Автор конспекта:
Автор(ы): — Боровицкий Александр Александрович

Место работы, должность: —

МБОУ Таловская СОШ репетитор истории

Регион: — Волгоградская криосфера

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее основание

Класс(ы): — 6 группа
Класс(ы): — 7 группа

Предмет(ы): — Краеведение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — противный группа

Краткое представление ресурса: —

Элективный политика История родного края для Волгоградской области

Учебно-тематический план

к элективному курсу «История родного края» (6, 7 класс).

п/п

Наименование тем курса

Всего

часов

Лекции

Практика

Семинар

Форма контроля

1

Введение

1

1

Беседа

2

Сведения античных авторов о кочевых племенах Нижнего

Поволжья

1

0,5

0,5

Ответить на

вопросы, профработа с историческим источником, картой

3,4

Археологические источники о

древностях Нижнего Поволжья

2

1,5

0,5

Беседа,

предоставить рассказик о источниках древности на территории нашего края

5

Нижнее Поволжье – пайлоу из

Европы на Азию

1

0,5

0,5

Подготовить краткое оповещание на заданную тему

6

Монголо-татарские завоеватели на

территории Волгоградской обл.

1

0,5

0,5

Ответить на

вопросы, профработа с картой

7

Заселение и хозяйственное освоение нашего края

1

0,5

0,5

Викторина

8

Крестьянская газават под предводительством Степана Разина

1

0,5

0,5

Ответить на

вопросы, проблемные задания

9

Попытки соединения Волги и

Дона

1

1

Ответить на

вопросы

10

Крестьянская газават под предводительством Е. Пугачева

1

0,5

0,5

Ответить на

вопросы, составить кроссворд

11,

12

Наш краешек на XIXвеке

2

1

0,5

0,5

Ответить на

вопросы, проблемные задания

13,

14

Русская геральдика

2

1

1

Составить родословную,

придумать и

нарисовать

семейный герб

15

Волгоградская криосфера на годы

Великой Отечественной войны

1

0,5

0,5

Подготовка к викторине

16,

17

Природа нашего края

2

2 +

лекция

Экскурсия

Пояснительная записка

к элективному курсу «История родного края» (6, 7 классы).

Программа по элективному курсу «История родного края» предназначена для учащихся 6, 7 классов и составлена созвучно с объёмом времени, которое отводится стройно учебному плану.

Курс состоит изо 17 теоретических занятий, которые сочетаются с элементами индивидуального и группового исследования по тем неужто иным вопросам. Рекомендуется проводить 1 академический момент на неделю на любом полугодии.

Элективный политика заключает материал, не вваливающийся на школярский политика истории.

В данном курсе имеются сведения античных авторов о истории родного края, учащиеся знакомятся с основными археологическими памятниками (могильниками) Нижнего Поволжья, иллюстрациями древностей. Рассматриваются такие темы будто «Заселение и хозяйственное освоение нашего края», «Попытка соединения Волги и Дона», «Русская геральдика», «Природа нашего края».

Программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную участие обучающихся, ведущие виды деятельности — информационный, проектный, исследовательский.

Цель курса:

* Создать условия для формирования и развития у учащихся целостного представления о историческом пути родного края, о главных этапах его развития, отличительных особенностях, о социально-экономическом развитии и природе края.

* Развитие творческой, активной личности, уважающей вчера своей страны, не безразличной к её будущему.

Задачи курса:

  • Помочь учащимся на овладении знаний исторического прошлого родного края, содействовать формированию личностного отношения к истории родного края.
  • Способствовать развитию у учащихся исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе.
    • Научить учащихся нестандартно молва отыскивание информации.
  • Вызвать устремление к самопознанию, способствовать воспитанию патриотизма и становлению активной гражданской позиции.

Методика работы предполагает следующие формы ведения занятий:

  • беседа;
  • рассказ и объяснение;
  • лекция с обсуждением документов;
  • лекция с последующим опросом;
  • викторины, кроссворды;
  • семинар;
  • исследовательская профработа (выявление проблемы, глинонакопление фактов, перфоманс с подготовленным сообщением);
  • творческие работы.

Требования к уровню образованности, компетентности учащихся затем изучения курса.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • в связник монологической форме воспроизводить информацию, содержавшуюся на устном изложении учителя;
  • работать с исторической картой;
  • с помощью учителя анализировать естественноисторический источник, будто письменный, безрезультатно и материальный и изобразительный;
  • давать оценку историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая около этом собственные суждения;

Работа с первоисточниками, дополнительной литературой закрепляет навыки самообразования, развивает логическое мышление, помогает формировать эрудированного и грамотного человека на области знаний истории родного края.

Формы отчётности за настоящий политика могут быть следующие:

  • составление реферата по всяк избранной теме;
  • решение тестовых заданий;
  • написание эссе;
  • выполнение проекта генеалогического древа, семейного герба.

Наглядные пособия, ресурсы.

Географическая метеокарта мира; исторические карты; топливомаслораздаточный материал исторических источников; иллюстрации древностей;

DVD- подготовлено около содействии НФПК – национального фонда подготовки кадров: — MediaCorDis;

Интернет-ресурсы: http://www.history.ru

http://historydoc.edu.ru

http://www.rusarchives.ru

http://www.world-history.ru/thisday.phtml   

Литература:

  • Антошин М.К. Герб, флажок и псалом России: исследование государственных символов Российской Федерации на школе. Методические рекомендации. – М.: Айрис-пресс, 2003
  • Геродот. История // Скифы: Хрестоматия. М.: Высш. шк., 1992
  • Иванов С.О. Андреев А.Р.История Камышина. Волжская книготорговля на XVI-XIXвв. Документальное историческое исследование. М, Белый волк, 1999
  • Колесниченко В.С.Родная новина волгоградская. Учебное пособие по ист. краеведению. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1983
  • Лакиер А.Б. Русская геральдика. – М.: Книга, 1990
  • Рябов С.И.История родного края: Книга для учителя. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1988
  • Соловьёв В.М.История Отечества: Популярная энциклопедия: — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000
  • Энциклопедия Волгоградской области: — Волгоград, ГУ «Издатель», 2007
  • Юдин В.Н.Слава вследствие что края: Очерки. – Волгоград: Ниж-Волж. кн. изд-во, 1987
  • Содержание программы и методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

    Введение (1 час)

    Вводная лекция:

    • создание соответствующей мотивационной установки на овладение элективного курса «История родного края»;
    • показать авторитетность отечественной истории;
    • выявить ординар начитанности школьников;
    • сообщить учащимся о предстоящем объеме работ за годочек и о своих требованиях к изучению предмета.

    Предложить учащимся высказать своё пожелание по следующему вопросу:

    • Для что полезно изучать историю своей Родины?

    Тема 1 (1 час)

    Лекция: «Сведения античных авторов о кочевых племенах Нижнего Поволжья»

    План

  • Геродот (ок. 484 – 425 гг. звук н. э.), древнегреческий нестор — IVкнига «Истории» – «Мельпомена»;
  • Гиппократ изо Коса (ок. 460 – ок. 370 гг. звук н. э.) , хваленый эллинский врач;
  • Диодор Сицилийский (ок. 90 – 21 гг. звук н. э.), римский писатель;
  • Страбон (ок. 64-63 гг. звук н. э. – ок. 20 г. н. э.), древнегреческий нестор и географ, «География».
  • Подчеркнуть утверждение о том, будто пропасть позволено получить информации, работая с историческими источниками, исторической картой.

    Работая с картой, учащиеся находят объединение расселения тюрских племён – низовья Волги.

    Самостоятельная профработа – профработа с историческим источником (желателен топливомаслораздаточный материал).

    Беседа по вопросам.

    Тема 2 (2 час)

    Лекция «Археологические источники о древностях Нижнего Поволжья»

    План

  • Как учёные узнают о жизни людей на далёком прошлом?
  • Как работает археологическая экспедиция?
  • Связи сарматов с античными городами Северного Причерноморья (керамика, металлические сосуды, стеклянные сосуды, ювелирные изделия, фибулы, бусы).
  • Заимствование греко-римской культуры.
  • Познакомить учащихся с основными археологическими памятниками (могильниками) Нижнего Поволжья; показать иллюстрации древностей.

    Беседа по вопросам, составить рассказик о источниках древности на территории нашего края.

    Тема 3 (1 час)

    Лекция «Нижнее Поволжье – пайлоу изо Европы на Азию»

    План

  • Кочевые народы: гунны, печенеги, болгары.
  • Хазары (VIII– IXвв) – столица Итиль на гаргулья р. Волги.
  • Князь Олег; Святослав I(в Х веке разгромил Хазарское царство).
  • Половцы – XI – XIIвв.
  • Беседа по вопросам, подготовить краткое оповещание на заданную тему.

    Тема 4 (1 час)

    Лекция «Монголо-татарские завоеватели на территории Волгоградской области»

    План

  • Батый (1208 – 55 гг.), потомок Чингисхана, с 1243 года титул Золотой Орды.
  • Город Сарай-Берке на р. Ахтуба, изблизи с. Царёв Волгоградской области.
  • 1480 г. – свержение монголо-татарского ига.
  • Объяснить сущностьи последствия монголо-татарского ига.

    Показать бесстрашность русского народа на борьбе с монголо-татарами; продолжать развивать у учащихся навыки работы с исторической картой, историческим источником.

    Беседа по вопросам (предполагает развёрнутые ответы учащихся на проблемные вопросы).

    Тема 5 ( 1 час)

    Лекция «Заселение и хозяйственное освоение нашего края»

    План

  • Основание Царицына (2 июля 1589 г.). Царицын – крепость, чаеторговый и рыбопромысловый центр, «металлург»
  • Основание Камышина (7 ноября 1780 г. г. Дмитриевск, базированный на 1667 г., переименовали на г. Камышин). Камышин – соляная пристань, «ткач», «сарпиночный» мастер.
  • Осветить экономическое, социальное и культурное течение родного края.

    Учащиеся отвечают на вопросы викторины.

    Тема 6 (1 час)

    Лекция «Крестьянская газават под предводительством Степана Разина (1667-1671 гг.)»

    План

  • Усиление крепостного гнета, ухудшение жизни народа.
  • Весна 1667 г. – С. Разин бросает требование о походе на Волгу и Каспий.
  • Одно изо самых больших восстаний на истории России: ракетодром – всё Поволжье, слободская Украина; фиксаж участников – крестьяне, беднейшее казачество, горожанка беднота, народы Поволжья.
  • «…Есть на Волге утёс, диким мохом оброс от вершины звук самого края» – хваленый утёс Степана Разина, севернее г. Камышина.
  • Беседа по вопросам.

    Тема 7 (1 час)

    Лекция «Попытка соединения Волги и Дона»

  • 1697 г. – новостройка канала между реками Камышинкой и Иловлей. Немец Брекель.
  • 1706 г. – прекращение строительства канала – кодицилл Петра I(остатки начатого канала сохранились на районе ж/д станции Петров Вал изблизи Камышина).
  • Беседа по вопросам.

    Тема 8 (1 час)

    Лекция «Крестьянская газават под предводительством Е. Пугачёва»

    План

  • Е. Пугачёв (1740-1775), район казак. 13.08.1774 г. Е. Пугачёв безо боя занял Дмитриевск.
  • Царицынская поездка А.В. Суворова
  • Упразднение царицынской дозорный линии; переезд «неблагонадежных» волжских казаков на Кавказ.
  • Кроссворд, совещание по вопросам.

    Тема 9 (2 час)

    Лекция «Наш краешек на XIXвеке»

    План

  • Развитие сельского хозяйства и промыслов. Ярмарочная книготорговля на первой половине XIXв.
  • Развитие капиталистической промышленности. Судостроение. 30 апреля 1897 г. – новостройка завода «Урал-Волга» (ныне стеклозавод «Красный Октябрь»). Лесообрабатывающая промышленность.
  • Способствовать формированию мировоззрения учащихся, развитию их исторического мышления; знакомить с закономерностями становления и развития капитализма на родном крае, учащиеся должны осознать социально-экономические последствия промышленного переворота на нашем крае.

    Беседа по вопросам, заключение проблемных заданий.

    Тема 10 (2 час)

    Лекция «Русская геральдика».

    Самостоятельная профработа «Составление родословной, придумать и нарисовать многосемейный герб».

  • Гербы. Государственный герб Российской Федерации. Герб города Волгограда. Герб города Камышина.
  • Составление родословной (генеалогического древа), придумать и объяснить многосемейный герб.
  • Предоставить свою родословную, нестандартный герб.

    Тема 11 (1 час)

    Лекция «Волгоградская криосфера на года Великой Отечественной войны»

  • Бессмертный подвиг советского народа на Волге – Сталинградская битва. Население области, предприятия фронту.
  • Учащиеся должны уяснить прославленный повстанческий фасон войны со стороны советского народа, всемирно-историческое масштаб разгрома фашистских армий под Сталинградом/

    Учащиеся отвечают на вопросы викторины.

    Тема 12 (2 час)

    Экскурсия + занятие «Природа нашего края»

  • Джон Перри о природных богатствах Нижнего Поволжья.
  • Флора и макрофауна нашего края.
  • Беседа по вопросам.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология