Автор конспекта:
Автор(ы): — Чермошенцева Наталья Владимировна
Место работы, должность: — Волковская школа
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: — Цель курса: * представить учащимся иной взгляд («взгляд с другой сторо¬ны») на проблемы Великой Отечественной войны, многие из которых продолжают сохраняться в российско-германских отношениях более шести десятилетий спустя после ее окончания; * отразить приоритет общечеловеческих ценностей; * обучить основам работы с историческими документами, при¬меняя ранее полученные знания.
Учащихся в классе (аудитории): — 9
Краткое описание: — Элективный курс «Война Германии против Советского Сою¬за. 1941-1945 годы» разработан в соответствии с основными положе¬ниями концепции модернизации образования и концепции профиль¬ного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Элективный курс
«Война Германии против Советского Союза. 1941-1945 годы» 9 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ЧЕРМОШЕНЦЕВА Н.В.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Пояснительная записка
Элективный курс «Война Германии против Советского Союза. 1941-1945 годы» разработан в соответствии с основными положениями концепции модернизации образования и концепции профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Программа курса рассчитана на 28 часов. В ее основу положены следующие принципы: проблемность, научность, доступность, преемственность и наглядность. Объектом изучения являются трудные и неоднозначные вопросы, связанные с историей войны Германии против Советского Союза 1941-1945 гг., традиционно слабо (или совсем) не освещенные в школьной программе и учебниках.
Цель курса:
* представить учащимся иной взгляд («взгляд с другой стороны») на проблемы Великой Отечественной войны, многие из которых продолжают сохраняться в российско-германских отношениях более шести десятилетий спустя после ее окончания;
* отразить приоритет общечеловеческих ценностей;
* обучить основам работы с историческими документами, применяя ранее полученные знания.
Задачи курса:
* формировать у старшеклассников представления об истории вообще (и об истории вышеназванной войны в частности) не как об иском неизменном наборе фактов и их традиционных оценок, а действительно как о науке, находящейся в постоянном поиске и развитии, немыслимой без широкого спектра самых разнообразных оценок, мнений, трактовок, суждений;
* развивать у молодежи способности уважать иную точку зрения, вести цивилизованный диалог с оппонентами, находить убедительные аргументы в научном споре, ставить новые, неожиданные на вопросы и стараться давать на них убедительные ответы;
помогать учащимся реализовывать свои творческие возможности, выйдя за рамки обычных уроков; * создавать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней школы в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования. В ходе реализации данной программы среди прочих видов учебных занятий преимущество отдается анализу первоисточников. При работе с историческими документами старшеклассники должны самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать данные разных источников, выделять общее и различное и на этой основе формировать и отстаивать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам.
К каждой теме курса учащимся предлагается «папка» с первоисточниками, подобранная автором-составителем, в которой содержатся тексты подлинных исторических документов, исторические карты, огромный иллюстративный материал, документальная кинохроника, вопросы, задания, тесты, список литературы и др.
Содержание указанного элективного курса дает старшеклассникам возможности для выбора;
- тем и вопросов для самостоятельного изучения; -форм и видов текущих и итоговой работ; -темы и формы представления итоговой работы. В качестве форм контроля автор-составитель предлагает использовать тестирование, защиту учащимися индивидуальных текущих (рефератов, эссе, таблиц, диаграмм…) и итоговых работ (научных |докладов, проектов*..), анкетирование, игры, моделирующие различные ситуации и др.
В основу оценивания знаний, умений, навыков, степени самостоятельности учащихся положен принцип накопительной рейтинговой системы, т.’ е. поэтапный учет полученных баллов, что, на взгляд автора-составителя программы, поможет учащимся в создании собственных «портфелей» учебных достижений.
Введение (1 час)
Почему был создан этот курс. Знакомство с его содержанием. Изучение памятки для работы с историческим документом.
ТЕМА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБРАЗА ВРАГА (2 часа)
Занятие 1. От «русской угрозы» к антибольшевизму.
Традиционные, восходящие к прошлым векам, представления о России как об «азиатской» стране, отсталой и неполноценной, населенной примитивными народами, не способными к восприятию культуры. Страх немцев перед размерами России и ее мощью. Захватнические планы Германии в эпоху империализма. Ужас перед «большевистской мировой революцией». Советский Союз — враг № 1.
Занятие 2. «Еврейский большевизм» в национал-социалистической пропаганде
Антирусский и антисоветский образ врага в национал-социалистическом движении. Складывание стереотипа «еврейского большевизма». Программа захвата «жизненного пространства» -главная тема национал-социалистической пропаганды. Пропагандистская антисоветская шумиха.
ТЕМА П. ПОДГОТОВКА ВОЙНЫ (1 часа)
Занятие 3. Пакт Гитлера-Сталина. Уничтожение Польского государства. Секретные германо-советские протоколы
Противоречия германской внешней политики и антисоветской пропаганды. Заключение германо-советского пакта о ненападении.
Оккупация Польши, уничтожение почти всего еврейского и порабощение остального населения страны. Секретные дополнительные протоколы между Германией и Советским Союзом. Готовность Гитлера к войне против Советского Союза.
ТЕМА III. ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ ВОЙНА (4 часа)
Занятие 4. Немецкий план нападения
Изменение немецкой стратегической концепции и конечной цели войны. «План Барбаросса». Подготовка «войны мировоззрений».
Занятие 5. Ход военных действий (июнь 1941 — ноябрь 1942 гг.).
Нападение на Советский Союз. Успехи вермахта и реакция на них в Германии и Советском Союзе. Потери Германии. Крушение концепции молниеносной войны.
Занятие 6. Война против крупных городов.
Планы германского руководства в отношении крупных городов СССР. Блокада Ленинграда.
Занятие 7. Союзники и соединения добровольцев
Сателлиты Германии в системе немецкого планирования. Немецкая пропаганда и «Движение европейских добровольцев».
ТЕМА IV. НЕМЕЦКИЙ ОККУПАЦИОННЬЙ РЕЖИМ (2 часа)
Занятия 8. Обеспечение господства Германии на Востоке
Складывание системы управления на захваченной советской территории. Основные направления экономической немецкой оккупационной политики.
СС и полиция. Отношение к населению на оккупированной советской территории.
Занятия 9. Политика истребления.
Положение советских военнопленных до весны 1942 г. Уничтожение советских евреев — составная часть идеологического «мирового крестового похода» против «еврейско-большевистской системы». Основные исполнители политики уничтожения. «Борьба с бандитизмом».
ТЕМА V. КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (2 часа)
Занятие 10. Коллаборационизм
Отношение местного населения к немецкой оккупации: решающие факторы поведения. Немецкая классификация «местных вспомогательных вооруженных сил». Основные направления их деятельности.
Русская Освободительная Армия и националистические организации на Украине. Немецкие данные о численности коллаборационистов.
Занятие 11. Партизанское движение
Усилия советской стороны по организации партизанских отрядов и централизованному управлению ими. Цели и задачи партизанского движения. Советские партизаны глазами солдат и офицеров вермахта.
ТЕМА VI. НЕМЕЦКИЙ «ФРОНТ НА РОДИНЕ» (2 часа)
Занятие 12. Пропаганда, террор и сопротивление
Пропагандистские мероприятия и усиление репрессий в Германии. Основы для массового террора внутри страны. Сопротивление противников национал-социалистического государства.
Занятие 13. Советские военнопленные в Германии. Советские граждане на принудительных работах
Использование советских военнопленных во всех сферах экономики Германии. Условия жизни советских военнопленных. Отношение к бывшим советским военнопленным после возвращения их на родину. Официальная статистика принудительных трудовых лагерей и иностранных рабочих в «третьем рейхе». Принудительное привлечение советских граждан для удовлетворения все возрастающей потребности в рабочей силе. Условия работы и жизни «остарбайтеров». Отношение к бывшим после их возвращения на родину.
ТемаVII. КОНТРУДАР СОВЕТСКОГО СОЮЗА (2 часа)
Занятие 14. Ход боевых действий (ноябрь 1942 — декабрь 1гг.)
Катастрофа под Сталинградом. Провал наступления под Курском. Новая концепция войны. «Выжженная земля». Поражения вермахта в 1944 г. Перенесение военных действий за пределы советской территории.
Занятие15. Советская победа: освобождение и завоевание. Крах союзников Германии. Создание победителями правительстве, дружественных сталинскому режиму. Немецкое сопротивление на Западном и Восточном фронтах. Падение Берлина. Капитуляция Германии.
ТЕМА VIII. ПОРАЖЕНИЕ (1 час)
Занятие 16. Немецкие военнопленные в Советском Союзе Немецкое население и Советская Армия
Общая численность немецких солдат и офицеров, оказавшихся в советском плену. Использование немецких военнопленных и условия их жизни. Советский плен — тяжелый психологический удар для немецких солдат.
Паническое бегство миллионов людей из восточных районов Германии. «Тотальная мобилизация» населения Германии на борьбу с «азиатскими ордами». Акты мести немцам со стороны солдат Советской Армии и отношение к этому советского руководства. Действия советских оккупационных властей.
ТЕМА IX. ОТНОШЕНИЕ К НАСЛЕДИЮ (1 час)
Занятие 17. Первые послевоенные годы. Новая конфронтация и старые образы врага. Необходимость помнить
Оккупационный режим держав-победительниц. Демилитаризация и денацификация — предпосылки для строительства в Германии мирного демократического общества. Военное поражение Германии: освобождение или катастрофа? Критика войны с Советским Союзом в средствах массовой информации и отношение к ней немцев. Нюрнбергский процесс и реакция на него немецкого общества.
Образование двух немецких государств и вступление их в разные политические блоки. Оживление старых образов врага. Вопрос о немецких военнопленных на территории СССР. Невозможность критического переосмысления войны в сложившемся политическом и культурном климате противостояния Востока и Запада.
Конец 1950-х гг.: «осмысление прошлого» только начинается. Безнаказанность нацистских преступников. ГДР: ритуальные действия вместо конкретных воспоминаний. «Новая восточная политика» ФРГ и постепенный демонтаж образа врага. Требование «безоговорочного признания вины» перед Советским Союзом. Германия и Россия: XXI век.
Обобщающее занятие (1 час)
Введение
I Задачи: познакомить учащихся со структурой курса; выбрать тему исследования; изучить памятку по работе с историческими документами.
Основное понятие: исторический документ,
ТЕМА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБРАЗА ВРАГА
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать, что большая часть немецкого населения считала Россию (Российскую империю, РСФСР, СССР) противником, представляющим особую угрозу для Германии; что нацисты, модернизировав традиционный образ врага, использовали его для осуществления своих захватнических планов на Востоке.
Основные понятия: панславизм, антикоммунизм, антисемитизм, национал-социализм, НСДАП, «азиатское варварство», «арийская раса», «большевистская угроза», «еврейский большевизм», «жизненное пространство».
ТЕМА I I . ПОДГОТОВКА ВОЙНЫ
Задачи: на основе анализа предложенных документов выяснить действительные причины германо-советского сближения в 1939 г. и показать последствия этого; прийти к пониманию, что заключение пакта «Гитлер-Сталин» и последующих договоров не исключало в дальнейшем возможность войны Германии против Советского Союза. з Основные понятия: Вторая мировая война, пакт, ратификация, Денонсация, аннексия, оккупация, экспансия, геноцид, гетто, протекторат, аншлюс.
ТЕМА III. ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ ВОЙНА
Задачи: на основе анализа предложенных документов сделать вывод, что с самого начала планируемая против Советского Союза Война была объявлена «борьбой на уничтожение», которая должна Вестись с «неслыханной жестокостью»; что зверства фашистов по отношению к населению Советского Союза были спланированы их руководителями задолго до начала войны; что участие сателлитов Германии в войне против Советского Союза было обусловлено прежде всего желанием получить «свою долю» в процессе территориального Передела европейского континента.
Основные понятия: план «Барбаросса», «молниеносная война», блокада, сателлиты, «фольксдойче», «Движение европейских добровольцев».
ТЕМА IV. НЕМЕЦКИЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ
Задачи: на основе анализа предложенных документов прийти к пониманию, что режим, созданный нацистами на захваченных территориях Советского Союза, был направлен на эксплуатацию и уничтожение населения, что его главной целью являлось установление на Востоке долговременного господства Германии; что политическое И военное руководство «третьего рейха» рассматривало советских военнопленных не только как представителей «неполноценной расы», но и как потенциальных врагов национал-социалистической Германии на оккупированной ею территории, и делало все, чтобы свести к минимуму возможность советских солдат выжить в плену; что уничтожение евреев являлось частью идеологии нацистов и заранее планировалось ими.
Основные понятия: экономический штаб «Ост», рейхскомиссары, СС, СД, оперкоманды, зондеркоманды, «ла-фюреры», «деиндустриализация», приватизация, «укрепление германской народности; расизм, антисемитизм, депортация, «душегубка», холокост.
ТЕМА V; КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать, что вступление немецких войск на территорию Советского Союза вызвало у местного населения различную реакцию, выявить решающие мотивы поведения местного населения; выделить основные направления деятельности: а) добровольных помощников оккупантов; б) партизан и подпольных групп; представить позиции руководителей РОА и ОУН и показать отношение к ним нацистских правителей.
Основные понятия: коллаборационизм, партизанское движение, национализм, РОА, ОУН, «хиви».
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать, как нацистское правительство стремилось поддерживать стабильность немецкого общества путем активной пропагандистской работы и массового террора, основы для которого были созданы еще до войны; объяснить, чем была вызвана перемена настроений в немецком обществе, и привести примеры сопротивления нацистскому режиму внутри страны; выяснить положение советских военнопленных и граждан, |угнанных на принудительные работы.
Основные понятия: пропаганда, террор, репрессии, «остарбайтеры», немецкий «фронт на родине».
ТЕМА VII. КОНТРУДАР СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать реакцию немецких солдат и офицеров, гражданского населения и нацистского руководства на поражение вермахта на Восточном фронте.
Основные понятия: коренной перелом в войне, антигитлеровская коалиция, «восточный вал», «выжженная земля», сепаратный мир, капитуляция.
ТЕМА VIII. ПОРАЖЕНИЕ
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать положение немецких солдат и офицеров в советском плену; отношение советских солдат и советской военной администрации к немецкому населению.
Основные понятия: концентрационный лагерь, «тотальная мобионизация», «фольксштурм», «гитлерюгенд».
ТЕМА 9. ОТНОШЕНИЕ К НАСЛЕДИЮ
Задачи: на основе анализа предложенных документов показать сущность оккупационного режима, установленного державами- по5едительницами; реакцию немецкого общества на военное поражение Германии; невозможность критического переосмысления войны в
условиях новой конфронтации; выяснить причины, заставившие немецкое общество безоговорочно признать преступления, совершенные Германией против Советского Союза; обсудить перспективы российсо-германских отношений.
Основные понятия: репарации, демилитаризация, денацификация, «холодная война», военные преступники, неофашизм, ГДР, ФРГ, Западный Берлин, объединение Германии.
Обобщающее занятие
Итоговое тестирование; отчет о проделанной исследовательской работе; подведение итогов изучения курса.
Файлы: Задачи воспитания на уроках истории.doc
Размер файла: 47616 байт.