Свитанок Экомед Свитанок КХП Экомед. Свитанок КХП Экомед. 31 грн.

Автор конспекта:
Автор(ы): — Сунгурова Светлана Владимировна

Место работы, должность: —

ГБОУ СПО "Чусовской индустриальный тнхникум"

Регион: — Пермский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное профессиональное образование

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: —

Формы использования информационных технологий в обучении

Формы использования информационных технологий
в обучении

Как известно, основной формой организации процесса обучения в школе является урок. Однако существует мнение: «… проблема компьютерного обучения связана с тем, что использование компьютера не вписывается в стандартную классно-урочную систему. Компьютер – это средство индивидуального обучения в условиях нелимитированного времени, и именно в этом качестве он должен использоваться. Соответствующие организационные формы учебного процесса и труда учителей ещё предстоит найти и внедрить в практику».

Интеграция информационных компьютерных технологий и существующих форм обучения.Согласно теории Вострокнутова: «Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс (часто его называют компьютеризацией обучения) имеет два основных направления.

Первое направление – компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации учебного процесса и частичной автоматизации рутинной работы связанной с учётом, контролем и оценкой знаний учащихся».

В этом простейшем случае я применению средства информационных технологий на уроках различных типов, что представлено в таблице 1.

Для использования всего богатство дидактических возможностей информационных технологий я применяю системный подход, т.е. выбираю второе направление – «… это более сложный процесс. Он представляет собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле этого слова – разработку и внедрение компьютерно — информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Оно приведёт к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, приведёт к построению целостных курсов, основанных на использовании новых информационных и коммуникационных технологий обучения по отдельным учебным дисциплинам, что в конечном итоге поднимет образование на качественно более высокий уровень».

Применение средств информационных технологий на уроках
различных типов
(таблица 1)

Тип урока

Применяемые информационные технологии

Комбинированный урок

Использование проектора,
CD-дисков, обучающих программ, демонстрационных программ.

Урок — изучение нового материала

Использование проектора,
CD-дисков, обучающих программ, демонстрационных программ.

Урок — закрепление знаний и совершенствование умений и навыков

Использование обучающе-контро-лирующих программ, модели-рующих систем.

Урок — обобщение и систематиза-ция знаний

Использование моделирующих систем

Урок — контроль и коррекция знаний, умений и навыков

Использование программ с тестовыми системами.

Проводя данные виды уроков, я пришла к выводу, что компьютер не заменяет на уроке преподавателя, но является в его руках настолько совершенным средством обучения, что позволяет выполнять некоторые его функции на уроке. Каково же место и роль компьютера в структуре урока? (схема 2).

Вводная беседа (задание на дом)

Заключи-
тельная беседа
(задание на
дом)

Дидактическая структура урока с использованием
компьютеров
(схема 1)

SHAPE \* MERGEFORMAT

Опрос каждого обучаемого (напр, по домаш.зад.)

Опрос
(тест)

Объяснение,
демонстрац.
процесса

Интерактивная демонстрация решения задач различ. уровня сложности

Решение серий задач

Актуализация знаний

Формирование новых понятий и способов действия

Применение усвоенных понятий и способов действия

Воспро-
изведение
прежних знаний

Применение прежних знаний в новой ситуации

Восприя-тие новых понятий

Осозна-ние, осмысле-ние

Обобще-ние

Примене-ние

Исходя из схемы, в методической подструктуре урока (на рисунке выделено серым фоном) можно определить место компьютера, на который возлагаются все формализуемые функции преподавателя по управлению, обучению и контролю на всех этапах.

Компьютер на моих уроках фактически играет роль «электронного преподавателя» низкой квалификации, причём таких помощников у меня ровно столько, сколько компьютеров в кабинете. Каждый их этих «электронных преподавателей», работая под управлением обучающе-контролирующей программы, осуществляет индивидуально с обучаемым актуализацию знаний, формирование новых понятий и способов действий, а также их применение. Темп работы на разных этапах урока определяется индивидуальными особенностями обучаемого посредством обучающе-контролирующей программы. Время, отводимое на отдельные этапы урока, жёстко контролирует обучающе — контролирующая программа. При таком подходе объём и качество выполненной работы и, следовательно, её оценка зависят только от обучаемого.

Я убеждена, что такая дидактическая структура урока избавляет преподавателя от рутинной работы на уроке, высвобождая ему значительное количество времени на живое творческое индивидуальное общение с обучаемыми и позволяет интенсифицировать урок.

Учитывая интеграцию классно-урочной системы обучения и информационных технологий, я использую следующие формы организации деятельности с использованием средств компьютерных информационных технологий:

  • формы, ориентированные на ученика:
    • индивидуальная работа с обучающей системой;
    • создание и использование на уроках презентаций;
    • электронные учебники;
    • звукозаписи;
    • автоматические системы тестирования;
  • формы, ориентированные на учителя:
    • создание с помощью MicrosoftOfficeи использование средств организации деятельности;
    • учёт успеваемости;
    • учёт учебной и внеучебной деятельности учащихся;
    • использование инструментальных учебных программ.
  • Обобщив опыт своей работы я пришла к выводу, что компьютеры – это уникальные по своим возможностям обучающие машины. С чего же начать компьютерное обучение? Ответ таков: с подбора обучающих программ.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология