Автор конспекта:
Автор(ы): — Газизуллина Юлия Искандаровна

Место работы, должность: — МОУ «Асекеевская средняя общеобразовательная школа», воспитатель биологии

Регион: — Оренбургская ветвь

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее желвак

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 тип

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Экология

Цель урока: — Образовательные: образовывание у учащихся знаний о биоценозе, биогеоценозе и экосистемы. Воспитательные: развитие многогранно развитый компетентной личности насквозь обсасывание функционирования экосистемы для того чтобы объяснения основных понятий; обновление коммуникативных навыков подле работе на группах; развитие биологической культуры. Развивающие: обновление умения у школьников выявлять взаимосвязь между жизненный и безжизненный природой, обновление познавательного интереса и биологического мышления учащихся; образовывание умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: — Комбинированный паремия

Учащихся на классе (аудитории): — 23

Используемые учебники и учебные пособия: —

Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. для того чтобы 10-11 кл.общеобразоват. учреждений / В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. -624с.

Используемое оборудование: —

компьютер, экран, проектор, таблицы с изображениями различных типов экосистем, учебник, дидактические карточки.

Краткое описание: — 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 4. Понятия биоценоз, биогеоценоз, экосистема. 5. Структурные компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты). 6. Функционирование экосистем: а) цепи и сети питания; б) принцип экологической пирамиды; в) свойства экосистемы (показатели) 7. Игра "Засели нечужой биотоп"

Ход урока
I. Организационный момент.(1м).
– Здравствуйте, садитесь. Кто днесь на уроке отсутствует?
Тема сегодняшнего урока: Естественные сообщества живых организмов.
Цель урока: понимание важности пищевых связей для того чтобы устойчивости биоценозов и сохранения видового разнообразия на биосфере. Прежде нежели приступить к новой теме, вспомним предыдущую.
ΙΙ. Проверка домашнего задания (7 м).
1. Работа с карточками по разделу «Взаимоотношения организма и среды» 5 учеников:
2. Фронтальная щебетанье по вопросам, предложенных на презентации «Проверь себя».
IΙI. Изучение нового материала (15м)
Тема: Естественные сообщества живых организмов.
Будем работать по следующему плану, для того чтобы дать характеристику естественным сообществам. (записан на доске). Сл №3
1) Понятия биоценоз, биогеоценоз, экосистема.
2) Структурные компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).
3) Функционирование экосистем:
а) цепи и сети питания;
б) принцип экологической пирамиды;
в) свойства экосистемы (показатели)
По плану сравним понятия биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Слайд №4
1) Рассмотрите проплазма биогеоценоза, разработанную академиком В. Н. Сукачевым. Используя предложенные термины, выясните, какие компоненты биогеоценоза обозначены цифрами 1-3 (раститель­ность (фитоценоз); живот­ные (зооценоз); микроорга­низмы (микробоценоз)). Что сии компоненты образуют? (биоценоз).
Какие компоненты биогеоценоза обозначены цифрой 4 (ат­мосфера, свет, вода — климатоп), цифрой 5 (почвогрунт — эдафотоп). Климатоп и эдафотоп образуют экотоп.

2) Определите, вследствие чему основные компоненты биоцено­за и экотопа образуют единое целое — биогеоценоз.

3) Приведите примеры биогеоценозов нашей местности.

В 1940 г. российский волхв В. Н. Сукачев ввел конгениальный по смыс­лу бог — биогеоценоз. Слайд №5.
Для сравнительной характеристики «биогеоценоза» ото «экосистемы» чертим таблицу. Выделяем двум колонки: на правой стороне записываем «биогеоценоз», на остальной «экосистема». Назывите основные признаки, характерные для того чтобы биогеоценоза:
Ранее мысль биогеоценоз ввел на экологию великобританский волхв А. Тенсли на 1935 г. диапозитив №7

Биогеоценоз (Сукачев)
Экосистема (Тенсли)
Природный миникомплекс живых организмов и окружающей среды конкретного участка дольний поверхности, границы которого дозволяется нанести на карте.
Связан с конкретным участком дольний поверхности.
Обязательное наличность всех компонентов биоценоза: фитоценоз, зооценоз и микробоценоз.
Имеет границы, которые очерчены фитоценозом.
Необязательный водоворот веществ.
Сообщество естественное.
Частный приключение экосистемы.
Любая биоценоз живых организмов и условий среды, на которых происходит водоворот веществ между живыми и неживыми элементами случайно на который-нибудь поверхности земли они протекают.
Не железно связан с конкретным участком дольний поверхности.
Необязательное наличность всех компонентов биоценоза: фитоценоз, зооценоз и микробоценоз.
Не имеет границ.
Обязательное наличность круговорота вещества.
Может быть что естественным, безукоризненно и искусственным.
Любое сообщество

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Перейдем к изучению основных структурных компонен­тов экосистем по схемам «Основные структурные компоненты экосистем». Слайд №8
1) Рассмотрите схему основных структурных компонентов эко­системы.
2) Определите, какова положение основных структурных компонен­тов на экосистеме. Может ли биогеоценоз существовать без каких-либо составляющих? Ответ поясните.
Наряду с естественными биогеоценозами на Земле большую регистан занимают созданные человеком антропогенные экосистемы.
Какие искусственные экосистемы вы известны?
Чем они отличаются ото естественных экосистем? Слайд №9
Записываем признаки, характерные единственно для того чтобы экосистемы.
Можно дать следующие определения: №1о
Куда относятся биотопы? Слайд №11-16
Слайд №17 Задание 1. Закончите возникновение схемы: «Круговорот биоген­ных веществ и фоссилизация энергии»; впишите на «окна» схемы номера ее компонентов; укажите стрелками удаление кругово­рота веществ и обозначьте этапы превращения энергии.
Компоненты системы:
1. Солнечная энергия.
2. Химическая энергия.
3. Химические вещества среды.
4. Автотрофные организмы.
5. Гетеротрофные организмы.
Слайд №18. Физминутка для того чтобы глаз. Очень важна для того чтобы сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз.
Хорошее авторитет на циркуляцию гости и на нервишки оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, микромассаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен ухватка массажа двумя пальцами — указательным и средним — на виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза настия к носу, по верхнему краю глаза — по-над бровями. Такое настия повторяется 8-16 раз.
3. Изучение функцио­нирования экосистем.
а) Понятие цепи и сети питания.
Слайд №19 Задание 2. Составьте схему цепи питания, характерной для того чтобы болот, зная, ровно ее компонентами являются ястреб, бабочка, лягушка, кузнечик, уж.
Питаясь дружок другом, живые организмы образуют цепи питания.
Цепь питания — градация организмов, по которой передается энергия, зэчка на пище, ото ее первоначального источника.
Каждое венец цепи питания называется трофическим уровнем. Первый трофический ярус — продуценты. Второй — консументы первого порядка. Третий — консументы второго порядка. В пище­вой цепи эпизодично бывает по преимуществу пяти трофических уровней. Послед­ний трофический ярус — редуценты, они осуществляют минерализацию органических остатков на неорганические вещества.
Таким образом, на экосистеме пищевые и энергетические связи идут на направлении: продуценты —> консументы —> редуценты. Эти группы организмов существуют, что правило, на любом сообществе.
Слайд №20 В сообществах пищевые цепи сложным образом переплетаются и образуют пищевые сети. В них многие популяции принадлежат сей же часок к нескольким трофическим уровням. Благодаря сложности пищевых связей падание какого-то одного вида дробно не нарушает равновесия на системе.
Слайд №21 Задание 3. Для одного изо биогеоценозов характерна следующая пищевая цепь: злаки —> кузнечики —> лягушки —» ужи —> орел. Масса органического вещества каких организмов на данной цепи должна быть наибольшей? Объясните почему. Какой должна быть тесто ужей, для того чтобы молодец достиг массы 5 кг?
б) Изучение правила экологической пирамиды.
Слайд №22. На каждом этапе усвоения энергии гарнизон ее безвозвратно теря­ется, к примеру на виде тепла. Ученые выяснили, ровно подле переходе энергии, заключенной на органических веществах, ото данного звена (производитель) к другому (растительноядные животные) теряется до 90 % энергии. Поэтому, нежели закругляйтесь пищевая борг (чем поближе псаммон к ее началу), тем по преимуществу намолот энергии, доступной для того чтобы данной популяции.
Вопрос: Объясните почему.
В связи с тем ровно происходит радиопередача энергии одного трофического уровня, большая гарнизон рассеивается на виде тепла и единственно 5-10 % ото первоначального количества передаются по трофический цепи, пищевые цепи дозволяется представить на виде экологической пирамиды.
Слайд №23 Задание I. Работа с рис. 17; 13, с. 540. Экологическая пирамид: (пирамида биомассы).
Внимательно рассмотрите рисунок.
1) Какую логика на природе он иллюстрирует?
2) Раскройте дух этой закономерности на данном примере.
3) Укажите основную причину возникновения на процессе эволюции устойчивых цепей взаимосвязанных видов.
Слайд №24 Различают 3 основных типа эколо­гических пирамид. Пирамида число — отражает отбавление чис­ленности организмов ото продуцентов к консументам. Пирамида биомасс — показывает морфоз биомасс на каждом следующем трофическом уровне.
Пирамида энергии (продукции) имеет всеохватывающий натура и отражает отбавление количества энергии, содержащейся на про­дукции, создаваемой на каждом следующем трофическом уровне.
в) Знакомство со свойствами (показателями) биоценоза.
Рассказ учителя с построением схемы на доске.
Учащиеся, слушая, строят схему на тетрадях. Слайд № 25

  • Биомасса — биоценоз живых организмов (животных, расте­ний, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную тер­риторию. (Общая тесто живых организмов 2,34-Ю13 т.)
  • Видовое разнокалиберность — количество видов растений и жи­вотных, образующих этот биогеоценоз.
  • Саморегуляция — процесс, замечающийся на том, ровно все раз­нообразие населения экосистемы существует совместно, не унич­тожая полостью дружок друга, однако лишь ограничивая численность осо­бей каждого вида определенного уровня. Способность к саморегу­ляции называется гомеостазом.
  • Плотность популяции — количество особей на единицу пло­щади либо объема. При увеличении численности насыщенность популя­ции, что правило, возрастает, она остается прежней лишь на случае ее расселения и расширения ареала. У некоторых животных плот­ность регулируется сложными поведенческими и физиологически­ми механизмами.
  • Устойчивость — дар противостоять воздействием хронически меняющихся условий внешней среды. Длительность существования каждой экосистемы поддерживается накануне всего наилучшего после телесчет общего круговорота веществ, осуществляемого продуцента­ми, консументами и редуцентами, и постоянного притока солнечной энергии. Именно сии пара глобальных явления обеспечивают ей спо­собность противостоять хронически меняющимся условиям среды.
  • Продуктивность — приращение биомассы, созданной после еди­ницу времени.
  • III. Закрепление изученного материала(10) дозволяется провести на виде игры «Засели нечужой биотоп». Слайд №26
    Основные понятия: биотоп, биоценоз, биогеоценоз; ор­ганизмы — автотрофы, гетеротрофы, редуценты.
    Тип игры: настольная игра (экологическое лото).
    Дидактический материал: обойма игровых карт: больших (раз­мер 25х28 см) и маленьких (7х6 см). Количество карт: больших -9 стукко (можно до 6 штук), маленьких — 72 штуки (можно до 48 штук). На больших картах на верхней части дается проскинитарий комплекса абиотических факторов определенного биотопа, на ниж­ней части имеется прорезь, на которую учащиеся на процессе игры помещают картинку с изображением этого биотопа (с фитоцено­зом), одесную и налево на хороший карте оставлено пустое местечко /111 размещения восьми маленьких карточек. На маленьких карточках даны изображения различных животных (от червей до млекопитающих), которые входят на биоценозы различных биогеоценозов (биогидроценозов). Всего на наборе представлены компоненты девя­ти биогеоценозов (биогидроценозов): степи, тундры, луга, широко­лиственного леса, болота, пустыни, реки, альпийского луга, озера.
    Ниже приводятся описания биотопов названных биогеоценозов (биогидроценозов).
    Тундра — конопляник суши (слабохолмистая равнина); влагосодержание повышенная; корпуленция слоя почвы невелика, глубже — многолетняя мерзлота; короткое заливное летига и длинная суровая зима; сильные ветры.
    Болото — конопляник водоема с неподвижной водой, почва переув­лажненная, бедная питательными веществами, имеет любовь к постепенному зарастанию растительностью.
    Широколиственный вязник — плакорный либо бугристый конопляник суши, криптоклимат мягкий: зимка не невыносимо морозная, летига теплое: влаж­ность повышенная, сильные ветры бывают невыносимо редко.
    Луг — плакорный конопляник суши, влагосодержание повышенная, почвы плодородные, богатые питательными веществами, порядочно увлаж­ненные; образуется на месте лесов и болот.
    Степь — плакорный конопляник суши, влагосодержание пониженная, летига жаркое, зимка морозная, дожди редки и имеют ливневый характер, сильные ветры, почвы плодородные.
    Река — конопляник водоема с пресной текучей водой.
    Альпийский выкос — конопляник суши, микрорельеф горный, подавление пониженное, постоянные ветры, короткое кушанье лето, длительная суровая зима, большие перепады температур днем и ночью.
    Пустыня — плакорный конопляник суши, осадков невыносимо мало, почва песчаная, летига длинное и невыносимо жаркое, зимка невыносимо короткая и холодная, влагосодержание невыносимо низкая.
    Озеро — конопляник водоема со стоячей пресной водой.
    Перечень животных, которые могут быть предложеныучащимся для того чтобы «заселения» биотопов:
    Степь — кузнечик, обыкновенная полевка, степной орел, пчела, Крапчатый суслик, дрофа, овод, жаворонок.
    Альпийский выкос — кузнечик, архар, пищуха, меловой барс, кеклик, паук, бабочка, муха.
    Тундра — песец, тундровая куропатка, лемминг, тундровый волк, полярная сова, нордовый олень, паук, комар.
    Болото — болотная черепаха, серая цапля, лягушка, комар, стрекоза, детва стрекозы, детва комара, уж.
    Луг — трясогузка, гусеница, бабочка, мышь-малютка, муха, бо­жья коровка, тля, ящерица.
    Лес — синица, лисица, прыткая ящерица, гадюка, лесная мышь, майский жук, еж, квакша.
    Река — окунь, речной рак, плотва, зимородок, река планария, детва комара, речная планорбит катушка, выдра.
    Озеро — уж, карась, разумник лягушки, паук-серебрянка, жук-плавунец, щука, лягушка, малек карася.
    Пустыня — пепельно-серый варан, кобра, песчаная ящурка, навозник, саксауловый воробей, тушканчик, паук, бабочка.
    Ход игры:
    Класс делится на группы по 4 человека. Правила игры целесо­образнее объясняются по ходу игрового действия.
    Игра включает на себе одну крошку этапов.
    1) Раздается командам большие игра и предлагается иг­рокам ознакомиться с описанием биотопа, данного на их карте. За­тем на прохождение тремя минут учащиеся должны определить, проскинитарий биотопа какого биогеоценоза (биогидроценоза) имеется на карте, и назвать его учителю. Если какая-то изо команд затрудняется с отве­том, называется им биогеоценоз (биогидроценоз). По мере того что поступают ответы, команды ото учителя получают картинку с изображением данного биогеоценоза (биогидроценоза), которую вставляют на имеющуюся на карте прорезь.
    2) После того что команды определили, который-нибудь у них задан биогеоценоз (биогидроценоз), воспитатель начинает показывать игро­кам маленькие карточки с изображениями животных и называть их. Члены команд должны подумать (в прохождение 10 секунд), насе­ляет ли это животное их биотоп, и, буде они считают, ровно населя­ет, поднимают руку. Если одну крошку команд выбирают один жи­вотное, то валет с его изображением отдается праздник команде, на которой в первую голову была поднята рука. Если по истечении 10 секунд очередная валет не была затребована ни одной изо команд, она откладывается на сторону с тем, для того чтобы быть предъявленной позже (по второму кругу).
    Та изо команд, которая скорее всех «заселила» нечужой биотоп, становится победительницей. Правильность «заселения» определя­ется самими игроками следующим образом: на левом верхнем углу каждой хороший игра имеется ограниченный значок. Предла­гается учащимся перевернуть маленькие карточки и сравнить услов­ный значок, который-нибудь имеется на обратной стороне каждой карточ­ки, с тем, ровно изображен на хороший карте. Если значки одинако­вы, значит, карточки выбраны правильно. Следует отметить, ровно поскольку один и то же животное может быть встречаться на нескольких биоценозах, то на обороте маленькой карточки с изображением та­кого животного может быть быть одну крошку условных значков. В таком случае животное считается безукоризненно отобранным, буде по крайней мере бы одиночку изо этих значков совпадает с тем, который-нибудь изображен на боль­шой карте.
    Неправильно отобранные карточки учащихся откладывают на сторону и по преимуществу их не трогают. Затем воспитатель предлагает членам команд подсчитать намолот безукоризненно отобранных карточек и сообщить ему. Команда, у которой это количество наибольшее, — побе­дитель.
    3) Если остается короткий арсенал времени, то игру дозволяется про­должить. Предлагается учащимся изо имеющихся у них ма­леньких карточек (правильно отобранных) составить всевозмож­ные цепи питания. Объявляется конкурс на возникновение макси­мально возможного количества разных цепей питания, возникновение самой длинной цепи питания. Свои варианты ответов команды за­писывают на листе бумаги и сдают учителю.
    При подведении итогов и выявлении команды-победительницы возможны пара варианта:
    1) чемпион определяется единственно по итогам второго этапа игры;
    2) чемпион определяется по количеству баллов, набранных командой на ходе всех этапов игры.
    ΙV. Подведение итогов. Слайд № 27
    Задание на дом: читать с. 516-519, ответить на вопросы на с. 519; читать с. 535-542, творческое задание: составить борг питания на данном биотопе (слайд №28).

    Файлы: таблица сообщества.ods
    Размер файла: 14610 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология