Автор конспекта:
Автор(ы): — Синяева Лариса Алексеевна
Место работы, должность: —
МОУ СОШ № 3 поселка Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края.
Учитель истории, обществознания.
Регион: — Хабаровский край
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — История
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — методическая разработка
Краткое описание ресурса: —
Статья Формирование и развитие базовых общеобразовательных компетенций школьников.
Общеучебные компетенции нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика.
Мой опыт подсказывает, что самый надежный способ развития общеучебных компетенций — это система познавательных задач и заданий.
Проанализировав различные источники по данной проблеме, я пришла к выводу, что пути формирования общеучебных компетенций схожи с теми, как формируются умения, и включают в себя четыре этапа:
1. Вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема, необходимого, например, для составления сравнительной таблицы, плана ответа, разработки логической схемы.
2. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, ученики начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно самостоятельность их увеличивается, особенно при действиях в аналогичных ситуациях.
3. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях, выполняя упражнения и решая задачи. В результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием.
4. После этого обучающиеся могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Таким образом, у них вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием или первоисточником.
Общеучебные компетенции нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает, что ученик способен самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале.
Ученики овладевают умениями воссоздавать образы людей, анализировать исторические факты, сравнивать события и явления, находить объективные связи между фактами.
Мой опыт подсказывает, что самый надежный способ развития общеучебных компетенций — это система познавательных задач и заданий.
Познавательное задание — это определенные учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех познавательных процессов — мышления, воображения, памяти, внимания и т.д. [4].
Традиционно познавательные задания делят на образные, логические и оценочные.
Образное задание — это такое, которое помогает учащимся воссоздать историческое прошлое в образах и оперировать ими.
Интеллектуальные или логические задания направлены на усвоение теоретических знаний и требуют преимущественно активизации абстрактно — логического мышления.
Оценочные задания побуждают учеников высказывать свои ценностные суждения, личностное отношение к изучаемому. В современной системе заданий оценочные задания играют значимую роль.
Познавательные задания логического плана очень близки познавательным задачам.
Познавательная задача — это такие условия в учебных ситуациях, которые не только побуждают ученика к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, но
и ведут к открытию новых способов действий с историческим материалом. Методисты их подчас отождествляют с творческими, поскольку задачи направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся.
Задачи — прогнозы направлены на умение выстраивать причинно — следственные
связи и аргументировано обозначать конечный результат.
Задания — альтернативы требуют аргументированного выбора.
Задания — дискуссии требуют самостоятельной выработки решения на основе
нескольких точек зрения.
В задании — противоречии сталкиваются новые знания со старыми.
В заданиях — размышлениях, фантазиях важен не конечный вывод, а процесс
творческой деятельности.
Упражнения — это задания на манипуляцию и оперирование историческими датами, терминами, понятиями, названиями. В упражнениях нужно знать материал, чтобы им оперировать. Они хороши для тренировки и выполнения приемов по заданному образцу. Все три типа заданий способствуют формированию общеучебных компетенций.
В современной школе все три типа заданий входят в комплекты рабочих тетрадей по истории. Эти же задания составили основу авторской рабочей тетради по истории России для учащихся 6 класса. Далее описаны преимущества авторской рабочей тетради по истории России с древнейших времен до конца 16-го века.
Файлы: формирование и развитие базоавых общеобразовательных компетенций школьников.doc
Размер файла: 576000 байт.