Автор конспекта:
Автор(ы): — Бузина Татьяна Геннадьевна
Место работы, должность: — Городской дворец творчества детей и молодежи
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Социальный педагог
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): — Внешкольная работа
Предмет(ы): — Логопедия
Предмет(ы): — Педагогика
Предмет(ы): — Психология
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: —
способствовать:
формированию у воспитанников знаний о с речевых проблемах,
развитию чувства эмпатии к детям с речевыми нарушениями,
воспитанию ответственности при общении с особыми детьми.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
Н,С,Морова "Детский Орден Милосердия"
Используемая методическая литература: —
Педагогика. Учебное пособие ( под редакцией П.И. Пидкасистого) – М. , 2001г
Используемое оборудование: —
карточки со стихотворением, плакат с речкой и дощечки ,символизирующие мост, карточки с названиями нарушений речи, кольцо-цель, брошюра с дыхательной гимнастикой, бутылки-калоши, мешочек с мелкими игрушками, лист со сканвордом, газета, цветок с вставляющимися лепестками (используется на рефлексии).
Используемые ЦОР: —
Денис Волков Логопедические программы 2009-2020 http://www.logoprog.ru/parents/defects/dislalia.html
Анна Белик 2000-2011г. Санкт-Петербург «Нарушение звукопроизношения» http://www.abelik.ru
http://ru.wikipedia.org/
Краткое описание: — Занятие для тимуровских отрядов, волонтеров и школьников. занятие поясняет причины и последствия нарушений речи у детей, побуждает к пониманию и сочувствию, желанию помочь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание занятия:
1. диагностический этап:
-Здравствуйте, друзья.
-Вы знаете, что заболевания у людей могут быть разными. Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение, и вы поймете, о чем пойдет речь.
Раздаю карточки со строчками стихотворения.
« Мальчик Миша мается
Миша заикается
Как другие – чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву «КА»
На ребята не смеются –
Дружба классная крепка
— Ты, Мишутка, не теряйся!
-Ты с других пример бери!
-Молча с духом собирайся,
-И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать…
Но приятели готовы,
Если нужно, подождать!»
Так о чем мы будем сейчас говорить на занятии?
Ответы детей. …….
Да, вы правы, о проблемах с речью.
2 Поисковый этап
Сент – Экзюпери сказал: « Самая главная роскошь – общение».
Что такое общение?
Со всеми ли вы общаетесь?
Когда человек испытывает трудности с общением?
3. Договорный этап
Чтобы помочь человеку, испытывающему трудности с общением, нужно знать причины, особенности и разработать тактику поведения.
Предлагаю вам построить мост помощи. От одного берега до другого протянулись дощечки, и если мы их заполним, то мы сможем встретиться с друзьями, у которых нарушена речь, и помочь им, согласны? (раздаю карточки с номерами на одной стороне и вопросом на другой).
4. Деятельный этап
Итак, первая дощечка — Проблемы с речью.
Они бывают самые разные.
Дислалия, неправильная артикуляция, ребенок опускает или заменяет звуки, которые ему трудно произнести. Так, «стекло», превращается в «стекье», «цветок» – в «тетёк». Могут путать согласные или переставлять их местами, пропускать слоги. Вместо «шарик» — сарик, «пополам» — «полалам», «крокодил» — «дил».шепелявость тоже относится к дислалии. Дети могут неправильно строить предложения, или пропускать слова, например « иду маме» или «хочу не пить молоко».
Дизартрия- ребенок не управляет свом языком.
Тахилалия – убыстренная речь.
Брадилалия – замедленная речь.
Заикание — ребенок «застряв» на первом слоге, долго не может продолжить говорить дальше.
Наконец, встречается и такое тяжелое заболевание, как алалия — неспособность говорить, вследствие патологии мышц речевого аппарата, ребенок может только гулить, как младенец.
Вторая дощечка —
— Какими могут быть причины возникновения дефектов речи? ……ответы детей
Как правило, в основе дефекта речи лежит целый ряд причин. Обычно различают причины эмоционального характера (испуг, страх, стресс) и органического (нарушение слуха, мозговые дисфункции).
Третья доска — Последствия
— К каким последствиям могут привести нарушения речи? Ваши предположения мы выложим в форме ступенек.
(Трудности с речью, если на них вовремя не обратить внимание, могут привести к серьезным проблемам. Если ребенок говорит плохо, другие дети могут не захотеть с ним дружить. Дети хуже учатся в школе, стараются больше молчать, замыкаются в себе.)
Четвертая доска — Как помочь детям с нарушениями речи?
Давайте создадим книгу помощи! Каждая группа создает свою страницу, где записывает формы помощи. Представление страниц.
Пятая дощечка — Как вести себя с такими детьми?
Ответы детей …..
Доброжелательное отношение, не смеяться, спокойно слушать, не торопить, не досказывать за ребенка.
Шестая доска — Как вы думаете, в какие игры можно поиграть с такими детьми, чем занять досуг? … ответы детей
Сейчас я перечислю игры, а вы скажете, которые подойдут для детей с дефектами речи, а какие нет:
• Жмурки
• Кричалки
• Шашки
• Окончи предложение
• Прятки
• Чтение стихов
• Города
• Нарисуй карикатуру.
Давайте поиграем в игры, которые подойдут для детей с нарушениями речи.
Сомни газету (дети держат газету в вытянутой руке, и сминают ее в комок, кто быстрей).
Попади в цель (комок из бумаги кидают в коробку)
Бег в калошах (дети бегают в больших калошах на скорость)
Найди фигурку (дети в мешочке с горохом ищут мелкие предметы)
5. Рефлексивный этап
Подведение итогов:
Про какие заболевания мы сегодня говорили?
Вы сможете помочь детям с дефектом речи?
Почему вы сможете это сделать после занятия
В чем заключается ваша главная помощь детям с ОВЗ?
Файлы: Праздник вежливых ребят.doc
Размер файла: 81408 байт.