Автор конспекта:
Автор(ы): — Зайнетдинова К.М.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: — Иная категория

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Краткое описание: — Элективный курс — система занятий, ориентированных на овладение учащимися методикой написания сочинения

Пояснительная записка

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пере­смотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов. Ос­тавшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от уча­щегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способно­сти эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компе­тентности входят способность понимания текста (в широком значении слова «текст»), вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.

Качественный анализ ответов выпускников по заданным критериям позво­лил увидеть уровень готовности учащихся к выполнению части С, обозначить проблемные точки, над которыми нам предстоит специальная работа в бли­жайшем будущем.

Наша задача сегодня — разобраться в причинах неуспехов школьников, выде­лить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и ли­тературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хо­рошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.

Таким образом, новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием нехудожественного текста и способами его выражения, а также практического применения полу­ченных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного по­строения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы (в основном по орфографии и пунктуации).

Цель элективного курса:подготовить девятиклассников к успешному выполнению части С новой формы: сформировать способность к созданию письменного высказывания на ос­нове предложенного публицистического или художественного текста.

В задачи данного курса входит обучение:

  • способам понимания текста;
  • способам выражения понимания чужого;
  • способам выражения собственной позиции;
  • созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникатив­ной задаче и т.д.

А также развитие рефлексивных способностей на основе способов различения авторской позиции, позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной.

Формы работы:коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

Элективный курс «Успешно пишем сочинение» (подготовка к выполнению части С экзамена по русскому языку в новой форме) рассчитан на 17 часов и предназначен для девятиклассников.

Содержание курса

Тема 1 (1 час)

Анализ критериев части С: понятие о проблеме и авторской позиции. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий тема — проблема — тезис. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы формулировки проблемы.

Тема 2 (1 час)

Понятие об авторской позиции. Авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. Способы формулировки авторской позиции. Глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий убежден, уверен и т.д. Использование вводных слов и предложений со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д. Формулировка авторской и собственной позиции в одном предложении, введение клише: нельзя не согласиться с автором в том, что …, трудно не согласиться с автором, что …, я согласен с автором, что…, как и автор текста, я считаю, что… и т.д.

Тема 3 (1 час)

Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам. Вопрос в тексте как формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте (проблемные, диалогизирущие, риторические). Случаи, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении.

Тема 4 (1 час)

Способы выражения авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Понятие о коммуникативной задаче. Коммуникативная задача – призыв к действию.

Художественные средства в выражении авторской позиции. Роль сравнений в выражении авторской позиции. Понятие о сравнении, структура сравнений (повторение и обобщение). Сравнения со сравни­тельными союзами как, словно; творительный сравнения (повторение и обобщение).

Тема 5 (1 час)

Обобщение знаний о стилях речи. Отличие художественной и публицистической проблематики: внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом. Создание образа как главный признак художественного стиля. Различение автор — герой.

Тема 6 (1 час)

Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения.

Тема 7 (1 час)

Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию. Понятие о смысловой структуре текста. Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции.

Тема 8 (1 час)

Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Художественные тексты с ведущим типом речи повествование. Анализ ситуации, описанной автором, как средство понимания проблемы и авторской позиции: кто (герой) — где — когда — что делает.

Тема 9 (1 час)

Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование.

Тема 10 (1 час)

Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты.

Способы введения аргументов: вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом и т.д.), вводные слова со значением источника сообщения (по- моему, по моему мнению и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что, частица ведь).

Тема 11 (1 час)

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.

Тема 12 – 13 (2 часа)

Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях части С грамматические ошибки: ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.

Тема 14 – 15(2 часа)

Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части С новой формы по русскому языку (обобщение) Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой) Сочетание знаков и комбинация знаков. Диктант на данные пунктуационные правила.

Тема 16. (1 час)

Обобщение изученного по темам

Тема 17.(1 час)

Итоговая контрольная работа

Знания, умения, навыки

После прохождения программы учащиеся должны

Знать:

  • требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
  • основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
  • грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
  • специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения части С;
  • наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения части С экзамена по русскому языку.

Уметь:

  • определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения);
  • выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
  • определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи);
  • писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
  • критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение.

Календарно-тематический план

п/п

Тема

Формы проведения

Кол-во

часов

1

Анализ критериев части С: понятие о проблеме.

Практическое занятие

1

2

Способы формулировки авторской позиции. Понятие об авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции.

Письменная работа, проверяющая умение формулировать проблему и авторскую позицию разными способами.

1

3

Способы выявления проблемы

Практическое занятие

1

4

Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты.

Практическое занятие

1

5

Обобщение знаний о стилях речи.

Лекция с элементами беседы

1

6

Обобщение знаний о типах речи.

Лекция с элементами беседы

1

7

Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию.

Практическое занятие

1

8

Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте.

Письменная работа — формулировка проблемы и авторской позиции художественного текста

1

9

Понятие о комментарии

Практическое занятие

1

10

Понятие об аргументе

Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису.

1

11

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Практическое занятие

1

12-13

Грамматические и речевые нормы русского языка

Практическое занятие

2

14-15

Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части

Практическое занятие

2

16

Обобщение изученного

Практикум

1

17

Итоговая контрольная работа

1

Всего:

17

Список литературы

  • Голуб, И.Б. Риторика: учебное пособие. — М.: Эксмо, 2005.- 384 с.
  • Ковалев, В.П. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя. — К.: Рад. шк., 1985. — 136 с.
  • Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителей/ Под ред. Г.Я. Солганика.- М: Просвещение, 1980. — 94 с.
  • Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. — СПб: Новое издательство, 2006 . — 84 с.
  • Никитина, Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи (для 5 -7, 8, 9 классов средней школы).- М.: Просвещение, 1992.
  • Львова, С.И. Уроки словесности. 5 — 9 классы. М.: Дрофа, 2000.
  • Сборника дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. — М: Образование, 2007.
  • Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5 — 9 классы. — М: Изда­тельство «Первое сентября», 2002.
  • Файлы: открытый урок.zip
    Размер файла: 25593 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология