Автор конспекта:
Автор(ы): — Юрий Павлович Титов

Место работы, должность: — Нижегородский подразделение ГБОУ СПО «Чкаловский педтехникум транспорта и информационных технологий». Преподаватель — спонсор ОБЖ.

Регион: — Нижегородская ветвь

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное появление

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 10 сословие
Класс(ы): — 11 сословие

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Цель урока: —
Обучающая, развивающая, воспитательная

Тип урока: — Комбинированный острастка

Используемые учебники и учебные пособия: —

Справочники ГО, учебники ОБЖ 10 -11 кл.

Используемое оборудование: —

ПК, монитор

Краткое описание: — Формирование у обучающихся практических умений и навыков безопасного поведения на повседневной жизни, но также на опасных и чрезвычайных ситуациях, навык корректно выполнять определенные действия, но не едва лишь описывать их.

Методическая разработка

Тема: «Формирование у обучающихся практических умений

и навыков на опасных и чрезвычайных ситуациях»

Специфика учебного процесса вдоль предмету ОБЖ на образовательном учреждении СПО заключается на том, чтобы не едва лишь дать обучающимся знания на области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки безопасного поведения на повседневной жизни, но также на опасных и чрезвычайных ситуациях. Они должны уметь корректно выполнять определенные действия, но не едва лишь описывать их.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ

1. Безопасность и химзащита человека на опасных и чрезвычайных ситуациях:

а) действия:

при оповещении о угрозе ЧС (укрытие на защитных сооружениях, амбаркация и др.);

во уран ЧС (в опасных ситуациях природного и техногенного характера; последствиях террористического акта) — чуткость на аварийно-спасательных операциях, первая выручка пострадавшим и др.;

при возникновении пожара на общественных местах, транспорте, иглу (эвакуация, утилизация подручных средств для ликвидации очага возгорания);

б) пользование:

средствами индивидуальной и коллективной защиты (ватно-марлевая повязка, противогаз, войсковой радиозащитный комплект);

разнообразными способами и средствами самообороны близ нападениях на различных ситуациях.

2. Основы медицинских знаний:

доврачебная выручка близ порезах, ссадинах, потертостях, ушибах, растяжениях связок, ожогах, кровотечениях, тепловом и солнечном ударах, общем охлаждении, обморожении, укусах насекомых, отравлении грибами и ягодами, попадании инородного тела на глаз, ухо разве нос, поражении электрическим током и др.;

наложение повязок, закрутки, жгута, пальцевое прижатие, иммобилизация конечностей, искусственное дыхание, несквозной пневмомассаж сердца и т.д.;

различные способы транспортировки пострадавшего.

3. Основы военной службы:

элементы строевой подготовки;

неполная распределение и создание автомата Калашникова;

подготовка автомата к стрельбе;

стрельба изо автомата вдоль неподвижным и появляющимся целям;

метание ручных имитационных (учебных) уваровит на крылатость с места;

передвижение на местности: бегом, перебежками, переползанием, по-пластунски, на боку;

подготовка дозиметрического прибора и прибора химической разведки и действие с ними.

4. Прикладная физическая подготовка:

преодоление полосы препятствий;

ориентирование на местности вдоль карте, измерение сторон света вдоль компасу, небесным светилам и признакам местных предметов и ранверс на заданную точку вдоль азимуту;

преодоление участков местности с естественными препятствиями — перевоз через реку, болото, лощина и т.п.;

самопомощь и взаимовыручка близ бедствии на воде;

вязка и применение различных видов веревочных узлов;

разведение различных видов костров, на книга числе подина дождем;

подача сигналов бедствия и применение приемов обеспечения безопасности близ вынужденном автономном существовании на природных условиях;

действия на опасных и непредвиденных ситуациях на природных условиях — близ грозе, буре, отставании от группы, потере ориентировки на лесу и т.д.;

сооружение временного жилища (укрытия) на природных условиях.

МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ

Умения и навыки учащихся формируются на практических занятиях методом упражнения — целенаправленным повторением действий с целью усвоения и совершенствования способа его выполнения.

По организации деятельности упражнения могут быть индивидуальные и групповые, вдоль дидактическому назначению:

вводные — выполняются после практического показа, чтобы обеспечить медленное правильное проделывание учащимися разучиваемых действий;

основные — преследуют целеустановка сформировать умения и навыки на пределах нормативных, профессиональных требований;

тренировочные — сознательное многократное подтверждение усвоенного приема (действия) с целью его закрепления и совершенствования.

Метод упражнения включаетрассказ, премьера приема разве действия преподавателя, тренинг (обучение вдоль рано отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений и их комбинаций) и предусматривает следующую последовательность:

1. Рассказ- растолкование назначения изучаемого приема разве действия.

2. Образцовый премьера приема разве действия на целом преподавателем. Его соответствующе сопровождать кратким, четким и убедительным пояснением. Учащиеся, оптически воспринимая расследуемый прием, получают конкретное правильное катхакали о том, что и на какой последовательности нелишне действовать.

3. Показ приема (действия) вдоль отдельным элементам с попутным объяснением особенностей его выполнения, но также последствий ошибочных действий на следующей последовательности: снова поведение на целом, на нормальном темпе, после этого вдоль элементам и приемам с кратким пояснением. При этом экзаменатор обязан располагаться так, чтобы все учащиеся могли благоприятно видеть проделывание действия, элемента разве приема от азбука раньше конца.

4. Опробование приема разве действия учащимисяи отработка его вдоль элементам разве на целом (разучивание).

Если ухищрение (действие) несложен и доступен для выполнения, после показа и объяснения его безотложно разучивают на целом. Если сложенный и его можно расчленить на отдельные части, снова разучивают вдоль частям. Темп выполнения вначале замедленный, после этого повышается раньше нормального. После того, что учащиеся начнут выполнять все элементы (части) на нужном темпе и правильно, можно переходить к выполнению приема (действия) на целом.

В тех случаях, как-нибудь ухищрение (действие) исключается разделить и ради сложности невыносимо без подготовки выполнить на целом, его осваивают с помощью подготовительных упражнений.

5. Тренировкапо закреплению приемов и действий на целом обеспечивает совершенствование практических умений и навыков, уточнение физических и специальных качеств (устойчивость к перегрузкам, укачиванию, кислородному голоданию) толком сознательного и многократного выполнения приемов (действий) на различных условиях:

а) на простой (обычной) обстановке;

б) на специальных учебных тренажерах (дидактических приборах разве иных моделирующих устройствах, манекенах);

в) на усложненных условиях:

— трудных исходных положениях;

— с максимальной быстротой и точностью выполнения на ограниченное время;

— на ограниченном пространстве;

— близ изменении условий (недостаточной видимости, на ИСЗ и т.п.);

г) близ различных состояниях организма обучаемого, затрудняющих действия:

— на состоянии утомления (после физической нагрузки);

— близ временном исключении разве ограничении зрительного самоконтроля;

— на состоянии значительного эмоционального напряжения (соревновательной и видеоигровой деятельности).

Во уран практических занятий вдоль ОБЖ необходимо:

— корректно показывать приемы и способы действий на опасных и чрезвычайных ситуациях, близ оказании доврачебной помощи, используя рисунки, плакаты, слайды, учебные видеофильмы, компьютерные обучающие программы, модульные манекены, роботы-тренажеры, макеты, премьера «вживую», и наблюдать после их выполнением;

— выявлять и кстати исправлять ошибки обучаемых;

— поощрять учащихся для достижения ими лучших результатов;

— соблюдать правила безопасности.

Основные условия успешного применения средство упражнения:

— профессионально-педагогическое профессионализм преподавателя (знания, способности, педагогическая техника);

— пневмоформование сознательного отношения обучаемых к выполнению приема (действия);

— систематичность, последовательность, спряжение и постепенное усложнение условий выполнения упражнения;

— рост самостоятельности учащихся, физвоспитание у них навыков самоконтроля и самооценки;

— привнесение элементов состязательности для повышения активности и интереса.

ОТ УМЕНИЯ К НАВЫКАМ

При овладении приемом (действием) вначале возникает навык его выполнять, затем, вдоль мере совершенствования, оно помалу переходит на навык (см. схему).

м

Умение- это высота владения приемом (действием), близ котором домоуправление движениями происходит близ активной роли мышления.

Характерные признаки умения:

1. непрочное заучивание приема (действия);

2. неавтоматизированное домоуправление движениями;

3. постижение учащегося загружено контролем каждого движения;

4. малоустойчивость выполнения приема (действия);

5. относительная разделенность движений;

6. низкий модерато действий;

7. неэкономное проделывание со значительными затратами сил и утомлением.

В процессе тренировки навык превращается на навык.

Навык- это категория владения приемом (дей­ствием), близ котором домоуправление движениями автоматизировано, не требует намеренно направ­ленного на них внимания.

Характерные признаки навыка:

1. автоматизированное домоуправление движениями (сознание лафа от подробного контроля надо каждым изо них);

2. сплоченность движений, собрание ряда элементарных на единое целое;

3. недостаток излишнего напряжения, ненужных действий, быстрота, легкость, экономность и правильность движений;

4. высокая устойчивость, позволяющая успешно выполнять этюд подина влиянием отрицательных факторов — утомления, плохих условий, активного противодействия соперника и т.д.;

5. неразрывность запоминания приема (действия). Навыки, ежели они сформированы и сносно закреплены, не исчезают инда близ длительных перерывах.

Для становления навыков желательно повторять правильные действия не меньше 8-10 раз, но для закрепления изученного действия – 20-30 раз.

Практические умения и навыки учащихся вдоль ОБЖ формируются и совершенствуются:

на практических занятиях, тренингах;

в процессе изучения на реальной обстановке возможных на повседневной жизни опасных ситуаций (например, близ отработке антитеррористических действий);

во уран занятий на базе воинской части (учебные сборы с юношами-десятиклассниками);

в условиях туристских походов и слетов;

в видеоигровой форме — упражнениях, поединках, ролевых, военно-спортивных играх, комбинированных эстафетах с выполнением различных упражнений и др.;

в соревновательной форме — на состязаниях, конкурсах к Дню защитников Отечества, соревнованиях «Самая сильная группа», «Школа безопасности», «Зарница» и др.

Успешное исполнение практических занятий быть может всего едва лишь близ выполнении следующих дидактических условий:

♦ качественная разработка плана, четкая редакция учебных целей и задач, тщательная специализация мест занятий и учебно-материального обеспечения;

♦ детализированный инструкция обучаемых перед началом занятия о порядке работы и мерах безопасности;

♦ критика действий каждого учащегося близ подведении итогов занятия.

Во уран практических занятий должна быть обеспечена постоянная обратная соединение учащихся с преподавателем, какой-нибудь следит после их учебной деятельностью и помогает сосредоточить сосредоточенность на отработке отдельных приемов (действий) и их элементов.

Предупреждение ошибочных действий достигается четким показом и объяснением техники выполнения приема разве действия, использованием подготовительных упражнений, учетом индивидуальных возможностей обучаемых.

Правила проверки умений и навыков (может производиться сольно и вдоль группам):

учащиеся должны продемонстрировать проделывание действия от азбука раньше конца (иногда они пытаются подменить проделывание действия рассказом о нем);

необходимо убедиться на правильности выполнения обучаемым каждого элемента приема (действия);

при серьезной ошибке учащегося (существенном искажении элементов двигательного действия) его соответствующе остановить и указать на недостаток;

когда гистерология не не на меру существенна, можно позволить продолжить показ, чтобы дрессируемый исправил нее на ходе дальнейших действий;

если гистерология свидетельствует о полном непонимании приема (действия), желательно показать, что корректно выполнять его, и предоставить обучаемому дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения, достижимость словесного отчета о своих движениях, близ легкоустранимой ошибке — предложить исправить нее и безотложно провести повторную проверку.

Проверка должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, постоянной, будто по­зволяет активизировать процесс обучения, совершенствовать знания учащихся.

Степень обученности и практической подготовленности учащихся на области обеспечения безопасности жизнедеятельности можно опреде­лить:

в обстановке, имитирующей реальные условия, на которых должны использоваться умения и навыки;

при выполнении нормативов;

на соревнованиях «Школа безопасности»;

в ходе туристских соревнований и слетов;

на учениях и тренировках вдоль гражданской обороне, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

Результаты проверки освоения учащимися практических приемов и действий позволяют вносить коррективы на квадривиум толком перераспределения времени на решение отдельных час­тных задач, применения дополнительных средств, больше эффективных приемов и методов.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

На практических занятиях вдоль ОБЖ соответствующе не забывать анатомо-физиологические и психические особенности детей. Методика обучения и совершенствования практических приемов и дей­ствий должна применяться с учетом стадий воз­растного развития:

в 10-12 лет биомасса нервных процессов, исключительно торможения, невелика, сосредоточенность неустойчиво, последователь не может статься находиться на сосредоточенном состоянии насчет долгое время, вследствие того необходим хороший показ, нецелесообразны длительные объяснения упражнений;

в 12-14 лет появляются сосредоточенность, развиваются кэш и логическое мышление, дар к восприятию, запоминанию и анализу своих действий, пряность мышечного чувства (хорошая биоориентация на пространстве);

в 14-16 лет — раунд полового созревания (возможны возрастные колебания, больше раннее его рождение разве запаздывание) — появляются неуравновешенность, возбуждаемость и непостоянность настроения, неуверенность, маскируемая шумной манерой поведения, снижается работоспособность, будто требует от преподавателя педагогического такта и чуткого руководства;

16-18 лет — раунд относительной стабилизации и автоматизации движений.

Методические принципы (педагогические правила рационального построения образовательного процесса) формирования и совершенствования практических умений и навыков учащихся:

1. Принцип сознательности и активности.Его дух заключается на формировании у учащихся устойчивой потребности на освоении практических умений и навыков, стимулировании стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

Повышению сознательности и активности способствует применение специальных методических приемов: теплоконтроль и критика действий, посылка внимания учащихся на психоанализ их выполнения, квадривиум самоконтролю посред­ством мышечных ощущений, картинка дви­гательных заданий с помощью наглядных посо­бий, утилизация зрительных ориентиров, мысленное выражение приемов и дей­ствий, тары-бары с анализом техники выполнения двигательного действия и др.

2. Принцип наглядностиозначает влияние на органы чувств на зрительной, фонографический и двигательной формах, дает учащимся достижимость анализировать свои действия, выявлять и исправлять ошибки.

3. Принцип доступности и индивидуальностипредполагает, будто практические задания и упражнения должны соответствовать возрасту, полу, уровню подготовленности, состоянию здоровья, типу нервной деятельности каждого ученика.

4. Принцип систематичноститребует, чтобы занятия вдоль формированию и совершенствованию практических умений и навыков не сводились к эпизодическим, разрозненным мероприятиям, но проводились неизменно и последовательно.

5. Принцип прогрессирования воздействийпредусматривает целенаправленное рост требований, усложнение заданий, расширение объема нагрузок, обеспечивающее успешное овладение умениями, навыками и их закрепление.

Эти принципы позволяют явственно следовать к намеченной цели, исключая ошибки, раскрывают логику решения задач и главные правила их реализации.

Файлы: Интегрированный острастка ОБЖ с физкультурой вдоль теме.doc
Размер файла: 94208 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология