Автор конспекта:
Автор(ы): — Жупикова Наталья Михайловна

Место работы, должность: — г. Североморск МОУСОШ №12

Регион: — Мурманская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — среднее профессиональное образование

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Технология
Предмет(ы): — Управление образованием

Целевая аудитория: — Мастер производственного обучения
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: — Презентация и выступление по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках технологии через проектную и исследовательскую деятельность"

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

Жупикова Н.М., учитель технологии МОУСОШ №12 г. Североморск.

Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и областей знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевые компетенции».

В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Авторы «Концепции», анализируя мировую образовательную практику последних лет, утверждают, что понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-методологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную составляющие образования. При этом подчеркивается, что в понятии компетентностного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования формируемого от «результата».

Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможность их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Термин "компетенция" имеет, как известно, два значения: круг полномочий какого-либо лица; и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Применительно к образовательной области имеет смысл именно второе значение этого термина. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности — именно эти качества и дадут возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.

Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.

Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у учащихся ключевых компетентностей. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы. Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем. Уникальность технологии в том, что она позволяет работать над формированием у школьников не только коммуникативной и информационной компетентностей, но и компетентности разрешения проблем (поскольку важнейшим условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта).

Термин «проектирование» происходит от латинского «projectus» — брошенный вперед; это – процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Слово «проект» толкуется в словарях как «плен, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а в планирование – процесс создания проекта».

Проектный метод, как и другие инновационные технологии в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:

- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

- исследование различных вариантов решения проблемы, выбор наилучшего,

принимая во внимание различные критерии;

- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего

задания;

- планирование действий и времени;

- оценка результатов своей деятельности и т.д.

Очевидно, что перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями. Выделим наиболее актуальные компетенции: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная и компетенция личностного самосовершенствования.

Учебная программа по технологии включает в себя выполнение творческого проекта каждым учащимся. Разработка проекта сочетается с упражнениями, направленными на приобретение определенных знаний и навыков, и с дизайн-анализом, в процессе которого школьники знакомятся с близкими по характеру готовыми изделиями. Дизайн-анализ – это способ освоения конструкторско-технологических знаний.

Слово «творчество» происходит от слова «творить» и означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте. Соответственно и творческая деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика – нового, неизвестного для него научного знания или метода). При этом не имеет значения, действительно ли объективно эта идея является новой и оригинальной.

Основными критериями творческого проекта в познавательной деятельности ученика являются:

- самостоятельность (полная или частичная);

- поиск и перебор возможных вариантов движения к цели;

- создание в процессе движения к цели нового продукта.

Создание проекта невозможно без творчества. Творческая деятельность в свою очередь немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, без самостоятельного поиска, наконец, без воображения и эмоций. В основе этой творческой деятельности лежит прогноз-предвидение, предвосхищение её вероятных результатов. Прогнозирование возможно только на основе репродуцирования. Нельзя выбрать оптимальный вариант модели, осуществить её цветовое решение, подобрать к заданной модели ткань, не имея нескольких эскизов, не определив назначение модели, не владея знаниями о цветоведении и материаловедении. Здесь необходим багаж теоретических знаний данных областей.

Важно также учитывать уровень творческих мыслительных способностей учащихся.

№ п\п

Уровень творческих мыслительных способностей

1

Беглость

Способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т.п.

2

Гибкость

Способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющеюся информацию под различными углами зрения.

3

Оригинальность

Способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения.

4

Способность к детальной разработке

Умение расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

Мыслительные операции совершаются за пределами видимого, поэтому обучение этим операциям крайне затрудняется. Словесно – логические и предметные операции можно наблюдать, фиксировать, корректировать, поэтому обучение этим операциям может стать предметом специальной деятельности учителя.

В процессе общения с учащимися можно сравнительно легко наблюдать и фиксировать проявление всех этих качеств, давать общую оценку отношения учеников к учению – является ли оно творческим и заинтересованным и в зависимости от этого строить свою собственную деятельность по постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

На первом этапе идет изучение школьников, их психофизиологических особенностей, интересов, склонностей каждого из них. В рамках интеллектуального школьного марафона выявляются наиболее подготовленные к такому виду деятельности учащиеся. Без этого невозможен личностно ориентированный, индивидуальный подход к детям при организации проектной деятельности, без чего она не будет успешной, а тем более — творческой.

Второй этап – выбор, определение темы проекта. Он связан с первым, поскольку совершенно ясно, что тут в первую очередь надо учитывать индивидуальные особенности учащегося.

Третий этап – это организация проектной деятельности учащихся. И, прежде всего четкое планирование. В нашем случае план – это индивидуально продуманный перечень этапов работы над проектом с указанием сроков их выполнения. Следует подчеркнуть, что сам план является примерным, в ходе работы могут возникнуть изменения.

Выполнение проекта – это целостный процесс исследования, обдумывания, принятия решения, планирования, изготовления и оценки изделия. Но этот процесс нельзя рассматривать как обязательную последовательность этапов, которая может в отдельных случаях изменяться.

Проектирование и изготовление любого изделия должно быть направлено на удовлетворение потребностей людей. Поэтому в процессе выполнения проекта учащиеся должны исследовать потребности в конкретных изделиях, анализировать уже имеющиеся аналоги и разрабатывать критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый ими объект. Школьники предлагают различные идеи, оценивают их, чтобы выбрать наиболее удачную. Затем они ее прорабатывают до такой степени, чтобы можно было задуманное изделие изготовить. Часто в процессе проработки идеи возникает необходимость освоить новые знания и умения. Готовое изделие испытывают и оценивают, чтобы понять, насколько эффективным оказался выбранный подход к решению проблемы.

В 5-м классе определить круг потребностей или даже сами изделия учащимся помогает учитель и точно определяет, из какого материала должно быть изготовлено изделие. Позднее учащиеся сами выбирают модель и материал, подходящий, по их мнению, к конкретной модели.

Проект может разрабатываться как индивидуально, так и группой учащихся.

Одной из характерных черт хорошего проекта является постоянное взаимодействие между процессами обдумывания, исследования, экспериментирования и принятия решений. Фундаментальная цель проведения исследований – помочь учащимся принять обоснованные решения.

Ключевая область исследования – экспериментирование с материалами и процессами обработки. Вначале учитель полностью направляет учащихся: говорит им, какие материалы надо использовать и почему, как их обрабатывать на имеющемся оборудовании. По ходу обучения они начинают самостоятельно выбирать наиболее подходящие материалы и способы их обработки. Продвижение идет от уровня «проб и ошибок» к уровню более системных экспериментов, в процессе которых контролируются различные составляющие, а результаты анализируются с использованием методов количественной оценки.

В 5-м классе учащиеся используют простую формулировку проектной задачи с перечнем нескольких критериев для ее рассмотрения. Постепенно они должны научиться самостоятельно формулировать те критерии, которым должно соответствовать изделие: какие функции и как оно должно выполнять, как выглядеть, как учитывать при его изготовлении и использовании требования безопасности и охраны труда и окружающей среды. В результате им предстоит научиться разрабатывать полный перечень критериев, который должен включать следующие вопросы:

1. Что это за изделие?

2. Какую функцию оно должно выполнять?

3. Кто его будет использовать?

4. Характеристика его формы и размеров.

5. Характер используемых для изготовления материалов.

6. Применяемые способы обработки изделия.

7. Применяемая отделка изделия.

8. Оценка качеств, связанных со здоровьем и безопасностью.

Школьники учатся не ограничиваться одной идеей, ищут и обдумывают различные ее варианты. Часто окончательная идея – это синтез двух или нескольких первоначальных. Расширение подходов к выработке идей способствует развитию гибкости ума. Усложнение идет по линиям освоения и выбора разных стратегий в выработке идей в соответствии с поставленной задачей и временем, отведенным для ее решения.

Совершенствование идет также и в процессе планирования. Вначале учитель ставит временные рамки учащимся и говорит, что надо делать на каждом уроке. Но постепенно они учатся самостоятельно распределять свое время: сначала переходят к планированию на один урок, а в дальнейшем и к долгосрочному, от планирования под жестким контролем учителя до самостоятельного, что относится и к планированию процесса осуществления проекта в целом.

Оценка за выполнения проекта не должна быть приурочена только к его завершению. Она осуществляется на протяжении всего процесса проектирования, когда учащиеся принимают решения, какое изделие проектировать, выбирают критерии для него, сравнивают первоначальные идеи, прорабатывают детали, способ выполнения и т.д. Конечная оценка проекта должна все более сближаться с самооценкой учащихся по мере того, как они продвигаются от оценки своей собственной работы посредством проб и ошибок к спланированному более объективному испытанию и от простого описания к обоснованию своих решений и результатов.

Задача учителя формировать у учащихся способность анализировать собственный опыт. Их надо учить объяснять и обосновывать свои решения, «защищать» свои проекты перед одноклассниками.

По мере обучения в школе учащиеся должны углублять свое понимание основ предпринимательства. Вначале они учатся подсчитывать свои затраты на изделие, которое изготавливают, учитывая стоимость используемых материалов. Далее осваивают такие понятия, как прибыль и потери, начальная, фиксированная и варьируемая цена.

Каждый проект представляет возможность учащимся изучать технологии и профессии, связанные с промышленным производством проектируемых изделий. Такая информация на доступном уровне должна присутствовать в каждом проекте. Необходимо учить ребят быть самокритичными, уметь критиковать и воспринимать критику, рисковать и учиться на своих ошибках. И они должны испытывать удовольствие от создания хорошо разработанных изделий, отвечающих реальным потребностям и улучшающих качество жизни.

Формировать ключевые компетенции по предмету можно и через исследовательскую деятельность. Здесь надо оговориться, что исследовательская деятельность учащихся – это товар штучный.

В последние годы в школах России стала весьма популярной научно-исследовательская работа (НИР) школьников. Этому есть объяснение – многие ученики увлекаются исследовательской деятельностью под впечатлением от прочитанного и в целях удовлетворения своего познавательного интереса. В этой ситуации школьный учитель должен стать достойным первым научным руководителем свои подопечных, поддержать и развивать их интерес в своей области знаний.

Проведение научных исследований – это процесс создания человеком новых знаний о самом себе и о мире, в котором он живет с целью получения ответа на какой-либо вопрос или решения какой-либо задачи. Любознательность – самый важный элемент научного творчества.

Исследовательская работа, как и творческий проект, включает в себя выбор темы, определение цели, постановку задач, выбор методов, выдвижение гипотезы.

При выборе темы в исследовательской работе необходимо учитывать два критерия:

1) субъективный – тема должна соответствовать интересам исследователя;

2) объективный: а) – тема должна быть актуальной, то есть недостаточно изученной и важной в научном и практическом отношениях.

б) – тема должна быть реально выполнимой – надо иметь условия для успешного проведения работы (литература, материальное обеспечение).

На втором этапе формулируется цель исследования. Обычно она легко вытекает из темы работы.Для определения состояния изученности темы, конкретизации цели исследования, выбора метода работы необходимо тщательное знакомство с литературой по заданной проблеме. Полноценное изучение литературы по теме – обязательное условие успешности выполняемого исследования.После завершения работы с литературой учащийся обладает следующим «заделом»:

- ориентируется в выбранной области научного исследования, в том числе знает о степени изученности отдельных вопросов, о нерешенных проблемах, а значит, может четко оценить и сформулировать актуальность темы;

- ознакомлен теоретически с методиками исследования;

- может сформулировать задачи исследования (конкретизировать цель) и разработать его план;

- способен проанализировать результаты своей работы, сравнить полученные данные с таковыми других исследователей.

План исследований должен содержать следующие разделы:

- проблема или вопрос, подлежащий исследованию,

- гипотеза;

- подробное описание метода;

- библиография.

Далее идут сами исследования и оформление исследовательской работы.

И заключительным этапом исследовательской работы является его защита.

Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель технологии может многое сделать для того, чтобы эти руки стали умелыми. К нам на урок приходят разные дети. Есть такие, для которых уроки трудового обучения оказываются, чуть ли не единственным предметом, где они могут себя проявить и выразить, самоутвердиться как личность. Практически в любом классе можно вычленить, по меньшей мере, три уровня подготовленности учащихся: минимальный (удовлетворительные знания и владения умениями), общий (хорошие знания и владения умениями), продвинутый (повышенный, выходящий за рамки требований учебной программы). Име6нно из этой, третьей группы школьники участвуют в городских и областных олимпиадах и творческих конкурсах.

Для отбора учащихся в олимпиадах и конкурсах в нашей школе проводятся:

1) школьный тур интеллектуального марафона;

2) конкурсы на лучшего по профессии,

принимаются во внимание личное желание и заинтересованность детей.

Для подготовки учащихся в этих мероприятиях:

1) составляются индивидуальные планы-графики прохождения учебного материала с учащимися, проявляющими повышенный интерес к изучению трудового обучения, в которых планируется работа по определенным темам в заданные сроки;

2) проводятся индивидуальные практические занятия;

3) тестирования по основным темам учебной программы;

4) ведется углубленная работа по конкретной теме;

5) систематизируется поисковый материал;

6) проводятся консультации со специалистами в нужной области

(медики, работники музеев, психологи и др.).

Результатом проводимой работы являются победы наших учениц в предметных олимпиадах и конкурсах исследовательских проектов.

Чтобы правильно решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности ни осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы характер она не носила, она всегда была и будет производной, зависимой от деятельности учителя, то есть ведомой, а деятельность учителя – организующей, ведущей.

В книге для учителя «Современные образовательные технологии» Дмитрий Григорьевич Левитес определил следующие функции учителя при работе над проектом:

- Учитель «помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;

- Сам является источником информации;

- Координирует весь процесс;

- Поддерживает и поощряет учеников;

- Поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам продвигаться в работе над проектом».

Р. Гузеев в своей статье «Метод проектов как частичный случай интегрированной технологии обучения» подчеркивает: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:

1) личностно – ориентированное;

2) использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение;

3) самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;

4) приносит удовлетворение ученикам видящим продукт своего собственного труда».

Файлы: Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность.ppt
Размер файла: 739328 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология