Автор конспекта:
Автор(ы): — Степанова Нинель
Место работы, должность: —
МОУ "Приволжская СОШ"
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Алгебра
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: — образовательная программа
Краткое описание ресурса: —
Программа предметно — ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Поэтому считаю целесообразным включение предметно — ориентированного элективного курса Математика в уравнениях в систему предпрофильной подготовки учащихся по математике. Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая её целостности.
изучаемые темы, связанные с уравнением, далеко не исчерпывают всех возможных. Примером тому служат Диофантовы уравнения. В полном объёме эта тема не представлена ни в одной книге по математике. Вместе с тем, она содержит в себе много нереализованных возможностей для получения новых результатов, имеющих широкое применение в курсе математике.
Пояснительная записка.
Программа предметно — ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Поэтому считаю целесообразным включение предметно — ориентированного элективного курса «Математика в уравнениях» в систему предпрофильной подготовки учащихся по математике. Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая её целостности.
Уравнение — это одно из основных понятий, изучаемых в математике. Вот уже два с половиной тысячелетия уравнение является как бы её символом, но уравнение не только символ — это атом в математике. Да и сегодня школьная математика становится содержательной и интересной только с появлением уравнения.
Тем не менее, изучаемые темы, связанные с уравнением, далеко не исчерпывают всех возможных. Примером тому служат «Диофантовы уравнения». В полном объёме эта тема не представлена ни в одной книге по математике. Вместе с тем, она содержит в себе много нереализованных возможностей для получения новых результатов, имеющих широкое применение в курсе математике.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся. Технологии, используемые в организации предпрофильной подготовки по математике, должны быть деятельностно — ориентированными, чтобы способствовать процессу самоопределения учащихся и помочь им адекватно оценить себя, не занизив уровень своей самооценки.
Основой проведения занятий может служить технология деятельностного метода, которая обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания и позволяет проводить разноуровневое обучение.
Цель курса: расширить представления учащихся об уравнениях
Задачи курса:
— показать широту применения в жизни математического аппарата как процентное вычисление;
— расширить представление учащихся об уравнениях с несколькими переменными, мотивировав и разобрав решение в целых числах;
— показать некоторые нестандартные приёмы решения задач на основе свойств квадратичной функции и графических соображений;
— познакомить учащихся с двумя важными функциями, которые отличаются от известных элементарных функций как характером зависимости между переменными, так и графическими изображениями.
Место курса в системе предпрофильной подготовки
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по математике. Он расширяет базовый курс по математике, является предметно — ориентированным и даёт учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами, с весьма распространенными методами решения задач, проверить способности к математике.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Место курса в системе предпрофильной подготовки
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по математике. Он расширяет базовый курс по математике, является предметно — ориентированным и даёт учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами, с весьма распространенными методами решения задач, проверить способности к математике.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса
Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование или защита собственного проекта учащегося по теме данного курса
Тематический план курса
№п/п
Тема
Колич. часов
1.
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
10
2.
Применение свойств квадратичной функции.
12
3.
Целая и дробная часть числа.
8
4.
Диофантовы уравнения
Содержание курса
34
. Процентные вычисления в жизненных ситуациях распродажа,
— тарифы,
— штрафы,
— банковские операции
Применение свойств квадратичной функции.
— знаки квадратного трёхчлена вне его корней,
— примеры применения свойств квадратного трёхчлена при решении задач,
задачи для самостоятельного решения
3.Целая и дробная части числа.
-определение целой и дробной части числа,
-график функции «целая часть числа». Примеры реальных зависимостей,
-график функции «дробная часть числа»,
4.Диофантовы уравнения.
-решение линейных уравнений методом перебора,
-ещё один приём решения — метод «спуска»,
-пример уравнения второй степени, решаемого в целых числах
Литература
1.Дорофеев Г.В. Процентные вычисления.- М.: Дрофа, 2003.
2. Цыпкин А.Г.,и др. Справочник по методам решения задач по математике.-М.:Наука, 1989.
3.Глейзер. История математики в школе.- М.: Просвещение, 1983.
4.Мерлин А.В. Мерлина Н.И. Нестандартные задачи по математике в школьном курсе.-Чебоксары.: Клио, 1998.
5.Гельфонд А. О. Решение уравнений в целых числах.-М.: Наука, 1983
Файлы: elektiv_9.doc
Размер файла: 62464 байт.