Автор конспекта:
Автор(ы): — Портнова Светлана Юрьевна

Место работы, должность: —

учитель математики МБОУ СОШ с. Березовка 1-я

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Алгебра

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

урок алгебры в 9 классе

Тема урока: Формулы приведения

Повторить формулы, изученные в курсе геометрии, показать, сколько всего формул приведения, провести доказательство для всех.

Научить приводить функции любого угла к функциям угла от 0 до 90 (в частных случаях от 0 до 45), применяя мнемоническое правило

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА.

Вводная часть: повторяются изученные в геометрии 4 формулы. Выполняется запись только левых частей формул.

Sin (90-L) =

Cos (90-L) =

Sin (180-L) =

Cos (180-L) =

Учитель: «как в геометрии написано: они называются…….

и доказываются в курсе алгебры.

Объясняется тема и цель урока.

Повторяются 1) определение формул приведения.

2) рабочее правило (для учеников 9 класса вполне достаточно знать: знак правой части определяется по знаку левой части, если угол примыкает к вертикальному (рабочему), то наименование меняется на кофункцию, а если к горизонтальному (спящему), то остается прежним).

Обращается внимание учеников, что правило нуждается в существенной поправке: «считая L – острым углом». (L- альфа)

Доказательство серии формул.

Подготовка учеников к восприятию формул.

Отмечается угол L

Прикладывается чертежный угольник, вопрос: что это за угол?

Ответ 90+L

Проводятся перпендикуляры, обозначаются углы.

Учитель показывает углы:

Развернутый – 180.

Прямой – 90.

Затем последовательно углы: 1, 2, 3.

В градусной мере: 20 70 20

30 60 30

Сразу 50 50

L L

После этого проводится строгое доказательство на базе теоремы о сумме острых углов прямоугольного треугольника.

На чертеже вводятся обозначения.

Повторяется: 1) вид треугольников (прямоугольных)

  • Сколько элементов необходимо для сравнения
  • Задание: Сравните.

    Вывод по гипотенузе и острому углу.

    На чертеже записываются координаты точек.

    И сразу:

    Все записи остаются на доске до выполнения упражнений на закрепление.

    Выписывается: Sin (90+L)

    Повторяется: Определение синуса угла.

    Записывается: Sin (90+L) =y2/R и ученики завершают доказательство: Sin (90+L) =y2/R =x1/R =Cos L

    Самостоятельно проводится доказательство формулы Cos (90+L)=-Sin L

    На доске оставляются записи только формул.

    Ученикам предлагаются для tg (90+L) найти другой способ доказательства.

    Tg (90+L) = Sin (90+L)/ Cos (90+L) …..

    И, учитывая TgL*CtgL=1

    Ctg(90+L)=1/tg(90+L)

    Повторяются формулы SecL=1/CosL и CosecL=1/SinL

    ученики сами делают вывод для Sec(90+L) и Cosec(90+L)

    Подводится итог 1-го этапа урока.

  • Доказано 6 формул.
  • Использовали понятие равенства треугольников.(Учитель сообщает, что в других учебниках можно встретить другое доказательство.)
  • 2) Перед учениками ставится задача: выяснить, сколько всего формул приведения.

    Анализируя чертеж, делается вывод: всего 48 формул.

    Доказательство серии Sin(360+L)= …основано на применении правила: «при изменении угла на целое число оборотов….»

    Т.О. доказано еще 6 формул.

    Красивое, изящное доказательство следующей серии.

    Sin(360-L)=

    = Sin(360+(-L))= и применить свойство нечетной функции.

    На доске появляется число 18. 18-доказанных формул.

    Для следующей серии применяем:

    Sin(180+L)=Sin(180-(-L))……. и т.д.

    Делаем вывод о завершенности доказательства.

    3) Повторение (перед закреплением изученного материала).

    1) Мнемоническое правило.

    2) Знаки функций четвертях.(SinL и CosecL, CosL и SecL, tgL и CtgL)

    3) Значения тригонометрических функций для углов 30, 45, 60.

    4) дополнительные углы L b 90-L.

    5) На чертежах обозначаются границы и проводится устная работа:

    4) Закрепление изученного материала.

    Упражнения 1-го типа (№793) – направлены на применение мнемонического правила. (Sin(2π+L); tg(270+L)).

    Упражнения 2-го типа (№795). (Выразите через тригонометрические функции угла от 0 до 90, если L=130, L=190, L=-320, L=-550).

    Учащиеся учатся расписывать углы (190=180+10=270-80).

    Следует обратить внимание учеников, что в 10 классе встречаются задания «выразить через функцию угла от 0 до 45!».

    № 799. Найдите значения выражения:

    sin240, cos(-210) и др.

    5) Подведение итогов урока. Оценивается работа учащихся.

    6) Домашнее задание. Правило (в теоретической тетради по геометрии), №794,797

    7) В оставшееся время ученикам предлагается дополнительная работа на выбор.

  • Запись углов в общем виде (имеется продолжение в 10 классе).
  • Упражнения на закрепление.
  • №806 Sin(90-L)+Cos(180+L)+tg(270+L)+ctg(360+L)

    №807 cos(-L)*cos(180+L)/sin(-L)*sin(90+L)

    №808 sin2(180-x)+sin2(270-x)

    Ученики выбирают первое, которое играет значимую роль в 10 классе.

    Каждое задание предлагается на отдельном чертеже.

    УРОК ЗАВЕРШЕН.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология