Автор конспекта:
Автор(ы): — Гарьянова Ирина Вячеславовна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №3, г.Юрьев — Польский

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — начальное профессиональное образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: — Целью реализации программы элективного курса является содействие 1. самоопределению учащихся, формированию их профессиональной зрелости; 2. в освоении основ знаний по профессии; 3. успешной адаптации девушек к современному рынку труда в условиях конкуренции за рабочие места в деловой сфере и управленческой деятельности.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: — 1. Т. В. Кузнецова, Н. В. Санкина, Т. А. Быкова и др. Делопроизводстао (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Под ред. Т. В. Кузнецовой. – М.: ПРИОР, 2001.

Используемая методическая литература: — — 1. Т. В. Кузнецова, Н. В. Санкина, Т. А. Быкова и др. Делопроизводстао (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Под ред. Т. В. Кузнецовой. – М.: ПРИОР, 2001.
2. Стенюков М. В. Секретарское дело. – М.: ПРИОР,2001.
3. Спивак В. А. Делопроизводство. – СПб.: Питер,2003.
4. Т. М. Лагутина, Л. П. Щуко. Деловое письмо: Справочник. – СПб.: Издат. Дом «Герда», 2003.
5. Литвин А.Н. Деловой этикет.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
6. Правила деловых отношений. – Екатеринбург: Издательство «Литур», 2001.
7. Соловьев Э. Этикет делового человека. – Минск: Интел-Тех, 2002.
8. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: ПРИОР, 2001.
9. Шибаева С.В. 12 секретов имиджа преуспевающих женщин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
10.Сборник. Учебные заведения Владимирской области.

Используемое оборудование: —

Компьютер.

Краткое описание: — Элективный курс «Введение в секретарское дело», рассчитанный преимущественно на девушек, рассматривается в нашем образовательном учреждении как пропедевтический по отношению к планируемой на старшей ступени обучения профессиональной подготовке, связанной с овладением профессии секретаря. Разработка подобного курса продиктована, таким образом, необходимостью обеспечить преемственность содержания обучения технологии с овладением основами несложной профессией на старшей ступени средней школы, что соответствует идеям, заложенным в Концепции профильного обучения. Курс составлен с учетом личных особенностей учащихся, их желания познакомиться именно с этой профессией. Предлагаемый элективный курс – ориентационный. Курс предназначен для учащихся 9-ых классов, ориентированных на получение профессий в сфере управления. Целью реализации программы элективного курса является содействие самоопределению учащихся, формированию их профессиональной зрелости; в освоении основ знаний по профессии; успешной адаптации девушек к современному рынку труда в условиях конкуренции за рабочие места в деловой сфере и управленческой деятельности. Задачи реализации курса состоят в том, чтобы учащиеся: составили первоначальное представление о профессии секретаря; освоили понятия, характеризующие профессиональную деятельность секретаря; определили пути и способы развития своих познавательных и личных возможностей в контексте профессионального самоопределения; имели возможность для самоанализа и развития самооценки (рефлексии) в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Для оценки факторов профессиональной зрелости на первом занятии и в конце обучения проводится опрос «Профессиональная пригодность». Полученная по результатам анкетирования разница в баллах будет свидетельствовать о произошедших переменах. На последнем занятии учащимся предлагается опросник, цель которого развитие рефлексии: выяснить, чем помог им данный элективный курс, оправдались ли их ожидания, насколько изменилась их самооценка. Программа рассчитана на 17 часов. Формы и методы работы подобраны в соответствии с задачами каждого занятия. В ходе реализации программы применяются: ü методы активного обучения (групповые дискуссии, экскурсии, ролевые игры, работа в группах, практические работы), ü диагностические методы (анкетирование, опросы) для отслеживания динамики профессиональных намерений и успешности учащихся. Ожидаемым результатом проведения элективного курса для 9-классников станет осознанная оценка учащимися эффективности курса, а также формулировка индивидуальной задачи по выбору дальнейшего профиля обучения.

II. Учебно-тематическое планирование


п/п
Наименование темы
Кол – во часов
Теория
Практика
1
Деловая игра «Кадровый вопрос. Знакомство с профессией секретаря».



1
2
Значение документационного обеспечения управления в современных экономических условиях. Основные понятия и определения. Классификация документов.
— 1
— 3
Экскурсия в приемную руководителя школы.
Знакомство с порядком документного обеспечения и правилами обслуживания работы руководителя.
Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная карточка»
— — — 1
4
Оформление реквизитов. Стилистика деловой документации. Форматы бумаги и поля
ГОСТ Р.6 30 – 2003
Практическая работа: «Построение формуляра – образца с угловыми продольным расположением реквизитов».
— 1
— 1
5
Реквизиты, придающие документам юридическую силу. Бланки документов.
Практическая работа: «Анализ формуляра документа».
— 1
— 1
6
Требования к тексту документа. Нормы официального стиля.
1
— 7
Резюме, заявление, автобиография, анкета.
Практическая работа: «Составление автобиографии».
— 1
— 1
8
Деловое письмо. Этикет деловой переписки.
Практическая работа: «Оформление служебного письма».
— 1
— 1
9
Прием посетителей, беседа.Проведение приемов.
0,5
0,5
10
Взаимоотношения с руководителем и сослуживцами, с посетителями. Этика. Речевой этикет. Визитная карточка. Подарки.
— 1
— 1
11
Знакомство с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, которые готовят выпускников школ по специальности «секретарь». Анкетирование.
0,5
0,5
— 12
Ролевая игра.
Опрос.
— 1

8
9

Итого

17 часов


III. Содержание программы

Тема 1. Деловая игра «Кадровый вопрос». Анкетирование «Профессиональная готовность».
Задача: Знакомство с новыми профессиями на рынке труда. Профессии в сфере управления: секретарь-референт, секретарь-машинистка, администратор гостиницы, делопроизводитель, диспетчер, сотрудник справочной службы. Составление профессионограммы.

Тема 2. Значение документационного обеспечения управления в современных экономических условиях. Основные понятия и определения. Классификация документов.
Задача: Ознакомление учащихся с необходимостью документирования управленческой информации, с важностью правильной организации документационного обеспечения в организации, учреждении и на предприятии независимо от формы собственности, с соотношением понятий «информация» и «документ», с многообразием документов; изучить основные термины и определения.
Тема 3. Экскурсия в приемную руководителя школы
Задача: Знакомство с порядком документного обеспечения и правилами обслуживания работы руководителя.
Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная карточка»
Тема 4. Оформление реквизитов. Стилистика деловой документации. Форматы бумаги и поля ГОСТ Р. 6 30-2003
Практическая работа: «Построение формуляра – образца с угловыми продольным расположением реквизитов».
Задача: Ознакомить учащихся с основным нормативным документом, регламентирующим правила оформления управленческих документов; формировать навыки построения простейших деловых бумаг и документов.

Тема 5. Реквизиты, придающие документам юридическую силу. Бланки документов.
Практическая работа: «Анализ формуляра документа».
Задача: Ознакомить с понятием «реквизит» и видами формуляра – образца, с правилами оформления реквизитов; развивать практико-ориентированные навыки в работе с документами.
Тема 6. Требования к тексту документа. Нормы официального стиля.
Задача: Ознакомить учащихся с видами бланков, способами изготовления бланков, с требованиями, предъявляемыми к текстам официальных документов.
Тема 7 . Резюме, заявление, автобиография, анкета.
Практическая работа: «Составление автобиографии».
Задача: Ознакомить учащихся с видами документации по личному составу, научить составлять и оформлять резюме и др. документы,приказы по личному составу.
Тема 8. Деловое письмо. Этикет деловой переписки.
Практическая работа: «Оформление служебного письма».
Задача: Ознакомить учащихся с видами служебных писем, требованиями к тексту служебных писем, научить оформлять служебные письма.
Тема 9. Прием посетителей, деловая беседа.Проведение приемов.
Задача: Ознакомить учащихся с особенностями работы секретаря в приемной, сформировать навыки ведения деловых разговоров.
Тема 10. Взаимоотношения с руководителем и сослуживцами, с посетителями. Этика. Речевой этикет. Визитная карточка. Подарки.
Задача: Сформировать представление о внешнем виде секретаря, культуре рабочего места, культуре поведения. Провестигрупповую дискуссию.
Тема 11. Учебные заведениями начального и среднего профессионального образования, которые готовят выпускников школ по специальности «секретарь».
Задача: Ознакомить учащихсяс учебными заведениями региона, готовящих учащихся по специальности «секретарь». Провести анкетирование «Профессиональная готовность».

Тема 12. Самоотчет учащихся по предложенным заданиям. Опрос, основная цель которого – рефлексия.
IV. Формы контроля и методы оценки знаний учащихся:

Формы текущего контроля:

  • результаты выполнения практических работ;
  • диагностические методы (анкетирование, опросы)

Форма итогового контроля:ролевая игра (профессиональная проба)
Задания для самостоятельной работы (по окончании курса):
ØСоставление и оформление (служебного письма, резюме, анкеты)
ØРолевая игра: «Ведение деловой беседы»;
ØРолевая игра: «Проведение презентации»;
ØРолевая игра: «Кадровый вопрос. Прием на работу»;
Ø… темы, заявленныеучастниками курса.
По итогам изучениякурса учащиеся получают «зачет», включающий в себя суммарную отметку за выполненные задания и учитывающие изменения в личностном (профессиональном) росте учащихся.Учащимся, получившим «зачет»,выдается свидетельство установленного образца.
Критерии успешного освоения программы:

  • результаты выполнения текущих практических работ и профессиональных проб, демонстрирующих умения учащихся;
  • результаты анкетирования и опроса, демонстрирующие изменения в личностном (профессиональном) росте учащихся;
  • 3. формулировка индивидуальной задачи по выбору дальнейшего профиля обучения.
    V. Требования к знаниям, умениям и навыкам

    Учащиеся должны знать:
    ØПорядок документного обеспечения.
    ØОсновы этики и эстетики, включая правила делового общения.
    ØОсобенности подготовки и оформления отдельных видов документов.
    ØТребования, которые предъявляет профессия секретаря к личности кандидата.
    Учащиесядолжны уметь:
    §Составить один или несколько видовдокументов.
    §Представить в виде ролевой игры один из видов профессиональной деятельности секретаря.
    §VI. Список литературы.
    — 1. Т. В. Кузнецова, Н. В. Санкина, Т. А. Быкова и др. Делопроизводстао (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Под ред. Т. В. Кузнецовой. – М.: ПРИОР, 2001.
    2. Стенюков М. В. Секретарское дело. – М.: ПРИОР,2001.
    3. Спивак В. А. Делопроизводство. – СПб.: Питер,2003.
    4. Т. М. Лагутина, Л. П. Щуко. Деловое письмо: Справочник. – СПб.: Издат. Дом «Герда», 2003.
    5. Литвин А.Н. Деловой этикет.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
    6. Правила деловых отношений. – Екатеринбург: Издательство «Литур», 2001.
    7. Соловьев Э. Этикет делового человека. – Минск: Интел-Тех, 2002.
    8. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: ПРИОР, 2001.
    9. Шибаева С.В. 12 секретов имиджа преуспевающих женщин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
    10.Сборник. Учебные заведения Владимирской области.
    VII. Приложения



    Приложение 1
    Опросник

    1. Что я ожидала, начиная посещать элективный курс?
    2. а) Насколько совпали мои ожидания с тем, что я увидела?
    б) В чем именно совпали?
    в) В чем именно не совпали?
    3. Что нового я узнала на занятиях?
    4. В чем мне помогли сверстники?
    5. Что мне больше всего понравилось?
    6. Было ли на занятиях то, что меня удивило?
    7. Что мне на занятиях не понравилось?
    8. Хотела ли бы я снова ходить на подобные занятия?
    9. Что в ходе занятий изменилось в моих представлениях о профессии секретаря?
    10. Какие аргументы я бы привела, советуя знакомым посещать подобные занятия?
    Приложение 2

    Диагностическая методика
    «Профессиональная готовность»

    Инструкция. «Baм предлагается ряд утверждений об особенно­стях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждении, то в бланке листа ответов поставь­те знак «+», если не согласны — знак «-». Постарайтесь не думать долго над ответом, нас интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность. Зара­нее благодарим».

    Вопросы
    1. Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования.
    2. Я не принимаю серьезных решений мгновенно.
    3. Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело,
    я самым серьезным образом оцениваю свои способности.
    4. Я знаю, в каких условиях я буду работать.
    5. Я анализирую свое прошлое.
    6. Я тяжело переношу неудачи в жизни.
    7. Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе.
    8. Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт.
    9. Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем.
    10. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует боль­ших усилий.
    11. Все мои действия подчинены определенным целям.
    12. У меня вошло в привычку думать о том, что со мной про­исходило раньше.
    13. По моему мнению, знание будущей работы до мельчай­ших подробностей не гарантирует от разочарований.
    14. Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или тео­ретической).
    15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.
    16. Я ничего не делаю без причины.
    17. Меня вполне устраивает моя пассивность.
    18. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем.
    19. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.
    20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необду­манно.
    21. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.
    22. Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».
    23. Я не задумываюсь о своем будущем.
    24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи.
    25. Я знаю самого себя.
    26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недо­вольство родных и близких.
    27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет вы­брать.
    28. Мне не нравится быть самостоятельным.
    29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образова­ния, который я хотел бы получить.
    30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам прини­мать решения.
    31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.
    32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.
    33. Я не представляю себя работником, решающим производ­ственные и личные проблемы, связанные с производством.
    34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.
    35. Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или
    иная профессия.
    36. Я считаю, что интуиция основана на знании.
    37. Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает.
    38. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональ­ное будущее.
    39. В моей жизни мало успехов.
    40. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.
    41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.
    15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.
    16. Я ничего не делаю без причины.
    17. Меня вполне устраивает моя пассивность.
    18. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем.
    19. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.
    20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необду­манно.
    21. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.
    22. Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».
    23. Я не задумываюсь о своем будущем.
    24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи.
    25. Я знаю самого себя.
    26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недо­вольство родных и близких.
    27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет вы­брать.
    28. Мне не нравится быть самостоятельным.
    29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образова­ния, который я хотел бы получить.
    30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам прини­мать решения.
    31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.
    32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.
    33. Я не представляю себя работником, решающим производ­ственные и личные проблемы, связанные с производством.
    34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.
    35. Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или иная профессия.
    36. Я считаю, что интуиция основана на знании.
    37. Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает.
    38. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональ­ное будущее.
    39. В моей жизни мало успехов.
    40. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.
    41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.
    70. Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей.
    71. Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии.
    72. Я знаю, что для меня в жизни важно.
    73. Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях.
    74. Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперед.
    75. Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию.
    76. Лучший способ познакомиться с профессией — погово­рить с тем, кто по ней работает.
    77. Мне не нравится, когда много думают о будущем.
    78. В учебном заведении я получу все необходимые знания и, больше никогда учиться не буду.
    79. Я знаю область, в которой я добьюсь б6льших успехов, чем в других,
    80. Заранее известных способов изучения мира профессий не существует.
    81. Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть.
    82, Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперед.
    83. Я считаю, что в обществе все равны по своему положению.
    84. Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные.
    85. Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания.
    86. Мне все равно, будут ли уважать меня на работе как про­фессионала.
    87. В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения.
    88. Все, что со мной происходит, — дело случая.
    89. Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии.
    90. В важных решениях я не иду на компромиссы.
    91. Я не доверяю рекламе профессий.
    92. Я не понимаю причин многих моих поступков.
    93. Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья.
    94. Я не понимаю самого себя.
    95. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает.
    96. Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало.
    97. Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор.
    98. Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей.
    99. Я представляю, каким я буду через 10 лет.
    Ключ

    Автономность (А)

    Номер
    8
    14
    1924 30 34 4550 53 57 61
    6571
    7578 83 86 929496
    Знак
    +
    +
    -
    -
    -
    -
    +
    +
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -

    Информированность (И)

    Номер
    1
    4
    7
    13 21
    27 35 3740 48 66 6873 76 808491
    Знак
    +
    +
    +
    -
    +
    +
    -
    -
    +
    +
    -
    +
    -
    -
    -
    -
    -

    Принятие решения (Р)

    Номер
    2
    3
    11
    1620 25 31
    36 42 4751
    56 5863 67 72 79879093
    Знак
    + +
    +
    +
    -
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    -
    -
    +
    +
    +
    +
    +
    +

    Планирование (П)

    Номер
    5
    9
    12
    15
    18 2329 38 445260 64707482 85 88 9798 99
    Знак
    +
    +
    +
    +
    +
    -
    -
    -
    -
    +
    +
    +
    +
    +
    -
    -
    -
    -
    +
    +

    Эмоциональное отношение (Э)

    Номер
    610172226 28 32 33 3941434649545559626977 8189 95
    Знак
    -
    -
    -
    -
    +
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -



    Краткая характеристика методики

    1. Методика представляет собой опросник, состоящий из 99 вопросов.
    2. Форма ответов на вопросы — дихотомическая (да, нет).
    3. Форма проведения — индивидуальная и групповая.
    4. Опросник состоит из пяти шкал: автономность — 20 воп­росов, информированность — 17 вопросов, ориентация во времени — 20 вопросов, принятие решения — 20 вопросов, эмоциональное отношение — 22 вопроса. Вопросы отдель­ных шкал распределены в методике в случайном порядке.
    5. Все вопросы прошли проверку на трудность и дискримина­тивность и соответствуют критериям отбора заданий мето­дики.
    6. Надежность отдельных шкал методики колеблется от 0,670 до 0,839 и находится на уровне, допустимом для данного типа методик.
    7. Ре-тестовая надежность находится в пределах от 0,617 до 0,885.
    8. Конструктная валидность методики определялась при срав­нении результатов данной методики и результатов мето­дик «Тест структуры интеллекта» и «Уровень субъектив­ного контроля». Проверкой доказано наличие конструкт­ной валидности.
    9. Критериальная валидность определялась методом экспер­тных оценок, сравнением результатов групп юношей и де­вушек и по результатам факторного анализа. Методика обладает критериальной валидностью.
    10. Методика может применяться для определения уровня готовности консультируемого совершить адекватный про­фессиональный выбор.
    — — — — — — —
    Файлы: измененное Шаукатом.pptx
    Размер файла: 1429267 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология