Автор конспекта:
Автор(ы): — Новикова Анна Вячеславовна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №15, г. о. Коломна, Московская область, учитель физики

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Сформировать понятие электроемкость, доказать практическую значимость конденсатора

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

"Классический курс Физика 10" под ред. Мякишева, Буховцева, Сотского

Используемая методическая литература: —

"Физика в 10 классе. Модели уроков" под ред. Саурова; "Поурочные разработки по физике" под ред. Волкова

Используемое оборудование: —

компьютер, мультимедиапроектор, электрометры с кондукторами разного диаметра, электрофорная машина/ «Разряд – 1», гофрированная пластина, круглая металлическая пластина, лист из оргстекла, конденсатор, эбонитовая палочка.

Краткое описание: — Вводится понятие электроемкости, единиц ее измерения, а также конденсатора, рассматриваются виды конденсаторов и их назначение. Изучается плоский конденсатор и формула его электроемкости. Выясняется практическое значение накопителей зарядов — конденсаторов.

Конспект урока по теме «Электроемкость. Конденсаторы:

назначение, устройство, виды»

Цель урока:сформировать понятие электроемкость, доказать практическую значимость конденсатора.

Задачи:

Образовательные:

· сформировать понятие электроемкости;

· ввести понятие конденсатора как системы двух проводников, разделённых слоем диэлектрика;

· показать внешний вид, устройство, маркировку конденсаторов постоянной и переменной емкости;

· выяснить, от чего зависит емкость плоского конденсатора;

· вычислить емкость плоского конденсатора.

Воспитательные:

· продолжить формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир и на технический прогресс;

· интерес к познанию законов природы и их применению.

Развивающие:

· продолжить развитие экспериментальных умений, умения делать выводы;

· развивать познавательный интерес к физике и технике;

· закрепить полученные знания через самостоятельное решение задач.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, электрометры с кондукторами разного диаметра, электрофорная машина/ «Разряд – 1», гофрированная пластина, круглая металлическая пластина, лист из оргстекла, конденсатор, эбонитовая палочка.

План урока:

1. Организационный момент – 1 мин

2. Проверка домашнего задания – 5 – 6 мин

3. Изучение нового материала – 25 – 30 мин

4. Отработка изученного материала – 10 мин

5. Подведение итогов. Домашнее задание – 2 – 3 мин

Ход урока:

2. Для повторения организуется фронтальная беседа по вопросам:

· Какие физические величины можно измерять с помощью электрометра?

· В каких единицах они измеряются?

· Каким способом можно сообщать двум телам одинаковые порции зарядов?

· Какими свойствами обладает электрическое поле между двумя разноименно заряженными пластинами?

3.При любом способе электризации тел – с помощью трения, электростатической машины, гальванического элемента и т.д. – первоначально нейтральные тела заряжаются вследствие того, что некоторая часть заряженных частиц переходит от одного тела к другому.

Изучение нового материала можно начать с постановки эксперимента и организации беседы. Два электрометра с кондукторами разного диаметра заряжаются последовательно пробным шариком от электрофорной машины или от прибора «Разряд – 1». После одинакового числа касаний шарика обсуждают результат, отвечая на вопросы:

· Одинаковый ли заряд перенесен на электрометр?

· Что измеряют электрометры?

· Почему показания электрометров различны?

· Какому из электрометров надо сообщить больший заряд, чтобы они оба имели одинаковый потенциал?

· Как изменяются показания электрометра при кратном увеличении заряда кондуктора?

На основании ответов на вопросы делается вывод: кондуктор большего диаметра накапливает больший заряд при одном и том же потенциале.

При электризации проводников один из них приобретает «+» заряд, а другой – «-». Между проводниками появляется электрическое поле и возникает разность потенциалов. С увеличением заряда проводников электрическое поле между ними усиливается. Чем меньше увеличивается напряжение между проводникам с увеличением их зарядов, тем больший заряд можно на них накопить.

Электроемкость– это свойство тел по-разному накапливать заряды. Она обозначается буквой С и вычисляется по формуле:

т.к. потенциал земли равен нулю.

Постановка учебной проблемы: от чего зависит электроемкость проводника? Для ее решения ставится опыт: к электрометру присоединяется гофрированная пластина в форме гармошки. Далее учащиеся отвечают на вопросы:

· Почему изменяются показания электрометра при растяжении гармошки?

· Как изменяется электроемкость данной системы?

· От чего она зависит?

· Зависит ли электроемкость от окружающей среды?

Далее ставится еще один опыт: на электрометр насаживается круглая металлическая пластина. К ней приближают лист из органического стекла. Учащимся необходимо доказать, что электроемкость системы изменилась.

Затем учитель рассказывает о единицах электроемкости, выполняет соответствующие записи. Потом переходит к вопросу о конденсаторах. Изучение конденсатора начинается с опыта: к кондуктору приближается рука. Организуется беседа по вопросам:

· Влияет ли расположение окружающих тел на электроемкость кондуктора?

· Как?

· Зависит ли электроемкость двух тел от их формы и размера?

Слово «конденсатор» в переводе на русский язык означает «сгуститель». В данном случае – «сгуститель электрического заряда». Большой электроемкостью обладают системы из двух проводников, называемые конденсаторами.

Конденсаторпредставляет собой два проводника, разделенные слоем диэлектрика, толщина которого мала по сравнению с размерами проводников. Проводники в этом случае называются обкладками конденсатора.

Виды конденсаторов:


воздушный бумажный слюдяной электростатический

Назначение:

1. Накапливать на короткое время заряд или энергию для быстрого изменения потенциала

2. Не пропускать постоянный ток

3. В радиотехнике – колебательный контур, выпрямитель

4. Фототехника

К доске приглашается ученик, которому на листочке дано задание: продумать эксперимент по изучению зависимости электроемкости плоского конденсатора от расстояния между пластинами и от их площади. Оборудование: конденсатор, эбонитовая палочка, электрометр. Система заряжается эбонитовой палочкой. Расстояние между пластинами конденсатора уменьшается или увеличивается, пластины конденсатора смещаются друг относительно друга.

На основании опыта учащиеся вместе с учителем получают формулу:

4. Закрепление изученного материала.

1) Учащиеся отвечают на вопросы:

· Что называется электроемкостью?

· В каких единицах выражается электроемкость?

· Для чего предназначены конденсаторы?

· Как устроен конденсатор?

· От чего зависит электроемкость конденсатора?

2) Решение задач:

· Какой емкости конденсатор, если он получил заряд

Кл, от источника 120 В?

· Какой величины заряд сосредоточен на каждой из обкладок конденсатора емкостью 10 мкФ, заряженного до напряжения 100 В?

5. Домашнее задание:параграфы 99 – 100, упр. 18 (1, 3).

Файлы: ЭЛЕКТРОЕМКОСТЬ.ppt
Размер файла: 1739264 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология