Автор конспекта:
Автор(ы): — Брюхова Ирина Александровна

Место работы, должность: — МОУ гимназия № 7, учитель информатики

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

  • Выработать умения и навыки по вводу различных типов данных (числа, текст) в электронные таблицы.
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 8

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    Быкадоров Ю.А., Информатика и ИКТ.9 класс

    Используемое оборудование: —

    Проектор, ПК

    Используемые ЦОР: —

    http://fcior.edu.ru/

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03a2f8e9-e6e1-4826-8d42-fde0f1bf0e25/9_136.swf

    Краткое описание: — Тема урока: «Электронные таблицы. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных (практическая работа № 23)» Тип урока: урок — обучения умениям и навыкам ознакомление с новым материалом Форма: комбинированный урок Технология: проблемно- исследовательская технология. Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютере должна быть установлена операционная система Windows 9х или выше и пакет Microsoft Office. Раздаточный материал. ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Выработать умения и навыки по вводу различных типов данных (числа, текст) в электронные таблицы. ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Образовательная – выработать умения по вводу различных типов данных в электронные таблицы. 2. Воспитательная – совершенствовать навыки общения между обучающимися; создавать основу для воспитания и любви к родному краю; способствовать экологического сознания, воспитание информационной культуры. 3. Развивающая — развитие познавательного интереса, умения анализировать, выделять главное, делать выводы; работать с дополнительными источниками информации. Учащиеся должны знать/понимать:  Основные элементы окна табличного редактора;  Типы и форматы данных электронной таблицы;  Основные приёмы ввода, редактирования и форматирования текста;  Основные приёмы выделения диапазонов. Учащиеся должны уметь:  Открывать, сохранять, создавать рабочие книги;  Перемещаться по листу;  Набирать и редактировать текст;  Автоматически заполнять ряды данных;  Форматировать текст по образцу;  Работать со строками и столбцами;  Оформлять таблицу. СТРУКТУРА УРОКА 1. Организационный момент. Постановки цели 2. Объяснение нового материала 3. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. 4. Выполнение задач стандартного типа 5. Выполнение задач творческого типа 6. Контроль сформированности умений и навыков 7. Домашнее задание 8. Рефлексия ХОД УРОКА 1. Органиционный момент. 2.Мотивационное начало урока. Постановка цели урока. Учитель: Здравствуйте ребята!  Скажите каким удобным образом может быть представлена информация? (Выслушиваются несколько ответов – мнений учащихся)  Как наглядно представить имеющиеся данные? ( Выслушиваются несколько ответов – мнений учащихся) ( слайд № 1) Одной из распространенных форм представления информационной модели является прямоугольная таблица, состоящая из строк и столбцов. При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. Следовательно, таблица – это информационная модель. Таблица может отражать некоторый процесс, происходящий во времени и др. ( слайд № 2) Информационная технология — совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта) о состоянии объекта, процесса или явления. Основным техническим средством технологии переработки информации сегодня является персональный компьютер. (слайд №2) К программным средствам ввода и обработки числовой информации относятся: • электронные калькуляторы; • электронные таблицы; • пакеты прикладных программ для статистической обработки больших массивов данных (Statistica, Stadia); • специализированные математические пакеты (Eureka,MathCAD, Mathlab), позволяющие решить практически любую математическую задачу и представить результаты расчетов в табличном или графическом виде. Простейшим программным продуктом, предназначенным для обработки числовой информации, в MS Windows является приложение Калькулятор. (слайд №3, 4) С его помощью можно не только проводить простые арифметические операции, но и осуществлять статистические и инженерные вычисления в десятичной системе счисления, работать с целыми двоичными, восьмеричными и шестнадцатеричными числами. Расчет по заданным формулам выполняется автоматически. Изменение содержимого какой-либо ячейки приводит к пересчету значений всех ячеек, которые с ней связаны формульными отношениями и, тем самым, к обновлению всей таблицы в соответствии с изменившимися данными. Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведения расчетов вручную или специального программирования. Наиболее широкое применение электронные таблицы нашли в экономических и бухгалтерских расчетах, ( слайд 5) и в научно-технических задачах электронные таблицы можно использовать эффективно, например для: • проведения однотипных расчетов; • автоматизации итоговых вычислений; • решения задач путем подбора значений параметров, табулирования формул; • обработки результатов экспериментов; • проведения поиска оптимальных значений параметров; • подготовки табличных документов; • построения диаграмм и графиков по имеющимся данным. Одним из наиболее распространенным средств работы с документами, имеющими табличную структуру, является программа Microsoft Excel. (слайд № 6, 7) Создание электронных таблиц Программа Microsoft Excel предназначена для работы с таблицами данных, преимущественно числовых. При формировании таблицы выполняют ввод, редактирование и форматирование текстовых и числовых данных, а также формул. Наличие средств автоматизации облегчает эти операции. Созданная таблица может быть выведена на печать. Основные понятия электронных таблиц (открытие программы Microsoft Excel учителем и демонстрация через проектор возможностей Excel). Документ Excel называется рабочей книгой. Рабочая книга представляет собой набор рабочих листов, каждый из которых имеет табличную структуру и может содержать одну или несколько таблиц. В окне документа в программе Excel отображается только текущий рабочий лист, с которым и ведется работа. Каждый рабочий лист имеет название, которое отображается на ярлычке листа, отображаемом в его нижней части. С помощью ярлычков можно переключаться к другим рабочим листам, входящим в ту же самую рабочую книгу. Чтобы переименовать рабочий лист, надо дважды щелкнуть на его ярлычке. Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Столбцы озаглавлены прописными латинскими буквами и, далее, двухбуквенными комбинациями. Ячейки и их адресация. На пересечении столбцов и строк образуются ячейки таблицы. Они являются минимальными элементами для хранения данных. Обозначение отдельной ячейки сочетает в себе номера столбца и строки (в этом порядке), на пересечении которых она расположена, например: А1 или DЕ234. Обозначение ячейки (ее номер) выполняет функции ее адреса. Адреса ячеек используются при записи формул, определяющих взаимосвязь между значениями, расположенными в разных ячейках. Одна из ячеек всегда является активной и выделяется рамкой активной ячейки Эта рамка в программе Ехсе1 играет роль курсора. Операции ввода и редактирования всегда производятся в активной ячейке. Переместить рамку активной ячейки можно с помощью курсорных клавиш или указателя мыши. А как выделить несколько (диапазон) ячеек? (принимаются ответы) Диапазон ячеек. На данные, расположенные в соседних ячейках, можно ссылаться в формулах, как на единое целое. Такую группу ячеек называют диапазоном. На более часто используют прямоугольные диапазоны, образующиеся на пересечет группы последовательно идущих строк и группы последовательно идущих столбцов. Диапазон ячеек обозначают, указывая через двоеточие номера ячеек, расположенных в противоположных углах прямоугольника, например: А1 :С15. Ввод, редактирование и форматирование данных Отдельная ячейка может содержать данные, относящиеся к одному из трех типов: текст, число или формула, — а также оставаться пустой. Программа Excel при сохранении рабочей книги записывает в файл только прямоугольную область рабочих листов, примыкающую к левому верхнему углу (ячейка А1) и содержащую все заполненные ячейки. Тип данных, размещаемых в ячейке, определяется автоматически при вводе. Если эти данные можно интерпретировать как число, программа Excel так и делает. В противном случае данные рассматриваются как текст. Ввод формулы всегда начинается с символа «=» (знака равенства). Ввод текста и чисел. Ввод данных осуществляют непосредственно в текущую ячейку или в строку формул, располагающуюся в верхней части окна программы непосредственно под панелями инструментов. Место ввода отмечается текстовым курсором. Если начать ввод нажатием алфавитно-цифровых клавиш, данные из текущей ячейки заменяются вводимым текстом. Если щелкнуть на строке формул или дважды на текущей ячейке, старое содержимое ячейки не удаляется и появляется возможность его редактирования. Вводимые данные в любом случае отображаются как в ячейке, так и в строке формул. Чтобы завершить ввод, сохранив введенные данные, используют кнопку Enter в строке формул или клавишу ЕNTER. Чтобы отменить внесенные изменения и восстановить прежнее значение ячейки, используют кнопку Отмена в строке формул или клавишу ЕSС. Для очистки текущей ячейки или выделенного диапазона проще всего использовать клавишу DЕLЕТЕ. Форматирование содержимого ячеек. Текстовые данные по умолчанию выравниваются по левому краю ячейки, а числа — по правому. Чтобы изменить формат отображения данных в текущей ячейке или выбранном диапазоне, используют команду Формат Ячейки. Вкладки этого диалогового окна позволяют выбирать формат записи данных (количество знаков после запятой, указание денежной единицы, способ записи даты и прочее), задавать направление текста и метод его выравнивания, определять шрифт и начертание символов, управлять отображением и видом рамок, задавать фоновый цвет. Учитель: А теперь мы с Вами познакомимся поближе с электронными таблицами. Поработаем самостоятельно в Microsoft Excel. Но прежде, чем пересесть за компьютеры, вспомним какие правила безопасности мы должны соблюдать. 3. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы какие необходимо знать и выполнять правила: o Нельзя самостоятельно без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры; o Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов; o Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде; o Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом; o Нельзя ходить по классу, вставать со своего места; o В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари – подозвать учителя. 4. Выполнение задач стандартного типа . Практическая работа № 23 «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных»  Откройте папку на рабочем столе Excel  Откройте файл practica_Test  Ответьте на вопросы в тесте «Обработка числовой информации. Переименование, перемещение листов (на примере программы Excel).». Результат сохраните. Покажите учителю. Практическая работа (3 мин)  Если возникли вопросы, можно воспользоваться документом – подсказкой, находящимся в этой папке, «Памятка для учащихся по Excel»  На рабочем столе в папке Excel откройте документ практическая работа № 23.doc  Откройте программу Microsoft Excel  Создайте лист 4. Переименуйте его, назовите его «Животные»  Скопируйте сведения с листа 1 на лист «Животные». Отредактируйте таблицу по образцу. Сохраните документ в папке Excel по фамилии. (Например, Иванов.xls)  5. Выполнение задач творческого характера.  Оформите таблицу в цвете.  Названия колонок : Синим цветом на желтом фоне.  Названия животных: голубым цветом, подложка бледно-желтая  Название таблицы: Темно-синим цветом, полужирный, курсив, кегль 16)  Сохраните документ в папке Excel по фамилии_2.xls (Например, Иванов_2.xls) 6. Домашнее задание 7. Контроль сформированности умений. (Выставляются отметки учащимся) 8. Рефлексия  Какие сегодня на уроке открытия для себя вы сделали?  Что было интересного на уроке? Наиболее запомнившиеся моменты.  Как Вы думаете, программа Microsoft Excel, где может применяться? В каких областях? Урок окончен. Всем спасибо!

    Файлы: Urok.rar
    Размер файла: 4389014 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология