Автор конспекта:
Автор(ы): — Сафиуллина Т.В.
Место работы, должность: —
МБОУ СОШ №4 г.Азнакаево РТ, учитель биологии
Регион: — Республика Татарстан
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Биология
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Тип ресурса: — программа
Краткое описание ресурса: —
Элективный курс Чудо строения клетки
Программа элективного курса
«Чудо строения клетки»
Т.В.Сафиуллина
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 10-х классов, которые проявляют интерес к биологии, избрали для себя будущие профессии, связанные с этой наукой и служит подготовкой к ЕГЭ по биологии. Данная программа охватывает основные разделы клеточной теории, расширяет знания учащихся о единстве происхождения и строения живых организмов, их разнообразии. Особое внимание уделяется развитию у учащихся понимания того, как функционирует живая клетка, которая является единицей жизни.
В настоящее время в 10-х классах общеобразовательных школ биологии отведён один урок в неделю. Естественно, за такое короткое время невозможно понять и изучить сложнейшие вопросы, связанные с биохимией и строением клеток. Данная программа поможет решить эту проблему и расширить знания учащихся.
Программа предполагает тесную связь с уроками информатики, на которых ученики учатся пользоваться компьютером, и сами готовят индивидуальные презентации по выбранной теме.
Кроме этого, данная программа предусматривает знакомство с научной литературой, с последними достижениями в изучаемой области.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- особенности строения клеток живых организмов
- черты сходства и различия клеток различных царств живых организмов
- связь строения клеток с выполняемыми функциями
- связь строения органоидов клеток с выполняемыми функциями
- физико-химические основы работы клеток и клеточных органоидов
Учащиеся должны уметь:
- владеть терминологией
- ориентировться в научно-популярной и учебной литературе
- работать с микроскопом и готовить микропрепараты
- по схемам и рисункам определять название и функции органоидов клеток, а также отличать клетки различных царств живых организмов
Содержание курса
Количество часов – 18 -30 часов.
Введение (1час)
Цитология – наука о строении и функционировании клеток живых организмов. История представлений о происхождении и строении организмов. Древнейшие взгляды о происхождении, строении и развитии организмов ( Египет, Римская империя, страны Азии и Востока, Древняя Русь). Религия, её взгляды на жизнь. Задачи курса.
Демонстрация. Портреты учёных, рисунки.
Индивидуальные работы « Египет – страна фараонов и животных»
« Римская империя – взгляд в прошлое»
« Поклонение идолам».
Клеточная теория (1-3часа).
Исторические и научные предпосылки развития клеточной теории строения живых организмов. Изобретение микроскопа – важнейщий этап в изучении клеточного строения организмов. Этапы становления теории. Учёные, внёсщие вклад в развитие клеточной теории строения организмов.
Современная клеточная теория. Успехи современной цитологии.
Демонстрация. Портреты учёных.
Практическая работы. №1. Изучение строения и практика работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Работа со штативной лупой.
Индивидуальные работы. « История развития науки в 17-18 веках».
« Изобретение микроскопа».
« 20 век – переворот в изучении клетки».
Формы и сущность жизни (2- 5 часа).
Определение сущности жизни. Формы существования живых организмов. Современная классификация живых организмов (надцарства, царства ). Уровни организации живых существ. Основа существования жизни, признаки и свойства жизни. Метаболизм – основа существования живых существ.
Демонстрация. Рисунки, схема классификации живых организмов и уровней жизни.
Практические работы. №2.Строение клеток растений.
№3. Строение клеток животных и грибов ( по готовым микропрепаратам).
№4. Метаболизм в клетках растений.
Индивидуальные работы. « Сущность жизни. История».
« Клеточная теория в лицах».
« Электронное микроскопирование – шаг в будущее».
Строение и жизнедеятельность клетки.( 11-14часов).
Эукариотическая клетка. Органоиды как составная часть клеток и основа её существования. Наследственность и изменчивость организмов. Ядро – основа передачи наследственных качеств, хромосомы и их роль в передаче наследственных качеств и появления изменчивости. Другие виды изменчивости, их зависимость от условий среды. Многообразие эукариот ( растения, грибы, животные).
Прокариотическая клетка. Сравнение про- и эукариот. Роль прокариот в природе. Микробиология и её роль в народном хозяйстве.
Демонстрация. Таблицы и рисунки по строению клеток различных царств.
Схемы проявления наследственной и модификационной изменчивости.
Рисунки представителей различных царств живых организмов.
Практические работы. №5. Изучение явлений наследственности и изменчивости.
№6. Выращивание микроорганизмов на чашках Петри.
Индивидуальные работы. «Клетка – живое или неживое?
« Наследственность и её примеры».
« Примеры модификаций».
« Роль микробиологии в народном хозяйстве».
« Космическая роль растений»
« Экологическая цепь: нужны ли животные?».
« Роль митохондрий в жизни клетки и организма».
« Рибосомы и белок».
Неклеточные формы жизни ( 2-4часа).
Вирусы, история открытия. Строение и жизнедеятельность вирусов. Многообразие вирусов, патогенные и непатогенные вирусы. Заболевания человека, вызываемые вирусами.
Демонстрация. Рисунки вирусов и бактериофага.
Индивидуальные работы. « Человек и вирус: кто кого?».
« СПИД – эпидемия 20 века. Происхождение вируса».
Эволюция клетки ( 1-2 часа ).
Теория происхождения жизни и клеточная теория. Влияние движущих сил эволюции на развитие клеток. Роль клеточной теории в развитие представлений о возникновении жизни.
Индивидуальные работы « Ч.Дарвин и его теория. Неодарвинизм».
« Что дальше? Загадки жизни».
.
Файлы: Тест.docx
Размер файла: 12484 байт.