Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванушкина Ю.В., Филенкова Л.М.

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Английский язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Обучая учусь — говорили древние мудрецы. Мысль не утратила своей актуальности и для меня и учителей, живущих в век глобальных изменений. Хочется научиться работать так, чтобы было интересно, чтобы быть всегда впереди ученика, а не плестись за ним, чтобы знание было настоящим, живым, а не шаблонным, не иллюстративным. Но хотеть для нас это мало. Нужно делать. Нужно искать способы новых стартов.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых педагогических технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Условием профессионализма в области образовательной политики является применение технологического подхода к общественным процессам. Суть его в представлении педагогических процессов в виде технологий. Владение технологиями позволяет людям, занимающимся в образовании, улучшить свою профессиональную деятельность, точнее предсказывать события, проектировать воспитательные процессы.

На протяжении несколько лет основной темой программы развития моей школы является Конструирование проектно-исследовательского образования обучающихся и педагогов

Работая в данных направлениях, мы, педагоги школы, просто обязаны были апробировать и внедрять новые педагогические технологии. Анализ полученных результатов деятельности школы в качестве ресурсного центра позволил выйти на уровень не только апробации новых педагогических технологий, но и создание собственных. В результате мною совместно с учителем информатики нашей школы Смирновой И.В. был создан учебный интегрированный проект Компьютерные технологии и английский язык для учащихся 5-7 классов, а также интегрированный элективный курс Через Ла Манш на крыльях анимации для учащихся профильных классов

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определённых знаний и умений по другому.

«Обучая – учусь» — говорили древние мудрецы. Мысль не утратила своей актуальности и для меня и учителей, живущих в век глобальных изменений. Хочется научиться работать так, чтобы было интересно, чтобы быть всегда впереди ученика, а не плестись за ним, чтобы знание было настоящим, живым, а не шаблонным, не иллюстративным. Но хотеть для нас – это мало. Нужно делать. Нужно искать способы новых стартов.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых педагогических технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Условием профессионализма в области образовательной политики является применение технологического подхода к общественным процессам. Суть его в представлении педагогических процессов в виде технологий. Владение технологиями позволяет людям, занимающимся в образовании, улучшить свою профессиональную деятельность, точнее предсказывать события, проектировать воспитательные процессы.

На протяжении несколько лет основной темой программы развития моей школы является «Конструирование проектно-исследовательского образования обучающихся и педагогов»

Работая в данных направлениях, мы, педагоги школы, просто обязаны были апробировать и внедрять новые педагогические технологии. Анализ полученных результатов деятельности школы в качестве ресурсного центра позволил выйти на уровень не только апробации новых педагогических технологий, но и создание собственных. В результате мною совместно с учителем информатики нашей школы Смирновой И.В. был создан учебный интегрированный проект «Компьютерные технологии и английский язык» для учащихся 5-7 классов, а также интегрированный элективный курс «Через Ла Манш на крыльях анимации» для учащихся профильных классов

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определённых знаний и умений по другому.

В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

Выбор интеграции информатики и английского языка был обусловлен тем, что современная лексика информатики построена на английской терминологии. Большинство программных средств во всем мире — это англоязычные программные продукты, и для овладения инструментальными средствами многих информационных систем необходимо знание английского языка. Курс строится по схеме "песочные часы": для успешного овладения компьютерными технологиями необходимо знание английского языка, а для более глубокого изучения английского целесообразно использовать современные информационные технологии.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании моего предмета, т.к. используя ИКТ на уроках английского языка, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу новые подходы и стили к процессу обучения.
Итак, хотелось бы назвать наиболее часто используемые элементы ИКТ, которые я использую в учебном процессе:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
  • электронные энциклопедии и справочники;
  • тренажеры и программы тестирования;
  • образовательные ресурсы Интернета;
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
  • интерактивные конференции и конкурсы,
  • материалы для дистанционного обучения,
  • научно-исследовательские работы и проекты;
  • дистанционное обучение.

Так, в качестве методологической базы для составления наших интегрированных проектов мы используем электронные образовательные ресурсы «Библиотеки электронных наглядных пособий» Данные ресурсы разработаны в рамках конкурса НФПК "Разработка Инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) для системы общего образования" и включают в себя:

1) виртуальную среду для изучения грамматики английского языка в средней школе, которая позволяет организовать работу в сотрудничестве, выполнять тестовые и другие задания, и т.д.;

2) методическое пособие для учителя;

3) пособие для учащихся.

Различные клипы: флэш-анимация, интерактивные рассказы с субтитрами. Уровень средний — продвинутый, прекрасно подходящий для помощи в обучении английскому языку детей школьного возраста. Электронный ресурс «Библиотека электронных наглядных пособий «Английский язык (основная школа)», представляет собой набор мультимедийных информационных объектов и инструментальных средств для работы с ними.

Интернет – важное и интересное для ребенка место виртуальных путешествий. Можно погулять по странам и городам и никаким рассказом нельзя заменить полученные от этого впечатления. Можно пообщаться с подростками из других стран, приняв участие в проекте ePals. В рамках апробации нашей интегрированной программы мы с ребятами проводили проект «Письмо зарубежному другу», установив связь со школой FedericoGarciaLorcaгорода Севилья, в Испании. Учащиеся этой школы испано — говорящие, и тоже изучают английский язык. Написали им письма, и какой же был восторг у ребят, когда они получили ответ, выбрали адресантов – с кем будет переписываться каждый из них, и сели писать ответы. Несомненно, это и есть основная цель обучения иностранному языку — формирование и развитие коммуникативной компетенции. Согласно И.Л.Бим, «под коммуникативной компетенцией, понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка». Таким образом, я стараюсь формировать коммуникативную компетенцию одновременно с созданием основ межкультурной коммуникации учащихся. Поэтому, идеямоегоопыта состоит в том, чтобы развивать коммуникативную компетенцию у учащихся через комплексное использование традиционных методов преподавании, различных педагогических технологий и информатизацию урока, т.е. умения самостоятельно приобретать знания, практически их применять, индивидуализировать обучение и повышать познавательную активность и мотивацию учения у обучающихся.

В работе с детьми полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения. Поэтому, начиная с проектной деятельности, я выделяю одаренных и заинтересованных детей, которые начинают заниматься лингвистическими исследованиями английского языка. Уже с 4-го класса учащиеся занимаются исследовательской деятельностью.

Как на практике учителю создать ситуацию исследовательского поведения? Во-первых, нужно заинтересовать своего ученика той или иной проблемой в языке, а для этого нужно знать его увлечения, интересы.

Например, ученики информационно-технологического профиля, изучающие интегрированный курс английского языка и информатики заинтересовались научной и жаргонной компьютерной терминологией. Изучая физику, математику, информатику они узнали многое об открытиях, об английских ученых. Этих ребят заинтересовала тема «Компьютерная терминология на английском языке», которая вылилась в научную разработку «Азбука компьютерной терминологии и сленга». Эту работу представляли на 2 международных конференциях, где она получила самую высокую оценку.

Учащихся информационно-лингвистического профиля интересовало больше филологическое направление этого профиля, поэтому ими за 2 учебных года был составлен электронный каталог презентаций основ компьютерной грамотности на английском языке.

Поэтому исследовательское поведение я создаю осознанно, опираясь на увлечения ученика. Мотив проведения исследования должен стать внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает субъективно интересна, и значима для него. Итак, тема должна вытекать из интересов ученика, но она должна быть интересна и мне как педагогу, т.е. внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у педагога не менее значима для развития исследовательской деятельности учащихся.

На второй план я ставлю исследовательское обучение и исследовательскую деятельность. Моя задача — постоянно «держать» ученика в ситуации творческой активности. А что для этого нужно? Во- первых, нужно составить план, куда входит изучение теоретической части по данной проблеме (что наработано учеными-лингвистами до нас), затем практическая часть, куда входят изучение объекта исследования (худ. литература, газеты, журналы, сказки и т.д.), анкетирование и т.д. начинается совместная работа педагога и ученика в сотрудничестве, в котором заложен принцип равноправия. Он достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает правильной истины.

Я — педагог и тоже изучаю эту проблему, но каков будет результат? Ни я, ни мой ученик пока не знаем, потому что в конце своей работы мой ученик сделает свои выводы и получит свой результат. Например, ученик изучает одно произведение Вальтера Скотта, а учитель другое произведение этого же автора, делаем выводы, спорим, сравниваем. Мы постоянно находимся в творческом поиске.

«Исследование- это бесконечное движение вперед». Во время нашей совместной деятельности развивается мировоззрение не только у моего ученика, но и у меня как педагога. Как благодатно и полезно вспоминать то, чему тебя учили в вузе, узнать новое, окунуться в сферы науки и какое удовлетворение получаешь, когда видишь эти горящие, умные, понимающие глаза своего ученика.

Во время исследовательской деятельности ученику нужна помощь, советы, но не в коем случае не надо вести ученика «за руку». Доброжелательность, совместная работа с литературой и в Интернете — всё это залог успеха много ученика.

Учитель развивает в своем ученике исследовательские способности, он учит его видеть проблемы, строить гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определения понятиям, делать анализ полученных результатов.

Итак, работая в сотрудничестве со своими учеником, учитель развивает у него коммуникативную компетентность, т.е. учит умению вступать в коммуникацию и владению умениями общения. У ученика развивается информационная компетентность: он учится работать со всеми видами информации: с каталогами, с Интернетом, со справочниками, энциклопедиями, словарями. Формируется автоматизационная компетентность- умение саморазвития и самопрезентации — способность к самоопределению, самообразованию, конкурентноспособности. Совершенствуется социальная компетентность- умение работать с другими людьми, в частность со своими педагогами. Развивается продуктивная способность- способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них.

Что получают школьники во время научно- исследовательской деятельности?

1. Общественные знания: учатся обобщать, объективно обсуждать, обобщать результаты индивидуальных познавательных процессов, выраженных в иностранном языке, в науке «Лингвистика».

2. Появляется потребность в исследовательской деятельности через активность ученика, его психические силы, возникают потребности духовные в познании, истине.

3. Развиваются способности и качества, которые обеспечивают успешность и продуктивность в его исследовательском деле. Педагогу нужно учитывать качества личности ребенка. Если ребенок увлекается иностранными языками, то учитель иностранного языка по его потребности развивает его способности к овладению языком. Педагог учитывает интересы ребенка, его взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации и его мировоззрения.

4. При работе с учеником развивается целая система качеств: самосознание, самооценка, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность. Эти качества связаны с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Мы всегда чувствуем себя неловко и даже иногда испытываем страх, когда общаемся с людьми, живущими в стране, о которой нам ничего неизвестно, так как мы не знаем, что ожидать от них и что они ожидают от нас. Конечно, лучший способ познакомиться со страной изучаемого языка – это посетить ее, познакомиться с носителями языка, самому на своем опыте ощутить все реалии. Но иногда такое знакомство может сопровождаться так называемым “культурным шоком”. Человек, оказавшись в незнакомой стране, чувствует беспокойство, страх, дискомфорт, так как все для него здесь незнакомо, он испытывает стеснение в общении, боится сознаться в своей неосведомленности. Вот почему важно постараться предотвратить его, уделяя особое значение в процессе обучения иностранным языкам формированию у учащихся национально-культурного компонента. Я считаю, что современный учебно-воспитательный процесс должен обеспечивать развитие и самоопределение ученика в образовательном пространстве в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями. Моя педагогическая деятельность направлена на формирование саморазвивающейся и само реализующейся личности. Это цель моей работы. Поэтому я осуществляю преподавание английского языка через составляющие: глубокое знание предмета, коммуникативность, креативность, толерантность, критичность мышления и адаптацию в социуме. Развить у учащихся все эти способности — это задачи моей работы.

Библиографический список используемой литературы и ресурсов:

1. http://wiki.saripkro.ru/index.php/%22%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7_%D0%9B%D0%B0-%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%88_%D0%BD%D0%B0_%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%85_%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%22

2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/39b7b9a7-9e46-124a-a085-a9cbd4266b16/118890/?interface=pupil&class=49&subject=12

3. Шкель В.Ф. Педагогические технологии в учебном процессе. Научная книга, Саратов 2009

4. Соловова Е.Н.разработка авторских программ и курсов. – Иностранные языки в школе. № 4, 5, 2004 г.

5. Шкель В.Ф.Проектные технологии в образовательном учреждении Научная книга. Саратов 2009

6. Душенина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. ИЯШ № 5, 2003 г.

7. Е. М. Верещагин,. Костамаров В. Г Язык и Культура, Москва : “Русский Язык”, 1990

8. Intercultural@csbsyu.edu

Файлы: процесс препод. выступл.docx
Размер файла: 32623 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология