Автор конспекта:
Автор(ы): — Сунгурова Светлана Владимировна
Место работы, должность: —
ГБОУ СПО "Чусовской индустриальный тнхникум"
Регион: — Пермский край
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное профессиональное образование
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: —
Формы использования информационных технологий в обучении
Формы использования информационных технологий
в обучении
Как известно, основной формой организации процесса обучения в школе является урок. Однако существует мнение: «… проблема компьютерного обучения связана с тем, что использование компьютера не вписывается в стандартную классно-урочную систему. Компьютер – это средство индивидуального обучения в условиях нелимитированного времени, и именно в этом качестве он должен использоваться. Соответствующие организационные формы учебного процесса и труда учителей ещё предстоит найти и внедрить в практику».
Интеграция информационных компьютерных технологий и существующих форм обучения.Согласно теории Вострокнутова: «Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс (часто его называют компьютеризацией обучения) имеет два основных направления.
Первое направление – компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации учебного процесса и частичной автоматизации рутинной работы связанной с учётом, контролем и оценкой знаний учащихся».
В этом простейшем случае я применению средства информационных технологий на уроках различных типов, что представлено в таблице 1.
Для использования всего богатство дидактических возможностей информационных технологий я применяю системный подход, т.е. выбираю второе направление – «… это более сложный процесс. Он представляет собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле этого слова – разработку и внедрение компьютерно — информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Оно приведёт к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, приведёт к построению целостных курсов, основанных на использовании новых информационных и коммуникационных технологий обучения по отдельным учебным дисциплинам, что в конечном итоге поднимет образование на качественно более высокий уровень».
Применение средств информационных технологий на уроках
различных типов(таблица 1)
Тип урока
Применяемые информационные технологии
Комбинированный урок
Использование проектора,
CD-дисков, обучающих программ, демонстрационных программ.
Урок — изучение нового материала
Использование проектора,
CD-дисков, обучающих программ, демонстрационных программ.
Урок — закрепление знаний и совершенствование умений и навыков
Использование обучающе-контро-лирующих программ, модели-рующих систем.
Урок — обобщение и систематиза-ция знаний
Использование моделирующих систем
Урок — контроль и коррекция знаний, умений и навыков
Использование программ с тестовыми системами.
Проводя данные виды уроков, я пришла к выводу, что компьютер не заменяет на уроке преподавателя, но является в его руках настолько совершенным средством обучения, что позволяет выполнять некоторые его функции на уроке. Каково же место и роль компьютера в структуре урока? (схема 2).
Вводная беседа (задание на дом)
Заключи-
тельная беседа
(задание на
дом)
Дидактическая структура урока с использованием
компьютеров (схема 1)
SHAPE \* MERGEFORMAT
Опрос каждого обучаемого (напр, по домаш.зад.)
Опрос
(тест)
Объяснение,
демонстрац.
процесса
Интерактивная демонстрация решения задач различ. уровня сложности
Решение серий задач
Актуализация знаний
Формирование новых понятий и способов действия
Применение усвоенных понятий и способов действия
Воспро-
изведение
прежних знаний
Применение прежних знаний в новой ситуации
Восприя-тие новых понятий
Осозна-ние, осмысле-ние
Обобще-ние
Примене-ние
Исходя из схемы, в методической подструктуре урока (на рисунке выделено серым фоном) можно определить место компьютера, на который возлагаются все формализуемые функции преподавателя по управлению, обучению и контролю на всех этапах.
Компьютер на моих уроках фактически играет роль «электронного преподавателя» низкой квалификации, причём таких помощников у меня ровно столько, сколько компьютеров в кабинете. Каждый их этих «электронных преподавателей», работая под управлением обучающе-контролирующей программы, осуществляет индивидуально с обучаемым актуализацию знаний, формирование новых понятий и способов действий, а также их применение. Темп работы на разных этапах урока определяется индивидуальными особенностями обучаемого посредством обучающе-контролирующей программы. Время, отводимое на отдельные этапы урока, жёстко контролирует обучающе — контролирующая программа. При таком подходе объём и качество выполненной работы и, следовательно, её оценка зависят только от обучаемого.
Я убеждена, что такая дидактическая структура урока избавляет преподавателя от рутинной работы на уроке, высвобождая ему значительное количество времени на живое творческое индивидуальное общение с обучаемыми и позволяет интенсифицировать урок.
Учитывая интеграцию классно-урочной системы обучения и информационных технологий, я использую следующие формы организации деятельности с использованием средств компьютерных информационных технологий:
- индивидуальная работа с обучающей системой;
- создание и использование на уроках презентаций;
- электронные учебники;
- звукозаписи;
- автоматические системы тестирования;
- создание с помощью MicrosoftOfficeи использование средств организации деятельности;
- учёт успеваемости;
- учёт учебной и внеучебной деятельности учащихся;
- использование инструментальных учебных программ.
Обобщив опыт своей работы я пришла к выводу, что компьютеры – это уникальные по своим возможностям обучающие машины. С чего же начать компьютерное обучение? Ответ таков: с подбора обучающих программ.