Автор конспекта:
Автор(ы): — Бадяева Елена Вячеславовна

Место работы, должность: —

Республика Татарстан, город Альметьевск, муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №11", учитель математики

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — среднее профессиональное образование

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Математика

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: —

Элективный курс В мире текстовых задач направлен на систематизацию знаний, углубление отдельных разделов основного курса математики и предусматривает изучение нестандартного метода решения задач на проценты.Текстовые задачи, включенные в программу курса содержат как задачи базового уровня, так и более сложные, для решения которых требуется нестандартные подходы. Это дает возможность реализовать дифференцированный подход к учащимся. На протяжении всего курса учащимся дается возможность самим подбирать задачи по заданной теме.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

В мире текстовых задач

Учебная рабочая программа

элективного курса по математике

для учащихся 9 классов

в предпрофильной подготовке.

Автор-составитель:

Учитель первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №11» г.Альметьевска, РТ

Елена Вячеславовна Бадяева

Альметьевск

2014

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и разработана на основе следующих нормативных правовых документов:

-Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.09.2013);

-приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

-типового положения об образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19-03-2001 № 196;

-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

Текстовые алгебраические задачи, или, иначе задачи на составление уравнений представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на выпускных экзаменах в школах. Способов решения задач множество, и выпускник средней школы должен владеть значительным их количеством. Интерес к текстовым задачам вполне понятен. Решение этих задач связано с развитием логического мышления, сообразительности, наблюдательности, а зачастую и с непростыми преобразованиями, возникающими при решении систем уравнений и неравенств. Текстовые задачи вызывают трудности у учащихся. Отчасти это происходит от недостаточного внимания, уделяемого их решению в школьном курсе.

В основе данного курса, заложена межпредметная связь математики с химией и физикой. Данный элективный курс ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному, социально-экономическому и техническому профилю.

Элективный курс «В мире текстовых задач» направлен на систематизацию знаний, углубление отдельных разделов основного курса математики и предусматривает изучение нестандартного метода решения задач на проценты.

Цели курса:

  • Сформировать у учащихся навыки решения текстовых задач задач «на смеси, растворы, проценты»; задач «на движение»; задач «на числа»;
  • активизировать познавательную деятельность школьников;
  • подготовка к успешной сдаче малого ЕГЭ по математике;

Задачи курса:

  • помочь самоопределению учащихся путем погружения в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории:
  • обеспечить педагогические условия для расцвета личности школьника, его творческого потенциала.
  • повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
  • дать возможность реализовать полученные знания;
  • воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.

Текстовые задачи, включенные в программу курса содержат как задачи «базового» уровня, так и более сложные, для решения которых требуется нестандартные подходы. Это дает возможность реализовать дифференцированный подход к учащимся. На протяжении всего курса учащимся дается возможность самим подбирать задачи по заданной теме, что учитывается при конечном контроле.

К завершению курса учащиеся должны владеть терминами, применяемыми в задачах курса, уметь выбирать рациональный способ решения той или иной задачи, владеть различными приемами решения задач.

Анализ и контроль учебной деятельности проводится на последнем занятии-семинаре. На этом уроке группы учащихся представляют задачи по выбранной ими теме и их решение.

Учебно-методический план

№п/п

Тема

Количество часов

Вид урока

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

1

Правила решения задач

1

Теоретическое занятие

2

Задачи «на смеси, растворы, проценты»

4

Практическое занятие

2

3

Задачи «на движение»

4

Практическое занятие

2

4

Задачи «на движение»

2

Практическое занятие

1

5

Задачи «на числа»

2

Практическое занятие

1

5

Решение различных задач

4

Семинар

3

17

9

Содержание курса.

Содержание тем учебного курса

1. Введение (1 час).

Правила решения задач

Учащиеся должны знать: Стандартную схему решения текстовых задач.

Учащиеся должны понимать, в текстовых задачах моделируются, как правило, реальные ситуации.

2. Задачи «на смеси, растворы, проценты» (4 часа).

1. Нахождение концентрации.

2. Составление уравнения баланса.

3. «Старинный способ»

Учащиеся должны знать: основные допущения, обычно используемые в задачах «на смеси, растворы, проценты».

Учащиеся должны уметь: составлять новую смесь или нового сплав, подводя баланс количества каждой компоненты в новой смеси.

3. Задачи «на движение», задачи «на движение» (6часов)

1. Физические соотношения между временем, скоростью и пройденным расстоянием при равномерном движении.

2. Физические соотношения между временем, производительностью (мощностью) и работой.

3. Относительность движения.

Учащиеся должны знать: соотношения между физическими величинами.

Учащиеся должны понимать: аналогию между задачами «на работу» и задачами «на движение».

Учащиеся должны уметь: учитывать относительность движения, «переводить» слова «быстрее», «раньше», «позднее», «медленнее» на язык «больше», «меньше».

4. Задачи «на числа» (2 часа).

Учащиеся должны уметь: раскладывать число по разрядам.

5. Решение различных задач (4 часа).

Выбор учащимися задачи по какой-либо теме из сборников для подготовки к экзамену. В процессе решения учащиеся должны продемонстрировать знания и умения полученные при изучении тем курса.

Литература для учителя

  • ГИА-9 под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова, Легион-М, Ростов-на-Дону, 2013.
  • Математический кружок. 6-7 классы. А.В.Спивак. 2009, Математический кружок. 6-7 классы. А.В.Спивак, издательство МЦНМО, Москва,2009.
  • Математика абитуриенту. В.В. Ткачук, Математический кружок. 6-7 классы. А.В.Спивак, издательство МЦНМО, Москва, 2006.
  • А.С. Чесноков«Дидактические материалы по математике для 6 класса», А.С. Чесноков, К.И. Нешков. -М. ; «Академкнига/учебник», 2010.
  • В.И.Жохов«Дидактические материалы по алгебре для 8 класса», В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев — М. ;«Просвещение», 2010.
  • И.В.Ященко«Математика ЕГЭ Тематическая рабочая тетрадь» / И.В.Ященко, С.А.Шестаков, П.И.Захаров – М. ; «Экзамен», 2010.
  • Литература для учащихся

  • ГИА-9 под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова, Легион-М, Ростов-на-Дону, 2013.
  • А.С. Чесноков«Дидактические материалы по математике для 6 класса», А.С. Чесноков, К.И. Нешков. -М. ; «Академкнига/учебник», 2010.
  • В.И.Жохов«Дидактические материалы по алгебре для 8 класса», В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев — М. ;«Просвещение», 2010.
  • И.В.Ященко«Математика ЕГЭ Тематическая рабочая тетрадь» / И.В.Ященко, С.А.Шестаков, П.И.Захаров – М. ; «Экзамен», 2010.
  • Интернет-ресурсы

  • http://xn--80aaicww6a.xn--p1ai/?redir=1
  • http://alexlarin.net/ege15.html
  • http://opengia.ru/subjects/mathematics-9/topics/3
  • 1.Задачи "на смеси, растворы, проценты"

    В условиях таких задач речь чаще всего идет о сплавлении каких-либо металлов, растворении друг в друге различных веществ или переливании жидкостей, состоящих из нескольких компонент.

    Основные допущения, обычно используемые в таких задачах, состоят в следующем:

  • все получающиеся смеси или сплавы однородны;
  • при слиянии двух растворов, имеющих объемы V1 и V2, получается смесь, объем которой равен V1 + V2.
  • Принимая эти допущения, рассмотрим смесь трех компонент А, В, С с объемами VА, VВ, VС. полный объем смеси V состоит из суммы объемов чистых компонент.

    V=VА+VВ+VС.

    Объемной концентрацией компоненты А называется отношение объема чистой компоненты VА в растворе ко всему объему смеси

    сА =

    Аналогическим образом определяются концентрации других компонент.

    СВ

    сС

    сумма всех концентраций, очевидно, равна единице

    сА + сВ + сС =1.

    Иными словами, объемная концентрация показывает, какую долю полного объема смеси V составляет объем вещества А.

    Процентным содержанием компоненты А называется величина

    рА = сА . 100%

    т.е. концентрация этого вещества, выраженная в процентах. Так, например, концентрации 0,23 отвечает процентное содержание 23%.

    Таким же образом определяются и весовые (массовые) концентрации и процентное содержание, а именно как отношение веса чистого вещества в сплаве к весу сплава.

    Для того, чтобы решить задачу, связанную со смешиванием растворов или сплавлением сплавов, необходимо вводить концентрации отдельных компонент. Зная их концентрации необходимо «расщепить» данное количество смеси на отдельные компоненты, а затем произвести указанным в условии задачи способом составление новой смеси или нового сплава, подводя баланс количества каждой компоненты в новой смеси.

    Пример1. Определить процентное содержание спирта в растворе, полученном при смешивании пяти литров 20%-го и семи литров 35%-го растворов спирта.

    Решение: Количество «чистого» спирта в первом растворе равно 0,23.5(л), а во втором растворе – 0,35.7(л). При смешивании общее количество спирта не изменилось (а объем нового раствора равен 5+7=12(л)). Поэтому можно записать уравнение для объемной концентрации х спирта в полученном растворе

    0,23.5+0,35.7= х. .12,

    откуда х=37/120 процентное содержание равно (37/120) .100% или (185/6)%.

    Ответ: (185/6)%

    Решение задач на «сплавы, смеси и растворы» старинным способом.

    Рассмотрим пример решения задачи на сплавы. Имеются 2 куска сплава. Первый содержит р% меди, второй – q% меди. В каком отношении нужно взять и переплавить эти сплавы, чтобы в результате получить сплав с r% содержанием меди?

    Решение:

    Пусть взято х кг первого сплава и у кг второго сплава. В первом сплаве

    кг чистой меди, а во втором —

    кг чистой меди. Два куска сплава вместе весят х+у кг, чистой меди в нем

    кг. Процентное содержание меди в полученном сплаве составляет

    что по условию задачи равно r%. Получили уравнение

    . Преобразуем его.

    рх+qу=(х+у)r, (p-r)x=(r-q)y,

    . Это отношение при p

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология