Автор конспекта:
Автор(ы): — Павлычева Наталья Евгеньевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №1

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — Образовательные- сформировать знания о методах научного познания природы, сформировать умения выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, устанавливать границы применимости законов Развивающие- способствовать развитию познавательных интересов учащихся, развитию логического мышления ,интереса к физике ,развитию речи, способности наблюдать явления и делать выводы. Воспитательные- воспитание уважения к людям науки, привлечение к оценке ответов товарищей; побуждение учащихся к поиску изучаемых явлений, воспитание коммуникативных качеств.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 22

Используемое оборудование: —

Демонстрации:

-опыт по фотоэффекту с использованием комплекта приб. «Фотоэффект»;

-действие солнечной батареи;

-анимация «Фотоэффект»

Используемые ЦОР: —

КОМПЬЮТЕР, ИНТ.-АКТИВНАЯ ДОСКА

Краткое описание: — Ход урока. 1.Актуализация знаний. 2.Изучение темы урока (задание по вариантам , демонстрационный эксперимент, самостоятельная работа с учебником. 3.Закрепление и обобщение знаний. 4.Подведение итогов урока ,рефлексия.

Ход урока.

1.Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

Что такое фотон?

Какие физические характеристики имеет фотон?

Что такое черное тело? Приведите примеры абсолютно твердых тел.

Сформулируйте квантовую гипотезу Планка.

Вспомните модели строения вещества.

Какие явления могут происходить при взаимодействии света с веществом?

2.Изучение темы урока

Поглощение и излучение света происходит ,согласно гипотезе Планка ,фотонами . Ставится прблемный вопрос: «Что происходит с веществом под действием света?» Предложите, как нам искать ответ на этот вопрос. Исходя из ответов учащихся ,можно выбрать два варианта -экспериментальный и путем теоретических рассуждений .Попробуйте идти вторым путем .Ответ учащихся предполагает следующее: надо рассмотреть структуру различных веществ. Свет- это электромагнитная волна. При прохождении и через вещество часть ее энергии может поглощаться .Следует выяснить, куда идет эта энергия и как она изменяет состояние структурных единиц вещества . Тогда можно обоснованно выдвинуть свои предположения. Согласно с ответом учащихся, им дается задание для самостоятельного выполнения:

- 1.вспомните,какие модели вещества вам известны;

- 2.в соответствии с этим решите, как изменится характер движения и состояния атомов, ионов и электронов в веществе при поглощении им энергии световой волны;

- 3.подумайте, к каким явлениям это может привести.(ученики выполняют данное задание по вариантам:

1-для диэлектриков,

2-для полупроводников,

3-для проводников.

Результаты работы заносятся в таблицу и обсуждаются с учащимися.)

Делается вывод : При освещении веществ можно ожидать: во- первых ,увеличения их температуры; во-вторых, изменения проводимости; в-третьих ,изменения их заряда .Все требует экспериментальной проверки. С первыми положениями мы были знакомы ранее .Необходимо проверить третье положение.

3.Демонстрация по новой теме.(можно заранее подготовить учащихся ,которые проведут эксперимент)

Эксперимент подтверждает выдвинутое нами предположение об изменении заряда ,т .е. о вылете частицы.

Анимация — «Фотоэффект» С Д «Открытая физика»

Явление фотоэффекта было объяснено А.Эйнштейном на основе квантовой теории.

Закрепление в ходе изучения нового материала:

-Как соотнести результаты проделанных опытов с нашими предположениями об изменении заряда пластины под действием света?

-Что вы наблюдали при замене пластин?

-Что происходит при облучении пластин светом через светофильтры?

-Зависит ли число фотоэлектронов от интенсивности и частоты световой волны?

-Зависит ли скорость фотоэлектронов от интенсивности и частоты световой волны?

4.Самостоятельная работа с учебником.

Учащиеся работают с формулой Эйнштейна ,выписывая из текста пояснения

-уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

-энергия фотона;

-работа выхода;

-кинетическая энергия вылета электрона;

-красная граница фотоэффекта;

5.Закрепление и обобщение знаний.(в ходе беседы)

-Что такое фотоэффект?

-Что означает работа выхода?

-Как вы понимаете ,что такое задерживающее напряжение?

-Чему равна и в каких единицах измеряется постоянная Планка?

Используя выписанные формулы, определите красную границу фотоэффекта для калия.

Домашнее задание: п.74 учебника «ФИЗИКА-11»,ответить на вопросы после параграфа.

6.Подведение итогов урока ,рефлексия.

Сегодня на уроке мы изучали тему «Фотоэффект».Ваше мнение об уроке:…

Что сегодня вы узнали…,поняли…,открыли…?

Что вас сегодня обрадовало…,огорчило…?

Файлы: Загадочный туман_xvid.avi
Размер файла: 7632176 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология