Автор конспекта:
Автор(ы): — Невлянская Ольга Викторовна
Место работы, должность: — учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 9 г.Михайловки» Волгоградской области
Регион: — Город Москва
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
Цель:
- познакомить учащихся с географическим положением Финикии, успехами финикийцев в торговле и мореплавании, дать представление о финикийцах как о создателях древнейшего алфавита;
- продолжать работу по формированию навыков работы индивидуально и в группах; развивать навыки работы с исторической картой и историческим источником;
- развивать логическое мышление, связную монологическую речь.
- воспитывать интерес к истории древнего мира.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Колпаков С.В. и др. Всеобщая история. История Древнего мира, 5класс. издательство "БАЛАСС", 2010 г.
Используемое оборудование: —
Оборудование: атласы, карточки, несколько финикийских кораблей, шесть значков-символов городов.
Краткое описание: — урок изучения нового материала с элементами практической работы.
Финикийские мореплаватели
Тип урока: изучения нового с элементами практической работы.
Цель:
- познакомить учащихся с географическим положением Финикии, успехами финикийцев в торговле и мореплавании, дать представление о финикийцах как о создателях древнейшего алфавита;
- продолжать работу по формированию навыков работы индивидуально и в группах; развивать навыки работы с исторической картой и историческим источником;
- развивать логическое мышление, связную монологическую речь.
- воспитывать интерес к истории древнего мира.
Оборудование: учебник, атласы, карточки, несколько финикийских кораблей, шесть значков-символов городов.
Основные понятия: Финикия, колонизация, алфавит.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Постановка целей и темы урока
Учитель:Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться еще с одним народом, жившим в Передней Азии в древности. Этот народ греки назвали «финикийцами», а вот за что — мы и узнаем. Жизнь этого народа сильно отличалась от жизни египтян или вавилонян, и связано это было с особенностями природы и места, где они жили. Запишите тему урока.
3. Подготовка к изучению нового материала:
Учитель: Прежде, чем перейдем к изучению новой темы, давайте поиграем в игру «Переводчик»: вам нужно дать определение историческим понятиям другими словами, «перевести» с «научного» языка на «доступный». Понятия: ремесленник, купец, город-государство.
4. Проверка исходного уровня знаний ( навыки работы с исторической картой )
Учитель: На восточном берегу Средиземного моря, между песчаным морским побережьем и поросшими могучими кедрами склонами Ливанских гор, протянулась узкая полоска земли. Это земля Древней Финикии. (Рассказ сопровождается показом объектов на исторической карте. Затем учащимся предлагаются вопросы и задания).
- Внимательно посмотрите на карту, результаты работы с картой помогут нам заполнить сравнительную таблицу. Какой будет климат в стране, находящейся на морском побережье?
- Скажите, почему жителям Финикии было трудно заниматься земледелием и скотоводством?
5. Объяснение нового материала.
5.1. Рассказ учителя: Страна была в древности богата ценными породами леса, но полезных ископаемых здесь тогда открыли сравнительно мало.
Зато тут всегда проходили важнейшие караванные пути – из Египта в Малую Азию и Месопотамию и обратно. Караван в нашем представлении связывается с вереницей верблюдов, однако в древности караваны перевозили грузы на ослах.
В Финикии сходились торговые пути Передней Азии. По узкой полоске между скалами и морем, по дороге, буквально нависавшей над водой в III—II тыс. до н.э. шли бесконечные караваны. Они двигались с севера на юг, в Египет и Палестину, и в обратном направлении. Существовали и морские торговые пути, проложенные финикийцами. Их гавани были единственными удобными морскими портами в Восточном Средиземноморье, и к ним сходились нити и морской торговли, и морского разбоя. Финикийцы жили как бы в «коридоре», в то время как другие народы Передней Азии занимали каждый свою «комнату».
Каждая страна имеет свои природно-климатические и географические особенности.
5.2.Сравнительно-сопоставительный анализ ( работа в группах, взаимопроверка)
Как работать в группах? Каждый высказывает свое мнение, приходят к общему решению, один от группы должен его озвучить. Работа одной группы не должна мешать остальным.
- Сравните природные условия Древнего Египта и Финикии (на доске).
Вопросы для сравнения
Древний Египет
Финикия
Климат
Полноводные, разливающиеся реки
Искусственное орошение
Плодородные земли
- Каковы их главные отличия?
5.3. Составление логической схемы
Учитель: Но Финикия отличалась от Египта не только природными условиями и географическим положением. В ней иначе шел и процесс образования государства. А что же влияло на этот процесс мы узнаем, составив логическую схему
Схема.Образование городов-государств Финикии (при помощи значков-символов)
(в тетрадь)
1. Влажныйсредиземноморскийклимат 2. отсутствие крупных разливающихся рек
3. нет необходимости в организации искусственного орошения
4. нет необходимости в создании единого сильного государства
5. небольшие города-государства
- Что же влияет на процесс образования государства? (На образование государства влияют природно-климатические условия).(в тетрадь)
- Найдите на карте и покажите главные города Финикии.
- Что можно узнать о финикийских городах из их названий, если известно, что в переводе Сидон означает Место для рыбной ловли, Гибл (по-гречески — Библ) – Гора, Тир – Скала?(на доске)
Физкультминутка «Два направления»: «Я буду произносить слова, относящиеся к истории Древнего Египта или Междуречья. Если это слово относится к Египту, вы должны будете встать, если к Междуречью – один раз хлопнуть в ладоши. Понятно?» Слова: иероглиф, клинопись, фараон, мумия, Вавилон, Нил, Ефрат, пирамида, Висячие сады, Месопотамия.
5.4. Развитие связной монологической речи(сообщения учащихся о достижениях финикийцев)
5.5. Работа с учебником ( работа в группах)
Используя текст учебника :
1 группа
- Укажите, какими занятиями славились финикийцы.
- На какие две большие группы можно разделить все население Финикии? (Купцы и ремесленники)
- Почему о финикийских купцах ходила дурная слава?
- Заполните схему (карточки- рисунки и на доске):
2 группа
3 группа
вывозили
привозили
Лес
зерно
Стекло
Золото
Зеркала
Слоновая кость
Украшения
Черное дерево
Пурпурными тканями
«Живой товар»
5.5.Рассказ учителя с показом:
Финикийцы первыми протянули через Средиземное море нити торговых связей, соткав из них потом частую сеть. Они определили времена года, удобные для дальних плаваний, разведали укромные, защищенные от ветров бухты и устроили удобные гавани. Корабли из Тира с носами, украшенными деревянными лошадиными головами, в течение долгого времени натягивали нити, связывавшие Египет и Сицилию, Кипр и Иберию (Пиренейский п-ов).
Учитель прикрепляет на карту изображения 2—3 финикийских кораблей.
Финикийские корабли бороздили Средиземное море, высаживая на островах и побережьях поселенцев, основывая торговые колонии.
Учитель прикрепляет в местах основания колоний (о. Кипр, Карфаген, запад о. Сицилия, юг о. Сардиния, Балеарские о-ва ,берега Гибралтара) значки-символы городов.
Финикийцы добрались до ворот океана и увидели перед собою утесы Гибралтара. Эти утесы они назвали Столбами Мелькарта или Геракловы Столпы. Мелькарт — это финикийский бог, который построил стены города Тира. И он поставил столбы у выхода из моря в океан, чтобы никто не осмеливался идти дальше.
Много веков моряки не отваживались нарушить этот запрет. Страшна была безбрежная даль океана, открывавшаяся за воротами Гибралтара. Но с каждым взмахом весел все шире был простор. Вдоль берегов Испании и Франции, где еще жили дикари, финикийские купцы добирались до Оловянного острова — Британии, до Янтарного берега — Прибалтики.
5.6. Работа с историческим источником ( работа в группах)
Учитель:Финикийские мореплаватели считались лучшими мореходами древности. Прочтите текст «Плавание финикийцев вокруг Африки» — отрывок из сочинения древнегреческого историка Геродота (Vв. до н. э.). Используя текст учебника на с. 67, определите, о каких географических названиях говорится в тексте.
Текст «Плавание финикийцев вокруг Африки»
(…1…)(так во времена Геродота называли Африку) по-видимому, окружена морем..это, насколько мне первым доказал Нехо, царь (..2..)(610-595 гг. до н. э.). После прекращения строительства канала из (..3..) в Аравийский залив, царь послал финикиян на кораблях. …Финикияне вышли из (..4..)и затем поплыли по (..5..). Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в (..1..) не попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикийцы обогнули (..1..) и прибыли в (..2..). По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит кто хочет), во время плавания вокруг (..1..) солнце оказывалось у них на правой стороне.
□1. Египет
□2. Красное море
□3. Ливия (Африка)
□4. Нил
□5. Северное море (Средиземное море)
(проверка)
- Как финикийцы называли свои поселения на новых местах, где они часто бывали?
- Что же влияло на выбор занятий древних финикийцев?Природные условия плюс пересечение морских торговых путей определили занятия древних финикийцев.
(В тетрадь)
5.7. Рассказ учителя
Учитель: Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит! (Вспомните, в чем трудности древнеегипетского письма.) Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. (Чем?) Тогда финикийцы создали собственное письмо — древнейший в мире алфавит: в нем всего 22 буквы.
Каждая буква обозначает не целое слово и не слог, а отдельный звук. Вот, например, буква, которая называется «гимель». В переводе на русский «гимель» означает верблюд. Похожа ли буква на это животное? А на верблюжий горб? Буква «гимель» передает только один звук «г» (тот, с которого начинается слово «гимель»)… Это буква «м», она называется «мем», по-финикийски— вода. Похожа ли буква «мем» на воду?.. Буква «д» — «далет», по-финикийски — дверь. Как видим, на дверь этот треугольник не очень похож. Но, может быть, надо представить себе, что это вход в шатер? Тогда, действительно, похоже. Запомнить 22 буквы нетрудно, каждая изображает какой-то предмет и означает тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет.
Все финикийские буквы — согласные, гласные звуки при письме пропускались
- Расшифруйте надпись: ДМ (дом или дым)(на доске)
- Удобен был такой алфавит? Почему? (Финикийский алфавит был не совсем удобен — ведь текст из одних согласных букв можно прочитать по-разному). Поэтому этот алфавит не вытеснил клинопись и иероглифы. Однако после того, как греки и другие народы усовершенствовали алфавит, он быстро стал распространяться
В европейских языках (например, греческом) сохранились в измененном виде финикийские слова — галера, вино, хитон, алфавит, золото, одежда, покрывало, полотно, нож, меч, сукно.
6. Закрепление нового материала
Учитель:А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.
Решите кроссворд
Задание для учащихся (карточки):
1
2
3
4
По горизонтали:
2. Историческая область на побережье Средиземного моря.
4. Система письма, придуманная финикийцами
По вертикали:
1. Один из крупнейших финикийских городов.
3. Поселения, основанные финикийскими мореплавателями.
7. Подведение итогов и оценка полученных знаний
- С какой страной мы познакомились сегодня на уроке?
- Чему научились на уроке?
- Что повлияло на процесс образования государства на территории Финикии?
- Что определяло выбор занятий финикийцев? Назовите основные занятия финикийцев.
- Какими изобретениями древних финикийцев мы пользуемся до сих пор?
8. Домашнее задание:
Представьте, что вы финикийский купец и вам предстоит плавание в одну из колоний: опишите свое путешествие, не забудьте рассказать о товарах, которые вы повезете в колонию, товарах, которые вы хотите там приобрести, трудностях вашего путешествия.
9. Выставление отметок.
Вопросы для сравнения
Древний Египет
Финикия
Климат
Полноводные, разливающиеся реки
Искусственное орошение
Плодородные земли
II.
- Что можно узнать о финикийских городах из их названий, если известно, что в переводе Тир означает Скала.
- Найдите на карте и покажите этот город Финикии.
III.
Используя текст учебника на с. 66(по карточкам, в группе).Выберите соответствующие
картинки.
- Что привозили финикийские купцы?
Финикийские мореплаватели считались лучшими мореходами древности. Прочтите текст «Плавание финикийцев вокруг Африки» — отрывок из сочинения древнегреческого историкаГеродота (Vв. до н. э.). Используя текст учебника на с. 67, определите, о каких географических названиях говорится в тексте.
Текст «Плавание финикийцев вокруг Африки»
(…1…)(так во времена Геродота называли Африку) по-видимому, окружена морем..это, насколько мне первым доказал Нехо, царь (..2..)(610-595 гг. до н. э.). После прекращения строительства канала из (..3..) в Аравийский залив, царь послал финикиян на кораблях. …Финикияне вышли из (..4..)и затем поплыли по (..5..). Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в (..1..) не попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикийцы обогнули (..1..) и прибыли в (..2..). По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит кто хочет), во время плавания вокруг (..1..) солнце оказывалось у них на правой стороне.
□1. Египет
□2. Красное море
□3. Ливия (Африка)
□4. Нил
□5. Северное море (Средиземное море)
IV. Решите кроссворд:
1
2
3
4
По горизонтали:
2. Историческая область на побережье Средиземного моря.
4. Система письма, придуманная финикийцами
По вертикали:
1. Один из крупнейших финикийских городов.
3. Поселения, основанные финикийскими мореплавателями.
План работы на уроке
I.Географическое положение и природные условия Финикии
- Работа с картой
- Составление сравнительной таблицы
II. Особенности образования государства Финикия
- Составление логической схемы
III. Занятия финикийцев.
IV. Финикийский алфавит
- Расшифровка надписей
- Решение кроссворда
Файлы: ПОЛИТ. ПАРТИИ.zip
Размер файла: 1455806 байт.