Автор конспекта:
Место работы, должность: —

МОУ СОШ №4 г.Ртищево, учитель начальных классов

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Другое

Цель урока: —

1. Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек».

2. Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;

3. Совместно с родителями выработать правила для развития коммуникативных навыков

4. Создание благоприятной атмосферы общения в семье и в классе.

Краткое описание: —

Родительское собрание

Родительское собрание на тему "Формирование коммуникативных навыков"

Программное содержание:

1. Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек».

2. Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;

3. Совместно с родителями выработать правила для развития коммуникативных навыков

4. Создание благоприятной атмосферы общения в семье и в классе.

Форма проведения – групповая работа.

Подготовительная работа к собранию:

· Приглашение родителей на собрание.

· Анкетирование детей и обработка результатов на тему межличностных симпатий «Социометрия».

· Организация групповой работы по подготовке памятки «Развитие коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста»

· Видеоролик «Притча о кувшине»

Оборудование:

· Бумага

· Анкета

· Памятки

· Маркеры

· План собрания:

№ п/п

Содержание

1

Форма собрания – беседа за круглым столом

«Единственная настоящая роскошь -

это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

Вступительное слово учителя:

Эпиграфом к своему выступлению я взяла замечательные слова Антуана де Сент-Экзюпери. Думаю,с ними трудно не согласиться.

Современная жизнь ставит перед человеком новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

А в нашем классе наблюдается: Низкий уровень благополучия взаимоотношений, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.

К сожалению, в последнее время и у школьников ощущается дефицит общения, такта, терпимости по отношению друг к другу, т.е. учащиеся имеют определённые проблемы в общении.

- Как, вы думаете, какими качествами должен обладать коммуникабельный человек?

(Родители пишут на листочках, обсуждают в группе, рассказывают)

Учитель: Затруднения испытывают ученики и на уроке, когда необходимо продемонстрировать умение владением речью: умение говорить, слушать, обсуждать, выделить главное в учебном материале, сделать вывод, оценить ответ, умело вести спор, цивилизованно отстаивать свою точку зрения.

Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье — когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, — зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам легче договариваться с близкими, с комфортом реализовывать свои планы и проекты, быть эффективными и успешными в обществе – ровно настолько, насколько нам нужно. А кому этого не хочется – в том числе и для своих детей? В чем же секрет успешного общения? Социальные психологи говорят о коммуникативных навыках – навыках общения. Какие же навыки общения стоит освоить нам и нашим детям, чтобы быть счастливыми?

2

Основная часть

Упражнение Навыки общения: обсуждение

1)Проигрывание ситуаций: (в конверте лежат листочки с ситуациями) Встреча с подругой, отказ ребенку в чем — либо, просьба к свекрови, приглашение на праздник, благодарность подруге, отклонение приглашения, жалоба на соседа. (без слов) Наблюдатели должны догадаться , что показывают «актеры».

Театр Обсуждения

1. Группа родителей разыгрывает сценку.

2. Эту сценку смотрят другие родители.

3. Действие может быть остановлено в любое время актерами или наблюдателями для того, чтобы обсудить или доработать возникающие вопросы.

4. Можно добавить новые роли, и/или зрители могут взять на себя существующие роли.

Учитель: Вы все показали правильно. Почему вам легко удалось разыграть ситуации? Что помогло вам понять других? (опыт)

- Вы имеете опыт, и его надо передать детям.

2) Коллективная групповая работа: напишите на листе бумаги, какими коммуникативными умениями должен обладать ребенок 7-8 лет.

Если непонятно, что такое коммуникативные навыки, то обратимся к словарю.(Стратегия Рыбная кость)

(Родители записывают в группе, затем зачитывают ответы.)

«Горячее сиденье» Один говорит, все что запомнил о коммуникативных умениях.

Учитель: По словам специалистов, можно насчитать около 50 различных коммуникативных умений (среди них: представление себя, представление другого человека, приглашение, принятие приглашения, отклонение приглашения, жалоба, мотивация жалобы…).

1. Прощание

2. Обращение

3. Просьба о помощи, поддержке, услуге

4. Оказание помощи, поддержки, услуги

5. Благодарность

6. Принятие благодарности

7. Извинение

8. Принятие извинения

9. Отказ

10.Требование

11. Жалоба

12.Представления себя

3

Разработка памятки: Как развивать коммуникативные навыки?

(групповая работа) СТРОИТЕЛЬСТВО СТЕН

1. Навыки: Родители могут записать свои идеи на листе бумаги, и использовать их для строительства их стены. Затем работают с карточками , совместно решая, насколько важна каждая карточка относительно основного вопроса. Наиболее известные факторы формируют фундамент, наименее важные — верх и т.д.

4

Навыки, играющие важную роль в обучении

Слушание

Казалось бы, а чего тут уметь? Сиди да слушай. Но умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого – и понимать, слышать речь. Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит мысль. Именно слушая, ребенок может потом честно сказать: а я не понял это и вот это, а еще расскажите, почему так и что потом? – или выдвинуть собственное адекватное предложение, связанное с тем, что он услышал. Слушание – это база для взаимодействия. Для современного школьного обучения, которое строится во многом на рассказе учителя, этот навык просто архиважен. И развить его в младшем школьнике не так уж сложно: в этом помогает чтение книг, содержательные разговоры, совместное выдумывание историй, детские аудиокассеты и диски.

Развернутое высказывание

Это умение ребенка изложить свои мысли и соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно.

Не просто: «Мы бежали. Там была лужа. Я упал. Папа ругался», — этого мало. Речевые построения ребенка должны быть наполнены прилагательными и наречиями, а уж если он использует сложноподчиненные предложения и деепричастные обороты – то честь ему и хвала. При этом ребенок должен понимать, в каких ситуациях стоит строить развернутые высказывания, а в каких можно отделаться краткими. Умение строить развернутые предложения помогает рассуждать и доходчиво высказывать свои соображения.

Казалось бы, немного, и все это мы, взрослые, умеем, правда? Жаль только, в повседневном общении это видно не всегда.

Помните, что именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения.

Учитель: Скажите, где можно лучше всего отдохнуть?

Минутка релаксации: Я предлагаю отдохнуть на лоне природы и послушать притчу о кувшине.(видеоролик)

Выводы по ролику.(заслушать высказывания родителей)

Учитель: Обсудите, как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?

(Отвечают родители.)

Задание родителям: Друзья детей (напишите на листочке друзей своего ребенка), сравните, кого они называют своим другом.

Проблемы с друзьями обычно возникают у застенчивых детей. Действительно, застенчивые и робкие дети чаще, чем агрессивные, страдают от изоляции. Поэтому очень стеснительному и замкнутому ребенку нужна помощь взрослых, чтобы наладить общение. При благоприятной обстановке в классе такой ребенок постепенно находит себе подходящего товарища и чувствует себя вполне комфортно.

Иногда очень общительных родителей тревожит, что их ребенок не стремится активно общаться со сверстниками, у него мало друзей. Но одним надо много друзей, чтобы чувствовать себя счастливым, а другим достаточно одного друга. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребенка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребенком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он.

Наличие друзей — весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребенка. Независимо от возраста друг для ребенка — это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребенок вкладывает в понятие дружбы более серьезные и глубокие отношения.

Родители обычно расстраиваются, если те, кого их ребенок называет друзьями, обижают его, пренебрегают им, не дорожат дружбой. Если родителям не нравятся друзья их ребенка, то не стоит настаивать на прекращении отношений и постоянно критиковать друга или подругу. Имеет смысл обратить внимание ребенка на отрицательные стороны сверстника и предоставить ему самому решать, поддерживать ли эти отношения дальше. Иногда достаточно как бы между прочим спросить: "И что же, Петя тебя не подождал?", "А Таня тебя чем-нибудь угостила?", чтобы ребенок задумался о том, как друзья относятся к нему. Бывает, что ребенок сохраняет унизительные для него отношения от безысходности. Например, ему не с кем больше общаться, и он рад любому компаньону. А другой ребенок понимает, что от него зависят, и пользуется этим.

Как помочь ребенку в выборе друзей

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Задача родителей — не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать "нет", не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Как складываются отношения человека на работе, в семье и в обществе, во многом зависит от того, как он уживался с другими детьми в ранние годы. Если родители сформировали у ребенка высокие запросы и идеалы, то, те, став частью его характера, в конечном счете, скажутся, даже если в детстве он тоже проходил период грубой речи и дурных манер.

Зачастую, затруднения в общении кроются за семейным сценарием.

Дело в том, что родительская семья, сложившийся в ней эмоциональный климат, отношения детей с родителями формируют сценарий будущих взаимоотношений с людьми вообще и с представителями противоположного пола. См. с. 37 в книге Н.Н. Ежовой «Научись общаться».

От общения зависят наши успехи, настроение, удачи в профессиональной деятельности.

Нередко в жизни бывает так, что бывшие троечники становятся начальниками, а отличники – подчиненными. Не задумывались — почему?

Причина успеха многих троечников в их высоком эмоциональном коэффициенте — EQ, а не в коэффициенте интеллекта — IQ. Для успехов важны интуиция, умение слышать и понимать людей, внутренняя свобода. А это не зависит от академических знаний. Троечники, как правило, дружелюбны, коммуникабельны. Они никогда не делают то, что им неинтересно, как бы при этом педагог ни разглагольствовал о том, насколько это важно и нужно делать. И, наверное, они правы — никакой предмет нельзя ни выучить, ни понять, если он тебе неинтересен по сути.

Что значит уметь говорить и слушать? Вспоминаются слова Д.С.Лихачёва: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить, … чтобы научиться писать, надо писать». Следуя совету академика, можно сказать: «Чтобы научиться слушать и говорить, надо слушать и говорить».

Гениями общения не рождаются – ими становятся!

Успешные люди – общительны. Не так ли? Еще в 19 веке Наполеон Бонапарт подметил: «Кто не умеет говорить, тот не сделает карьеры».
Способность эффективно общаться – это жизненно важный навык, который делает человека успешной и интересной личностью.

Общение людей друг с другом — очень сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях.

Памятка

Как научить детей общаться

Сегодня мы неоднократно говорили о том, что счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей- помочь детям в развитии социальных навыков. Вам просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми. Социальный успех определяется рядом условий:

Личная привлекательность. Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность- это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.

Навыки общения. Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения- обширная и многообразная практика.

Помогите ребенку стать хорошим другом. Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду.

В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку.

Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не всегда одобряете их выбор.

9

Рефлексия

«Две звезды, одно желание»

Вывод: применять активные формы работы с родителями, с целью глубокого понимания обсуждаемой темы;

- положительно, что родители раскрываются с неизвестной стороны;

- родители понимают ценность проводимой работы для развития детей.

Притча о кувшине с трещинкой.

Когда-то жил один человек, который зарабатывал себе на хлеб тем, что приносил воду из реки к дому богатого односельчанина, у которого было большое хозяйство. Ему требовалось много воды для поливки садов вокруг его дома, приготовления пищи и купания. Работник приносил воду на коромысле, с обоих концов которого висели большие глиняные кувшины.
Ранним утром он выходил с пустыми кувшинами и возвращался с наполненными, этот путь он проделывал по нескольку раз на день. В одном из кувшинов была трещина. Вода потихоньку капала, и после долгой дороги в кувшине оставалось лишь половина воды.
Так продолжалось день за днем. Второй кувшин, оставаясь полным, очень гордился тем, что он идеально выполнял свою работу. Он постоянно нашёптывал другому кувшину: «Ты должен стыдиться самого себя – половина воды теряется, пока ты несешь ее от реки».
Треснувший же кувшин чувствовал себя униженным и стыдился того, что не выполняет свою работу как следует. Как-то, когда в очередной раз подошёл к реке, кувшин в ней увидел свое отражение с трещиной и очень расстроился.
— Я прошу прощения, – сказал он водоносу, – мне очень стыдно.
— Почему? Чего ты стыдишься?
— Я не выполняю свое назначение. Половина воды вытекает из трещины во мне, и тебе приходится работать в два раза больше.
— Вот как! А что ты думаешь о цветах, которые радуют нас по дороге к дому? – спросил работник.

- Цветы очень красивые, но они не могут отвлечь меня от грустных мыслей.
— Друг мой, неужели ты не заметил, что цветы растут только по одной стороне дороги. Я знал о твоей трещине и мог давно заменить тебя на другой кувшин. Но, вместо этого, я посеял семена цветов с твоей стороны дороги, а ты поливал их каждый день, пока не появились эти прекрасные цветы. Теперь они своей красотой радуют мое сердце, давая мне силы продолжать свою нелегкую работу.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

печи кузнецова из кирпича читать