Автор конспекта:
Автор(ы): — Сенцова М.А , Золотарева Т.А.

Место работы, должность: — учитель физики, учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ №26″ города Балаково

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — Решение поставленных задач предполагает необходимость внесения изменений в содержание и процесс обучения: освоение современных технологий и форм работы, обеспечивающих профильное обучение, среди них одними из самых эффективных являются на наш взгляд проектный метод и реализация межпредметных связей.

Краткое описание: — В работе рассмотрены этапы межпредметного школьного проекта «Уроки Чернобыля» (11 класс, предметная область: физика-история)

В связи с повсеместным внедрением в образование профильного обучения перед школой был поставлен ряд новых задач:
- переход от субъект–объектных отношений к отношениям, подразумевающим совместную деятельность учителя и ученика в образовательном процессе;
- основным содержаниеми результатом образования должно стать обучение способам теоретического мышления, приемам учебно-познавательной деятельности, процедурам проблемно — поисковой деятельности;
- умение грамотно подходить к отбору информации и ее источников;
- постановка ученика в позицию исследователя, первооткрывателя;
Решение поставленных задач предполагает необходимость внесения изменений в содержание и процесс обучения: освоение современных технологий и форм работы, обеспечивающих профильное обучение, среди них одними из самых эффективных являются на наш взгляд проектный метод и реализация межпредметных связей.
Соединение этих технологий способствует комплексному решению такой проблемы современной школы, как увеличение учебной нагрузки, что отрицательно влияет на здоровье учащихся; способствует повышению интереса к предмету, не являющемуся профильным, формированию единой научной картины мира, формирует социально значимые качества личности.
Работа над созданием межпредметного проекта имеет ряд особенностей. Рассмотрим их поэтапно на примере школьного проекта «Уроки Чернобыля» (11 класс, предметная область: физика-история):
1 Подготовительный этап.
А) Выбор темы, позволяющей привлечь знания из двух или более предметов.
Этот этап представляется одним из самых важных, так как мотивирует учащихся к деятельности, поэтому необходимо, чтобы тема была интересна и актуальна. Уровень развития современной науки на данный момент таков, что практически любое новое знание находится на стыке двух, а то и более наук. С другой стороны, нельзя не отметить еще одну особенность развития современной науки: она оказывает все большее влияние на жизнь общества, более остро встает проблема моральной ответственности ученых за судьбу своих открытий.
Б) постановка задач исследования, исходя из выбранной темы. В данном случае задачи следует сгруппировать в соответствии с предметной областью, таким образом, в отличие от других проектов межпредметный будет содержать две или более группы задач.
Первая группа:1. Рассмотреть принципы работы реактора. 2. Изучить этапы превращения энергии ядра в электрическую. (Предметная область – физика);
Вторая группа: 1. Выяснить причины катастрофы. 2. Исследовать степень влияния техногенной катастрофы на порядок функционирования органов власти. 3. Определить, какие последствия имела катастрофа для общества и энергетической отрасли в целом.
В) определение методов исследования – как и в предыдущем случае, если науки не являются смежными, то методы исследования могут не совпадать. Если такой метод, как анализ источников, характерен для методологии любой науки, то такие методы, как историографический анализ и социологическое исследование применяются в основном в сфере гуманитарных наук, а эксперимент и расчеты – в естественных и точных науках.
Автор проекта рассчитала, какова была поглощенная доза радиации, проследила влияние ее на живые организмы; провела исследование объективности освещения катастрофы в СМИ и сделала вывод об особенностях политической ситуации в стране.
Сочетание различных методик исследования при работе над проектом поможет ученику в полной мере проявить свои способности, позволит индивидуализировать процесс обучения.
2. Планирование работы
А) планирование итогового продукта (формы представления результата)
Б) планирование способов сбора и анализа информации
В) составление плана. В том случае, если предметы не являются смежными, целесообразно разбитьпроект на отдельные направления (главы) в соответствии с предметами, в процессе исследования консультируют учащегося учителя – предметники. Так, консультации по проблемам первой группы задач проводила Сенцова М. А., учитель физики высшей квалификационной категории, по второй группе задач консультировала Золотарева Т. А., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.
3. Исследовательская деятельность.
Сбор информации, решение промежуточных задач идет под непосредственным руководством научных руководителей
Основные формы работы: интервью, опросы, расчеты, изучение источников, исторического материала. Организация экскурсий в Информационный центр БАЭС.
4. Оценка результатов работы происходит на этапе защиты проекта.
Так как на первом этапе мы выделяли несколько групп задач, то и этап оценивания предусматривает рефлексию в соответствии с этими группами – насколько были реализованы поставленные цели, правильно применены методы исследования, успешно прошла защита проекта.
Межпредметные проекты можно применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности: в данный момент авторами разрабатывается элективный курс «История освоения атома» (см. Приложение 1), на основе проекта проведен тематический вечер «Физики на службе Отечеству» (см. Приложение 2), работают кружки и научное общество.

Файлы: формирование ключевых компетенций.docx
Размер файла: 17849 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология