Автор конспекта:
Автор(ы): — Зайнетдинова К.М.
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: — Иная категория
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Краткое описание: — Элективный курс — система занятий, ориентированных на овладение учащимися методикой написания сочинения
Пояснительная записка
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов. Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от учащегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста (в широком значении слова «текст»), вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.
Качественный анализ ответов выпускников по заданным критериям позволил увидеть уровень готовности учащихся к выполнению части С, обозначить проблемные точки, над которыми нам предстоит специальная работа в ближайшем будущем.
Наша задача сегодня — разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и литературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.
Таким образом, новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием нехудожественного текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы (в основном по орфографии и пунктуации).
Цель элективного курса:подготовить девятиклассников к успешному выполнению части С новой формы: сформировать способность к созданию письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста.
В задачи данного курса входит обучение:
- способам понимания текста;
- способам выражения понимания чужого;
- способам выражения собственной позиции;
- созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.
А также развитие рефлексивных способностей на основе способов различения авторской позиции, позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной.
Формы работы:коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
Элективный курс «Успешно пишем сочинение» (подготовка к выполнению части С экзамена по русскому языку в новой форме) рассчитан на 17 часов и предназначен для девятиклассников.
Содержание курса
Тема 1 (1 час)
Анализ критериев части С: понятие о проблеме и авторской позиции. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий тема — проблема — тезис. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы формулировки проблемы.
Тема 2 (1 час)
Понятие об авторской позиции. Авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. Способы формулировки авторской позиции. Глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий убежден, уверен и т.д. Использование вводных слов и предложений со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д. Формулировка авторской и собственной позиции в одном предложении, введение клише: нельзя не согласиться с автором в том, что …, трудно не согласиться с автором, что …, я согласен с автором, что…, как и автор текста, я считаю, что… и т.д.
Тема 3 (1 час)
Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам. Вопрос в тексте как формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте (проблемные, диалогизирущие, риторические). Случаи, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении.
Тема 4 (1 час)
Способы выражения авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Понятие о коммуникативной задаче. Коммуникативная задача – призыв к действию.
Художественные средства в выражении авторской позиции. Роль сравнений в выражении авторской позиции. Понятие о сравнении, структура сравнений (повторение и обобщение). Сравнения со сравнительными союзами как, словно; творительный сравнения (повторение и обобщение).
Тема 5 (1 час)
Обобщение знаний о стилях речи. Отличие художественной и публицистической проблематики: внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом. Создание образа как главный признак художественного стиля. Различение автор — герой.
Тема 6 (1 час)
Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения.
Тема 7 (1 час)
Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию. Понятие о смысловой структуре текста. Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции.
Тема 8 (1 час)
Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Художественные тексты с ведущим типом речи повествование. Анализ ситуации, описанной автором, как средство понимания проблемы и авторской позиции: кто (герой) — где — когда — что делает.
Тема 9 (1 час)
Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование.
Тема 10 (1 час)
Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты.
Способы введения аргументов: вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом и т.д.), вводные слова со значением источника сообщения (по- моему, по моему мнению и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что, частица ведь).
Тема 11 (1 час)
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.
Тема 12 – 13 (2 часа)
Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях части С грамматические ошибки: ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.
Тема 14 – 15(2 часа)
Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части С новой формы по русскому языку (обобщение) Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой) Сочетание знаков и комбинация знаков. Диктант на данные пунктуационные правила.
Тема 16. (1 час)
Обобщение изученного по темам
Тема 17.(1 час)
Итоговая контрольная работа
Знания, умения, навыки
После прохождения программы учащиеся должны
Знать:
- требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
- основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
- грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
- специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения части С;
- наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения части С экзамена по русскому языку.
Уметь:
- определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения);
- выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
- определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи);
- писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
- критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение.
Календарно-тематический план
№
п/п
Тема
Формы проведения
Кол-во
часов
1
Анализ критериев части С: понятие о проблеме.
Практическое занятие
1
2
Способы формулировки авторской позиции. Понятие об авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции.
Письменная работа, проверяющая умение формулировать проблему и авторскую позицию разными способами.
1
3
Способы выявления проблемы
Практическое занятие
1
4
Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты.
Практическое занятие
1
5
Обобщение знаний о стилях речи.
Лекция с элементами беседы
1
6
Обобщение знаний о типах речи.
Лекция с элементами беседы
1
7
Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию.
Практическое занятие
1
8
Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте.
Письменная работа — формулировка проблемы и авторской позиции художественного текста
1
9
Понятие о комментарии
Практическое занятие
1
10
Понятие об аргументе
Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису.
1
11
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Практическое занятие
1
12-13
Грамматические и речевые нормы русского языка
Практическое занятие
2
14-15
Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части
Практическое занятие
2
16
Обобщение изученного
Практикум
1
17
Итоговая контрольная работа
1
Всего:
17
Список литературы
Файлы: открытый урок.zip
Размер файла: 25593 байт.