Автор конспекта:
Автор(ы): — Валькова С.Л.

Место работы, должность: —

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №40" г. Белгорода, учитель истории, обществознания и экономики.

Регион: — Белгородская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Экономика

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: —

Презентация опыта работы по сочетанию ИКТ и приёмов интерактивной технологии на уроках обществоведческого цикла, которая даёт хорошие результаты в обучении и воспитании.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников на уроках обществоведческого цикла посредством использования приёмов интерактивного обучения и ИКТ.

Валькова С.Л.

МБОУ «СОШ №40» г. Белгорода

Развитие современного общества и жизни в целом показало необходимость воспитания людей творческих, активно преобразующих действительность на основе нравственных ценностей, людей, способных активно включаться в различные социальные процессы и отношения, умеющих принимать самостоятельные решения и нести личную ответственность. Выпускник современной школы должен не только обладать определенным набором компетенций, но и активно взаимодействовать с окружающим миром [1]. Вышесказанное привело к необходимости выдвижения гипотезы о том, что формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках обществоведческого цикла будет способствовать становлению творческой, социально-активной личности выпускника.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования одной из важнейших задач школы ставит подготовку обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В связи с чем учитель должен не просто дать ребёнку максимальное количество готовых знаний, но и научить его самостоятельно находить и обрабатывать информацию.

Под информационно-коммуникационной компетентностью чаще всего понимают способность овладеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации, умение решать информационные задачи в той или иной (профессиональной) области, пользуясь современными информационными ресурсами (инструментами и источниками) и презентовать ее окружающим.

Структура информационно-коммуникационной компетентности: 1.Когнитивная составляющая; 2.Мотивационная составляющая; 3.Деятельностная составляющая; 4.Рефлексивная составляющая.

Таким образом, на первое место выходит не столько информированность ученика, сколько умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, и пр.; 5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; 6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении; 7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов .

Применение на уроках обществоведческого цикла интерактивных приемов в сочетании с ИКТ способствует организации процесса приобретения нового опыта и обмена имеющимся, позволяет максимально использовать личностный опыт каждого участника, использует социальное моделирование, основывается на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений. Например, методика «Обсуждение картин» в сочетании с ИКТ используется в 10 классе в курсе «История России». Учащиеся получают предварительное задание «проиллюстрировать тему с помощью картин, создав коллекцию иллюстраций, репродукций картин с помощью интернет-ресурсов»: 1) Тема: «Правление Ивана III». • Задание: Рассмотрите представленную на мультимедиа экране картину «Стояние на Угре». Какие чувства воинов, находящихся на переднем плане передает художник? 2) Тема: «Правление Петра I». • Задание: Внимательно рассмотрите известное историческое полотно И.Е. Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» и «Портрет Петра I» И.Н. Никитина. • Если верно, что внешность человека, выражение его лица отражают характер, о каких общих чертах Петра и Софьи дают представление эти полотна? • Как вы думаете, можно ли считать Софью незаурядной натурой? Почему она все же не смогла занять престол? 3) Семинар «Личность Петра Великого» ПЕТР ПЕРВЫЙ В ОЦЕНКАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ. Предварительное задание: найти в Интернет, отобрать и систематизировать произведения русских художников, иллюстрирующих Петра Великого (можно зайти на сайты лучших художественных музеев страны). Задание: 1. Рассмотрите произведения русских художников в которых фигурирует Петр первый. 2. Каким он предстает в каждом из них? 3. Сравните их отношение к делам и личности Петра I каждого из них. Работа со слайдами. Картины: Н.Ге «Петр допрашивает своего сына царевича Алексея» А Бенуа «Петр 1 на прогулке в летнем саду». 4) УПРАЖНЕНИЕ «ФИЛОСОФСКОЕ ДРЕВО» Можно применять как в начале, так и в конце урока! В конце урока – это позволяет отрефлексировать изученный материал, понять уровень его осмысления! — 9 класс. Всеобщая история. Тема: «Глобальные проблемы современности» Задание: Какое, на ваш взгляд, высказывание вы бы выбрали эпиграфом к уроку? Почему?

5)"Дебаты + Голосование". Здесь, во время игры можно продемонстрировать, насколько легче аргументировать свою точку зрения, когда есть люди, которые поддерживают вас. В ходе упражнения два ученика проводят дебаты на тему "Моя предвыборная кампания". Каждый учащийся представляет компьютерную презентацию своей предвыборной программы. Во время дебатов участники должны подойти и встать за спиной того ученика, с чьим мнением они согласны. Подводя итоги, учитель задаёт следующие вопросы добровольцам: как вы чувствовали себя, когда стояли у вас за спиной; как вы себя чувствовали, когда стояли позади вашего оппонента? Остальные участники должны ответить на вопрос: что заставило вас перейти на сторону другого — неверные суждения оппонентов или "стадное" чувство? Здесь интерактивные приёмы в сочетании с компьютерной технологией позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке, вырабатывать точность и внимательность при выполнении конкретных обязанностей, приучают и быстрее осознавать и анализировать результаты своей деятельности.

6) На уроке экономики «Занятые и безработные» в 10 кл. отрабатывается критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.). Учащиеся получают задания :1. найти в Интернет и проанализировать состояние уровня безработицы в стране, сравнив с Белгородской областью; 2. Найти на сайте Госкомстата данные о соотношении безработных мужчин и женщин, молодёжи, проанализировать и сделать выводы; 3. Найти данные об уровне безработицы по разным регионам России, сделать выводы.
7) Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач отрабатывается на уроке «Занятые и безработные»: учащиеся , используя вышеназванные сведения, найденные ими в течении урока в Интернет, должны составить на компьютере график изменения уровня безработицы по регионам; сравнительную таблицу , обобщающую таблицу и выступить с данной презентацией на уроке.

Наличие информационно-коммуниктивной компетентности у выпускников превращает их в потенциальных носителей нового типа мышления, соответствующих требованиям общественного развития, а уроки, строящиеся с учетом решения данной проблемы способствуют существенному повышению эффективности учебного процесса.

Список литературы:

1.Ильина М. В. Педагогические условияформирования ключевых компетенций учащихся основной школы/ М.В.Ильина//Автореф.к.п.н.-Балтийск.,2010

Файлы: Использование интерактивных методов на уроках и при повышении новая1.ppt
Размер файла: 1583104 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология