Автор конспекта:
Автор(ы): — Бузина Татьяна Геннадьевна

Место работы, должность: — Городской дворец творчества детей и молодежи

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Социальный педагог
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): — Внешкольная работа
Предмет(ы): — Логопедия
Предмет(ы): — Педагогика
Предмет(ы): — Психология
Предмет(ы): — Другое

Цель урока: —

способствовать:

формированию у воспитанников знаний о с речевых проблемах,

развитию чувства эмпатии к детям с речевыми нарушениями,

воспитанию ответственности при общении с особыми детьми.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Н,С,Морова "Детский Орден Милосердия"

Используемая методическая литература: —

Педагогика. Учебное пособие ( под редакцией П.И. Пидкасистого) – М. , 2001г

Используемое оборудование: —

карточки со стихотворением, плакат с речкой и дощечки ,символизирующие мост, карточки с названиями нарушений речи, кольцо-цель, брошюра с дыхательной гимнастикой, бутылки-калоши, мешочек с мелкими игрушками, лист со сканвордом, газета, цветок с вставляющимися лепестками (используется на рефлексии).

Используемые ЦОР: —

Денис Волков Логопедические программы 2009-2020 http://www.logoprog.ru/parents/defects/dislalia.html
Анна Белик 2000-2011г. Санкт-Петербург «Нарушение звукопроизношения» http://www.abelik.ru

http://ru.wikipedia.org/

Краткое описание: — Занятие для тимуровских отрядов, волонтеров и школьников. занятие поясняет причины и последствия нарушений речи у детей, побуждает к пониманию и сочувствию, желанию помочь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание занятия:

1. диагностический этап:

-Здравствуйте, друзья.
-Вы знаете, что заболевания у людей могут быть разными. Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение, и вы поймете, о чем пойдет речь.
Раздаю карточки со строчками стихотворения.
« Мальчик Миша мается
Миша заикается
Как другие – чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву «КА»
На ребята не смеются –
Дружба классная крепка
— Ты, Мишутка, не теряйся!
-Ты с других пример бери!
-Молча с духом собирайся,
-И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать…
Но приятели готовы,
Если нужно, подождать!»
Так о чем мы будем сейчас говорить на занятии?
Ответы детей. …….
Да, вы правы, о проблемах с речью.

2 Поисковый этап

Сент – Экзюпери сказал: « Самая главная роскошь – общение».
Что такое общение?
Со всеми ли вы общаетесь?
Когда человек испытывает трудности с общением?

3. Договорный этап

Чтобы помочь человеку, испытывающему трудности с общением, нужно знать причины, особенности и разработать тактику поведения.
Предлагаю вам построить мост помощи. От одного берега до другого протянулись дощечки, и если мы их заполним, то мы сможем встретиться с друзьями, у которых нарушена речь, и помочь им, согласны? (раздаю карточки с номерами на одной стороне и вопросом на другой).

4. Деятельный этап

Итак, первая дощечка — Проблемы с речью.
Они бывают самые разные.
Дислалия, неправильная артикуляция, ребенок опускает или заменяет звуки, которые ему трудно произнести. Так, «стекло», превращается в «стекье», «цветок» – в «тетёк». Могут путать согласные или переставлять их местами, пропускать слоги. Вместо «шарик» — сарик, «пополам» — «полалам», «крокодил» — «дил».шепелявость тоже относится к дислалии. Дети могут неправильно строить предложения, или пропускать слова, например « иду маме» или «хочу не пить молоко».
Дизартрия- ребенок не управляет свом языком.
Тахилалия – убыстренная речь.
Брадилалия – замедленная речь.
Заикание — ребенок «застряв» на первом слоге, долго не может продолжить говорить дальше.
Наконец, встречается и такое тяжелое заболевание, как алалия — неспособность говорить, вследствие патологии мышц речевого аппарата, ребенок может только гулить, как младенец.
Вторая дощечка —
— Какими могут быть причины возникновения дефектов речи? ……ответы детей
Как правило, в основе дефекта речи лежит целый ряд причин. Обычно различают причины эмоционального характера (испуг, страх, стресс) и органического (нарушение слуха, мозговые дисфункции).
Третья доска — Последствия
— К каким последствиям могут привести нарушения речи? Ваши предположения мы выложим в форме ступенек.
(Трудности с речью, если на них вовремя не обратить внимание, могут привести к серьезным проблемам. Если ребенок говорит плохо, другие дети могут не захотеть с ним дружить. Дети хуже учатся в школе, стараются больше молчать, замыкаются в себе.)
Четвертая доска — Как помочь детям с нарушениями речи?
Давайте создадим книгу помощи! Каждая группа создает свою страницу, где записывает формы помощи. Представление страниц.
Пятая дощечка — Как вести себя с такими детьми?
Ответы детей …..
Доброжелательное отношение, не смеяться, спокойно слушать, не торопить, не досказывать за ребенка.
Шестая доска — Как вы думаете, в какие игры можно поиграть с такими детьми, чем занять досуг? … ответы детей

Сейчас я перечислю игры, а вы скажете, которые подойдут для детей с дефектами речи, а какие нет:
• Жмурки
• Кричалки
• Шашки
• Окончи предложение
• Прятки
• Чтение стихов
• Города
• Нарисуй карикатуру.
Давайте поиграем в игры, которые подойдут для детей с нарушениями речи.
Сомни газету (дети держат газету в вытянутой руке, и сминают ее в комок, кто быстрей).
Попади в цель (комок из бумаги кидают в коробку)
Бег в калошах (дети бегают в больших калошах на скорость)
Найди фигурку (дети в мешочке с горохом ищут мелкие предметы)

5. Рефлексивный этап

Подведение итогов:
Про какие заболевания мы сегодня говорили?
Вы сможете помочь детям с дефектом речи?
Почему вы сможете это сделать после занятия
В чем заключается ваша главная помощь детям с ОВЗ?

Файлы: Праздник вежливых ребят.doc
Размер файла: 81408 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология