Автор конспекта:
Регион: — Хабаровский обочина

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее конкреция

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный повелитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 категория
Класс(ы): — 4 категория

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Внешкольная работа
Предмет(ы): — Мировая художественная интеллигентность
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Цели и задачи:

Образовательная:

а) познакомить учащихся с народными колыбельными.

б) формировать идиолект эмоционального и осознанного восприятия музыки, её элементарного анализа.

в)развивать слух, память и мышление.

г) увлечь учащихся музыкой и пробудить веру на свои силы;

д) воспитывать мания к окружающему миру;

е) уважение и увлеченность к родному фольклору и к музыке русских композиторов.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 14

Используемое оборудование: —

Компьютер, видеопроектор,

Используемые ЦОР: —

Компьютер, видеопроектор

Краткое описание: — связь с народной колыбельной песней и Знакомство с музыкой П.И.Чайковского "Колыбельная величание на бурю"

Тип урока: работа — одоление нового материала.

Цели и задачи:

Образовательная:

а) познакомить учащихся с народными колыбельными, с "Колыбельной песней на бурю" Чайковского П.И;

б) формировать идиолект эмоционального и осознанного восприятия музыки, её элементарного анализа.

Развивающая: развивать слух, вокальный голос, память и мышление.

Воспитательная:

а) увлечь учащихся музыкой и пробудить веру на свои силы;

б) воспитывать мания к окружающему миру;

в) уважение и увлеченность к родному фольклору и к музыке русских композиторов.

Музыкальный материал: фонограммы народных колыбельных песен, "Колыбельная величание на бурю" П.И.Чайковского.

Литературный материал: Науменко Г. М "Русские народные колыбельные песни".

Изобразительный материал: фотопортрет Чайковского П.И.

Оборудование: фортепиано, магнитофон, тряпичная кукла, комната люлька, инструменты: треугольник, погремушка.

Методы и приёмы: репродуктивный, эвристический, исследовательский.

Дополнительные методы: импрессивный, экспрессивный, отсадка создания композиций, ассоциативный метод, творческий метод, синектика.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ключевые, базовые понятия: колыбельная, люлька, зыбка, качка, байка.

Ход урока

1. Вводное речение учителя о задачах урока, о необычности предстоящей работы.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла исторические строчки: "Нет хлеба — песни кажи".

У народа позволяется отнять хлеб, богатство, жизнь, но отнять песню нельзя.

2. Музыкальная головоломка (звучит фонограмма песни)

Баю бай, баю бай,
Ты крючок не лай.
Бело лапка не скули,
Мою детку не буди.

3. Беседа учителя с учениками по тексту этой песенки с элементами анализа. Возможные вопросы и ответы:

— Как вас определили, чисто перо пойдёт о колыбельной?

— Такую песенку я слышал, иной раз был вовсе маленький.

— Как звучат колыбельные?

— Ласково, нежно, звучат ша и неторопливо.

Учитель.

Вы, наверное, удивились, услышав промежду белого дня колыбельную песенку. Многие детишки ложатся спать, насмотревшись мультфильмов, на которых вопят и завывают заморские зверюшки. А вот скажите мне: "Знаете династия вас с азбука ступень конца хоть бы одна колыбельную?" Боюсь, чисто не все. Вот об этой музыке, которая звучала, и продолжает звучать на русских домах, и о русских традициях мы поговорим сегодня, но дотоле запишем тему урока.

(Учащиеся делают видеоклип на творческих тетрадях: "Колыбельные песни — лара нашего народа").

Учитель.

Поют колыбельные песни во всём мире. Но чисто интересно? В Дагестане о плохом человеке говорят так: "Ему матка на детстве не пела колыбельные песни". Ребёнку на самые разные моменты его жизни посвящались колыбельные песенки, потешки, заклички, игры, частушки и сказки. И не самопроизвольно на каждой русской избе к потолку приделывали сильный крюк. Крюк и незамедлительно есть на городских квартирах, точию на нём висит люстра, так не колыбель.

4. Подготовка к слушанию музыки.

Учитель.

Колыбель на Руси называли по разному — люлька, качка, зыбка, .

Рис. 1

(Беседа учителя с учениками.) Возможные вопросы и ответы:

— Когда же исполнялись колыбельные?

— Перед сном.

— А на что поют?

— Чтобы успокоить и убаюкать малыша.

Иногда колыбельные называли — байками. Их пела мама, бабушка, так иногда и кот, какой мерно мурлыкал на ногах малыша. Кота называли — "кот-баюн" и ежеминутно он был одно из персонажей колыбельной.

5. Слушание колыбельной. (Исполняет повелитель — "из уст на уста")

Баю бай, баю бай,
Ходит животное по лавочке.
Водит киску после лапочки.

Учитель.

Очень чувствительно колыбельных, на которых поётся о зверюшках:

Наша козонька — коза,
Не таращит глаза.
За суббота козонька устала
И бодаться перестала.

(Звучит фонограмма колыбельной на сопровождении балалайки и дудочки.) Вопрос и ответ:

— Какие инструменты звучали на колыбельной?

— Балалайка и дудочка.

6. Работа с карточками (импровизация на уроке).

Дети знакомятся с текстом, придумывают свою мелодию, отсутствующий текст. Затем исполняют, обыгрывают песенку, используя инструменты и тряпичную куклу.

Ученик. Ученица. Баю бай, баю бай,
Не ходи к детке бабай,
Коню сена не давай,
Баю бай, баю бай.

(использует треугольник)

Спи малыш, спи крепыш,
За стеной скребётся мышь.
:::::::::::
:::::::::::

(использует куклу)

Учитель оценивает ответы.

7. Работа по-над сравнением.

Учитель.

Вслушайтесь детишки на такие слова: Лебедь по поднебесью,

Мотылёк над землёю,
Карась под водою.
Крот себе по-под землёю норку роет.
Рак по-под тиною сидит, надзор не кажет.

Подумайте, о каких сравнениях говориться на них?

(Ответы учащихся.)

Вывод: шипун — создание возвышенный, мотылёк — вовсе другой, ракообразный — заблудился либо совесть не чиста, крот — своевольно по себе человек. Думайте, но не судите, любой выберет свою дорогу на жизни!

8. Знакомство с музыкой П.И.Чайковского "Колыбельная величание на бурю"

Учитель.

Мы слушали и исполняли народные колыбельные. Они иные, чем городские, современные песни. Очень многие композиторы обращались к этому жанру. У Чайковского есть трагедия по-под названием "Колыбельная величание на бурю". Слушая её, постарайтесь сравнить крестьянскую и композиторскую колыбельные. Чтобы вам было полегче начать, воспользуйтесь фразой (на доске):

"Когда я слушал(а) это произведение, я вроде бы попадаю (я представляю себе :).

Охарактеризуйте музыку и её настроение?

(Дети отвечают. Ответы оцениваются.)

9. Обобщающее речение учителя:

Оказывается жутко плохо неотложно рассказать о прекрасной музыке, аж самыми выразительными словами. Никакое обрисовка впечатлений не сравнится с теми чувствами, которые вызывает на нашей душе сама волшебница-музыка. Но иногда нам существенно поделиться своими чувствами с другими, воеже они представили себе и пережили подобное. Поэтому долженствует учиться говорить о музыке, точно вас учитесь говорить о книге, картине.

10. При повторном слушании произведения, учащиеся пишут книга либо сказку, другая кучка рисует увиденную на музыке картину.

11. Итог урока. Учитель задаёт вопросы по пройденному материалу, учащихся отвечают.

Зачитывают свои рассказы либо сказки, показывают рисунки (Приложение 3 , Приложение 4http://festival.1september.ru/articles/587359/pril4.doc ).

Файлы: Фольклор мой народа.ppt
Размер файла: 4443648 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология