Автор конспекта:
Автор(ы): — Шимончук Елена Анатольевна?

Место работы, должность: — учитель физики МБОУ «Таицкая СОШ»

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Дидактические:

Создать условия для усвоения нового учебного материала, используя методику проблемного обучения, научить учащихся, работая в группах, достигать общую цель.

Общеобразовательные:

  • Сформировать понятие о природе электрического тока в металлах и его направлении. В процессе экспериментальной работы выяснить, какие действия способен совершать электрический ток.
  • Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с электрическими приборами.
  • Показать практическую направленность изучаемого материала.

Развивающие:

  • Формировать научно-материалистическое мировоззрение, развивать логическое мышление, формировать представление о процессе научного познания.

Воспитательная:

  • Вырабатывать умение слушать и быть услышанным, прививать культуру умственного труда,

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник Физика 8 класс А.В. Пёрышкин для общеобразовательных учебных учереждений Дрофа Москва 2010 год

Физика полный курс 7-11 класс Н. Манько Питер 2009 год (Мультимедийный репетитор)

Используемая методическая литература: —

ГИА Физика 8 класс Тематические тестовые задания Уровни А,В,С Ярославль Академия развития 2010 год

Физика Тесты 8 класс Курочкина Г.Л. МоскваИздат -школа 21 век 2005 год

Физика Тесты 8 класс Саратов Лицей 2002 год

Используемое оборудование: —

Выпрямители, провода с розетками, ключи, магниты, штативы, подставки, электроды угольные, раствор медного купороса, кипячёная вода, резистор, лампочка на подставке, шкала, термометр, гвозди, проволока, проволочный моток, отрывок из фильма «Электрический ток в металлах.», таблица на доске, схемы электрических цепей, тесты, карточки, маркер,

Краткое описание: — Формирование понятие о природе электрического тока в металлах и его направлении. В процессе экспериментальной работы выяснить, какие действия способен совершать электрический ток.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Ход урока:

1. Организационный моментв виде слайд – шоу под стихотворение

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле, -

Телевизору, голосу раций

И компьютеру на столе.

Самолеты летят сквозь тучи,

Ходят по морю корабли, -

Как до этих вещей могучих

Домечтаться люди смогли?

Как придумать могли такое,

Что кассета нам песню поет,

Что на кнопку нажмешь рукою –

И средь ночи день настает.

Я вверяю себя трамваю,

Я гляжу на экран кино.

Эту технику понимая,

Изумляюсь я все равно.

Ток по проволоке струится,

Спутник ходит по небесам…

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам. В. Шефнер

2. Экспресс-опрос по пройденному материалу:

1) Что такое электрический ток?

2) Перечислите условия существования электрического тока.

3) Какие вещества называют проводниками электричества?

4) Что такое источник тока?

5) Каково его назначение?

6) Какие виды источников тока вам знакомы?

7) Какую роль играет источник тока в электрической цепи?

8) Рассмотрим электрические цепи (схемы которых даны на доске):

a. Какие основные элементы входят в состав данной электрической цепи?

b. Что должна содержать каждая рабочая электрическая цепь?

c. Какие из предоставленных схем можно считать рабочими?

d. При построении электрических схем допущены ошибки. Какие?

Сообщение темы и цели урока.

3. Объяснение нового материала (обратить внимание ребят на рабочие листы):

  • Электрический ток в металлах.
  • Металлы в твердом состоянии имеют кристаллическое строение.

    В узлах кристаллической решётки металлов расположены положительные ионы, а в пространстве между ними движутся электроны. Электроны не связаны с ядрами своих атомов и движутся беспорядочно, поэтому их называют свободными.

    Отрицательный заряд всех свободных электронов по абсолютному значению равен положительному заряду всех ионов решётки. Поэтому в обычных условиях металл электрически нейтрален.

    Если в металлах создать электрическое поле, то свободные электроны начнут двигаться направленно под действием электрических сил. Возникает электрический ток. Все электроны начинают двигаться в одном направлении по всей длине проводника, но между ними сохраняется беспорядочное движение (стайка мошкары, движущаяся в сторону ветра).

    Электрический ток в металлах – это упорядоченное движение свободных электронов (просмотр кинофильма).

    Скорость движения самих электронов в проводникепод действием электрического поля мала(несколько мм в секунду).

    Но почему при замыкании электрической цепи лампочка загорается практически мгновенно?

    Оказывается электрическое поле распространяется с огромной скоростью(близкой к С= 300 000 км/с) по всей длине проводника. Под действием электрического поля в упорядоченное движение приходят свободные е, находящиеся не только в подводящих проводниках, но и в спирали сомой лампы.

    Поэтому, когда говорят о скорости распространения электрического тока в проводнике, то имеют в виду скорость распространения по проводнику электрического поля (выполнение задания в рабочих листах).

    (просмотр фильма «Электрический ток в металлах» 1 мин.)

    2. Направление электрического тока.

    В металлах электрический ток – это упорядоченное движение электронов (отрицательно заряженных частиц). Т.к. в основном мы будем сталкиваться с электрическим током в металлах, разумно было бы предположить, что за направление электрического тока принимают направление движения электронов в электрическом проводнике (т.е. от « — » полюса источника к « + »).

    Ток возникает и в электролитах – растворах кислот, солей, щёлочей.

    Электрический ток в электролитах – упорядоченное движение ионов обоих знаков.

    Но вопрос о направлении электрического тока возник задолго до открытия электронов и ионов.

    За направление электрического тока приняли направление, по которому могли бы двигаться в проводнике «+» заряды, т.е. от «+» к «-»условие было учтено во всех законах и правилах электрического тока, и после открытия электронов и ионов ничего изменять не стали.

    Просмотр кинофильма «Направление электрического тока». (Проставить направление тока в схемах рабочего листа).

    3. Действия электрического тока.

    Рассмотрим 2 проводника. Можно ли по их внешнему виду определить протекает по ним электрический ток или нет? (опыт на демонстрационном столе) Решить эту проблему поможет нам изучение действий электрического тока.

    Действиями электрического тока называют те явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. По этим действиям судят о протекании электрического тока в данной цепи, т.к. нельзя непосредственно наблюдать за движением заряженных частиц в проводнике.

    Выясним, какие действия может совершать электрический ток. Для этого разделимся на 6 групп, каждая из которых получит свою карточку с экспериментальным заданием. При работе в группах надо не только провести предлагаемый эксперимент, но и сделать определённые выводы из наблюдений и понять, какое действие тока вы наблюдали во время опытов работы. После выполнения экспериментального задания один человек от группы расскажет о своих наблюдениях, а второй человек, во время рассказа, аккуратно заполнит предоставленную таблицу на доске.

    Действия электрического тока.

    группы

    Рисунок

    Название действия

    Применение

    1

    магнитное

    В результате работы, опираясь на карточки, каждая группа запишет место применения изученного действия тока.

    2

    магнитное

    3

    химическое

    4

    химическое

    5

    тепловое

    6

    тепловое

    4. Перед началом работы, вспомним о технике безопасности:

    Человеческое тело – проводник. Если случайно человек окажется под напряжением 240В, то в большинстве случаев он не избежит травмы или даже смерти. Поэтому любому человеку, имеющему дело с электричеством, надо помнить следующие правила:

    1. Очень опасно одновременное прикосновение двумя руками к двум оголённым проводам.

    2. Опасно пользоваться неисправными электроприборами.

    3. Нельзя собирать, разбирать, исправлять что-либо в электрическом приборе, не отключив его от источника питания.

    Мы пользуемся на уроке напряжением безопасным для жизни 4В. Но правила, оговоренные выше, надо соблюдать.

    5. Групповая работа по карточкам, отчёты групп, систематизация выводов в таблице на доске и в рабочих листах.

    6. Возвращаемся к поставленной проблеме и возможным способам её решения:

    Какое, из изученных действий электрического тока, помогло бы нам определить: по какому из проводников течёт ток? Сейчас у специалистов есть приборы, которые могут определить наличие тока в цепи. Например, около проводника с током ориентируется магнитная стрелка.

    Но, если на улице мы видим провод, концов которого не видно, то прикасаться к нему опасно для жизни. Без специального образования заниматься починкой электрических цепей или электроприборов недопустимо. Это может закончиться для человека летальным исходом.

    7. Закрепление изученного материала с помощью тестовых заданий (где количество правильных ответов будет соответствовать вашей оценке).

    9. Подведение итогов урока.

    10. Выставление оценок учащимся.

    11. Домашнее задание: § 34,35,36. Два письменных задания

    одно качественное, а другое расчетное — находятся в

    рабочих листах.

    Файлы: Электрический ток в металлах.avi
    Размер файла: 4507648 байт.

    Рубрики: Физика Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология