Автор конспекта:
Автор(ы): — Галкина Надежда Николаевна

Место работы, должность: — филиал МБОУ «Цнинская СОШ» №2 в селе Донское, учитель музыки

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

ЦЕЛЬ:Углубление знаний о связи русского фольклора и музыки русских композиторов.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. –М.: изд.»Просвещение», 2011

Используемая методическая литература: —

"Современный урок музыки"- Т. А. Затямина- М. "Глобус" ,2007г.

"Уроки музыки"- М. " Глобус"-2008г.

презентации

Используемое оборудование: —

Аккордеон

Компьютер

Мультимедийный проектор

Инструменты шумового оркестра

Используемые ЦОР: —

Оркестр народных инструментов

Краткое описание: — Урок проводится во 2 классе 3 четверти, раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!"Урок посвящен расширению и углублению знаний о связи русского фольклора и музыки русских композиторов.Богатство и выразительность музыкального фольклора, связанного с народными образами находит свое подтверждение на примере исполнения русских народных песен учащимися.

Цель: " Расширение и углубление знаний о связи русского фольклора и музыки русских композиторов.

Задачи:

личностные:- развитие музыкально-образного мышления;

-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

образовательные:-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе познавательных мотивов и интересов;

-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства.

развивающие:- развитие общих музыкальных способностей школьников( музыкальной памяти, слуха), ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения.

воспитательные:-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира.

коммуникативные:- умение выражать свои мысли;

-умение слушать и понимать собеседника;

— продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач.

Основнные понятия и новые имена, изучаемые на уроке:- И. С. Козловский, тенор, фольклор,

План урока:

1. Оргмомент. Активизация внимания.

2. Актуализация знаний учащихся на уроке по теме.

3.. Изучение нового материала.

4.Обсуждение и решение проблем.

5. Решение учебных задач.

6. Контроль знаний, обратная связь.

7. Формирование умений задавать вопросы.

8. Рефлексия.

Ход урока:

1.Оргмомент .Активизация внимания.

На доске записана тема урока: " …………………………. народная мудрость! "( прием — необъявленная тема)

Вход в класс под р. н. п. " Бояре а мы к вам пришли!"( в быстром темпе). при входе каждому раздается инструмент шумового оркестра.

Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! Я желаю, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания. но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями. Как вы, думаете, а зачем вам раздали инструменты?( играть, чтобы веселее было и т. д.). Можно ли назвать их предметами народного творчества и почему?

Кто приготовил самостоятельно данный инструмент и какой. Помогал ли кто и чем? ). Молодцы!

Тема нашего урока на доске…………….народная мудрость. Необходимо заполнить в конце урока пропуск в теме. ( фольклор— народная мудрость). Как вы понимаете, что такое народная мудрость? Приведите примеры из жизни.

2. Актуализация знаний учащихся на уроке по теме.

Тишина.

( Звучит произведение )Фрагмент
— Как называется?
— Какому народу принадлежит?
— Композиторская или . . . ?
— Есть ли интонации похожие на русскую народную музыку?
— По каким признакам определили? — ( в припеве есть слоги. . .)

В народных песнях часто встречаются слоги, особенно в припеве. Если надо передать игривый характер – лирический, задушевный – а, о. . .
— это современная песня или старинная?
Зачем нужны такие песни?
Итак, сегодня мы продолжаем знакомиться с образами Древней Руси (в народной ) музыке и говорить о музыке ( все ) – русского народа. Нас сегодня ждет встреча с очень милым сказочным персонажем! С каким?-Загадка! Чтобы попасть на эту встречу надо преодолеть припятствия! Готовы? Поехали!!!
Итак, какую музыку мы можем слушать сегодня? Какие ее виды, жанры. . .
На нашем уроке мы попытаемся проследить за тем, что есть ли связь, общность между интонациями народной музыки и композиторской?

( класс делится на 2 группы- мальчики, девочки.По очереди учитель задает вопросы каждой группе. За каждый правильный ответ- капитан группы-шаг вперед. ( прием " Шаг за шагом")

Блиц-опрос:
— Что мы называем духом русского народа? -Все- (песню)
— Назовите жанры народных песен(
1. Трудовые
2. Праздничные
3. Хороводные и плясовые
4. Свадебные и протяжные
5. Ямщицкие и бурлацкие
6. Рекрутские и солдатские
7. Революционные и исторические
8. Обрядовые
9. Городские и частушки
10. Колядки

11. Былины

12.Лирические
— К какому жанру относятся
учитель а) . . (учебник)
б) . . .
— приведите пример колядки ( собственного сочинения и народное )
Слушатели.
А к какому жанру относится вот это произведение? Анализ. О чем? Характер? Лад? Исполнитель?

(Звучит "Ой, да ты,калинушка" ) Лирическая,протяжная

-Композиторснная или народная?

-характер каков?

Эту песню называют еще рекрутской.В песне проводится поэтическое сопоставление:лист калины, оторвавшись от куста может уплыть и никогда не вернуться, так и солдаты, ушедшие куда? (служить в царскую армию), отрываются от семьи и тоже могут не вернуться к своим близким.

-Каким чувством проникнута песня? (глубокой тоски, безысходности судеб солдат,безыходного горя солдат, взятых на службу).

-лад? (минор)

-в каком исполнение прозвучала? (солист+хор)

-у солиста был высокий или низкий голос?

Этот высокий голос называется =тенор= и принадлежит он великому оперному русскому певцу Ивану Козловскому.

Что характерно для русской народной лирической песни? (кантилена…)

Сравним: Прием" Послушать-сговориться-обсудить)

1. "Зеленые ботинки"

2. "Ой да ты,калинушка"

1. современная,веселая 2. старинная,грустная

мажор ,хор минор. солист=хор

эстрадный оркестр народных инструментов

удаль молодецкую ширь души русской

А что объединяет? =обе русские=

ИСПОЛНИТЕЛИ

-гамма, 2-х голосие (до-фа)

Посмотрим на нотную запись. Нотный фрагмент р. н. п. " ой, вставала я ранешенько".Ой Прочтите.

-споем по нотам.

-кому знакома мелодия? Как называется?

-композиторская …

-как надо петь?

исполнение в группах.

— с помощью карточек покажите форму =АВ=

— в каком регистре исполняли?

Молодцы! Со всеми трудностями справились!

3. Изучение нового материала.

Это пример народной музыки, но мы знаем, что русская музыка может быть и композиторской.

-Каких русских композиторов вы знаете?

Посмотрите на доску. Задание называется "Найди ошибку" (на доске)

Я считаю, что!!!

П.И. Чайковский С.С.Прокофьев

1. балет "Щелкунчик" 1. "Болтунья"

2. "Петя и волк" 2. балет "Золушка"

3. балет "Лебединое озеро" 3. Финал 4-ой симфонии

(р.и.п. "Во поле березка…")

А вы??? ТИШИНА!!!!!

(Звучит "Январь" из альбома "Времена года" П.И. Чайковского )

Месяц зимний

Месяц снежный

Открывает первый год

И со снегом и морозом

В в гости к нам январь идет.

он на реках и озёрах

Всюду выстроил мосты

И одел пушистым снегом

Все деревья и кусты.

-Как вы думаете, музыка какого русского композитора сейчас звучит?

(…подпору и утешение)

П.И. Чайковский

-Как называется произведение? =Январь=" Времена года"

-А сейчас, тихо подошли к окошкам и давайте минуточку полюбуемся необыкновенной красотой зимнего убранства нашего школьного двора.

(Искрящийся снег, теплые белые шубы на деревьях,неугомонная детвора)

-Это классическое или народное произведение?

(совершенное)

вот видите ребята, в нашем сердце есть место и классической музыке и мы получаем не меньше удовольствия, чем от русской народной песни, здесь всё согласовано, гармонично соединены все элементы музыкальной речи: мелодия,ритм…

С каким образом Древней Руси познакомились на прошлом уроке? Что он представляет собой? презентация

ЗАКРЫЛИ ГЛАЗА

-А сейчас у нас в классе появится музыкальная гостья.(Фантастическая добавка)

А что это за гостья — вы попробуйте определить сами.

-Что за героиня?

-Ее характер?

-Действия?

-Что музыка изображает и что выражает?

Тишина!

-Давайте откроем дверь, чтобы наш русский дух был слышен издалека, а то, наверное, гостья заблудилась в сугробах

(Звучит "Полет Бабы Яги" )- в современной обработке-

И так, что это?

Слушаем дальше "Смех" Бабы -Яги

- Картинки ( леший, русалка, заяц, кикимора, Баба-Яга, домовой) .Кто же так заразительно смеется? А кто здесь лишний? (заяц)-прием(ассоциативный ряд).

-Послушайте, как Баба Яга смеется над вами (что не узнали, радуется встрече)!

-Что изображала в 1 фрагменте — (полет)

выражала(страх)

2 фрагмент — (изображала — смех, выражала — веселье)

-Каковы ее действия дальше?

3 фрагмент — (танцует)

-Посмотрите рисунки детей с Бабой Ягой.

-Ребята, в нашем случае Баба Яга — это старушка, деревенская бабуля в платочке, без зубов, с палочкой или же это современная дама (стильная штучка)

-Как догадались? (эстрадный танец)

-Образ бабы Яги — это народный фольклор или же, действительно, живет такая особа?

(это образ, дошедший к нам из глубины веков).

Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображая её страшилищем, сидящей в ступе железной и имеющей в руках железный пест. И звали её — Ягая Баба.

Мы знаем Бабу Ягу по сказкам…——-КАКИМ? А вот послушайте какой предстала Баба Яга в музыке М.П. Мусоргского. Слушание и анализ произведения " Избушка на курьих ножках"- " Картинки с выставки"

-Композиторская в народном духе. Почему?

(Слышим народные интонации и образы Древней Руси).

Раньше, когда не было музыкальных инструментов, люди пользовались различными свистульками, погремушками, стучалками, т.е. то, что мы называем сегодня — шумовым оркестром. Взяли инструменты и попробовали изобразить придворных музыкантов Бабы Яги.

"Частушки" — исполнение по желанию (импровизация).

4. Обсуждение и решение проблем. Прием-" идеал"

Какие формы воплощения включает в себя освоение образцов русского музыкального фольклора?

Учащиеся обдумывают проекты будующих действий, выбирают способы, определяют средства. ( Для этого делятся на несколько подгрупп и распределяют между собой формы воплощения—————пение,инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки(костюм), инсценирование, " разыгрывание" песен, игры народных праздников.- (привлечь родителей к данному виду деятельности).———— Выбираются самые удачные работы.

5.Решение учебных задач. прием " рюкзак

В состав какого оркестра ( симфонический, оркестр русских народных инструментов) входят инструменты?

скрипка, ложки. гармонь, флейта, кларнет, Фагот, рожок, балалайка и т. д.————— на доске 2 рюкзака, уч-ся поочередно подбегают к столу и берут картинки с изображениями инструментов- кладут их в соответствующий рюкзак.

Ребусы.

6.Контроль знаний, обратная связь.

-Русский народ — великий народ, рукодельный, творческий.

-Вспомните, как создавались русские народные песни.

-Имена русских композиторов известны во всем мире. Каких?

-С какими образами древней старины познакомились?

Назовите какой фольклорный образ можно встретить в опере Н.А, Римского-Корсакого "Снегурочка" (леший).

М.П..Мусоргского" Избушка на курьих ножках"-"картинки с выстакки" ( Баба Яга).

А.С. Даргомыжский ( русалочку).

А.К.Лядов (кикимору).

Музыкальный фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом,народными традициями.

— а мы с вами, зачем должны знаь русскую фольклорную музыку?

(Потому что мы- русские. Кажый грамотный,образованный человек должен знать свою историю, музыку, традиции, должны гордиться своей страной и делать все для ее процветания.) Исполнение песни " Красно солнышко".

А теперь, посмотрите на доску. Какое же слово надо дописать в теме нашего урока?——— ФОЛЬКЛОР!!! откройте 58 страницу учебника. Прочтите——————-Фольклор- народная мудрость.

7. Формирование умений задавать вопросы. прием" хочу спросить".( задают вопросы друг другу).

-Я хочу спросить-какие народные песни поются у вас дома? -Я хочу спросить-что для вас фольклор? ит. д..

Какой инструмент самый громкий?

8.Рефлексия.

У вас на парте солнышко. Изобразите условно ваше настроение от урока. Дорисуйте у солнышко очертания рта: радость, грусть, безразличие.

прием" Райтинг" Учитель и ученик ставят оценки за урок.5/5 или 5/4. молодцы!!!

прием" Сообщи свое я".

-Я сегодня узнал…

-Я хочу послушать…..

-я хочу научиться…

-Я рад, что….

-Я удовлетворен….

Домашнее задание:-прием " Изобретательские задачи"

Придумайте-какой можно подарить подарок Бабе Яге, чтобы она всегда оставалась бы доброй, веселой, озорнрй.( Стихи сочинить, подарить песню, рисунок, поделку, сделанную своими руками и т. д..)

Выход из класса под песню " Бояре, а мы к вам пришли".

Файлы: Картинки.doc
Размер файла: 284672 байт.

Рубрики: Искусство Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология