязнение природных вод

1

11.

Очистка воды

0,5

0,5

12.

Водные организмы. Водоросли.

1

13.

Водные организмы. Беспозвоночные животные

1

14.

Водные организмы. Позвоночные животные.

1

15

Байкал – украшение России. Особенности байкальских вод.

1

16.

Экскурсия на гидрозал.

1

Н О Я Б Р Ь

17.

Происхождение Байкала.

1

18.

Эндемики Байкала.

1

19

Простейшие. Губки.

1

20.

Моллюски. Черви.

1

21.

Байкальские рыбы.

1

22.

Нерпа.

1

23.

Пищевые цепи на Байкале.

1

Тест

24.

Игра «Без чистой воды ни туды и ни сюды»

1

25.

Конференция «Вода – удивительное вещество»

2

Доклад

Раздел II. Атмосфера – воздушная пневмооболочка Земли (25 ч).

26.

Состав воздуха.

1

27

Загрязнения воздуха

1

Д Е К А Б Р Ь

28.

Исследование загрязнения воздуха городским транспортом

1

29.

Исследование загрязнения воздуха городским транспортом

1

30.

Биоиндикация загрязнения воздуха вдоль комплексу признаков сосны обыкновенной.

1

31.

Биоиндикация загрязнения воздуха вдоль комплексу признаков сосны обыкновенной.

1

32.

Биоиндикация загрязнения воздуха вдоль комплексу признаков сосны обыкновенной.

1

33.

Живые организмы атмосферы

1

34.

Исследование пыли

1

35.

Детоксикация загрязнителей атмосферы

1

36.

Определение содержания углекислого газа на классной комнате

1

37.

Определение содержания углекислого газа на классной комнате

1

38.

Определение содержания углекислого газа на классной комнате

1

39.

Сравнительная альбедо количества поглощаемого углекислого газа растениями и выдыхаемого учащимися.

1

дневник исследователя.

40.

Сравнительная альбедо количества поглощаемого углекислого газа растениями и выдыхаемого учащимися

1

41.

Оценка состояния дыхательной системы

1

42.

Оценка состояния дыхательной системы

1

43.

Фотосинтез

1

Я Н В А Р Ь

44.

Парниковый эффект.

1

45.

Кислотные дожди.

1

46.

Круговорот кислорода на биосфере

1

47.

Викторина «Атмосфера – воздушная пневмооболочка Земли»

1

48.

Круговорот азота на биосфере

1

Тест

49.

Круговорот углерода на биосфере

1

50.

Конференция «Внешняя пневмооболочка биосферы»

1

Доклад

Раздел III. Земля – твой особняк (61 ч).

51

Состав и устройство литосферы

1

52.

Компоненты почвы

1

53.

Обитатели почвы

1

54.

Круговорот веществ на почве

1

55.

Загрязнение почвы

1

Ф Е В Р А Л Ь

56.

Определение кислотности почвы

1

57.

Определение наличия нитратов на почве

1

отчет

58.

Определение высокого содержания некоторых элементов на почве вдоль растениям — индикаторам

1

59.

Игра «Подземелье»

1

60.

Определение рекреационной нагрузки

1

61.

Интегрированный часы экологии и географии

1

62.

Интегрированный часы экологии и географии

1

творческие задания

63.

Интегрированный часы экологии, математики и физики

1

творческие задания

64.

Интегрированный часы экологии, истории и литературы

1

65.

Интегрированный часы экологии, истории и литературы

1

творческие задания

66.

Заповедники и национальные парки мира

1

67.

Геологические и водные памятники природы

1

68.

Ботанические памятники природы

1

69.

Красная книга. Животные.

1

70.

Красная книга. Растения.

1

71.

Проект «Красная ресконтро Иркутской области»

1

М А Р Т

72.

Проект «Красная ресконтро Иркутской области»

1

73.

Проект «Красная ресконтро Иркутской области»

1

презентация проекта

74.

Типы экологических взаимодействий

1

75

Типы экологических взаимодействий

1

76

Конкурентные взаимодействия

1

77

Проект «Паразитизм и болезни»

1

78

Проект «Паразитизм и болезни»

1

проект

79.

Потоки энергии и вещества на сообществе

1

80.

Пастбищные и детритные цепи

1

81

Игра «Окружающая фон и салюс человека»

1

82

Влияние химических загрязнителей на здоровье

1

83

Влияние биологических загрязнителей на здоровье

1

А П Р Е Л Ь

84

Влияние звуков на человека

1

85

Влияние шума на школьников

1

86

Влияние шума на школьников

1

дневник исследователя

87

Погода и капитал человека

1

88

Питание и салюс человека

1

89

Расчет энергетического баланса на организме

1

90

Составление пищевого рациона

1

91

Исследование индивидуальных биоритмов

1

92

Изучение влияния социально-психологических факторов на гнотобионт человека

1

93

Проблемы адаптации человека к окружающей среде

1

Тест

94

Подготовка к КТД «День Земли»

1

95

КТД «День Земли»

1

96

Изучение экологического состояния школы. Эмоциональная восприятие школы

1

97

Оценка экологического состояния школьных помещений

1

98

Оценка экологического состояния школьных помещений

1

99

Оценка экологического состояния школьных помещений

1

дневник исследователя

М А Й

100

Экологически чистая квартира

1

101

Экологически чистая квартира

1

102

Современное капитал экологических проблем города Усть-Илимска

1

103

Современное капитал экологических проблем города Усть-Илимска. Характеристика района исследования.

1

104

Современное капитал экологических проблем города Усть-Илимска. Санитарная очистка.

1

105

Современное капитал экологических проблем города Усть-Илимска. Особенности восприятия различных районов.

1

106

Современное капитал экологических проблем города Усть-Илимска. Особенности восприятия различных районов.

1

дневник исследователя

107

Уличный транспорт

1

108

Пути решения экологических проблем города Усть-Илимска

1

109

Обобщение. Подготовка к зачету

1

110

Зачет

1

зачет

111

Игра «Земля – твой дом»

1

Литература.

1. Биология и экология. 10-11 классы: проектная инициативность учащихся / авт. – сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.

2. Галеева Н.Л. Интегрированные биологические декады. – М.: 5 за знания, 2007.

3. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. – Педагогическое спортобщество России, 2001.

4. Дзятковская Е.Н. Сборник экологических задач, лабораторных работ и деловых игр вдоль химии, биологии, физике. – Иркутск: издательство «Папирус», 1994.

5. Литвинова Л.С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005.

6. Попова Т.А. Экология на школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Экология. 7-8 классы: практикум вдоль экологии животных. Практикум вдоль экологии человека / авт.-сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2008.

8. Экология. Элективные курсы. 9 ранг / авт. — сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2007.

Файлы: Программа элективного курса.doc
Размер файла: 178688 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология