Автор конспекта:
Автор(ы): — Тимофеева Наталья Константиновна

Место работы, должность: — ЧЭТК, преподаватель

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное профессиональное образование
Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — Физика

Краткое описание: — • Образовательные: сформировать у учащихся понятия силы тока, электрического напряжения и сопротивления, расширить представления учащихся об области применения электрического тока, ознакомить с научной деятельностью ученых: Ампера, Вольта, Ома. • Развивающие: развивать у учащихся ключевые компетенции, а именно: способность выделять главное при составлении конспекта, содействовать развитию у учащихся умения анализировать, систематизировать и сравнивать, развивать логику, учить моделировать процессы на компьютере. • Воспитательные: развивать у учащихся коммуникативность и критичность, используя работу по взаимопроверке, воспитывать внимание, чувство ответственности, терпимости к суждениям товарищей, развивать интерес к предмету.

Разработка урока.

Автор: Тимофеева Наталья Константиновна; РГОУ НПО «ПУ№23» Минобразования Чувашии, город Чебоксары, учитель физики.

Урок физики на тему " Электрический ток, его характеристики"

Цели урока:

  • Образовательные:сформировать у учащихся понятия силы тока, электрического напряжения и сопротивления, расширить представления учащихся об области применения электрического тока, ознакомить с научной деятельностью ученых: Ампера, Вольта, Ома.
  • Развивающие: развивать у учащихся ключевые компетенции, а именно: способность выделять главное при составлении конспекта, содействовать развитию у учащихся умения анализировать, систематизировать и сравнивать, развивать логику, учить моделировать процессы на компьютере.
  • Воспитательные:развивать у учащихся коммуникативность и критичность, используя работу по взаимопроверке, воспитывать внимание, чувство ответственности, терпимости к суждениям товарищей, развивать интерес к предмету.

Задачи урока:

Выяснить:

  • что такое – электрический ток,
  • какие характеристики имеет электрический ток,
  • какими приборами измеряется сила тока, напряжение
  • какими математическими формулами пользуются при вычислении характеристик электрического тока.

Тип урока:

Комбинированный.

Вид урока:

Изучение нового материала.

Возраст учащихся:

1 курс.

Программное обеспечение:

Microsoft Office Word, Microsoft Office Power point.

Оборудование:

амперметр и вольтметр демонстрационные, источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, соединительные провода, реостат, чайник алюминиевый, чайная ложка, подсоленная вода, стеклянный стакан.

Для проведения урока используется раздаточный материал в виде конспекта-опоры (приложение 1), таблица для проверки усвоения материала (Приложение можно взять у автора), таблица рефлексии на уроке. Наглядность обеспечивается демонстрационными экспериментами и презентацией, в которую входят и небольшие исторические справки, и видеофрагменты.

Дидактический материал:

Карточки – инструкции.

Межпредметные связи:

Физика, математика, информатика, спецпредмет.

Этапы урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Мотивационный этап.

Усвоение новых знаний,

Повторение.

Закрепление.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Технологическая карта занятия

Время, мин.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Примечание

1

1

Орг. момент

Приветствие, организация внимания, отметить отсутствующих

Приветствуют вставанием, рассаживаются, готовят все необходимое

2

3

Актуализация пройденных знаний

Фронтальная беседа по пройденному материалу

Отвечают на вопросы преподавателя

Вопросы можно раздать на карточках на парты

3

2

Тема и задачи урока

Озвучивает тему и задачи урока

Записывают тему урока

Тема записана на доске

4

10

Объяснение нового материала

Объясняет материал с использованием компьютера

Слушают

Учащиеся работают каждый за своим закрепленным компьютером

5

7

Работа за компьютером

Помогает отобрать нужную информацию

Выполняют полученное

задание

Можно закрепит сильного учащегося на помощь слабому

6

2

Физкультминутка

Показывает физические упражнения, озвучивая их

Выполняют упражнения

Данный момент урока можно закрепить за учащимся

7

7

Просмотр творческой работы учащихся

Помогает объяснять и формулировать выводы

Демонстрируют свою презентацию и поясняют ее

Можно подключать всю группу и организовать конкурс презентаций

8

5

Работа с карточками

Работа с карточками по закреплению изученного материала – решение задач

Решают задачи в тетради

Обмениваются мнениями по решению задач и проверяют друг у друга

9

2

Рефлексия

Предлагает проанализировать свою деятельность на уроке

Анализируют свою деятельность на уроке

Можно предложить внести коррективы в урок или задания

10

1

Домашнее задание, итог урока

Озвучивает домашнее задание, выставляет оценки

Записывают домашнее задание

Можно отдельным учащимся дать индивидуальное дополнительное задание

Конспект урока:

1.Организационный момент:

Преподаватель приветствует учащихся.

2.Актуализация пройденного материала:

Преподаватель: Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить изученный ранее материал ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

  • Что такое – электрический заряд?
  • Какие существуют заряды?
  • Как называются наименьшие заряды?
  • Как происходит перераспределение зарядов?
  • Что такое – электрическое поле?
  • Как ведет себя заряд в электрическом поле?

И так далее.

3.Тема и задачи урока:

Преподаватель:

Сегодня мы будем с вами дальше вести разговор о зарядах, о их поведении при определенных условиях.

Наша задача выяснить, что такое электрический ток и какие у него характеристики.

4. Объяснение нового материала:

Преподаватель: Представьте себе такую ситуацию: к вам в класс пришёл новый учащийся (учащаяся). Что для вас важнее в нём:

внешность,

характер,

его материальное состояние, или что-то другое? (Ответ: характер)

Преподаватель: Давайте проведём аналогию с темой, которую сейчас изучаем. ''Новым учащимся'' будет сама тема ''Электрический ток''. Вы уже знаете его определение и условия существования. Что, по-вашему, необходимо теперь выяснять о нём? (Ответ: характер). Почти правильно. Итак, цель урока: познакомиться с характеристиками электрического тока (слайд 1). Презентация

А что такое электрический ток? (определение электрического тока)

Назовите условия существования электрического тока?

наличие свободных зарядов в проводнике;

наличие внешнего электрического поля)

Отметьте эти условия у себя в ОК. (работают по заполнению конспекта)

Преподаватель: Какие ассоциации у вас вызывает движение электронов? (Ответ: течение воды). Вот мы с вами и рассмотрим характеристики электрического тока на примере тока воды.

Вы знаете, как называется начало реки, ручейка? (Ответ: исток)

Посмотрите полная аналогия ведь протекание электрического тока в цепи не возможно без источника тока. Похожие названия? Это потому, что в 17 веке учёные-физики рассматривали электричество как бесцветную, невидимую, вез вкуса и запаха жидкость, которая переносит из одной точки пространства в другую некоторые особенные свойства. Отсюда и похожие названия.

Чтобы начать говорить о характеристиках электрического тока, давайте посмотрим следующий видеосюжет (слайд 2, слайд 3)

Мотивационный этап.

Преподаватель: Чем отличаются эти два потока? (Ответ: скоростью течения). А одинаковая ли сила движет этими частицами воды? И как зависит скорость течения от этой силы? (Ответ: Сила различная. Чем сила больше, тем скорость течения больше.)

Вывод правильный. А у меня для Вас есть небольшой сюрприз (демонстрация опыта зависимости силы тока от напора струи жидкости).

Оборудование: алюминиевый чайник с солёной водой, железная ложечка, гальванометр от демонстрационного амперметра, стакан, соедини тельные провода.

(В зависимости от уровня подготовки группы, обыграть этот опыт можно по-разному. Можно сказать, что это волшебная жидкость осталась в древнем сосуде ещё с …века. Для более подготовленных учащихся можно предложить разгадать сущность этого опыта. Очень интересно вернуться к этому опыту при изучении этой же темы в школе. Если заменить железную ложку алюминиевой, то легко перейти к разности потенциалов. Переход получается особенно эффектно, если ложечки найти одинаковые, а заменить их во время опыта незаметно для учащихся!)

Посмотрите, в этой цепи нет источника тока. А ток есть! Причём, чем сильнее струя воды, тем гальванометр показывает больший ток в цепи.

(Ответ: разное количество частиц совершают упорядоченное движение)

Усвоение новых знаний.

Вот и первая характеристика электрического тока. Она называется сила тока.

Количество электрических зарядов прошедших через поперечное сечение проводника в единицу времени (слайд 4).

Обозначается I. Измеряется в Амперах. Вычисляется по формуле: I= q/t . Ампер является одной из основных единиц и определяется по силе взаимодействия двух параллельных проводников с током (слайд 5). Названа так в честь французского учёного А. Ампера (слайд 6).

Сила тока равна 1 амперу, если через поперечное сечение проводника за время равное 1 секунде протекает заряд, равный 1 Кл:1А=1Кл/1с. (слайд 7)

Для измерения слабых токов используется 1мА и 1мкА, а сильных – 1кА. Ток от 0,05А до 0,1 А является опасным для жизни человека.

Силу тока измеряют специальными приборами – амперметрами. Амперметр включают в цепь последовательно с тем прибором, в котором надо измерить силу тока, ''+'' к ''+'' источника, ''-'' к ''-'' источника тока. (Демонстрация опыта измерения силы тока в цепи).

На схеме Амперметр обозначается + -

Для того чтобы электроны пришли в движение необходимо приложить внешнюю силу.

Преподаватель: Что является в реке такой внешней силой? (разница давлений). А как называют эту разницу давлений по-другому? Давайте посмотрим видеосюжет (слайд 8). Как вы считаете, что изменилось? (Напор)

Характеристика электрического тока будет называться напряжение. Напряжение характеризует источник тока, создающий электрическое поле, которое и действует на электроны в проводнике с определённой силой.

Величина, равная отношению работы, совершаемой электрическим полем, к модулю перемещаемого заряда, называется напряжением на данном участке цепи.

Обозначается U. Измеряется в Вольтах, в честь физика А. Вольта (Слайд 9)

Вычисляется по формуле U= A/q

1Вольт равен электрическому напряжению на участке цепи, где при протекании заряда, равного 1 Кл, совершается работа, равная 1Дж:

1В= 1Дж/1Кл. (Слайд 10)

Для измерения больших напряжений используют 1кВ, малых – 1мВ. Напряжение в сухих помещениях выше 42В и выше 12В — в сырых, является опасным для жизни человека.

Прибор для измерения напряжения называется вольтметр. Клеммы вольтметра подключают к началу и концу того участка, напряжение на котором надо определить (т.е. параллельно), ''+'' к ''+'' источника, ''-'' к ''-'' источника тока. (демонстрация опыта измерения напряжения на электрической лампе). На схеме Вольтметр обозначается + -

Чтобы познакомится с последней характеристикой электрического тока, посмотрим видеосюжет (Слайд 11).

Преподаватель: Как вы считаете, в горной реке камни помогают или препятствуют скорости течения? (Препятствуют)

Подобно камням ведут себя ионы в узлах кристаллических решёток проводников, мешая движению электронов. Т.к. ионы заряжены “+”, а электроны “-”, электроны при своём движении притягиваются к ионам. В проводнике возникает электрическое сопротивление.

Свойство проводников ограничивать силу тока в цепи, т.е. противодействовать электрическому току, называют электрическим сопротивлением.

Сопротивление обозначается буквой R, измеряется в Омах в честь немецкого учёного Г. Ома, открывшего закон, связывающий основные электрические характеристики. (Сайд 12). За 1 Ом принимают сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 В сила тока равна 1А.

1Ом= 1В/1А

Небольшие сопротивления измеряют в мОм, большие в кОм и МОм (Слайд 13). Разные проводники обладают разным сопротивлением из-за различия в строении.

Мы познакомились с характеристиками электрического тока.

5. Работа учащихся за компьютерами:

Учитель: Проверьте правильность составленного вами конспекта (проверка конспекта по презентации слайды 14,15) Вместе с учащимися быстро повторяет конспект.

Закрепление.

Заполните, пожалуйста, таблицу (приложение 2. Можно взять у автора).

При заполнении таблицы (слайды 16,17) можно использовать составленный на уроке конспект. На уроке мы не говорили о приборе для измерения сопротивления и не записывали формулу для его вычисления. Но, если вы были внимательны, вы легко догадаетесь, как называется прибор и сможете догадаться, как записать формулу.

Выделяется время для заполнения таблицы. После заполнения необходимо, чтобы ученики обменялись таблицами с одноклассниками и осуществили взаимопроверку. Для проверки правильности ответов используется заполненная таблица в презентации (слайды18,19). Проверенные учениками таблицы сдаются учителю.

6. Физкультминутка:

Преподаватель: Дети, вы достаточно поработали, теперь необходимо немного дать отдохнуть вашим глазам и спине. Встанем со своих мест и выполним несколько физических упражнений.

8. Работа с карточками:

Решите задачи (Приложение 3). Выделяется время на решение задач. Проверка решения осуществляется на доске.

9. Рефлексия:

В конце урока проводится рефлексия в виде заполнения таблицы (приложение 4).

10. Домашнее задание:

Преподаватель комментирует домашнее задание, учащиеся записывают его.

Файлы: урок по ф.doc
Размер файла: 84480 байт.

Рубрики: Физика Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология