Автор конспекта:
Автор(ы): — Федулова Ирина Николаевна

Место работы, должность: —

МОУ СОШ с. Липовка Духовницкий район Саратовской области

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Учебные: Оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района. Развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения на основе полученной информации Воспитательные: Создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник «География России. Хозяйство и географические районы» В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. 9 класс – М.: Дрофа, 2009 ; атлас; контурные карты

Используемая методическая литература: —

1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 288 с. 2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 352 с. 3. География. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной / Авт.-сост. С.А. Малиновская. – Волгоград: Учитель, 2004. — 171 с. 4. Журнал «География в школе» №1/2011 год.

Используемое оборудование: —

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

Используемые ЦОР: —

"Северный Кавказ"

Краткое описание: — Используемый объект искусства: Отрывок из фильма Л.Гайдая "Кавказская пленница" Цели и задачи урока:Учебные: Оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района. Развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения на основе полученной информации Воспитательные: Создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма Планируемые результаты от применения объекта искусства: Снятие напряжения в начале урока, повышение интереса к данной теме, приобретение навыка решения проблемных вопросов, приобщение к искусству кинематографии

План-конспект урока в 9 классе «Европейский Юг – Северный Кавказ.

Факторы формирования района. Природа района»

Учитель: Федулова Ирина Николаевна

МОУ «СОШ с. Липовка Духовницкого района Саратовской области»

Класс: 9

Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление)

Цели и задачи:

Учебные: Оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района.

Развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения на основе полученной информации

Воспитательные: Создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма

Оборудование: Учебник «География России.Хозяйство и географические районы» В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. 9 класс – М.: Дрофа, 2009 ; атлас; контурные карты; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация, отрывок из фильма «Кавказская пленница», Слайд-шоу «Лучше гор могут быть только горы», дидактический материал «Рабочий лист» (Приложение 1)

План урока

Этапы урока

Время (минуты)

1

Организация класса

1

2.

Контроль – обобщение по пройденным темам

5

3.

Объявление темы урока, постановка проблемного вопроса (показ отрывка из фильма)

3

4.

Изучение нового материала:

  • Состав района
  • Характеристика ЭГП района
  • Природа района

26

7

8

11

5.

Рефлексия (ответ на проблемный вопрос)

8

6.

Этап объявления домашнего задания и оценок за урок

2

Ход урока.

  • Организация класса
  • Контроль-обобщение знаний по темам «Европейский Север», «Северо-западный район», ««Центральная Россия»
  • Географический диктант (слайд №2)

  • Самый маленький по площади район России
  • По территории района проходит маршрут «Золотое кольцо»
  • Отрасли специализации этого района: лесная промышленность, металлургия (цветная и чёрная), ТЭК
  • Район имеет крупное месторождение железной руды
  • Экономика района в основном базируется на привозном сырье и топливе
  • Самый крупный по площади район в Европейской России
  • Вокруг крупнейшего города этого района расположены дворцово-парковые ансамбли
  • К отраслям специализации этого района относятся: машиностроение, чёрная металлургия, текстильная промышленность
  • Район имеет выход в Балтийское море
  • Этот район получает избыточное увлажнение
  • Взаимопроверка по ключу: (Слайд 3)

  • Европейский Север: 3, 6
  • Северо-Западный район: 1, 5,7, 9,10
  • Центральная Россия: 2, 4, 5, 8
  • Сегодня мы начинаем изучение ещё одного района Европейской России – Северного Кавказа или Европейского Юга (Слайд 4)
  • Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите сочетание Северный Кавказ? (Дети отвечают: море, тепло, горы и т.д.)

    Посмотрите, пожалуйста, отрывок из известного фильма.

    (Показ отрывка из фильма «Кавказская пленница»)

    Проблемный вопрос: Прав ли герой фильма? Под влиянием каких факторов сформировалась теперь уже всероссийская житница, кузница и здравница? В течение урока мы изучим особенности ЭГП района, его природу и постараемся найти ответы на эти вопросы.

  • Изучение нового материала
  • Состав района. (Слайды 5, 6)
  • По карте атласа «Европейский Юг» определите субъекты Федерации, входящие в состав района, запишите их в «Рабочий лист» и нанесите на контурную карту.

  • Особенности ЭГП района. Рассказ учителя с использованием презентации « (Слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13) Ученики делают записи в «Рабочем листе», одновременно сравнивая ЭГП Северного Кавказа с ЭГП Центральной России.
  • (Слайд 14) Итог: Особенностями ЭГП Северного Кавказа являются:

    • Приграничное положение
    • Самый южный район России (окраинное положение)
    • Природные рубежи: Кавказские горы, Каспийское море, Азовское и Чёрное моря
    • Транспорт: Транзитное положение
    • Богат природными ресурсами

    Рефлексия: В чём достоинство географического положения Европейского Юга? В чём – недостатки? (ЭГП Северного Кавказа выгодное. Но необходима стабильная обстановка на самом Северном Кавказе и у соседей (Грузия). После потери портов и флота на Чёрном море необходима реконструкция портов Новороссийска, Туапсе, Сочи. Возможно, проведение олимпиады, а вернее строительство необходимых объектов в Сочи, укрепит экономику этого района)

  • Природа Европейского Юга: рельеф, климат, реки, природные зоны, высотная поясность.
  • Самостоятельная работа учащихся с учебником и картами атласа, заполнение таблиц в «Рабочем листе».

    Рефлексия: Оценка природных условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. (ответы проговариваются устно и вывод записывается в «Рабочий лист») (Природные условия Северного Кавказа самые благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности.)

  • Рефлексия
  • Вернёмся к проблемному вопросу: Под влиянием каких факторов сформировалась всероссийская «житница, кузница и здравница»?

  • Какими ресурсами богат Северный Кавказ? ( Минеральными: газ, нефть, руды, источники минеральных вод; Почвенными: чернозёмные, каштановые, пастбища; Климатическими; Рекреационными)
  • Сделайте предположение, какие отрасли хозяйства могут получить здесь наибольшее развитие? (сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, ТЭК, курортная зона)
  • Подводя итог нашего урока, необходимо отметить, что Кавказ — это не только богатые недра и плодородные почвы, но и удивительно красивые природные ландшафты. Кавказские горы воспеты многими известными людьми. Вот что написал о Кавказе норвежский писатель Кнут Гамсун:

    « Я и раньше бывал в горах, видел отчасти Баварские Альпы, горы в Колорадо и многих других местах, но никогда я не чувствовал себя таким беспомощным на Земле… Кавказские горы… выглядят в своём неприступном великолепии отдельным миром. Зубцы и башни, сёдла и минареты, всё это из снега, и мы, чужестранцы, начинаем теперь понимать то, что Пушкин, Лермонтов и Толстой написали под первым впечатлением от этого мистического великолепия».

    Кавказские горы запечатлены на картинах известных художников. Про Кавказ написано немало стихов и песен. Я предлагаю вам полюбоваться природой под звуки песни Владимира Семёновича Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы» (Просмотр слад-шоу под звучание песни Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы»)

  • Домашнее задание (Слайд 15) §§34-35 учебника, вопросы и задания на жёлтом фоне.
  • Используемая литература:

  • Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 288 с.
  • Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 352 с.
  • География. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной / Авт.-сост. С.А. Малиновская. – Волгоград: Учитель, 2004. — 171 с.
  • Журнал «География в школе» №1/2011 год.
  • Для создания слайд-шоу были использованы сайты:

    http://www.russianboston.com/common/arc/?id_cat=2810&id_story_top=269184

    http://www.mountain.ru/world_mounts/caucasia/prielbrus/2002/Elbrus_Alferov/

    http://www.newsmarket.com.ua/2010/08/1003474/dvi-litni-yaponki-zdiysnili-shodzhennya

    http://tourism.bmstu.ru/gallery/thumbnails.php?album=topn&cat=-3&page=7

    http://portal.istra.ru/gallery/displayimage.php?pos=-3994

    http://www.lifeisphoto.ru/allphotos.aspx?id=2537&n=59

    http://www.ecosystema.ru/08nature/world/31.htm

    http://www.kmv-transkur.ru/

    http://www.6499500.ru/geleznovodsk/photo.htm

    http://megainf.ru/foto/id_813_kavkazskie-mineralnye-vody_5.html

    Архив материалов к уроку "Северный Кавказ"

    Файлы: Магеллан.pptx
    Размер файла: 3533287 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология