Автор конспекта:
Автор(ы): — Попов Владимир Сергеевич

Место работы, должность: —

МОУ СОШ № 21 имени летчика Игоря Щипанова станицы Ясенской МО Ейский район

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Физическая культура

Цель урока: —

Развивать двигательную активность детей, создавать устойчивую мотивацию на освоение кубанских подвижных игр, познакомить детей с кубанскими народными играми, бытом кубанского народа, культурными и духовными традициями кубанских казаков, воспитывать любовь к родному краю.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемое оборудование: —

гантели весом в 1 кг, две деревянные гимнастические скамейки, свисток, мел, четыре стула, четыре шали.

Краткое описание: —

Пояснительная записка к уроку Кубань, моя родная сторона, К тебе тянусь я сердцем неизменно, Да будет прошлое твоё нетленно, В трудах своих да будь благословенна, Кубань, моя родная сторона, — Пусть новые взрастают семена И вечно Житница твоя полна Представляю вашему вниманию разработанный мною урок физической культуры в 5 классе. Хочу поделиться с коллегами своим опытом работы. Урок разработан для класса казачьей направленности. В этом классе обучается 14 мальчиков и 7 девочек. Ребята с разными возможностями, интересами. В ходе составления плана-конспекта урока, я пользовался дополнительной литературой не связанной с методикой преподавания физической культуры. Это сказания русского народа, поговорки, загадки, пословицы, применил на уроке старинные кубанские подвижные игры, познакомился при помощи книг с историей родного края, культурными и духовными традициями, бытом кубанского казачества. Пополнил музыкальную картотеку для проведения своих уроков душевными песнями кубанского хора и ансамбля Казачий круг. Этот урок связан с историей и нашей малой Родины. В 5 классе я являюсь классным руководителем. Мои ребята любознательные, хорошо учатся, принимают активное участие в жизни школы, в спортивных соревнованиях, художественной самодеятельности. Я хочу, чтобы они выросли счастливыми и здоровыми. На уроках физической культуры стараюсь вводить элементы силовых упражнений. Часто пользуемся гантелями малого веса (1 кг). В ходе силовой тренировки подбираю комплексы упражнений средней интенсивности базового и среднего уровня сложности для всех групп мышц, учитывая возрастные особенности и индивидуальное здоровье каждого ребенка в классе. Данный урок направлен на развитие не только физического, но и духовного здоровье ребенка. Школа это территория здоровья, планета здорового поколения. А здоровье, как записано в уставе Всемирной организации здравоохранения это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока физической культуры в 5 классе казачьей направленности

Раздел программы: подвижные игры.

Тема урока: формирование классного коллектива посредством кубанских подвижных игр.

Тип урока: урок с образовательно-познавательной направленностью.

Цель урока: развивать двигательную активность детей, создавать устойчивую мотивацию на освоение кубанских подвижных игр, познакомить детей с кубанскими народными играми, бытом кубанского народа, культурными и духовными традициями кубанских казаков, воспитывать любовь к родному краю.

Задачи урока:

· Приобретение в области физической и духовной культуры знаний и умений, направленных на укрепление здоровья.

· Формирование основ взаимодействия в команде, укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию.

· Развитие ловкости, быстроты, координации, нравственных и волевых качеств, памяти, внимания, образного мышления, укрепление здоровья, привитие интереса к здоровому образу жизни;

· Снятие эмоционального стресса, развитие чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма.

Инвентарь: гантели весом в 1 кг, две деревянные гимнастические скамейки, свисток, мел, четыре стула, четыре шали.

Музыкальное сопровождение: песни в исполнении ансамбля «Казачий круг»

  • Вводная часть (2 -3 минуты)
  • Построение.

    Сообщение задач урока.

    Кадеты, давайте поразмышляем на тему — что такое здоровье? Как вы думаете, находятся ли физическое и духовное здоровье человека в гармонии друг с другом? Запомните, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека. Сегодня на уроке я предлагаю вам заняться своим духовным и физическим здоровьем. Мы выполним интересную силовую тренировку, поговорим о культуре и традициях кубанских казаков, поиграем в кубанские казачьи игры.

    Разновидности ходьбы и бега.

    Упражнения в ходьбе и беге (ребята выполняют все эти упражнения под походную строевую песню кубанских казаков «Да в саду дерево цветет» в исполнении ансамбля «Казачий круг»)

    • Ходьба в колонне по одному гимнастическим шагом.
    • Ходьба на носках, руки на поясе.
    • Ходьба на пятках, руки к плечам.
    • Ходьба на внешней стороне стопы.
    • Легкий бег на носках.
    • Ходьба гимнастическим шагом с выполнением дыхательного упражнения (руки от груди развести в стороны, сделать глубокий вдох носом, руки от груди – выдох).

  • Общеразвивающие упражнения в форме силовой тренировки. (10-12 минут)
  • Ребята, главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак имел коня, верного друга.

    Говорят, казак и конь — это единое целое, существует множество изречений, отражающих отношение казака к коню: "Все можно отдать товарищу, кроме боевого коня", "Лошадь — она и жизнь твоя, она и смерть твоя, она и счастье твое". Отец сажал ребенка в седло с самого раннего возраста. Иногда ребенок еще и ходить не умел, а в седле держался крепко.

    А сейчас мы выполним упражнение «Всадник». Представим, что мы всадники. Эх, красив казак верхом на коне! Посадка бодрая, живая, сидит – не качнется, как прирос, грудь колесом, голова запрокинута, шапка на самом затылке!

    Упражнение «Всадник»

    (приседание и мах в сторону)

    Поставьте ноги на ширине плеч, руки на бедра, локти – в стороны, а носки – слегка врозь.

    Медленно согните ноги в коленях и делайте проседающее движение назад, как будто садясь на коня. Спину держите ровно, следя, чтобы колени не выступали за линию носков. Задержите движение, когда бедра окажутся параллельно полу, не опускайтесь ниже (1).

    Сделайте паузу, после чего выпрямите ноги, отводя левую ногу в сторону (2). Снова сделайте паузу, после чего вернитесь в исходное положение. Повторите то же самое, только теперь поднимая в сторону правую ногу.

    Дозировка 1 – 2 мин.

    Методические рекомендации Держите голову прямо и смотрите вперед.

    Ребята, вы знаете, что земля кубанская — древняя земля. Омывают ее два моря — Чёрное и Азовское, соединенные Керченским проливом. Они теплые и богаты рыбой. Казаки часто выезжали на рыбную ловлю. Отгадайте старую кубанскую загадку: Еду, еду, Следа нету; Режу, режу, Крови нету. (Лодка). Правильно, это лодка. Сейчас мы будем выполнять целую серию упражнений, представляя, что все мы находимся в лодке.

    Упражнение

    «Вертикальная гребля»

    Дозировка

    Методические рекомендации

    Расставьте ноги на ширину плеч, а колени слегка согните. Возьмите в руки гантели и свободно опустите руки вдоль передней поверхности бедра ладонями к ногам (1).

    Сдвиньте лопатки, согните руки в локтях и подтяните вес к груди, пока ваши локти не окажутся на уровне плеч (2). Сделайте паузу, потом, распрямляя руки и опуская гантели вернитесь в исходное положение.

    8 – 10 раз

    Следите за своими плечами на протяжении всего упражнения; не поднимайте их.

    Держите голову прямо, на одной линии с позвоночником; не запрокидывайте ее назад и не выдвигайте подбородок вперед.

    Упражнение

    «Гребля с выпадом»

    Дозировка

    Методические рекомендации

    Выставьте левую ногу вперед на 2-3 стопы. Возьмите в руки гантели и вытяните их прямо перед собой ладонями вниз параллельно полу(1).

    Медленно согните левую ногу и перенесите тяжесть на левое колено. Убедитесь, что спина у вас прямая, а левое колено не выступает за носок. Одновременно с этим соедините лопатки и подтяните гантели к телу, так чтобы они были по бокам от вашей грудной клетки (2). Сделайте паузу, затем вернитесь в исходное положение. Поменяйте ноги и повторите то же самое.

    5-8 раз одной и другой ногой

    Поверните гантели так, чтобы они смотрели друг на друга и находились под углом 90 градусов по отношению к телу.

    Упражнение

    «Гребля сидя»

    Дозировка

    Методические рекомендации

    Сядьте все на деревянную гимнастическую скамейку друг за другом (на рисунке ниже стул, на уроке использую скамейку), согнув колени под углом 45 градусов, так чтобы стопы находились впереди колен. Возьмите в руки гантели. Сохраняя спину прямой, слегка наклоните туловище вперед и вытяните руки вниз и вперед, так чтобы гантели находились непосредственно по бокам коленей, а ладони были обращены внутрь (1).

    Сведите лопатки, согните руки, выдвигая локти за спину, при этом гантели оказываются на уровне талии и бедер (2). Сделайте паузу, потом медленно вернитесь в исходное положение.

    8 – 10 раз

    Не оттопыривайте локти, следите за тем, чтобы они ходили вдоль тела.

    Имитируйте движение гребли.

    Ребята, казакам всегда были свойственны мужество, храбрость, крепкое здоровье. Знаете ли вы, что во многих станицах были популярны кулачные бои, так называемые «кулачки». На Кубани образовался целый пласт пословиц, поговорок и загадок, связанных с кулачным боем. У кулачного бойца высоко ценилась не только сила: "Богатырская рука однажды бьет", но и быстрота и ловкость: "То не козак, шо поборов, а той, шо вывернувся".

    Важное значение придавалось соблюдению правил боя: "Нэ той правей, хто сильней, а тот, хто честней". Обычно кулачные бои велись " по справедливости", при этом порицалось явное нарушение правил ведения схватки или провоцирование драки: "Кто драку затевает, тот чаще битым бывает". Пора и нам с вами как настоящим казакам подготовить руки к так называемому кулачному бою. А поможет в этом хорошее упражнение «Кулачки».

    Упражнение «Кулачки»

    Дозировка

    Методические рекомендации

    Сядьте на скамейку, расставив ноги. Возьмите гантель в правую руку. Слегка наклонитесь в поясе (но спину держите прямо) и опустите правую руку с гантелей вниз. Опираясь локтем на внутреннюю поверхность правого бедра. Положите локоть и кисть левой руки на бедра (1).

    Медленно согните правую руку в локте, поднося гантель к правому плечу (2). Сделайте паузу в верхней точке скручивания. Медленно опустите вес в исходное положение. Завершите один подход правой рукой, потом повторите упражнение левой.

    10 подходов одной и другой рукой

    Не делайте резких движений гантелью во время упражнения, поднимайте и опускайте медленно.

    Не совершайте движений туловищем. Работая одной рукой.

    Ребята, во многом обряды и обычаи кубанского казачества связаны не только с военным образом жизни, но и православием. Я знаю, вы подобрали небольшие сообщения о православии на Кубани. (ребята рассказывают самое интересное, делятся с одноклассниками такой информацией)

    Христианство на кубанскую землю пришло вместе с Андреем Первозванным, через 40 лет после рождения Иисуса Христа. Интересен тот факт, что на Кубани праздник Рождества Христова начали отмечать на 1000 лет раньше, чем в Киеве.

    С малых лет детей приучали: не кради, не блуди, не убивай, не завидуй и прощай обидчиков, трудись на совесть, не обижай сирот и вдовиц, помогай бедным, заботься о детях своих и родителях, защищай от врагов Отечество.

    Особым уважением у казаков пользуются христианские праздники Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Помните, 9 февраля наша школа была удостоена небывалой наградой Гран-при – переходящим знаменем с ликом Николая Чудотворца. Святитель Николай Чудотворец — покровитель всех странствующих — сопутствовал казакам в военных походах.

    (Подготовленный учащийся читает стихотворение)

    Если прислушаться к музыке сердца,
    И на мгновенье забыть о делах,
    Ты, приоткрыв бесконечности дверцу,
    Ангела света узришь в небесах.

    Светлые кудри спадают на плечи
    А за спиной два огромных крыла,
    Это твой ангел явился на встречу,
    Он не покинет тебя никогда.

    Всю твою жизнь он находится рядом,
    Шепчет подсказки на трудном пути.
    Ангелу жизни не нужно награды,
    Скверные мысли оставь позади..

    Учитель: ребята, самое время выполнить упражнение «Крылья ангела»

    Упражнение «Крылья ангела»

    Дозировка

    Методические рекомендации

    Сядьте на гимнастическую скамейку друг за другом. Сожмите гантели, опустите руки вдоль тела ладонями наружу (1).

    Медленно согните локти и подтяните гантели к плечам, повернув запястья так, чтобы ладони обратились друг к другу. Затем сразу же поднимайте гантели над головой, пока руки не выпрямятся. Поверните ладони наружу (2).

    не более

    5 раз

    Плечи должны быть опущенными и расслабленными; следите чтобы они не поднимались вверх.

    Не блокируйте локтевые суставы в центральных точках упражнения; сохраняйте их подвижность.

    Сохраняя руки прямыми, опустите гантели вниз и вернитесь в исходное положение.

    Если вам тяжело дается движение, выполняйте его без гантелей.

    Ребята, наша силовая тренировка подходит к концу. Мы совсем ни слова не сказали о казачьем гостеприимстве, которое давно было известно не только историкам, но и простому люду. Гость на Кубани считался посланцем Божьим. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня. Давайте выполним простое упражнение «Гостеприимство».

    Упражнение «Гостеприимство»

    Дозировка

    Методические рекомендации

    Поставьте ноги на ширину плеч, слегка согнув колени для устойчивости.

    Обхватите себя руками, как бы обнимая. Ладони должны быть за плечами. Расслабьте верхнюю часть спины и плеч и опустите голову как можно ниже, но, не прикладывая усилий. Сделайте паузу, затем вернитесь в исходное положение. А теперь обнимите друг друга, как будто вы давно не виделись.

    5 раз

    Следите за осанкой. Сохраняя туловище в стабильном положении.

    Просто улыбнитесь друг другу.

  • Основная часть урока (20 -25 минут)
  • Ребята, отгадайте старинную кубанскую загадку: "Стали хлопци в ряд, проходыть не велят". Отгадка — плетень. Что такое плетень, кто знает? (ребята отвечают). Думаю, с помощью новой игры, которую мы с вами сегодня разучим вы поймете, что плетень действительно ассоциируется со «стенкой» — особым построением кулачных бойцов, при котором они находятся в боевой стойке, располагаясь в одну шеренгу и став плотно друг к другу.

    Игра «Плетень»

    Играющие стоят шеренгами у четырёх стен зала, взявшись за руки крест-накрест. Под музыку дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвёртой шеренги.

    По сигналу играющие расходятся по всему залу, выполняя произвольные движения (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.). По окончании музыки все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится в плетень (в качестве музыкального сопровождения к игре звучит песня ансамбля «Казачий круг»- Полюбила казака).

    Кубанская подвижная игра «Курень»

    Ребята, помните, что такое курень? Правильно, курень – это жилище, дом у казаков.

    Кубанская подвижная игра «Курень».

    В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-шесть человек. Под веселую музыку («На Кубани мы живем») дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша). Игра повторяется 3 – 4 раза.

    Кубанская подвижная игра «Казаки-разбойники»

    В казаки-разбойники играют от шести и более человек. Участники оговаривают территорию, на которой будет проходить игра. Разделившись на две команды, они по жребию определяют, кто будет играть заказаков, а кто заразбойников.

    Разбойники совещаются и загадывают пароль.

    По сигналу разбойники убегают прятаться казаки не должны подглядывать. Путь передвижения обозначается с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у казаков были подсказки, где искать. Чаще всего вначале команда бежит вместе, затем разделяется, чтобы запутать соперников. Чем быстрее разбойники убегают и чем запутаннее рисуют стрелочки, тем у них больше шансов надёжно спрятаться.

    Казаки в это время обустраивают темницу и придумывают, как будут пытать пленных. Казаки отправляются искать разбойников. Найденного разбойника ловят и отводят в темницу. Стража (1-2 человека) постоянно следит за разбойниками в темнице, а казаки могут бежать ловить остальных.

    Разбойники могут выручать друг друга — например, "нападать" на темницу, хватать охранника, и пока они его держат, пленные могли разбегаться. Казак, конечно, тут же звал на помощь (не всегда это ему удавалось, предусмотрительные разбойники старались вовремя прикрыть ему рот).

    Цель казаков выведать секретное слово-пароль. Потом меняются ролями.

  • Заключительная часть (5-7 минут)
  • Приведение организма в спокойное состояние. Подведение итогов урока. Ребята, что интересного вы сегодня на уроке узнали? Что больше всего понравилось? У кого поднялось настроение? Отлично, я вам желаю здоровья и хорошего настроения. Объявляются оценки за урок и домашнее задание.

    Используемая литература и Интернет-ресурсы:

  • Кубанская азбука для детей и родителей / Сост. О. Хамцова; стихи А. Мовшовича; Худож. В. Вторенко. – 2-е изд. – Краснодар: Перспективы образования, 2012. – 60с.: ил.
  • "Сказания русского народа" собранные И.П Сахаровым Краснодарского края
  • Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения / под ред. Проф. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2003. – 216 с.: ил.
  • Официальные символы Краснодарского края и муниципальных образований. – М.: «Гербы и флаги», 2007. – 320с.
  • Бишаева А.А. Физическая культура : учебник для нач. и сред. Проф. образования/ А.А. Бишаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272с.
  • Егер, Селена Идеальная фигура за 8 недель / Пер. с англ. А.В. Прошиной. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 288с.
  • http://www.fizkultura-vsem.ru/
  • http://lerent.ru/stati/item/82-znakomstvo-s-kazakami-istoriya-kultura-i-sovremennost
  • http://kubansky-kazak.ru/traditsii.html
  • http://www.kaz-krug.ru/pesniarch/231-vykazachki-kazachki
  • Файлы: план конспект по волейболу.docx
    Размер файла: 19835 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология