Автор конспекта:
Автор(ы): — Виняева Елена Николаевна

Место работы, должность: — учитель математики МБОУ «Порецкая СОШ»

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Алгебра
Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

ü определить уровень способностей учащихся и уровень их готовности к профильному обучению в школе и вузе;

ü систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;

ü познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения;

ü реализовать межпредметные связи.

Используемые учебники и учебные пособия: —

1) Макарычев, Ю.Н. Алгебра: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Мендюк, К.И. Нешков, С..Б. Суворова. – М.: Просвещение,2006

2) Макарычев, Ю.Н. Алгебра: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Мендюк, К.И. Нешков, С..Б. Суворова. – М.: Просвещение,2006

3) Алгебра: пробный учебник для 7 – 9 классов средних школ. / К.С. Муравин, Г.К. Муравин. – М.: Просвещение, 2004.

4) Алгебра. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2010: Учебно-методическое пособие под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону, «Легион», 2008.

Используемая методическая литература: —

1) Макарычев, Ю.Н. Алгебра: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Мендюк, К.И. Нешков, С..Б. Суворова. – М.: Просвещение,2006

2) Макарычев, Ю.Н. Алгебра: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Мендюк, К.И. Нешков, С..Б. Суворова. – М.: Просвещение,2006

3) Алгебра: пробный учебник для 7 – 9 классов средних школ. / К.С. Муравин, Г.К. Муравин. – М.: Просвещение, 2004.

4) Алгебра. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2010: Учебно-методическое пособие под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону, «Легион», 2008.

Краткое описание: — Элективный курс «Текстовые задачи»

Элективный курс «Текстовые задачи»

Пояснительная записка

Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том, что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет в среднем около 30%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типо­вые задания, которые были достаточно хорошо отра­ботаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубоко­го изучения этого традиционного раздела элементар­ной математики.

Данный элективный курс рассчитан в первую оче­редь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный вы­бор профиля обучения в старших классах и качест­венно подготовиться к ЕГЭ и конкурсным экзаменам в вузы. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной про­граммы.

Полный минимум знаний, необходимых для ре­шения всех типов текстовых задач, формируется в те­чение первых девяти лет обучения в школе, поэтому представленный элективный курс «Текстовые зада­чи» рекомендуется вводить с 8-го класса.

Представленный элективный курс содержит темы: «Текстовые задачи и техника их реше­ния» является обзорной. При ее раскрытии акцент должен быть сделан на выделение основных этапов решения текстовых задач и их назначение. Следу­ет также обратить внимание учащихся на важность умелого письменного оформления. Следующие темы – «Решение задач с помощью линейных уравнений»,«Задачи на движение», «Задачи на смеси, сплавы, растворы», «Задачи на работу», «Задачи на проценты», «Бытовые задачи» – закрепляют и дополняют знания уча­щихся, полученные на уроках. «Задачи с экономическим содержанием», – выходит за рамки школь­ной программы и значительно совершенствует навы­ки учащихся в решении текстовых задач.

Цели и задачи курса:

ü определить уровень способностей учащихся и уровень их готовности к профильному обучению в школе и вузе;

ü систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;

ü познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения;

ü реализовать межпредметные связи.

Ожидаемые результаты

После изучения курса учащиеся должны:

ü уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;

ü уметь применять полученные математические знания при решении задач;

ü уметь использовать дополнительную математи­ческую литературу.

Содержание курса

1. Линейные уравнения и его корни. Решение задач с помощью линейных уравнений.

Повторение линейного уравнения и техники его решения.

2. Текстовые задачи и техника их решения.

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их при­меры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач ариф­метическими приемами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их систем. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чер­теж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

3. Задачи на движение. Задачи на движение по реке.

Движение тел по течению и против течения. Рав­номерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстоя­ния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

4. Решение задач на совместную работу.

Умение всю работу применять за единицу и используя это условие составлять уравнение.

5. Задачи на сплавы, смеси, растворы.

Формула зависимости массы или объема вещес­тва от концентрации и массы или объема. Особенно­сти выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы дан­ных задачи и ее значение для составления математи­ческой модели.

6. Задачи на работу.

Формула зависимости объема выполненной рабо­ты от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической моде­ли.

7. Задачи с экономическим содержанием.

Формулы процентов и сложных процентов. Осо­бенности выбора переменных и методики решения за­дач с экономическим содержанием.

Литература:

1) Макарычев, Ю.Н. Алгебра: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Мендюк, К.И. Нешков, С..Б. Суворова. – М.: Просвещение,2006

2) Макарычев, Ю.Н. Алгебра: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Мендюк, К.И. Нешков, С..Б. Суворова. – М.: Просвещение,2006

3) Алгебра: пробный учебник для 7 – 9 классов средних школ. / К.С. Муравин, Г.К. Муравин. – М.: Просвещение, 2004.

4) Алгебра. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2010: Учебно-методическое пособие под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону, «Легион», 2008.

Тематическое планирование элективного курса по алгебре в 8 классе

(1 час в неделю, 34 часа)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

Вид контроля

Оборудование

ЦОРы

1

Уравнение и его корни.

1

Знать определение линейного уравнения и корней уравнения, график уравнения;

Уметь решать линейные уравнения; задачи с помощью уравнений .

Индивидуальные задания

www.examen.biz

http://www.td-shkolnik.com

2

Линейное уравнение с одной переменной и его график.

1

3

Решение задач с помощью линейных уравнений.

1

4

Текстовые задачи и техника их решения.

1

Познакомить с видами текстовых задач и техникой их решения.

5-6

Решение задач с помощью графиков.

2

Выработать у учащихся умение решать задачи с применением графиков.

7-9

Решение бытовых задач.

3

Сформировать умение решать задачи, содержащие табличные данные.

Индивидуальные задания.

Таблица

10-12

Решение задач на проценты.

3

Уметь решать задачи на нахождения процента от числа.

Индивидуальные задания.

www.1september.ru

13

Урок-тест.

1

Проверить знания по теме «Решение задач».

14-17

Решение задач на смеси и сплавы.

4

Выработать у учащихся решать задачи на смеси и сплавы.

Презентация.

18-21

Решение задач на движение.

4

Сформировать умение решать задачи на движение

Индивидуальные задания.

Таблица

22-24

Решение задач на движение по воде.

3

Сформировать умение решать задачи на движение по течению и против течения реке.

самостоятельная работа.

http://ege.edu/ru

25-28

Решение задач на работу.

4

Сформировать умение решать задачи на совместную работу.

29-31

Задачи с экономическим содержанием.

3

Ввести формулу сложного процента и умение ее применять.

http://edu/ru

32

Урок-тест

1

Проверить знания по теме «Решение задач».

33-34

Элементы статистики.

2

Повторить понятие частоты, медианы.

Файлы: алгебра7кл.doc
Размер файла: 240640 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология