Автор конспекта:
Автор(ы): — Портнова Светлана Юрьевна
Место работы, должность: —
учитель математики МБОУ СОШ с. Березовка 1-я
Регион: — Саратовская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Алгебра
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: —
урок алгебры в 9 классе
Тема урока: Формулы приведения
Повторить формулы, изученные в курсе геометрии, показать, сколько всего формул приведения, провести доказательство для всех.
Научить приводить функции любого угла к функциям угла от 0 до 90 (в частных случаях от 0 до 45), применяя мнемоническое правило
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА.
Вводная часть: повторяются изученные в геометрии 4 формулы. Выполняется запись только левых частей формул.
Sin (90-L) =
Cos (90-L) =
Sin (180-L) =
Cos (180-L) =
Учитель: «как в геометрии написано: они называются…….
и доказываются в курсе алгебры.
Объясняется тема и цель урока.
Повторяются 1) определение формул приведения.
2) рабочее правило (для учеников 9 класса вполне достаточно знать: знак правой части определяется по знаку левой части, если угол примыкает к вертикальному (рабочему), то наименование меняется на кофункцию, а если к горизонтальному (спящему), то остается прежним).
Обращается внимание учеников, что правило нуждается в существенной поправке: «считая L – острым углом». (L- альфа)
Доказательство серии формул.
Подготовка учеников к восприятию формул.
Отмечается угол L
Прикладывается чертежный угольник, вопрос: что это за угол?
Ответ 90+L
Проводятся перпендикуляры, обозначаются углы.
Учитель показывает углы:
Развернутый – 180.
Прямой – 90.
Затем последовательно углы: 1, 2, 3.
В градусной мере: 20 70 20
30 60 30
Сразу 50 50
L L
После этого проводится строгое доказательство на базе теоремы о сумме острых углов прямоугольного треугольника.
На чертеже вводятся обозначения.
Повторяется: 1) вид треугольников (прямоугольных)
Задание: Сравните.
Вывод по гипотенузе и острому углу.
На чертеже записываются координаты точек.
И сразу:
Все записи остаются на доске до выполнения упражнений на закрепление.
Выписывается: Sin (90+L)
Повторяется: Определение синуса угла.
Записывается: Sin (90+L) =y2/R и ученики завершают доказательство: Sin (90+L) =y2/R =x1/R =Cos L
Самостоятельно проводится доказательство формулы Cos (90+L)=-Sin L
На доске оставляются записи только формул.
Ученикам предлагаются для tg (90+L) найти другой способ доказательства.
Tg (90+L) = Sin (90+L)/ Cos (90+L) …..
И, учитывая TgL*CtgL=1
Ctg(90+L)=1/tg(90+L)
Повторяются формулы SecL=1/CosL и CosecL=1/SinL
ученики сами делают вывод для Sec(90+L) и Cosec(90+L)
Подводится итог 1-го этапа урока.
2) Перед учениками ставится задача: выяснить, сколько всего формул приведения.
Анализируя чертеж, делается вывод: всего 48 формул.
Доказательство серии Sin(360+L)= …основано на применении правила: «при изменении угла на целое число оборотов….»
Т.О. доказано еще 6 формул.
Красивое, изящное доказательство следующей серии.
Sin(360-L)=
= Sin(360+(-L))= и применить свойство нечетной функции.
На доске появляется число 18. 18-доказанных формул.
Для следующей серии применяем:
Sin(180+L)=Sin(180-(-L))……. и т.д.
Делаем вывод о завершенности доказательства.
3) Повторение (перед закреплением изученного материала).
1) Мнемоническое правило.
2) Знаки функций четвертях.(SinL и CosecL, CosL и SecL, tgL и CtgL)
3) Значения тригонометрических функций для углов 30, 45, 60.
4) дополнительные углы L b 90-L.
5) На чертежах обозначаются границы и проводится устная работа:
4) Закрепление изученного материала.
Упражнения 1-го типа (№793) – направлены на применение мнемонического правила. (Sin(2π+L); tg(270+L)).
Упражнения 2-го типа (№795). (Выразите через тригонометрические функции угла от 0 до 90, если L=130, L=190, L=-320, L=-550).
Учащиеся учатся расписывать углы (190=180+10=270-80).
Следует обратить внимание учеников, что в 10 классе встречаются задания «выразить через функцию угла от 0 до 45!».
№ 799. Найдите значения выражения:
sin240, cos(-210) и др.
5) Подведение итогов урока. Оценивается работа учащихся.
6) Домашнее задание. Правило (в теоретической тетради по геометрии), №794,797
7) В оставшееся время ученикам предлагается дополнительная работа на выбор.
№806 Sin(90-L)+Cos(180+L)+tg(270+L)+ctg(360+L)
№807 cos(-L)*cos(180+L)/sin(-L)*sin(90+L)
№808 sin2(180-x)+sin2(270-x)
Ученики выбирают первое, которое играет значимую роль в 10 классе.
Каждое задание предлагается на отдельном чертеже.
УРОК ЗАВЕРШЕН.