Автор конспекта:
Автор(ы): — Синяева Лариса Алексеевна

Место работы, должность: —

МОУ СОШ № 3 поселка Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края.

Учитель истории, обществознания.

Регион: — Хабаровский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Статья Формирование и развитие базовых общеобразовательных компетенций школьников.

Общеучебные компетенции нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика.

Мой опыт подсказывает, что самый надежный способ развития общеучебных компетенций — это система познавательных задач и заданий.

Проанализировав различные источники по данной проблеме, я пришла к выводу, что пути формирования общеучебных компетенций схожи с теми, как формируются умения, и включают в себя четыре этапа:

1. Вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема, необходимого, например, для составления сравнительной таблицы, плана ответа, разработки логической схемы.

2. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, ученики начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно самостоятельность их увеличивается, особенно при действиях в аналогичных ситуациях.

3. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях, выполняя упражнения и решая задачи. В результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием.

4. После этого обучающиеся могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Таким образом, у них вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием или первоисточником.

Общеучебные компетенции нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает, что ученик способен самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале.

Ученики овладевают умениями воссоздавать образы людей, анализировать исторические факты, сравнивать события и явления, находить объективные связи между фактами.

Мой опыт подсказывает, что самый надежный способ развития общеучебных компетенций — это система познавательных задач и заданий.

Познавательное задание — это определенные учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех познавательных процессов — мышления, воображения, памяти, внимания и т.д. [4].

Традиционно познавательные задания делят на образные, логические и оценочные.

Образное задание — это такое, которое помогает учащимся воссоздать историческое прошлое в образах и оперировать ими.

Интеллектуальные или логические задания направлены на усвоение теоретических знаний и требуют преимущественно активизации абстрактно — логического мышления.

Оценочные задания побуждают учеников высказывать свои ценностные суждения, личностное отношение к изучаемому. В современной системе заданий оценочные задания играют значимую роль.

Познавательные задания логического плана очень близки познавательным задачам.

Познавательная задача — это такие условия в учебных ситуациях, которые не только побуждают ученика к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, но

и ведут к открытию новых способов действий с историческим материалом. Методисты их подчас отождествляют с творческими, поскольку задачи направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся.

Задачи — прогнозы направлены на умение выстраивать причинно — следственные

связи и аргументировано обозначать конечный результат.

Задания — альтернативы требуют аргументированного выбора.

Задания — дискуссии требуют самостоятельной выработки решения на основе

нескольких точек зрения.

В задании — противоречии сталкиваются новые знания со старыми.

В заданиях — размышлениях, фантазиях важен не конечный вывод, а процесс

творческой деятельности.

Упражнения — это задания на манипуляцию и оперирование историческими датами, терминами, понятиями, названиями. В упражнениях нужно знать материал, чтобы им оперировать. Они хороши для тренировки и выполнения приемов по заданному образцу. Все три типа заданий способствуют формированию общеучебных компетенций.

В современной школе все три типа заданий входят в комплекты рабочих тетрадей по истории. Эти же задания составили основу авторской рабочей тетради по истории России для учащихся 6 класса. Далее описаны преимущества авторской рабочей тетради по истории России с древнейших времен до конца 16-го века.

Файлы: формирование и развитие базоавых общеобразовательных компетенций школьников.doc
Размер файла: 576000 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология