Автор конспекта:
Автор(ы): — Чоповская Ирина Николаевна

Место работы, должность: —

МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

Регион: — Оренбургская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — образовательная технология

Краткое описание ресурса: —

Данные методические рекомендации были разработаны в результате научно-методической деятельности по индивидуальной теме: Формирование ценностных ориентаций старшеклассников на уроках литературы. Данное исследование проходило на базе МОАУ Гимназия № 2 г. Орска с 2006 по 2009 годы, результатом стала разработанная авторская технология формирования ценностного компонента мышления и поведения у старшеклассников.

Технология была апробирована и подтвердила свою результативность через стабильно высокое качество знаний учащихся по литературе, объективные показатели сформированности ценностных ориентаций по методике Рокича, повышение процента участия школьников в предметных олимпиадах и конкурсах. Данная технология была представлена педагогическому сообществу в рамках городского семинара для учителей литературы г. Орска, по данной технологии работают учителя школ № 11, № 52 г. Орска, подтверждая ее результативность.

Технология разработана в рамках актуальных для современной педагогики подходов: аксиологического, деятельностного, компетентностного, что отражено в ее структуре; предполагает использование комплекса приемов и развивающих заданий по актуализации ценностного компонента текста.

Современное образование требует перехода на новые модели организации педагогической деятельности, ориентированные на личность воспитанника, мотивированно обоснованные социальным заказом и потребностями личности.

В отличие от нормативного обучения, формирующего познавательные способности, инновационное обучение предполагает развитие аксиологического мышления, позволяющего воспитаннику в перспективе стать гуманной личностью, легко адаптирующейся в нестандартных ситуациях и реализующей свой потенциал с позиций общепринятых ценностей.

Ценностные ориентации личности определяют ее сознание, деятельность, существование в социуме и влияние на мир. Отправной точкой для изучения способов формирования ориентаций учащихся, приобщения учащихся к ценностям являются понятия ценность и ценностные ориентации, входящие в понятийную сетку культурологии, этики, аксиологии, социальной психологии, педагогики. Формирование ценностной направленности — одна из приоритетных задач воспитания в современной школе. Аксиологизация современной системы воспитания — одна из ведущих тенденций в современной педагогике. Приоритетным для нашего общества и, естественно, для современного воспитания могут быть признаны такие ценности, как Человек, Жизнь, Семья, Мир, Свобода, Справедливость, Красота, Добро, Родина, Труд, Коллектив. Данные ценности образуют новый рубеж в развитии общечеловеческой, гуманистической культуры, новую основу ориентации сферы образования. Проблему ценностной направленности личности рассматривали в разных аспектах следующие ученые: В.П. Тугаринов, С.Ф. Анисимон, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, М.С.Каган, Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, З.Н. Чавчавадзе, В.А. Ядов.

Ценностные ориентации — это достаточно сложные образования. «Философский энциклопедический словарь» предлагает понимать под ценностными ориентациями важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное данного человека от незначимого, несущественного.

Ценностно-ориентированному обучению способствуют элементы таких педагогических технологий, как технологии активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся: игровые технологии; технологии личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология (Ш. Амонашвили), технология преподавания литературы как предмета, формирующего человека (система Е.И. Ильина), современные информационно-коммуникационные технологии, способствующие расширению круга общения, ранней социализации личности, активизирующие процесс познания и саморазвития.

Файлы: Молоткина А.doc
Размер файла: 41984 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология