Автор конспекта:
Автор(ы): — Харченкова Татьяна Викторовна

Место работы, должность: —

МБОУ № 1

Регион: — Челябинская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

формы развития интереса

В учебниках, как правило, грамматика излагается как свод определений и правил. Иллюстративный материал и объяснительные тексты к этим определениям отсутствуют. Следовательно, грамматические явления нуждаются в наглядном пояснении.

Использование занимательных моментов при обучении русскому языку помогают решать такие задачи, как:

· мобилизация психической активности учащихся;

· введение новизны в учебный процесс;

· повышение интереса к уроку;

· увеличение возможности непроизвольного запоминания;

· расширение объема усваиваемого материала.

Средства наглядности используются практически на всех этапах урока: на этапе объяснения нового материала (особенно эффективны), на этапе закрепления и форсирования навыков, на этапе систематизации и повторения.

На уроках в целях развития познавательных интересов учащихся используются следующие приемы:

o наглядность (схемы, таблицы, рисунки);

o правила-рифмовки;

o музыкальные диктанты;

o нетрадиционные способы анализа языковых явлений;

o создание проблемных ситуаций при объяснении нового материала.

На уроках широко используются разработки по данной теме Л.И.Журавлевой, Сухановой И.В.. В ряде творческих заданий учащиеся сами создают занимательные ситуации.

Как мы запоминаем слова

КОТ, КОТорый сидел в КОТле, съел КОТлету.

БрОшЮра — брОшь для Юры.

ТрОтуар- трОпка вдоль дороги

ВИнЕгрет — вИно для нЕгра.

ГИрлянда — повесили гИри.

ПИджак надеваем на спИнку.

КолоННа весит тоННу.

ИскуСНый очень вкуСНый.

КОЛОссальный КОЛОрит

МАРАфон для кАРАвана.

Правила — рифмовки

РАСТ СТащил СТакан и Щетку, РОС — Солонку и Селедку.

ЛАГ Границу перешел, ЛОЖ Жука в траве нашел.

РОстислав привез из РОстова знакомому рОстовщику рОсток розы

КАСался- рядом А стояла, коснулся — вмиг пропала.

По РАВНине я СКАЧу, букву А найти хочу.

ГОР и ЗАР без ударенья проживают в корне слов.

Если видишь суффикс А,

То пиши ты в корне А.

Но пропал вдруг суффикс А-

И пропала в корне А.

Творчество учащихся

ЗАПОМНИ ПРАВИЛО

Детки маленького РОСТа ходят в детский садик просто,

А немножко подРАСТут, сразу в первый класс пойдут.

Если приближаемся мы к концу работы,

То пишем ПРИ мы в письменной работе.

Если сделали не все,

То напишем ПРИ еще.

При значении ОЧЕНЬ И ПЕРЕ

Приставку пишем новую- ПРЕ.

(Пономаренко Л. 6-2 класс ).

КрыжОвник, шОрох, шОв

С буквой Е писать ужасно!

Но коль пишете вы с О,

Будет все прекрасно.

(Шаруненко Л. 6-3 класс).

В зале сидело жЮри и читало брошЮру о парашЮтистах.

Здесь построили Здание, где можно стать Здоровым.

(Шамс Л. 6-4 класс ).

Если буква заглавная,

Буква Л или буква гласная,

Тогда часть слова с ПОЛ

Писать через дефис согласна я.

(Рябинина Ж. 6-3 класс ).

Выражение КАК БЫ

Сильно, КАК БЫК.

Между этими словами

Мы дефиса не поставим.

(Лихограй Ж. 6-3 класс).

СЛОВА — ИСКЛЮЧЕНИЯ

ЖелаННый гость совершил отчаяННый поступок, выполнив свой свящеННый долг.

(Бобылев С. 7-1 класс ).

В стране желаННой жила-была принцесса невидаННой и неслыхаННой красоты. Пришел к ней однажды неждаННый гость, нечаяННый и принес свящеННый сосуд мудрости.

(Пышкина И. 7-2 класс ).

ОтчаяННый — нечаяННый,

НеждаННый и негадаННый,

НевидаННый, неслыхаННый,

СвящеННый и желаННый, но

РанеНый и коваНый,

СмышлеНый и румяНый

Запомни, друг, где сколько Н ты должен написать.

(Рябинина Ж. 7-3 класс).

ПридаНое принес своей сестре назваНый брат и посажеНого отца он пригласил отца.

(Колесникова Ю. 7-1 класс).

Юный, сиНий и румяНый, ветреНый, смышлеНый, пряНый-

Н одну пишу я постоянно.

(Сергеева Ю. 7-3 класс).

Не забывайте исключенья,

О них вы думайте всегда,

Но как узнать, две Н или одна.

Найди основу или суффикс,

Здесь суффикс -ЕНН- иль -ОНН-

Пиши две Н- таков закон.

Нашел основу ты на Н,

И в суффиксе мы пишем Н.

Но если суффикс найден -ИН-,-АН-, -ЯН-

Ответ один — одну лишь Н здесь напиши.

Все сделай так, но не спеши.

ОловяННый, деревяННый,

ЖелаННый и стекляННый-

Две Н пиши здесь без труда,

Запомни это навсегда.

СмышлеНый мальчишка и ветреНый день,

РумяНый восход, рубленый пень.

Здесь Н одна всегда стоит

И целый день одна грустит.

Зато в словах с приставками:

Безветренный, окованный,

Проветренный, изжеванный

(Не спутай со словами выше)

Здесь пара Н сидит под крышей.

(Гераськина С. 7-3 класс).

В ветреНый день юНый смышлеНый мальчик с румяНой булочкой в руках зашел в деревяННый домик, стоявший за ветряНой мельницей, и увидел на стекляННой полке оловяННого солдатика.

(Щипицина М. 7-3 класс).

Советовать, советовал, советую я вам,

Вы выучите суффиксы,

Когда какие пишутся!

Тогда же вы узнаете,

Что в настоящем времени,

А, может быть, и в будущем,

Глагол на -юю кончится,

А, может, и на -ую,

То мы в прошедшем времени

Без затруднений пишем,

Конечно же, два суффикса,

Когда какой подходит:

Суффикс -ова- или -ива-.

А суффикс -ва- ударный,

Но суффикс -ыва- — безударный.

(Саклакова Н. 6-5 класс).

З приставки не бывает,

Это каждый в школе знает.

Те, кто учатся на два

И не знают те слова:

Здесь, Здание, Здравствуйте, Здоровье, Зги,

Те, что пудрят нам мозги,

Даже буква З их знает,

Их из правил исключает.

Каждый умный ученик,

Но несчастный озорник,

Он не понимает, нет

Он даже и не знает,

То, что приставки З вовсе не бывает.

(Казанцева М. 6-4 класс ).

ВыРОСЛи РАСТения

У меня в саду.

И РАСТут кувшинки

В городском пруду.

НаКЛОНил я веточку

Яблони большой,

И КОСнулись яблоки

До травы густой.

ПоЛОЖу в корзину

Сладкую малину.

ПоЛАГаю, что малина

Повкуснее мандарина.

Утром рано, на ЗАРе

Соловьи запели.

Только вышел я во двор-

Птицы улетели.

(Титов С. 6-4 класс).

После всех шипящих и Ц

В суффиксах и на конце

Слог ударный пишем с О,

Безударный пишем с Е.

Мягко слышится — твердо пишется,

Твердо слышится — мягко пишется.

А попробуй, напиши иначе

Или иначе произнеси,

Весь алфавит не доставляет столько хлопот,

Сколько эти четыре шипящие.

(Байкова О. 6-5 класс).

Если а стоит за ними, то пишите КАС и ЛАГ,

ТИР и МИР, БИР и ДИР.

(Бобылев С. 6-1 класс ).

РАВН счета сРАВНял,

РОВН РОВНым стал.

(Галушка О. 6-2 класс).

Я беру, но выбираю;

Я стелю, но расстилаю,

Все решает суффикс А :

Он не хочет с Е стоять,

Хочет с И вдвоем гулять.

(Пышкина И.).

В сложных словах

После твердых согласных

Пишется О — соединительные гласные

А после согласных, шипящих и

буквы ц — соединительная гласная Е.

Желто-красный светофор!

Не бывает он такой!

Но всегда через дефис

Цвет пиши -

Не ошибись!

(Мирошниченко Л , 7 класс)

Батарея, кабинеты,

Магазины и паркеты,

Табуретка, трамвай с А

Писать не забывай.

(Леонова Саша. 7 класс)

Букву а всегда в словах:

Арена, гардероб,

Район, маршрут,

Планета, стадион.

(Морева Даша,7 класс)

Матрос, атака,

Капитан, патрон, граната,

Партизан.

(Софина Саша.7 класс)

Нежданный и неслыханный,

Негаданный, невиданный,

Нечаянный, отчаянный,

Но все же неприкаянный.

Запомни ты и не спеши,

Всегда два «НН» в словах пиши.

(Матюгина Таня,7 класс)

На(-ованный) и (-еванный)

Пример-организованный.

А есть приставки,кроме «не».

Да, значит пишем мы два «нн».

А вид глагола совершенный?

Да — вновь две «нн», вопрос решённый.

А есть зависимое слово?

Тогда две «н» мы пишем снова.

Но если все ответы «нет», то «н»

одна-таков совет.

(Лоскутова Таня,7 класс).

Запомни, что «брить» и «стелить» — исключения,

Их окончания из 1 спряжения.

(Сергеева Юля,6 класс )

Знаю я приставок много .

Есть приставки ПРЕ- и ПРИ-.

А не то получишь «3».

ПРИ- приблизить и прибавить,

Сделать что-нибудь, чуть-чуть.

ПРЕ- на ПЕРЕ- переставить,

То для ПРЕ- зелёный путь!

(Ротенберг Катя,6 класс).

Поезд прибыл,

значит,ПРИ-.

На значение приставки ты смотри.

(Мирошниченко Лена,6 класс).

Приложить и прилагать,

Прикоснуться, полагать.

Если «а» и «о» в корнях узнать

Для тебя — дело непростое

То запомни правило ты золотое:

«Если после корня — «а», в корне пишем

«а» всегда».

(Кибардин Н . 6 класс).

Если есть «ст» и «щ»-в корне

раст, ращ-пишем «а»

(Кудинов Игорь, 5 класс).

В слове «брошюра»

«Ю» пиши,

Как в слове «Юра».

(Никитин Илья, 6 класс).

Греметь, звенеть,

блестеть,сверкать

надо с буквой «е» писать.

(Аношин Дмитрий, 5 класс).

Во всех наших книжках

записано давно:

«Когда встречаются -ан-, -ян-,

то пишем «н» одно,

А где два «н»?

Простой ответ:

В окне с поверхностью стеклянной,

Там оловянный шпингалет.

И подоконник деревянный.

(Юсупова,6 класс).

Никогда не забывать

«Н» вторую не вставлять,

если суффикс-ин, -ан, -ян.

(Лернер Семен,7 класс).

Если суффикс-ова-, -ева-

Есть зависимое слово

И приставка , кроме «не»,

Букву «н» пиши вдвойне.

(Русских Глеб,7 класс).

Заканчивается слово на -ёва- или -ова-?

Образовано от бесприставочного глагола?

Кроме «не» приставки есть?

Да и зависимых слов не счесть.

Пиши два «н» без сомнения.

Но а раненый боец-это исключение.

(Кунцевич Антон,7 класс).

Если после «бир» есть «а»

В корне пишем «и» всегда.

Вот пример, запоминай:

-Собираешь? Собирай!

(Пугачёва Евгения, 5 класс).

ПРЕдавая друга,ПРЕступил закон,

ПРЕемник традиций ПРЕзирал труса,

ПРЕбывая в покое, ПРЕтворил мечту.

(Б угрова Наташа,6 класс).

ПрИчина и прИвет,

ПрИвычка и прЕдмет,

ПрИрода, прИглашение,

ПрИлежный, прИключение,

Но камень прЕ ткновения

(Гачинская Ира,6 класс).

Клоун манежный

Был очень ПРИлежный.

На манеже дурные ПРИвычки

Он высмеивал, «брал в кавычки».

После каждого ПРИключения

Он получал новое ПРИглашение.

Клоун очень любил ПРИроду,

Невзирая на непогоду.

Он посылал друзьям ПРЕдметы,

А получал от них ПРИветы.

Клоун был человеком ПРИятным,

Хотя иногда непонятным.

(Гераськина Саша, 6-3 класс).

ПРИглашу друзей на день рождения,

ПРИготовлю вкусное печенье.

ПРИгодятся разные конфеты,

И ПРИобрету я торт при этом.

Новое платье я ПРИмерю.

«Золушкой ты стала!» — я поверю.

Будут ПРИсутсвовать гости дорогие,

Девочки, вообще-то, неплохие.

( Гераськина Саша, 6-3 класс)

ПРИспособить, ПРИобщить,

ПРИготовить, двери ПРИтворить,

ПРИвыкать и ПРИнести

Напиши с приставкой ПРИ.

А в словах — ПРЕобразить, ПРЕдать и ПРЕкратить

ПРЕ ничем не заменить.

( Колядин Сергей, 6-4 класс).

Литературное творчество учащихся

В одном сказочном городе жили чередующиеся корни. Они жили в четырех домах.

В первом доме жили корни РАСТ и РОС. Перед их домиками было много РАСТений, поРОСли, заРОСлей. РАСТ обожал СТ и Щ, а РОС — С.

Во втором доме жили корни, зависящие от значений: ПЛАВ-ПЛОВ, МАК-МОК. ПЛАВ очень любил плавать и делать всякие долгие действия, ПЛОВ был покровителем пловцов. МАК любил макать, а МОК страшно любил все мокрое.

В третьем доме жили корни, зависящие от ударения: ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР. Корни ГАР и ЗОР дружили с ударением, а ГОР и ЗАР его презирали.

В четвертом доме жили корни, зависящие от суффикса А: БИР-БЕР, ДИР-ДЕР, МИР-МЕР, КАС-КОС и другие. Все корни, за которыми следовал суффикс А, очень уважали букву И.

Вот такие корни живут в этом сказочном городе.

(Зырянова Н 6-6 класс).

В стране Словообразования жили братья ЧИК и ЩИК. Однажды они играли с буквами алфавита в шашки. ЧИК сказал:

-Слушай, А, тут не было твоей шашки!

-Нет, была! — дружно сказали О, В, К.

-Нет, не было! — воскликнул ЧИК, а Д, Т, З, С, Ж подтвердили

-Была! — сказал ЩИК, и остальные буквы алфавита согласились.

Так они долго спорили, пока ЩИК не сказал:

-Раз уж вы такие , то я буду избегать вас, Д, Т, З, С, Ж.

-Ну а мы будем избегать вас! – воскликнул ЧИК.

Так с тех пор и живут эти суффиксы в ссоре.

(Плахова И. 6-4 класс).

Однажды в волшебной стране Морфемии состоялся очередной съезд приставок. Повестка дня — выяснить, какая из приставок имеет самое важное значение для его величества Русского Языка. Этот вопрос уже не раз поднимался среди участников съезда. Все они сошлись на одном — они служат для образования новых слов.

Чтобы выяснить, кто же из них главный, пригласили на съезд глагол БЕЖАТЬ и предложили каждой из приставок присоединитьcя к нему. К трибуне вышли приставки -в-, -с-, -у-, -про-, -вы-, -при-, -о-, -пере-. Получилось целых восемь новых глаголов: вбежать, сбежать, убежать, пробежать, прибежать, выбежать, обежать, перебежать.

Таким образом, приставки доказали, что они играют очень важную роль в языке. Каждая приставка гордиться своим значением.

(Кузнецова К. 6-6 класс).

Однажды встретились два старых друга КТО и ЧТО в стране Местоимении. Они уже как-то встречались в городе Морфологии, в гостинице « Падеж «, на именительном этаже и очень подружились.

Характеры у них были совершенно разные. ЧТО был как маленький ребенок, всем интересовался. КТО был более сдержанным и интересовался только живыми существами.

КТО и ЧТО решили подобрать себе работу в стране Местоимении. Они ездили по разным городам, были в Личном, Возвратном, Указательном, Неопределенном, но нигде их не брали на работу. Но ЧТО не отступал. Он узнал, что в городе Вопросительном есть свободные рабочие места. Они вместе с КТО отправились туда. Устроившись на работу, ЧТО не остановился на достигнутом и повел друга в город Относительный. Они работали долго и хорошо и овладели многими профессиями, были то союзом, то местоимением, то вопросом.

(Коротовских Н . 6-3 класс ).

Однажды много лет назад жили брат и сестра. Брата звали ПРИ, а сестру ПРЕ. Брат всегда любил общество и ПРИсутствовал везде. ПРИ пытался находиться при всех, около, он ПРИближался и ПРИсоединялся ко всем.

А ПРЕ была девушка завистливая и недружелюбная. Она очень любила себя и ПЕРЕоценивала свою красоту, считала себя самой ПРЕкрасной, ПРЕумной и ПРЕмудрой. Так с тех пор и живут они по своим жизненным принципам.

(Томский С. 6-5 класс ).

Сказка про русский язык

Жил-был Русский Язык. Жил он в маленьком домике на окраине маленького городка. Он всегда был полон идей, и было у него много друзей, с которыми он по вечерам мог проводить время. Его друзей звали Глагол, Существительное, Прилагательное, Наречие, Местоимение.

Однажды ранним утром герою сказки пришла в голову великолепная идея. Он решил пригласить своих друзей совершить путешествие.

Итак, друзья отправились в дорогу по родным местам. Первая их остановка была в городе, где жили одни Существительные. В этом сказочном городе все жители говорили КТО и ЧТО.

Через два дня герои отправились в другой город, который назывался Прилагательное, так как жители этого города говорили только КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ. Один из друзей был очень рад поговорить с ними на своем языке. На следующий день они отправились в город Глагол. В этом городе друзья были недолго. Они посмотрели все достопримечательности и поехали дальше.

Дальнейшая экскурсия проходила по городу Наречие. Жильцы этого города говорили КАК, ГДЕ, КОГДА, КУДА.

А дальше они путешествовать не стали, так как время отдыха окончилось. Друзья решили продолжить путешествие летом.

(Рябинина Ж. 6-3 класс).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ

На прекрасном сказочном дереве вместо листьев сидели составные части слов: корни, приставки, суффиксы, окончания и постфиксы. Сидели обособленно и спорили между собой весь день. Корни утверждали: «Мы самые главные, самые важные, мы отвечаем за смысл слова». Суффиксы и окончания не согласились, считая, что у них больше возможностей и они могут изменить даже род слов. Приставки и корни не поверили.

-Вот, например, принц и принцесса, — утверждали суффиксы.

Неожиданно рядом с деревом появились принц и принцесса.

-Вот уже и солнце на закате, а вы всё спорите, — заметили пришельцы. — А мы знаем, кто самый важный из вас.

Все разом зашумели и попросили назвать главного героя.

-Вы все равны, самое главное — ваше единство, оно расширяет ваши возможности, — сказал принц.

-Я докажу вам это, — заявила принцесса. — К слову честь я добавлю суффикс и окончание, получится доблестное слово честный.

Все зашевелились, стали перелетать с места на место. Таким образом, появлялись всё новые и новые слова.

( Бобылев Саша,6-3 класс).

Файлы: тест существительное.xls
Размер файла: 82944 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология