Автор конспекта:
Автор(ы): — Мусинская Мария Альбертовна

Место работы, должность: — МБОУ «Гимназия №4 им.А.С.Пушкина» г.Йошкар-Ола, учитель информатики и ИКТ

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

формирование знаний учащихся о файлах, их свойствах и файловой структуре компьютера; подготовка к практической работе с файловой системой компьютера.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

И.Г.Семакин и др. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса – М.:БИНОМ. 2010 г

Используемое оборудование: —

компьютеры (с подключением к Интернету), проектор, портативная интерактивная доска Mimio Xi

Используемые ЦОР: —

авторские ЦОР созданные с помощью сервисов web2.0 (необходимо подключение к Интернет)

авторский ЦОР, созданный в программе блокнот MimioStudio

Краткое описание: — Урок по теме "Файл и файловая структура" (8 класс) с использованием интерактивной доски, цифровых образовательных ресурсов.

Цель урока: формирование знаний учащихся о файлах, их свойствах и файловой структуре компьютера; подготовка к практической работе с файловой системой компьютера.

Задачи урока:

образовательные:

  • Изучить понятия: «файл», «имя файла», «путь к файлу», «каталог, »«логический диск», «файловая структура», «полное имя файла»;
  • Дать представление о наиболее распространенных расширениях файлов различных типов;
  • Сформировать умения: определять имя диска по заданным условиям, определять по расширению тип файла; составлять полное имя файла, находить нужный файл по его полному имени.

развивающие:

  • Развивать познавательный интерес обучающихся;
  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать память;
  • Развивать внимание.

воспитательные:

  • Воспитание информационной культуры;
  • Воспитание аккуратности;
  • Воспитание трудолюбия;
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы обучения: иллюстративно-словесный, практический

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: компьютеры (с подключением к Интернету), проектор, портативная интерактивная доска Mimio Xi.

Учебники:

И.Г.Семакин и др. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса – М.:БИНОМ. 2010 г.

Средства: авторские ЦОР созданные с помощью сервисов web2.0 (необходимо подключение к Интернет), авторский ЦОР, созданный в программе блокнот MimioStudio, карточки с заданиями.

Ход урока:

1.Организационный момент 2 мин

2. Мотивация/ Актуализация опорных знаний (повторение) 5 мин

3. Введение нового материала 18 мин

4. Закрепление 7 мин

5. Проверка усвоения 8 мин

6. Рефлексия 3 мин

7. Д.З. 2 мин

1. Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Проверка присутствующих.

2. Мотивация.

Учитель: Прежде чем объявить тему урока я попрошу вас разгадать, какое слово зашифровано, и, ответить на вопрос, что объединяет все слова в задании.

Задание на интерактивной доске: вписать слова в квадратики, затем записать получившееся слово.

Вопросы: 1. Содержание получаемых человеком сообщений или сведения о чем-либо.(Информация)

2. Любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации. (Носитель)

3. Обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в специальной форме.(Данные)

4. Единица измерения информации. (Байт)

Каким образом связаны все слова задания?

Ученики отвечают: Информация хранится на различных носителях. В памяти компьютера информация представлена данными и программами, которые хранятся в виде двоичного кода. Наименьший элемент памяти – бит. Восемь подряд расположенных битов образуют байт памяти.

Мы получили слово «ФАЙЛ».

Тема нашего урока «Файл и файловая структура».

3. Введение нового материала

Учитель: Что объединяет слово «файл» со всеми остальными словами задания. Это станет понятно из определения.

Файл– названная совокупность байтов записанная на диск.

В файле может быть сколько угодно байтов, даже ноль, тогда файл называют пустым.

Характеристики файла: имя, информационный объем, который измеряется в байтах, килобайтах, мегабайтах и т.д., дата создания или последнего обновления, время создания или последнего обновления.

Учащимся демонстрируется любая папка с файлами Вид – Таблица.

Учитель: Немного больше информации о файле можно узнать, если открыть свойства этого файла (+ дополнительно). Демонстрируем вышесказанное на примере любого файла.

Учитель: Рассмотрим отдельно имя файла. Конечно, вы замечали, что имя файла состоит из двух частей, которые разделены точкой. Собственное имя – это то имя, которое даете файлу вы, когда сохраняете данные. Расширение – часть имени, которую дает файлу программа в соответствии с типом данных, обрабатываемых этой программой. Эту часть вы можете только выбрать. Две эти части разделены точкой.

Расширение указывает на тип данных, т.е. тот вид информации, с которой надо будет работать. Разные программы предназначены для работы с разными видами данных. Поэтому, например, мы не можем ОТКРЫТЬ в текстовом документе изображение или звуковой файл.

Обычно в этом месте ученики начинают доказывать, что графический файл можно открыть. Необходимо объяснить разницу между ОТКРЫТЬ и ВСТАВИТЬ изображение в документ.

Демонстрируем: открыть программу MSWordи используя команду ФАЙЛ-ОТКРЫТЬ открываем графический файл.

Результат:

Расширений большое количество, рассмотрим наиболее распространенные из них.

Ученикам предлагается продемонстрировать свои знания (по желанию) на соответствие расширения типу данных, выполнить работу на интерактивной доске.

http://learningapps.org/watch?v=pwdp3pfin

В конце, если остаются нераспределенные расширения, учитель их распределяет сам.

Учитель: Чтобы среди ваших файлов не было путаницы, их нужно структурировать – разместить по папкам (каталогам).

Попробуйте самостоятельно сформулировать что такое каталог.

Ученики пытаются подобрать верную формулировку.

Каталог – названная совокупность файлов и подкаталогов.

Важно:в одном каталоге не может быть файлов (подкаталогов) с одинаковым именем.

Допустим у нас есть файл, он хранится в каком-то каталоге, который в свою очередь тоже может храниться в каталоге и т.д. Учитель на интерактивной доске, используя инструмент Линия и названия файлов и каталогов, создает дерево каталогов (пока без корневого каталога).

Таким образом, мы получаем иерархическую файловую структуру – многоуровневая организация файлов на носителях. А ее графическое представление называется деревом.

Как вы думаете, что же на самом верху дерева?

Ученики высказывают предположения.

Учитель: Там находится корневой каталог, т.е. каталог, который не вложен ни в какой другой. Для его обозначения используют знак «\».

Корневой каталог – диск.

Давайте посмотрим, где находится файл лето.png?

Ученики отвечают, что он находится в папке РИСУНКИ, а она в папке ДОКУМЕНТЫ, которая в свою очередь находится в корневом каталоге.

Учитель: То, что вы сейчас перечислили, называется путь к файлу, из которого можно составитьполное имя файла. Полное имя файла вы можете увидеть в строке Адрес любой открытой папки. Учитель также это демонстрирует.

4. Закрепление.

Задания (все задания разбираются учениками вместе с учителем, распечатанные задания даются также каждому ученику на небольшом листочке, чтобы дома была возможность посмотреть их выполнение еще раз):

1. Запишите в тетрадь полные имена остальных файлов. Подпишите какому типу данных соответствуют указанные файлы. Выделите имя и расширение.

Ученики в тетради самостоятельно выполняют работу, а ученики по желанию выполняют работу у доски. Все элементы находятся в режиме клонирования, поэтому на доске писать ничего не надо, достаточно переместить нужные объекты и расположить их в правильном порядке.

(Для выполнения следующего задания лучше вызвать ученика посильнее. Задание также можно пропустить.)

2. В некотором каталоге хранился файл Дневник.txt. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Дневник.txt, полное имя файла стало A:\SCHOOL\USER\TXT\MAY\Дневник.txt.

Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения?

1)

MAY

2)

A:\SCHOOL\USER\TXT

3)

TXT

4)

A:\SCHOOL\USER\TXT\MAY

5. Проверка усвоения

А теперь вы садитесь за компьютеры. У каждого из вас в папке находится папка ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА. Ваша задача исследовать файловую структуру и выписать полные имена всех файлов, которые расположены в папках, а так же их основные характеристики. Обратите внимание на имя диска!

В конце урока вы сдадите ваши тетради, и я оценю ваши знания по новой теме.

(Если на каком-то этапе потребовалось больше времени, чем было запланировано, то можно дать только первую половину задания)

6. Рефлексия

Откройте файл Рефлексия.doc, он находится в вашей папке. Перейдите по ссылке на сайт и ответьте на вопросы. Опрос анонимный.

http://www.rupoll.com/tcmljccgsp.html

В течение урока тем ученикам, которые отвечали на вопросы, работали у доски, выполняли задания можно давать жетоны. В конце урока подвести итоги и выставить оценки тем, у кого набралось 3-4 жетона.

7. Д.З.

Выучить основные определения, изучить самостоятельно раздел «логические диски» (выписать основные моменты в тетрадь), найти по 3 расширения для исполняемых файлов, видео файлов.

Файлы: задания.doc
Размер файла: 60928 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология