Автор конспекта:
Автор(ы): — Харченкова Татьяна Викторовна
Место работы, должность: —
МБОУ № 1
Регион: — Челябинская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — дидактический материал
Краткое описание ресурса: —
формы развития интереса
В учебниках, как правило, грамматика излагается как свод определений и правил. Иллюстративный материал и объяснительные тексты к этим определениям отсутствуют. Следовательно, грамматические явления нуждаются в наглядном пояснении.
Использование занимательных моментов при обучении русскому языку помогают решать такие задачи, как:
· мобилизация психической активности учащихся;
· введение новизны в учебный процесс;
· повышение интереса к уроку;
· увеличение возможности непроизвольного запоминания;
· расширение объема усваиваемого материала.
Средства наглядности используются практически на всех этапах урока: на этапе объяснения нового материала (особенно эффективны), на этапе закрепления и форсирования навыков, на этапе систематизации и повторения.
На уроках в целях развития познавательных интересов учащихся используются следующие приемы:
o наглядность (схемы, таблицы, рисунки);
o правила-рифмовки;
o музыкальные диктанты;
o нетрадиционные способы анализа языковых явлений;
o создание проблемных ситуаций при объяснении нового материала.
На уроках широко используются разработки по данной теме Л.И.Журавлевой, Сухановой И.В.. В ряде творческих заданий учащиеся сами создают занимательные ситуации.
Как мы запоминаем слова
КОТ, КОТорый сидел в КОТле, съел КОТлету.
БрОшЮра — брОшь для Юры.
ТрОтуар- трОпка вдоль дороги
ВИнЕгрет — вИно для нЕгра.
ГИрлянда — повесили гИри.
ПИджак надеваем на спИнку.
КолоННа весит тоННу.
ИскуСНый очень вкуСНый.
КОЛОссальный КОЛОрит
МАРАфон для кАРАвана.
Правила — рифмовки
РАСТ СТащил СТакан и Щетку, РОС — Солонку и Селедку.
ЛАГ Границу перешел, ЛОЖ Жука в траве нашел.
РОстислав привез из РОстова знакомому рОстовщику рОсток розы
КАСался- рядом А стояла, коснулся — вмиг пропала.
По РАВНине я СКАЧу, букву А найти хочу.
ГОР и ЗАР без ударенья проживают в корне слов.
Если видишь суффикс А,
То пиши ты в корне А.
Но пропал вдруг суффикс А-
И пропала в корне А.
Творчество учащихся
ЗАПОМНИ ПРАВИЛО
Детки маленького РОСТа ходят в детский садик просто,
А немножко подРАСТут, сразу в первый класс пойдут.
Если приближаемся мы к концу работы,
То пишем ПРИ мы в письменной работе.
Если сделали не все,
То напишем ПРИ еще.
При значении ОЧЕНЬ И ПЕРЕ
Приставку пишем новую- ПРЕ.
(Пономаренко Л. 6-2 класс ).
КрыжОвник, шОрох, шОв
С буквой Е писать ужасно!
Но коль пишете вы с О,
Будет все прекрасно.
(Шаруненко Л. 6-3 класс).
В зале сидело жЮри и читало брошЮру о парашЮтистах.
Здесь построили Здание, где можно стать Здоровым.
(Шамс Л. 6-4 класс ).
Если буква заглавная,
Буква Л или буква гласная,
Тогда часть слова с ПОЛ
Писать через дефис согласна я.
(Рябинина Ж. 6-3 класс ).
Выражение КАК БЫ
Сильно, КАК БЫК.
Между этими словами
Мы дефиса не поставим.
(Лихограй Ж. 6-3 класс).
СЛОВА — ИСКЛЮЧЕНИЯ
ЖелаННый гость совершил отчаяННый поступок, выполнив свой свящеННый долг.
(Бобылев С. 7-1 класс ).
В стране желаННой жила-была принцесса невидаННой и неслыхаННой красоты. Пришел к ней однажды неждаННый гость, нечаяННый и принес свящеННый сосуд мудрости.
(Пышкина И. 7-2 класс ).
ОтчаяННый — нечаяННый,
НеждаННый и негадаННый,
НевидаННый, неслыхаННый,
СвящеННый и желаННый, но
РанеНый и коваНый,
СмышлеНый и румяНый
Запомни, друг, где сколько Н ты должен написать.
(Рябинина Ж. 7-3 класс).
ПридаНое принес своей сестре назваНый брат и посажеНого отца он пригласил отца.
(Колесникова Ю. 7-1 класс).
Юный, сиНий и румяНый, ветреНый, смышлеНый, пряНый-
Н одну пишу я постоянно.
(Сергеева Ю. 7-3 класс).
Не забывайте исключенья,
О них вы думайте всегда,
Но как узнать, две Н или одна.
Найди основу или суффикс,
Здесь суффикс -ЕНН- иль -ОНН-
Пиши две Н- таков закон.
Нашел основу ты на Н,
И в суффиксе мы пишем Н.
Но если суффикс найден -ИН-,-АН-, -ЯН-
Ответ один — одну лишь Н здесь напиши.
Все сделай так, но не спеши.
ОловяННый, деревяННый,
ЖелаННый и стекляННый-
Две Н пиши здесь без труда,
Запомни это навсегда.
СмышлеНый мальчишка и ветреНый день,
РумяНый восход, рубленый пень.
Здесь Н одна всегда стоит
И целый день одна грустит.
Зато в словах с приставками:
Безветренный, окованный,
Проветренный, изжеванный
(Не спутай со словами выше)
Здесь пара Н сидит под крышей.
(Гераськина С. 7-3 класс).
В ветреНый день юНый смышлеНый мальчик с румяНой булочкой в руках зашел в деревяННый домик, стоявший за ветряНой мельницей, и увидел на стекляННой полке оловяННого солдатика.
(Щипицина М. 7-3 класс).
Советовать, советовал, советую я вам,
Вы выучите суффиксы,
Когда какие пишутся!
Тогда же вы узнаете,
Что в настоящем времени,
А, может быть, и в будущем,
Глагол на -юю кончится,
А, может, и на -ую,
То мы в прошедшем времени
Без затруднений пишем,
Конечно же, два суффикса,
Когда какой подходит:
Суффикс -ова- или -ива-.
А суффикс -ва- ударный,
Но суффикс -ыва- — безударный.
(Саклакова Н. 6-5 класс).
З приставки не бывает,
Это каждый в школе знает.
Те, кто учатся на два
И не знают те слова:
Здесь, Здание, Здравствуйте, Здоровье, Зги,
Те, что пудрят нам мозги,
Даже буква З их знает,
Их из правил исключает.
Каждый умный ученик,
Но несчастный озорник,
Он не понимает, нет
Он даже и не знает,
То, что приставки З вовсе не бывает.
(Казанцева М. 6-4 класс ).
ВыРОСЛи РАСТения
У меня в саду.
И РАСТут кувшинки
В городском пруду.
НаКЛОНил я веточку
Яблони большой,
И КОСнулись яблоки
До травы густой.
ПоЛОЖу в корзину
Сладкую малину.
ПоЛАГаю, что малина
Повкуснее мандарина.
Утром рано, на ЗАРе
Соловьи запели.
Только вышел я во двор-
Птицы улетели.
(Титов С. 6-4 класс).
После всех шипящих и Ц
В суффиксах и на конце
Слог ударный пишем с О,
Безударный пишем с Е.
Мягко слышится — твердо пишется,
Твердо слышится — мягко пишется.
А попробуй, напиши иначе
Или иначе произнеси,
Весь алфавит не доставляет столько хлопот,
Сколько эти четыре шипящие.
(Байкова О. 6-5 класс).
Если а стоит за ними, то пишите КАС и ЛАГ,
ТИР и МИР, БИР и ДИР.
(Бобылев С. 6-1 класс ).
РАВН счета сРАВНял,
РОВН РОВНым стал.
(Галушка О. 6-2 класс).
Я беру, но выбираю;
Я стелю, но расстилаю,
Все решает суффикс А :
Он не хочет с Е стоять,
Хочет с И вдвоем гулять.
(Пышкина И.).
В сложных словах
После твердых согласных
Пишется О — соединительные гласные
А после согласных, шипящих и
буквы ц — соединительная гласная Е.
Желто-красный светофор!
Не бывает он такой!
Но всегда через дефис
Цвет пиши -
Не ошибись!
(Мирошниченко Л , 7 класс)
Батарея, кабинеты,
Магазины и паркеты,
Табуретка, трамвай с А
Писать не забывай.
(Леонова Саша. 7 класс)
Букву а всегда в словах:
Арена, гардероб,
Район, маршрут,
Планета, стадион.
(Морева Даша,7 класс)
Матрос, атака,
Капитан, патрон, граната,
Партизан.
(Софина Саша.7 класс)
Нежданный и неслыханный,
Негаданный, невиданный,
Нечаянный, отчаянный,
Но все же неприкаянный.
Запомни ты и не спеши,
Всегда два «НН» в словах пиши.
(Матюгина Таня,7 класс)
На(-ованный) и (-еванный)
Пример-организованный.
А есть приставки,кроме «не».
Да, значит пишем мы два «нн».
А вид глагола совершенный?
Да — вновь две «нн», вопрос решённый.
А есть зависимое слово?
Тогда две «н» мы пишем снова.
Но если все ответы «нет», то «н»
одна-таков совет.
(Лоскутова Таня,7 класс).
Запомни, что «брить» и «стелить» — исключения,
Их окончания из 1 спряжения.
(Сергеева Юля,6 класс )
Знаю я приставок много .
Есть приставки ПРЕ- и ПРИ-.
А не то получишь «3».
ПРИ- приблизить и прибавить,
Сделать что-нибудь, чуть-чуть.
ПРЕ- на ПЕРЕ- переставить,
То для ПРЕ- зелёный путь!
(Ротенберг Катя,6 класс).
Поезд прибыл,
значит,ПРИ-.
На значение приставки ты смотри.
(Мирошниченко Лена,6 класс).
Приложить и прилагать,
Прикоснуться, полагать.
Если «а» и «о» в корнях узнать
Для тебя — дело непростое
То запомни правило ты золотое:
«Если после корня — «а», в корне пишем
«а» всегда».
(Кибардин Н . 6 класс).
Если есть «ст» и «щ»-в корне
раст, ращ-пишем «а»
(Кудинов Игорь, 5 класс).
В слове «брошюра»
«Ю» пиши,
Как в слове «Юра».
(Никитин Илья, 6 класс).
Греметь, звенеть,
блестеть,сверкать
надо с буквой «е» писать.
(Аношин Дмитрий, 5 класс).
Во всех наших книжках
записано давно:
«Когда встречаются -ан-, -ян-,
то пишем «н» одно,
А где два «н»?
Простой ответ:
В окне с поверхностью стеклянной,
Там оловянный шпингалет.
И подоконник деревянный.
(Юсупова,6 класс).
Никогда не забывать
«Н» вторую не вставлять,
если суффикс-ин, -ан, -ян.
(Лернер Семен,7 класс).
Если суффикс-ова-, -ева-
Есть зависимое слово
И приставка , кроме «не»,
Букву «н» пиши вдвойне.
(Русских Глеб,7 класс).
Заканчивается слово на -ёва- или -ова-?
Образовано от бесприставочного глагола?
Кроме «не» приставки есть?
Да и зависимых слов не счесть.
Пиши два «н» без сомнения.
Но а раненый боец-это исключение.
(Кунцевич Антон,7 класс).
Если после «бир» есть «а»
В корне пишем «и» всегда.
Вот пример, запоминай:
-Собираешь? Собирай!
(Пугачёва Евгения, 5 класс).
ПРЕдавая друга,ПРЕступил закон,
ПРЕемник традиций ПРЕзирал труса,
ПРЕбывая в покое, ПРЕтворил мечту.
(Б угрова Наташа,6 класс).
ПрИчина и прИвет,
ПрИвычка и прЕдмет,
ПрИрода, прИглашение,
ПрИлежный, прИключение,
Но камень прЕ ткновения
(Гачинская Ира,6 класс).
Клоун манежный
Был очень ПРИлежный.
На манеже дурные ПРИвычки
Он высмеивал, «брал в кавычки».
После каждого ПРИключения
Он получал новое ПРИглашение.
Клоун очень любил ПРИроду,
Невзирая на непогоду.
Он посылал друзьям ПРЕдметы,
А получал от них ПРИветы.
Клоун был человеком ПРИятным,
Хотя иногда непонятным.
(Гераськина Саша, 6-3 класс).
ПРИглашу друзей на день рождения,
ПРИготовлю вкусное печенье.
ПРИгодятся разные конфеты,
И ПРИобрету я торт при этом.
Новое платье я ПРИмерю.
«Золушкой ты стала!» — я поверю.
Будут ПРИсутсвовать гости дорогие,
Девочки, вообще-то, неплохие.
( Гераськина Саша, 6-3 класс)
ПРИспособить, ПРИобщить,
ПРИготовить, двери ПРИтворить,
ПРИвыкать и ПРИнести
Напиши с приставкой ПРИ.
А в словах — ПРЕобразить, ПРЕдать и ПРЕкратить
ПРЕ ничем не заменить.
( Колядин Сергей, 6-4 класс).
Литературное творчество учащихся
В одном сказочном городе жили чередующиеся корни. Они жили в четырех домах.
В первом доме жили корни РАСТ и РОС. Перед их домиками было много РАСТений, поРОСли, заРОСлей. РАСТ обожал СТ и Щ, а РОС — С.
Во втором доме жили корни, зависящие от значений: ПЛАВ-ПЛОВ, МАК-МОК. ПЛАВ очень любил плавать и делать всякие долгие действия, ПЛОВ был покровителем пловцов. МАК любил макать, а МОК страшно любил все мокрое.
В третьем доме жили корни, зависящие от ударения: ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР. Корни ГАР и ЗОР дружили с ударением, а ГОР и ЗАР его презирали.
В четвертом доме жили корни, зависящие от суффикса А: БИР-БЕР, ДИР-ДЕР, МИР-МЕР, КАС-КОС и другие. Все корни, за которыми следовал суффикс А, очень уважали букву И.
Вот такие корни живут в этом сказочном городе.
(Зырянова Н 6-6 класс).
В стране Словообразования жили братья ЧИК и ЩИК. Однажды они играли с буквами алфавита в шашки. ЧИК сказал:
-Слушай, А, тут не было твоей шашки!
-Нет, была! — дружно сказали О, В, К.
-Нет, не было! — воскликнул ЧИК, а Д, Т, З, С, Ж подтвердили
-Была! — сказал ЩИК, и остальные буквы алфавита согласились.
Так они долго спорили, пока ЩИК не сказал:
-Раз уж вы такие , то я буду избегать вас, Д, Т, З, С, Ж.
-Ну а мы будем избегать вас! – воскликнул ЧИК.
Так с тех пор и живут эти суффиксы в ссоре.
(Плахова И. 6-4 класс).
Однажды в волшебной стране Морфемии состоялся очередной съезд приставок. Повестка дня — выяснить, какая из приставок имеет самое важное значение для его величества Русского Языка. Этот вопрос уже не раз поднимался среди участников съезда. Все они сошлись на одном — они служат для образования новых слов.
Чтобы выяснить, кто же из них главный, пригласили на съезд глагол БЕЖАТЬ и предложили каждой из приставок присоединитьcя к нему. К трибуне вышли приставки -в-, -с-, -у-, -про-, -вы-, -при-, -о-, -пере-. Получилось целых восемь новых глаголов: вбежать, сбежать, убежать, пробежать, прибежать, выбежать, обежать, перебежать.
Таким образом, приставки доказали, что они играют очень важную роль в языке. Каждая приставка гордиться своим значением.
(Кузнецова К. 6-6 класс).
Однажды встретились два старых друга КТО и ЧТО в стране Местоимении. Они уже как-то встречались в городе Морфологии, в гостинице « Падеж «, на именительном этаже и очень подружились.
Характеры у них были совершенно разные. ЧТО был как маленький ребенок, всем интересовался. КТО был более сдержанным и интересовался только живыми существами.
КТО и ЧТО решили подобрать себе работу в стране Местоимении. Они ездили по разным городам, были в Личном, Возвратном, Указательном, Неопределенном, но нигде их не брали на работу. Но ЧТО не отступал. Он узнал, что в городе Вопросительном есть свободные рабочие места. Они вместе с КТО отправились туда. Устроившись на работу, ЧТО не остановился на достигнутом и повел друга в город Относительный. Они работали долго и хорошо и овладели многими профессиями, были то союзом, то местоимением, то вопросом.
(Коротовских Н . 6-3 класс ).
Однажды много лет назад жили брат и сестра. Брата звали ПРИ, а сестру ПРЕ. Брат всегда любил общество и ПРИсутствовал везде. ПРИ пытался находиться при всех, около, он ПРИближался и ПРИсоединялся ко всем.
А ПРЕ была девушка завистливая и недружелюбная. Она очень любила себя и ПЕРЕоценивала свою красоту, считала себя самой ПРЕкрасной, ПРЕумной и ПРЕмудрой. Так с тех пор и живут они по своим жизненным принципам.
(Томский С. 6-5 класс ).
Сказка про русский язык
Жил-был Русский Язык. Жил он в маленьком домике на окраине маленького городка. Он всегда был полон идей, и было у него много друзей, с которыми он по вечерам мог проводить время. Его друзей звали Глагол, Существительное, Прилагательное, Наречие, Местоимение.
Однажды ранним утром герою сказки пришла в голову великолепная идея. Он решил пригласить своих друзей совершить путешествие.
Итак, друзья отправились в дорогу по родным местам. Первая их остановка была в городе, где жили одни Существительные. В этом сказочном городе все жители говорили КТО и ЧТО.
Через два дня герои отправились в другой город, который назывался Прилагательное, так как жители этого города говорили только КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ. Один из друзей был очень рад поговорить с ними на своем языке. На следующий день они отправились в город Глагол. В этом городе друзья были недолго. Они посмотрели все достопримечательности и поехали дальше.
Дальнейшая экскурсия проходила по городу Наречие. Жильцы этого города говорили КАК, ГДЕ, КОГДА, КУДА.
А дальше они путешествовать не стали, так как время отдыха окончилось. Друзья решили продолжить путешествие летом.
(Рябинина Ж. 6-3 класс).
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ
На прекрасном сказочном дереве вместо листьев сидели составные части слов: корни, приставки, суффиксы, окончания и постфиксы. Сидели обособленно и спорили между собой весь день. Корни утверждали: «Мы самые главные, самые важные, мы отвечаем за смысл слова». Суффиксы и окончания не согласились, считая, что у них больше возможностей и они могут изменить даже род слов. Приставки и корни не поверили.
-Вот, например, принц и принцесса, — утверждали суффиксы.
Неожиданно рядом с деревом появились принц и принцесса.
-Вот уже и солнце на закате, а вы всё спорите, — заметили пришельцы. — А мы знаем, кто самый важный из вас.
Все разом зашумели и попросили назвать главного героя.
-Вы все равны, самое главное — ваше единство, оно расширяет ваши возможности, — сказал принц.
-Я докажу вам это, — заявила принцесса. — К слову честь я добавлю суффикс и окончание, получится доблестное слово честный.
Все зашевелились, стали перелетать с места на место. Таким образом, появлялись всё новые и новые слова.
( Бобылев Саша,6-3 класс).
Файлы: тест существительное.xls
Размер файла: 82944 байт.