Автор конспекта:
Автор(ы): — Новикова Анна Вячеславовна
Место работы, должность: — МБОУ СОШ №15, г. о. Коломна, Московская область, учитель физики
Регион: — Московская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: —
Сформировать понятие электроемкость, доказать практическую значимость конденсатора
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
"Классический курс Физика 10" под ред. Мякишева, Буховцева, Сотского
Используемая методическая литература: —
"Физика в 10 классе. Модели уроков" под ред. Саурова; "Поурочные разработки по физике" под ред. Волкова
Используемое оборудование: —
компьютер, мультимедиапроектор, электрометры с кондукторами разного диаметра, электрофорная машина/ «Разряд – 1», гофрированная пластина, круглая металлическая пластина, лист из оргстекла, конденсатор, эбонитовая палочка.
Краткое описание: — Вводится понятие электроемкости, единиц ее измерения, а также конденсатора, рассматриваются виды конденсаторов и их назначение. Изучается плоский конденсатор и формула его электроемкости. Выясняется практическое значение накопителей зарядов — конденсаторов.
Конспект урока по теме «Электроемкость. Конденсаторы:
назначение, устройство, виды»
Цель урока:сформировать понятие электроемкость, доказать практическую значимость конденсатора.
Задачи:
Образовательные:
· сформировать понятие электроемкости;
· ввести понятие конденсатора как системы двух проводников, разделённых слоем диэлектрика;
· показать внешний вид, устройство, маркировку конденсаторов постоянной и переменной емкости;
· выяснить, от чего зависит емкость плоского конденсатора;
· вычислить емкость плоского конденсатора.
Воспитательные:
· продолжить формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир и на технический прогресс;
· интерес к познанию законов природы и их применению.
Развивающие:
· продолжить развитие экспериментальных умений, умения делать выводы;
· развивать познавательный интерес к физике и технике;
· закрепить полученные знания через самостоятельное решение задач.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, электрометры с кондукторами разного диаметра, электрофорная машина/ «Разряд – 1», гофрированная пластина, круглая металлическая пластина, лист из оргстекла, конденсатор, эбонитовая палочка.
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин
2. Проверка домашнего задания – 5 – 6 мин
3. Изучение нового материала – 25 – 30 мин
4. Отработка изученного материала – 10 мин
5. Подведение итогов. Домашнее задание – 2 – 3 мин
Ход урока:
2. Для повторения организуется фронтальная беседа по вопросам:
· Какие физические величины можно измерять с помощью электрометра?
· В каких единицах они измеряются?
· Каким способом можно сообщать двум телам одинаковые порции зарядов?
· Какими свойствами обладает электрическое поле между двумя разноименно заряженными пластинами?
3.При любом способе электризации тел – с помощью трения, электростатической машины, гальванического элемента и т.д. – первоначально нейтральные тела заряжаются вследствие того, что некоторая часть заряженных частиц переходит от одного тела к другому.
Изучение нового материала можно начать с постановки эксперимента и организации беседы. Два электрометра с кондукторами разного диаметра заряжаются последовательно пробным шариком от электрофорной машины или от прибора «Разряд – 1». После одинакового числа касаний шарика обсуждают результат, отвечая на вопросы:
· Одинаковый ли заряд перенесен на электрометр?
· Что измеряют электрометры?
· Почему показания электрометров различны?
· Какому из электрометров надо сообщить больший заряд, чтобы они оба имели одинаковый потенциал?
· Как изменяются показания электрометра при кратном увеличении заряда кондуктора?
На основании ответов на вопросы делается вывод: кондуктор большего диаметра накапливает больший заряд при одном и том же потенциале.
При электризации проводников один из них приобретает «+» заряд, а другой – «-». Между проводниками появляется электрическое поле и возникает разность потенциалов. С увеличением заряда проводников электрическое поле между ними усиливается. Чем меньше увеличивается напряжение между проводникам с увеличением их зарядов, тем больший заряд можно на них накопить.
Электроемкость– это свойство тел по-разному накапливать заряды. Она обозначается буквой С и вычисляется по формуле:
т.к. потенциал земли равен нулю.
Постановка учебной проблемы: от чего зависит электроемкость проводника? Для ее решения ставится опыт: к электрометру присоединяется гофрированная пластина в форме гармошки. Далее учащиеся отвечают на вопросы:
· Почему изменяются показания электрометра при растяжении гармошки?
· Как изменяется электроемкость данной системы?
· От чего она зависит?
· Зависит ли электроемкость от окружающей среды?
Далее ставится еще один опыт: на электрометр насаживается круглая металлическая пластина. К ней приближают лист из органического стекла. Учащимся необходимо доказать, что электроемкость системы изменилась.
Затем учитель рассказывает о единицах электроемкости, выполняет соответствующие записи. Потом переходит к вопросу о конденсаторах. Изучение конденсатора начинается с опыта: к кондуктору приближается рука. Организуется беседа по вопросам:
· Влияет ли расположение окружающих тел на электроемкость кондуктора?
· Как?
· Зависит ли электроемкость двух тел от их формы и размера?
Слово «конденсатор» в переводе на русский язык означает «сгуститель». В данном случае – «сгуститель электрического заряда». Большой электроемкостью обладают системы из двух проводников, называемые конденсаторами.
Конденсаторпредставляет собой два проводника, разделенные слоем диэлектрика, толщина которого мала по сравнению с размерами проводников. Проводники в этом случае называются обкладками конденсатора.
Виды конденсаторов:
воздушный бумажный слюдяной электростатический
Назначение:
1. Накапливать на короткое время заряд или энергию для быстрого изменения потенциала
2. Не пропускать постоянный ток
3. В радиотехнике – колебательный контур, выпрямитель
4. Фототехника
К доске приглашается ученик, которому на листочке дано задание: продумать эксперимент по изучению зависимости электроемкости плоского конденсатора от расстояния между пластинами и от их площади. Оборудование: конденсатор, эбонитовая палочка, электрометр. Система заряжается эбонитовой палочкой. Расстояние между пластинами конденсатора уменьшается или увеличивается, пластины конденсатора смещаются друг относительно друга.
На основании опыта учащиеся вместе с учителем получают формулу:
4. Закрепление изученного материала.
1) Учащиеся отвечают на вопросы:
· Что называется электроемкостью?
· В каких единицах выражается электроемкость?
· Для чего предназначены конденсаторы?
· Как устроен конденсатор?
· От чего зависит электроемкость конденсатора?
2) Решение задач:
· Какой емкости конденсатор, если он получил заряд
Кл, от источника 120 В?
· Какой величины заряд сосредоточен на каждой из обкладок конденсатора емкостью 10 мкФ, заряженного до напряжения 100 В?
5. Домашнее задание:параграфы 99 – 100, упр. 18 (1, 3).
Файлы: ЭЛЕКТРОЕМКОСТЬ.ppt
Размер файла: 1739264 байт.