Автор конспекта:
Автор(ы): — Поварницына Наталья Алексеевна
Место работы, должность: — МОУ Старобуянская ООШ, учитель технологии
Регион: — Самарская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Предмет(ы): — Технология
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — образовательная программа
Краткое описание ресурса: — Открыть для ребёнка мир кукольного искусства, раскыть его твореский потенциал и спланировать разумный досуг поможет организация в образовательном учреждении элективного курса по изготовлению кукол. Содержание курса относится к предметам "Мировая художественная культура" и "Технологии".кроме получения подростками определённых знаний и умений курс призван способствовать формированию у подростков этнически толерантного мышления. в программе реализуется идея воспитания нравственности, формирования понятий "арнамент". Программамв сжатой форм содержит основные сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения и предлагает, что у подростков будет сформирован интерес к предмету. Програма применена для разных групп школьников в любой период учебного года и имеет практическую направленость содержания к использованию с занимающимися дизайном предметной среды и декоративно — прикладным творчеством.
Пояснительнаязаписка
— — «Неследуетзабывать,чтоосновнойзакондетскоготворчествазаключаетсявтом,чтоценностьегоследуетвидетьневрезультате,невпродуктетворчества,важното,чтоонисоздают,творят,упражняютсявтворческомвоображениииеговоплощении»
— Л.С.Выготский.
— — Кукла.…Попробуй – текАнайтиболее древнююигрушку!Асколькоунеёназначений!Встародавниевременавкуклыигралинетолькодети.Быликуклы,применявшиесявритуальныхобрядах.Вспомнимхотябыпримитивныеподелкииздереваиглины,изображающиелюдейиживотных.
Ребёнокмогигратьсщепочкой,обёрнутой тряпочкой,скуклой,сплетённойизсоломы.Акакиезабавныеделалисьглиняныезверюшки – свистульки!Куклу одухотворяли,кнейобращалиськаккживомусуществу.
Кукла – однаизинтереснейшихстраницвисториикультуры.Человексоединёнскуклойкудаболеепрочно,чеммысегодняможемпредставить.Кукла,повторяячеловекаиотталкиваясьотнего,связанас нимфизическим,психологическимимировоззренческимисвязями.
Всовременнойпсихологииролькуколрассматриваетсявразличныхаспектах.Куклывыступаютатрибутомдетства,детскойкультуры.Так,куклыимеютособоезначениедляэмоциональногоинравственногоразвитиядетей.
Куклыпомогаютперевоплощатьсявзрослымиучатдетей.Скуклойребёнокбыстрееилегчеовладеваетнавыкамиобщения(сигрушкойлегчеразговаривать);сегоднякукламилечатзаикание,нарабатываютмоторикукисти,«рукойучатголову».
Спецификаданногокурсавтом,чтоосвоениеучебнымиумениями,навыкамииспособамичеловеческойдеятельностиобучающимисяпроисходитвтеснойвзаимосвязиивпроцессепошаговогоизучениятехнологииизготовлениякукол.
Формированиестольразновозрастныхгруппаобучающихсяделаетданныйкурсуникальным.Такойподходпозволяетвоспитыватьудетей чувствосвоейзначимостиивзаимопомощи,нужностистаршихимладшихдругдругу.Занятиеконкретнымтворческим,вызывающиминтересуокружающихбудетспособствоватьсоциализацииипоможетучащимсячувствоватьсебяувереннеевжизни.
Впроцессеизучениякурсапреподавательобращаетвниманиенатакиеособенностиработыученика,как:последовательностьизготовлениякуклы,внимание,усидчивость,желаниеработать,умениеслышать,восприниматьиреализоватьзадачу,поставленнуюучителем,напрактике.Всовокупностиэтифакторывлияютнатерекомендации,которыеможноиспользоватьприбеседесучащимсяпоокончаниикурсаобуспешностиегодальнейшегообучения.
Целиизадачи:
· повышениеушкольниковинтересакпредмету;
· нравственноеиинтеллектуальноеразвитиеучащихся;
· воспитаниеэстетическоговкуса,развитиевоображения;
· развитиетворческихихудожественныхспособностей;
· самопознаниеребёнкомсвоейличностиисвоихтворческихспособностей;предоставлениеобучающимсявозможностиличностногосаморазвиваться;
· формированиеуподрастающегопоколениябережногоотношенияккультурномунаследию,кистории,уваженияклюдямтруда;
· Обучениедетейконкретнымтехнологиям,умениеминавыкамизготовлениякуколсвоимируками.
— Дляподведенияитоговпоработампроводитсяитоговыйпросмотрработвместесучащимися,накоторомпреподавателемсовместнособучающимисягруппыдаётсяанализвыполненныхработ.Формойитоговойаттестацииявляетсявыполнениеэкзаменационнойпостановки,котораяподразумеваетдемонстрациюстепениосвоенностипредусмотренныхпрограммойзнанийиумений.
Предлагаетсяиспользоватьназанятияхобъяснительно – иллюстрированныйметодобучения,репродуктивныйметодобучения,методпрактическихупражнений,методпоисковыхрешенийит.п.предлагаетсяизготовлениеобразцовисувениров,выставки – праздниккукол.
Преподавательиндивидуальноподходиткработекаждогоучащегося,ставяпередхорошоуспевающимиболеесложныезадачи.
Кконцуизучениякурсаучащиесяусваиваютследующиезнания:
понятие«орнамент»,«символика»,«семантика»,основныеправилапостроения орнамента.Типыивидыкукол.Папье-маше – назначение,применение.Получаютсведенияонародномкостюме, — атакжеовладеваютумениями:
конструированияимоделирования,изготовлениячастейкуклыизпапье-маше.Самостоятельновыбиратьивыполнятьэскизыоформленияодежды.
Оборудованиеиматериалы:
· Лоскуты,тесьма,нитки,ленты,кружева,ножницы,иглы,напёрстки;
· Пластиковыебутылки(подкаркас),бумага.
· Краски,кисти;
· Образцыкукол;
· Иллюстрации:куклывкнигах,накарточках,открытках.
— Учебно – тематическоепланированиеэлективногокурса
«Изготовлениекуклы»
№ п/п
Наименованиетемы
Кол – вочасов
1
Историякукол.Типыивидыкукол.
2
2
Народныекостюмы,орнаментика,семантика
1
3
Выполнениеграфическихработвальбоме.
Зарисовкаразличныхвидовкукол,самостоятельнаяработанадэскизамикуколвразличныхкостюмах.
2
4
Папье–маше.Видыбумаги. Назначение,применение.
1
5
Оборудование иматериалыдляизготовлениякуклы.
1
6
Творческаяработа.
Изготовлениекуклывнародномкостюме
Изготовлениеголовы,рук,ногизпапье-маше;
Изготовлениевыкройки – лекалкостюма;раскрой; сшивание;
Соединениеголовыскаркасом(пластиковаябутылка);
Оформлениелица;
Соединениекодежде – руки,ноги;
Оформлениевсейкуклы;
9
7
Итоговоезанятие.
Выставка – кукол.
1
— — — Программноесодержаниеэлективногокурса
«Изготовлениекуклы»
— Тема 1.Историякукол.Типыивидыкукол – 2часа.
— Ролькуклывжизничеловека,всовременнойтехнологии.
Кукла – однаизинтереснейшихстраницвисториикультуры.
Предназначениекуклы,еёвидиспособыизготовления.Типыкукол.Демонстрациякукол.
— Тема 2.Народныекостюмы,орнаментикаисемантика – 1час.
— Краткиесведенияокостюмах.Чтотакоеорнамент.Видыорнамента.Ворот,подол,обручья.Пояс.
— Тема 3. Выполнениеграфическихработвальбоме – 2 часа.
— Зарисовкаразличныхвидовкукол,самостоятельнаяработанадэскизамикуколвразличныхкостюмах.
— Тема 4.Папье-маше – 1 час.
— Видыбумаги.Назначение,применение.Последовательностьвыполненияпапье-маше.
— Тема 5.Оборудованиеиматериалы дляизготовлениякуклы – 1час.
— Лоскуты,тесьма,нитки, ленты,кружева,ножницы,иглы,напёрстки,краски,кисти.Пластиковыебутылки,бумага,клей.
Организациярабочегоместа.Правилаработыитехникабезопасности.
— Тема 6.Творческаяработа – 9часов.
— Изготовлениекуклы.Этапыизготовлениякуклы:изготовлениеизпапье-машеголовы,рук,ног.Изготовлениевыкройки – лекал;раскройодежды;сборкакуклы;сшиваниеодежды.Окончательнаяотделка.
— Тема 7.Итоговый урок – 1час.
Выставкакукол.
— Списоклитературы
— ВойдоноваН.М.Мягкаяигрушка. – М.:Изд – воЭскмо,2004. – 160с.,ил.
— Выготский Л.С.Воображениеитворчествовдетскомвозрасте. – М.:Просвещение,1991.
— ВоробьёваО.Я.Декоративно – прикладноетворчество5 – 9 классов:Традиционныенародныекуклы.Керамика. – Волгоград:Учитель,2009. – 140с.:ил.
— МолотобароваО.С.Кружокизготовленияигрушек – сувениров:Пособиедляруководителейкружковобщеобразоват.шк.и внеш.учреждениях.2 – еизд.,дораб. – М.:Просвещение,1990. – 176.:ил.
— СорокинаН.Ф.Играемвкукольныйтеатр:Пособиедлявоспитателей,педагоговдополнительногообразованияимузыкальныхруководителейдетскихсадов. – М.:АРКТИ, 2001. – 160с.: ил. – (Развитиеивоспитаниедошкольника).
— — — — — — — — — —
Файлы: Прикладное искусство Японии.ppt
Размер файла: 1349632 байт.