Автор конспекта:
Автор(ы): — Федулова Ирина Николаевна
Место работы, должность: —
МОУ СОШ с. Липовка Духовницкий район Саратовской области
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
Учебные: Оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района. Развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения на основе полученной информации Воспитательные: Создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник «География России. Хозяйство и географические районы» В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. 9 класс – М.: Дрофа, 2009 ; атлас; контурные карты
Используемая методическая литература: —
1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 288 с. 2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 352 с. 3. География. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной / Авт.-сост. С.А. Малиновская. – Волгоград: Учитель, 2004. — 171 с. 4. Журнал «География в школе» №1/2011 год.
Используемое оборудование: —
компьютер, мультимедийный проектор, экран;
Используемые ЦОР: —
"Северный Кавказ"
Краткое описание: — Используемый объект искусства: Отрывок из фильма Л.Гайдая "Кавказская пленница" Цели и задачи урока:Учебные: Оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района. Развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения на основе полученной информации Воспитательные: Создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма Планируемые результаты от применения объекта искусства: Снятие напряжения в начале урока, повышение интереса к данной теме, приобретение навыка решения проблемных вопросов, приобщение к искусству кинематографии
План-конспект урока в 9 классе «Европейский Юг – Северный Кавказ.
Факторы формирования района. Природа района»
Учитель: Федулова Ирина Николаевна
МОУ «СОШ с. Липовка Духовницкого района Саратовской области»
Класс: 9
Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление)
Цели и задачи:
Учебные: Оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района.
Развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения на основе полученной информации
Воспитательные: Создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма
Оборудование: Учебник «География России.Хозяйство и географические районы» В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. 9 класс – М.: Дрофа, 2009 ; атлас; контурные карты; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация, отрывок из фильма «Кавказская пленница», Слайд-шоу «Лучше гор могут быть только горы», дидактический материал «Рабочий лист» (Приложение 1)
План урока
№
Этапы урока
Время (минуты)
1
Организация класса
1
2.
Контроль – обобщение по пройденным темам
5
3.
Объявление темы урока, постановка проблемного вопроса (показ отрывка из фильма)
3
4.
Изучение нового материала:
- Состав района
- Характеристика ЭГП района
- Природа района
26
7
8
11
5.
Рефлексия (ответ на проблемный вопрос)
8
6.
Этап объявления домашнего задания и оценок за урок
2
Ход урока.
Географический диктант (слайд №2)
Взаимопроверка по ключу: (Слайд 3)
Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите сочетание Северный Кавказ? (Дети отвечают: море, тепло, горы и т.д.)
Посмотрите, пожалуйста, отрывок из известного фильма.
(Показ отрывка из фильма «Кавказская пленница»)
Проблемный вопрос: Прав ли герой фильма? Под влиянием каких факторов сформировалась теперь уже всероссийская житница, кузница и здравница? В течение урока мы изучим особенности ЭГП района, его природу и постараемся найти ответы на эти вопросы.
По карте атласа «Европейский Юг» определите субъекты Федерации, входящие в состав района, запишите их в «Рабочий лист» и нанесите на контурную карту.
(Слайд 14) Итог: Особенностями ЭГП Северного Кавказа являются:
- Приграничное положение
- Самый южный район России (окраинное положение)
- Природные рубежи: Кавказские горы, Каспийское море, Азовское и Чёрное моря
- Транспорт: Транзитное положение
- Богат природными ресурсами
Рефлексия: В чём достоинство географического положения Европейского Юга? В чём – недостатки? (ЭГП Северного Кавказа выгодное. Но необходима стабильная обстановка на самом Северном Кавказе и у соседей (Грузия). После потери портов и флота на Чёрном море необходима реконструкция портов Новороссийска, Туапсе, Сочи. Возможно, проведение олимпиады, а вернее строительство необходимых объектов в Сочи, укрепит экономику этого района)
Самостоятельная работа учащихся с учебником и картами атласа, заполнение таблиц в «Рабочем листе».
Рефлексия: Оценка природных условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. (ответы проговариваются устно и вывод записывается в «Рабочий лист») (Природные условия Северного Кавказа самые благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности.)
Вернёмся к проблемному вопросу: Под влиянием каких факторов сформировалась всероссийская «житница, кузница и здравница»?
Подводя итог нашего урока, необходимо отметить, что Кавказ — это не только богатые недра и плодородные почвы, но и удивительно красивые природные ландшафты. Кавказские горы воспеты многими известными людьми. Вот что написал о Кавказе норвежский писатель Кнут Гамсун:
« Я и раньше бывал в горах, видел отчасти Баварские Альпы, горы в Колорадо и многих других местах, но никогда я не чувствовал себя таким беспомощным на Земле… Кавказские горы… выглядят в своём неприступном великолепии отдельным миром. Зубцы и башни, сёдла и минареты, всё это из снега, и мы, чужестранцы, начинаем теперь понимать то, что Пушкин, Лермонтов и Толстой написали под первым впечатлением от этого мистического великолепия».
Кавказские горы запечатлены на картинах известных художников. Про Кавказ написано немало стихов и песен. Я предлагаю вам полюбоваться природой под звуки песни Владимира Семёновича Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы» (Просмотр слад-шоу под звучание песни Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы»)
Используемая литература:
Для создания слайд-шоу были использованы сайты:
http://www.russianboston.com/common/arc/?id_cat=2810&id_story_top=269184
http://www.mountain.ru/world_mounts/caucasia/prielbrus/2002/Elbrus_Alferov/
http://www.newsmarket.com.ua/2010/08/1003474/dvi-litni-yaponki-zdiysnili-shodzhennya
http://tourism.bmstu.ru/gallery/thumbnails.php?album=topn&cat=-3&page=7
http://portal.istra.ru/gallery/displayimage.php?pos=-3994
http://www.lifeisphoto.ru/allphotos.aspx?id=2537&n=59
http://www.ecosystema.ru/08nature/world/31.htm
http://www.kmv-transkur.ru/
http://www.6499500.ru/geleznovodsk/photo.htm
http://megainf.ru/foto/id_813_kavkazskie-mineralnye-vody_5.html
Архив материалов к уроку "Северный Кавказ"
Файлы: Магеллан.pptx
Размер файла: 3533287 байт.