Автор конспекта:
Автор(ы): — Невлянская Ольга Викторовна

Место работы, должность: — учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 9 г.Михайловки» Волгоградской области

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Цель:

  • познакомить учащихся с географическим положением Финикии, успехами финикийцев в торговле и мореплавании, дать представление о финикийцах как о создателях древнейшего алфавита;
  • продолжать работу по формированию навыков работы индивидуально и в группах; развивать навыки работы с исторической картой и историческим источником;
  • развивать логическое мышление, связную монологическую речь.
  • воспитывать интерес к истории древнего мира.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Колпаков С.В. и др. Всеобщая история. История Древнего мира, 5класс. издательство "БАЛАСС", 2010 г.

Используемое оборудование: —

Оборудование: атласы, карточки, несколько финикийских кораблей, шесть значков-символов городов.

Краткое описание: — урок изучения нового материала с элементами практической работы.

Финикийские мореплаватели

Тип урока: изучения нового с элементами практической работы.

Цель:

  • познакомить учащихся с географическим положением Финикии, успехами финикийцев в торговле и мореплавании, дать представление о финикийцах как о создателях древнейшего алфавита;
  • продолжать работу по формированию навыков работы индивидуально и в группах; развивать навыки работы с исторической картой и историческим источником;
  • развивать логическое мышление, связную монологическую речь.
  • воспитывать интерес к истории древнего мира.

Оборудование: учебник, атласы, карточки, несколько финикийских кораблей, шесть значков-символов городов.

Основные понятия: Финикия, колонизация, алфавит.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Постановка целей и темы урока

Учитель:Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться еще с одним народом, жившим в Передней Азии в древности. Этот народ греки назвали «финикийцами», а вот за что — мы и узнаем. Жизнь этого народа сильно отличалась от жизни египтян или вавилонян, и связано это было с особенностями природы и места, где они жили. Запишите тему урока.

3. Подготовка к изучению нового материала:

Учитель: Прежде, чем перейдем к изучению новой темы, давайте поиграем в игру «Переводчик»: вам нужно дать определение историческим понятиям другими словами, «перевести» с «научного» языка на «доступный». Понятия: ремесленник, купец, город-государство.

4. Проверка исходного уровня знаний ( навыки работы с исторической картой )

Учитель: На восточном берегу Средиземного моря, между песчаным морским побережьем и поросшими могучими кедрами склонами Ливанских гор, протянулась узкая полоска земли. Это земля Древней Финикии. (Рассказ сопровождается показом объектов на исторической карте. Затем учащимся предлагаются вопросы и задания).

  • Внимательно посмотрите на карту, результаты работы с картой помогут нам заполнить сравнительную таблицу. Какой будет климат в стране, находящейся на морском побережье?
  • Скажите, почему жителям Финикии было трудно заниматься земледелием и скотоводством?

5. Объяснение нового материала.

5.1. Рассказ учителя: Страна была в древности богата ценными породами леса, но полезных ископаемых здесь тогда открыли сравнительно мало.

Зато тут всегда проходили важнейшие караванные пути – из Египта в Малую Азию и Месопотамию и обратно. Караван в нашем представлении связывается с вереницей верблюдов, однако в древности караваны перевозили грузы на ослах.

В Финикии сходились торговые пути Передней Азии. По узкой полоске между скалами и морем, по дороге, буквально нависавшей над водой в III—II тыс. до н.э. шли бесконечные караваны. Они двигались с севера на юг, в Египет и Палестину, и в обратном направлении. Существовали и морские торговые пути, проложенные финикийца­ми. Их гавани были единственными удобными морскими портами в Восточном Средиземноморье, и к ним сходились нити и морской торговли, и морского разбоя. Финикийцы жили как бы в «коридо­ре», в то время как другие народы Передней Азии занимали каждый свою «комнату».

Каждая страна имеет свои природно-климатические и географические особенности.

5.2.Сравнительно-сопоставительный анализ ( работа в группах, взаимопроверка)

Как работать в группах? Каждый высказывает свое мнение, приходят к общему решению, один от группы должен его озвучить. Работа одной группы не должна мешать остальным.

  • Сравните природные условия Древнего Египта и Финикии (на доске).

Вопросы для сравнения

Древний Египет

Финикия

Климат

Полноводные, разливающиеся реки

Искусственное орошение

Плодородные земли

  • Каковы их главные отличия?

5.3. Составление логической схемы

Учитель: Но Финикия отличалась от Египта не только природными условиями и географическим положением. В ней иначе шел и процесс образования государства. А что же влияло на этот процесс мы узнаем, составив логическую схему

Схема.Образование городов-государств Финикии (при помощи значков-символов)

(в тетрадь)

1. Влажныйсредиземноморскийклимат 2. отсутствие крупных разливающихся рек

3. нет необходимости в организации искусственного орошения

4. нет необходимости в создании единого сильного государства

5. небольшие города-государства

  • Что же влияет на процесс образования государства? (На образование государства влияют природно-климатические условия).(в тетрадь)
  • Найдите на карте и покажите главные города Финикии.
  • Что можно узнать о финикийских городах из их названий, если известно, что в переводе Сидон означает Место для рыбной ловли, Гибл (по-гречески — Библ) – Гора, Тир – Скала?(на доске)

Физкультминутка «Два направления»: «Я буду произносить слова, относящиеся к истории Древнего Египта или Междуречья. Если это слово относится к Египту, вы должны будете встать, если к Междуречью – один раз хлопнуть в ладоши. Понятно?» Слова: иероглиф, клинопись, фараон, мумия, Вавилон, Нил, Ефрат, пирамида, Висячие сады, Месопотамия.

5.4. Развитие связной монологической речи(сообщения учащихся о достижениях финикийцев)

5.5. Работа с учебником ( работа в группах)

Используя текст учебника :

1 группа

  • Укажите, какими занятиями славились финикийцы.
  • На какие две большие группы можно разделить все население Финикии? (Купцы и ремесленники)
  • Почему о финикийских купцах ходила дурная слава?
  • Заполните схему (карточки- рисунки и на доске):

2 группа

3 группа

вывозили

привозили

Лес

зерно

Стекло

Золото

Зеркала

Слоновая кость

Украшения

Черное дерево

Пурпурными тканями

«Живой товар»

5.5.Рассказ учителя с показом:

Финикийцы первыми протянули через Средиземное море нити торговых связей, соткав из них потом частую сеть. Они определили времена года, удобные для дальних плаваний, разведали укромные, защищенные от ветров бухты и устроили удобные гавани. Корабли из Тира с носами, украшенными деревянными лошадиными головами, в течение долгого времени натягивали нити, связывавшие Египет и Сицилию, Кипр и Иберию (Пиренейский п-ов).

Учитель прикрепляет на карту изображения 2—3 финикийских кораблей.

Финикийские корабли бороздили Средиземное море, высаживая на островах и побережьях поселенцев, основывая торговые колонии.

Учитель прикрепляет в местах основания колоний (о. Кипр, Карфаген, запад о. Сицилия, юг о. Сардиния, Балеарские о-ва ,берега Гибралтара) значки-символы городов.

Финикийцы добрались до ворот океана и увидели перед собою утесы Гибралтара. Эти утесы они назвали Столбами Мелькарта или Геракловы Столпы. Мелькарт — это финикийский бог, который построил стены города Тира. И он поставил столбы у выхода из моря в океан, чтобы никто не осмеливался идти дальше.

Много веков моряки не отваживались нарушить этот запрет. Страшна была безбрежная даль океана, открывавшаяся за ворота­ми Гибралтара. Но с каждым взмахом весел все шире был простор. Вдоль берегов Испании и Франции, где еще жили дикари, финикий­ские купцы добирались до Оловянного острова — Британии, до Янтарного берега — Прибалтики.

5.6. Работа с историческим источником ( работа в группах)

Учитель:Финикийские мореплаватели считались лучшими мореходами древности. Прочтите текст «Плавание финикийцев вокруг Африки» — отрывок из сочинения древнегреческого историка Геродота (Vв. до н. э.). Используя текст учебника на с. 67, определите, о каких географических названиях говорится в тексте.

Текст «Плавание финикийцев вокруг Африки»

(…1…)(так во времена Геродота называли Африку) по-видимому, окружена морем..это, насколько мне первым доказал Нехо, царь (..2..)(610-595 гг. до н. э.). После прекращения строительства канала из (..3..) в Аравийский залив, царь послал финикиян на кораблях. …Финикияне вышли из (..4..)и затем поплыли по (..5..). Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в (..1..) не попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикийцы обогнули (..1..) и прибыли в (..2..). По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит кто хочет), во время плавания вокруг (..1..) солнце оказывалось у них на правой стороне.

□1. Египет

□2. Красное море

□3. Ливия (Африка)

□4. Нил

□5. Северное море (Средиземное море)

(проверка)

  • Как финикийцы называли свои посе­ления на новых местах, где они часто бывали?
  • Что же влияло на выбор занятий древних финикийцев?Природные условия плюс пересечение морских торговых путей определили занятия древних финикийцев.

(В тетрадь)

5.7. Рассказ учителя

Учитель: Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит! (Вспомните, в чем трудности древнеегипетского письма.) Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. (Чем?) Тогда финикийцы создали соб­ственное письмо — древнейший в мире алфавит: в нем всего 22 буквы.

Каждая буква обозначает не целое слово и не слог, а отдельный звук. Вот, например, буква, которая называется «гимель». В переводе на русский «гимель» означает верблюд. Похожа ли буква на это животное? А на верблюжий горб? Буква «гимель» передает только один звук «г» (тот, с которого начинается слово «гимель»)… Это буква «м», она называется «мем», по-финикийски— вода. Похожа ли буква «мем» на воду?.. Буква «д» — «далет», по-финикийски — дверь. Как видим, на дверь этот треугольник не очень похож. Но, может быть, надо представить себе, что это вход в шатер? Тогда, действительно, похоже. Запом­нить 22 буквы нетрудно, каждая изображает какой-то предмет и означает тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет.

Все финикийские буквы — согласные, гласные звуки при письме пропускались

  • Расшифруйте надпись: ДМ (дом или дым)(на доске)
  • Удобен был такой алфавит? Почему? (Финикийский алфавит был не совсем удобен — ведь текст из одних согласных букв можно прочитать по-разному). Поэтому этот алфавит не вытеснил клинопись и иероглифы. Однако после того, как греки и другие народы усовершенствова­ли алфавит, он быстро стал распространяться

В европейских языках (например, греческом) сохранились в измененном виде финикийские слова — галера, вино, хитон, алфавит, золото, одежда, покрывало, полотно, нож, меч, сукно.

6. Закрепление нового материала

Учитель:А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.

Решите кроссворд

Задание для учащихся (карточки):

1

2

3

4

По горизонтали:

2. Историческая область на побережье Средиземного моря.

4. Система письма, придуманная финикийцами

По вертикали:

1. Один из крупнейших финикийских городов.

3. Поселения, основанные финикийскими мореплавателями.

7. Подведение итогов и оценка полученных знаний

  • С какой страной мы познакомились сегодня на уроке?
  • Чему научились на уроке?
  • Что повлияло на процесс образования государства на территории Финикии?
  • Что определяло выбор занятий финикийцев? Назовите основные занятия финикийцев.
  • Какими изобретениями древних финикийцев мы пользуемся до сих пор?

8. Домашнее задание:

Представьте, что вы финикийский купец и вам предстоит плавание в одну из колоний: опишите свое путешествие, не забудьте рассказать о товарах, которые вы повезете в колонию, товарах, которые вы хотите там приобрести, трудностях вашего путешествия.

9. Выставление отметок.

  • Сравните природные условия Древнего Египта и Финикии
  • Вопросы для сравнения

    Древний Египет

    Финикия

    Климат

    Полноводные, разливающиеся реки

    Искусственное орошение

    Плодородные земли

    II.

    • Что можно узнать о финикийских городах из их названий, если известно, что в переводе Тир означает Скала.
    • Найдите на карте и покажите этот город Финикии.

    III.

    Используя текст учебника на с. 66(по карточкам, в группе).Выберите соответствующие

    картинки.

    • Что привозили финикийские купцы?

    Финикийские мореплаватели считались лучшими мореходами древности. Прочтите текст «Плавание финикийцев вокруг Африки» — отрывок из сочинения древнегреческого историкаГеродота (Vв. до н. э.). Используя текст учебника на с. 67, определите, о каких географических названиях говорится в тексте.

    Текст «Плавание финикийцев вокруг Африки»

    (…1…)(так во времена Геродота называли Африку) по-видимому, окружена морем..это, насколько мне первым доказал Нехо, царь (..2..)(610-595 гг. до н. э.). После прекращения строительства канала из (..3..) в Аравийский залив, царь послал финикиян на кораблях. …Финикияне вышли из (..4..)и затем поплыли по (..5..). Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в (..1..) не попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикийцы обогнули (..1..) и прибыли в (..2..). По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит кто хочет), во время плавания вокруг (..1..) солнце оказывалось у них на правой стороне.

    □1. Египет

    □2. Красное море

    □3. Ливия (Африка)

    □4. Нил

    □5. Северное море (Средиземное море)

    IV. Решите кроссворд:

    1

    2

    3

    4

    По горизонтали:

    2. Историческая область на побережье Средиземного моря.

    4. Система письма, придуманная финикийцами

    По вертикали:

    1. Один из крупнейших финикийских городов.

    3. Поселения, основанные финикийскими мореплавателями.


    План работы на уроке

    I.Географическое положение и природные условия Финикии

    • Работа с картой
    • Составление сравнительной таблицы

    II. Особенности образования государства Финикия

    • Составление логической схемы

    III. Занятия финикийцев.

    IV. Финикийский алфавит

    • Расшифровка надписей
    • Решение кроссворда

    Файлы: ПОЛИТ. ПАРТИИ.zip
    Размер файла: 1455806 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология