Автор конспекта:
Автор(ы): — Гарьянова Ирина Вячеславовна
Место работы, должность: — МОУ СОШ №3, г.Юрьев — Польский
Регион: — Владимирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Технология
Цель урока: — Целью реализации программы элективного курса является содействие 1. самоопределению учащихся, формированию их профессиональной зрелости; 2. в освоении основ знаний по профессии; 3. успешной адаптации девушек к современному рынку труда в условиях конкуренции за рабочие места в деловой сфере и управленческой деятельности.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: — 1. Т. В. Кузнецова, Н. В. Санкина, Т. А. Быкова и др. Делопроизводстао (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Под ред. Т. В. Кузнецовой. – М.: ПРИОР, 2001.
Используемая методическая литература: — — 1. Т. В. Кузнецова, Н. В. Санкина, Т. А. Быкова и др. Делопроизводстао (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Под ред. Т. В. Кузнецовой. – М.: ПРИОР, 2001.
2. Стенюков М. В. Секретарское дело. – М.: ПРИОР,2001.
3. Спивак В. А. Делопроизводство. – СПб.: Питер,2003.
4. Т. М. Лагутина, Л. П. Щуко. Деловое письмо: Справочник. – СПб.: Издат. Дом «Герда», 2003.
5. Литвин А.Н. Деловой этикет.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
6. Правила деловых отношений. – Екатеринбург: Издательство «Литур», 2001.
7. Соловьев Э. Этикет делового человека. – Минск: Интел-Тех, 2002.
8. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: ПРИОР, 2001.
9. Шибаева С.В. 12 секретов имиджа преуспевающих женщин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
10.Сборник. Учебные заведения Владимирской области.
Используемое оборудование: —
Компьютер.
Краткое описание: — Элективный курс «Введение в секретарское дело», рассчитанный преимущественно на девушек, рассматривается в нашем образовательном учреждении как пропедевтический по отношению к планируемой на старшей ступени обучения профессиональной подготовке, связанной с овладением профессии секретаря. Разработка подобного курса продиктована, таким образом, необходимостью обеспечить преемственность содержания обучения технологии с овладением основами несложной профессией на старшей ступени средней школы, что соответствует идеям, заложенным в Концепции профильного обучения. Курс составлен с учетом личных особенностей учащихся, их желания познакомиться именно с этой профессией. Предлагаемый элективный курс – ориентационный. Курс предназначен для учащихся 9-ых классов, ориентированных на получение профессий в сфере управления. Целью реализации программы элективного курса является содействие самоопределению учащихся, формированию их профессиональной зрелости; в освоении основ знаний по профессии; успешной адаптации девушек к современному рынку труда в условиях конкуренции за рабочие места в деловой сфере и управленческой деятельности. Задачи реализации курса состоят в том, чтобы учащиеся: составили первоначальное представление о профессии секретаря; освоили понятия, характеризующие профессиональную деятельность секретаря; определили пути и способы развития своих познавательных и личных возможностей в контексте профессионального самоопределения; имели возможность для самоанализа и развития самооценки (рефлексии) в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Для оценки факторов профессиональной зрелости на первом занятии и в конце обучения проводится опрос «Профессиональная пригодность». Полученная по результатам анкетирования разница в баллах будет свидетельствовать о произошедших переменах. На последнем занятии учащимся предлагается опросник, цель которого развитие рефлексии: выяснить, чем помог им данный элективный курс, оправдались ли их ожидания, насколько изменилась их самооценка. Программа рассчитана на 17 часов. Формы и методы работы подобраны в соответствии с задачами каждого занятия. В ходе реализации программы применяются: ü методы активного обучения (групповые дискуссии, экскурсии, ролевые игры, работа в группах, практические работы), ü диагностические методы (анкетирование, опросы) для отслеживания динамики профессиональных намерений и успешности учащихся. Ожидаемым результатом проведения элективного курса для 9-классников станет осознанная оценка учащимися эффективности курса, а также формулировка индивидуальной задачи по выбору дальнейшего профиля обучения.
II. Учебно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование темы
Кол – во часов
Теория
Практика
1
Деловая игра «Кадровый вопрос. Знакомство с профессией секретаря».
1
2
Значение документационного обеспечения управления в современных экономических условиях. Основные понятия и определения. Классификация документов.
— 1
— 3
Экскурсия в приемную руководителя школы.
Знакомство с порядком документного обеспечения и правилами обслуживания работы руководителя.
Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная карточка»
— — — 1
4
Оформление реквизитов. Стилистика деловой документации. Форматы бумаги и поля
ГОСТ Р.6 30 – 2003
Практическая работа: «Построение формуляра – образца с угловыми продольным расположением реквизитов».
— 1
— 1
5
Реквизиты, придающие документам юридическую силу. Бланки документов.
Практическая работа: «Анализ формуляра документа».
— 1
— 1
6
Требования к тексту документа. Нормы официального стиля.
1
— 7
Резюме, заявление, автобиография, анкета.
Практическая работа: «Составление автобиографии».
— 1
— 1
8
Деловое письмо. Этикет деловой переписки.
Практическая работа: «Оформление служебного письма».
— 1
— 1
9
Прием посетителей, беседа.Проведение приемов.
0,5
0,5
10
Взаимоотношения с руководителем и сослуживцами, с посетителями. Этика. Речевой этикет. Визитная карточка. Подарки.
— 1
— 1
11
Знакомство с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, которые готовят выпускников школ по специальности «секретарь». Анкетирование.
0,5
0,5
— 12
Ролевая игра.
Опрос.
— 1
—
8
9
—
Итого
17 часов
III. Содержание программы
Тема 1. Деловая игра «Кадровый вопрос». Анкетирование «Профессиональная готовность».
Задача: Знакомство с новыми профессиями на рынке труда. Профессии в сфере управления: секретарь-референт, секретарь-машинистка, администратор гостиницы, делопроизводитель, диспетчер, сотрудник справочной службы. Составление профессионограммы.
Тема 2. Значение документационного обеспечения управления в современных экономических условиях. Основные понятия и определения. Классификация документов.
Задача: Ознакомление учащихся с необходимостью документирования управленческой информации, с важностью правильной организации документационного обеспечения в организации, учреждении и на предприятии независимо от формы собственности, с соотношением понятий «информация» и «документ», с многообразием документов; изучить основные термины и определения.
— Тема 3. Экскурсия в приемную руководителя школы
Задача: Знакомство с порядком документного обеспечения и правилами обслуживания работы руководителя.
Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная карточка»
— Тема 4. Оформление реквизитов. Стилистика деловой документации. Форматы бумаги и поля ГОСТ Р. 6 30-2003
Практическая работа: «Построение формуляра – образца с угловыми продольным расположением реквизитов».
Задача: Ознакомить учащихся с основным нормативным документом, регламентирующим правила оформления управленческих документов; формировать навыки построения простейших деловых бумаг и документов.
Тема 5. Реквизиты, придающие документам юридическую силу. Бланки документов.
Практическая работа: «Анализ формуляра документа».
Задача: Ознакомить с понятием «реквизит» и видами формуляра – образца, с правилами оформления реквизитов; развивать практико-ориентированные навыки в работе с документами.
— Тема 6. Требования к тексту документа. Нормы официального стиля.
Задача: Ознакомить учащихся с видами бланков, способами изготовления бланков, с требованиями, предъявляемыми к текстам официальных документов.
— Тема 7 . Резюме, заявление, автобиография, анкета.
Практическая работа: «Составление автобиографии».
Задача: Ознакомить учащихся с видами документации по личному составу, научить составлять и оформлять резюме и др. документы,приказы по личному составу.
— Тема 8. Деловое письмо. Этикет деловой переписки.
Практическая работа: «Оформление служебного письма».
Задача: Ознакомить учащихся с видами служебных писем, требованиями к тексту служебных писем, научить оформлять служебные письма.
— Тема 9. Прием посетителей, деловая беседа.Проведение приемов.
Задача: Ознакомить учащихся с особенностями работы секретаря в приемной, сформировать навыки ведения деловых разговоров.
— Тема 10. Взаимоотношения с руководителем и сослуживцами, с посетителями. Этика. Речевой этикет. Визитная карточка. Подарки.
Задача: Сформировать представление о внешнем виде секретаря, культуре рабочего места, культуре поведения. Провестигрупповую дискуссию.
— Тема 11. Учебные заведениями начального и среднего профессионального образования, которые готовят выпускников школ по специальности «секретарь».
Задача: Ознакомить учащихсяс учебными заведениями региона, готовящих учащихся по специальности «секретарь». Провести анкетирование «Профессиональная готовность».
Тема 12. Самоотчет учащихся по предложенным заданиям. Опрос, основная цель которого – рефлексия.
— IV. Формы контроля и методы оценки знаний учащихся:
Формы текущего контроля:
- результаты выполнения практических работ;
- диагностические методы (анкетирование, опросы)
Форма итогового контроля:ролевая игра (профессиональная проба)
Задания для самостоятельной работы (по окончании курса):
ØСоставление и оформление (служебного письма, резюме, анкеты)
ØРолевая игра: «Ведение деловой беседы»;
ØРолевая игра: «Проведение презентации»;
ØРолевая игра: «Кадровый вопрос. Прием на работу»;
Ø… темы, заявленныеучастниками курса.
По итогам изучениякурса учащиеся получают «зачет», включающий в себя суммарную отметку за выполненные задания и учитывающие изменения в личностном (профессиональном) росте учащихся.Учащимся, получившим «зачет»,выдается свидетельство установленного образца.
Критерии успешного освоения программы:
3. формулировка индивидуальной задачи по выбору дальнейшего профиля обучения.
— V. Требования к знаниям, умениям и навыкам
Учащиеся должны знать:
ØПорядок документного обеспечения.
ØОсновы этики и эстетики, включая правила делового общения.
ØОсобенности подготовки и оформления отдельных видов документов.
ØТребования, которые предъявляет профессия секретаря к личности кандидата.
Учащиесядолжны уметь:
§Составить один или несколько видовдокументов.
§Представить в виде ролевой игры один из видов профессиональной деятельности секретаря.
§ — VI. Список литературы.
— 1. Т. В. Кузнецова, Н. В. Санкина, Т. А. Быкова и др. Делопроизводстао (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Под ред. Т. В. Кузнецовой. – М.: ПРИОР, 2001.
2. Стенюков М. В. Секретарское дело. – М.: ПРИОР,2001.
3. Спивак В. А. Делопроизводство. – СПб.: Питер,2003.
4. Т. М. Лагутина, Л. П. Щуко. Деловое письмо: Справочник. – СПб.: Издат. Дом «Герда», 2003.
5. Литвин А.Н. Деловой этикет.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
6. Правила деловых отношений. – Екатеринбург: Издательство «Литур», 2001.
7. Соловьев Э. Этикет делового человека. – Минск: Интел-Тех, 2002.
8. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: ПРИОР, 2001.
9. Шибаева С.В. 12 секретов имиджа преуспевающих женщин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
10.Сборник. Учебные заведения Владимирской области.
— VII. Приложения
Приложение 1
Опросник
1. Что я ожидала, начиная посещать элективный курс?
2. а) Насколько совпали мои ожидания с тем, что я увидела?
б) В чем именно совпали?
в) В чем именно не совпали?
3. Что нового я узнала на занятиях?
4. В чем мне помогли сверстники?
5. Что мне больше всего понравилось?
6. Было ли на занятиях то, что меня удивило?
7. Что мне на занятиях не понравилось?
8. Хотела ли бы я снова ходить на подобные занятия?
9. Что в ходе занятий изменилось в моих представлениях о профессии секретаря?
10. Какие аргументы я бы привела, советуя знакомым посещать подобные занятия?
— Приложение 2
Диагностическая методика
«Профессиональная готовность»
Инструкция. «Baм предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждении, то в бланке листа ответов поставьте знак «+», если не согласны — знак «-». Постарайтесь не думать долго над ответом, нас интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность. Заранее благодарим».
Вопросы
1. Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования.
2. Я не принимаю серьезных решений мгновенно.
3. Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело,
я самым серьезным образом оцениваю свои способности.
4. Я знаю, в каких условиях я буду работать.
5. Я анализирую свое прошлое.
6. Я тяжело переношу неудачи в жизни.
7. Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе.
8. Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт.
9. Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем.
10. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий.
11. Все мои действия подчинены определенным целям.
12. У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше.
13. По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует от разочарований.
14. Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической).
15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.
16. Я ничего не делаю без причины.
17. Меня вполне устраивает моя пассивность.
18. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем.
19. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.
20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.
21. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.
22. Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».
23. Я не задумываюсь о своем будущем.
24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи.
25. Я знаю самого себя.
26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких.
27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать.
28. Мне не нравится быть самостоятельным.
29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.
30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.
31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.
32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.
33. Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством.
34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.
35. Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или
иная профессия.
36. Я считаю, что интуиция основана на знании.
37. Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает.
38. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.
39. В моей жизни мало успехов.
40. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.
41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.
15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.
16. Я ничего не делаю без причины.
17. Меня вполне устраивает моя пассивность.
18. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем.
19. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.
20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.
21. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.
22. Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».
23. Я не задумываюсь о своем будущем.
24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи.
25. Я знаю самого себя.
26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких.
27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать.
28. Мне не нравится быть самостоятельным.
29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.
30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.
31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.
32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.
33. Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством.
34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.
35. Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или иная профессия.
36. Я считаю, что интуиция основана на знании.
37. Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает.
38. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.
39. В моей жизни мало успехов.
40. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.
41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.
70. Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей.
71. Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии.
72. Я знаю, что для меня в жизни важно.
73. Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях.
74. Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперед.
75. Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию.
76. Лучший способ познакомиться с профессией — поговорить с тем, кто по ней работает.
77. Мне не нравится, когда много думают о будущем.
78. В учебном заведении я получу все необходимые знания и, больше никогда учиться не буду.
79. Я знаю область, в которой я добьюсь б6льших успехов, чем в других,
80. Заранее известных способов изучения мира профессий не существует.
81. Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть.
82, Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперед.
83. Я считаю, что в обществе все равны по своему положению.
84. Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные.
85. Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания.
86. Мне все равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала.
87. В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения.
88. Все, что со мной происходит, — дело случая.
89. Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии.
90. В важных решениях я не иду на компромиссы.
91. Я не доверяю рекламе профессий.
92. Я не понимаю причин многих моих поступков.
93. Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья.
94. Я не понимаю самого себя.
95. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает.
96. Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало.
97. Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор.
98. Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей.
99. Я представляю, каким я буду через 10 лет.
Ключ
Автономность (А)
Номер
8
14
1924 30 34 4550 53 57 61
6571
7578 83 86 929496
Знак
+
+
-
-
-
-
+
+
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
— Информированность (И)
Номер
1
4
7
13 21
27 35 3740 48 66 6873 76 808491
Знак
+
+
+
-
+
+
-
-
+
+
-
+
-
-
-
-
-
— Принятие решения (Р)
Номер
2
3
11
1620 25 31
36 42 4751
56 5863 67 72 79879093
Знак
+ +
+
+
-
+
+
+
+
+
+
+
-
-
+
+
+
+
+
+
— Планирование (П)
Номер
5
9
12
15
18 2329 38 445260 64707482 85 88 9798 99
Знак
+
+
+
+
+
-
-
-
-
+
+
+
+
+
-
-
-
-
+
+
— Эмоциональное отношение (Э)
Номер
610172226 28 32 33 3941434649545559626977 8189 95
Знак
-
-
-
-
+
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Краткая характеристика методики
1. Методика представляет собой опросник, состоящий из 99 вопросов.
2. Форма ответов на вопросы — дихотомическая (да, нет).
3. Форма проведения — индивидуальная и групповая.
4. Опросник состоит из пяти шкал: автономность — 20 вопросов, информированность — 17 вопросов, ориентация во времени — 20 вопросов, принятие решения — 20 вопросов, эмоциональное отношение — 22 вопроса. Вопросы отдельных шкал распределены в методике в случайном порядке.
5. Все вопросы прошли проверку на трудность и дискриминативность и соответствуют критериям отбора заданий методики.
6. Надежность отдельных шкал методики колеблется от 0,670 до 0,839 и находится на уровне, допустимом для данного типа методик.
7. Ре-тестовая надежность находится в пределах от 0,617 до 0,885.
8. Конструктная валидность методики определялась при сравнении результатов данной методики и результатов методик «Тест структуры интеллекта» и «Уровень субъективного контроля». Проверкой доказано наличие конструктной валидности.
9. Критериальная валидность определялась методом экспертных оценок, сравнением результатов групп юношей и девушек и по результатам факторного анализа. Методика обладает критериальной валидностью.
10. Методика может применяться для определения уровня готовности консультируемого совершить адекватный профессиональный выбор.
— — — — — — —
Файлы: измененное Шаукатом.pptx
Размер файла: 1429267 байт.