Автор конспекта:
Автор(ы): — Мурзина Наталья Ивановна

Место работы, должность: —

Кафедра ОПД "КамчатГТУ", преподаватель

Регион: — Камчатская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

1. Познакомить с понятием «футуризм» и с основными его принципами.

2. Дать первоначальное представление о раннем творчестве футуристов.

3. Развивать умение работать с источниками информации (справочные материалы).

4. Развивать творческие способности учащихся.

5. Воспитывать уважительное отношение к «негромким» именам литературы.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

Мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: —

Презентация.

Краткое описание: —

Презентация к данному уроку состоит из слайдов, посвященных теме Футуризм

Ход урока:

  • Организационный момент. Приветствие.
  • - Здравствуйте ребята. Записывайте число, тему нашего урока «Футуризм и Владимир Маяковский». Цель нашего урока – рассмотреть футуризм как литературное направление, познакомиться с некоторыми представителями футуристов, познакомиться с биографией Владимира Владимировича Маяковского.

    2. Вступительное слово учителя. Презентация о футуризме (запуск презентации) (см. прикрепленный файл внизу страницы)

    - Переломное время конца 19- начала 20 столетия в нашей стране характеризовалось глубоким кризисом существующей власти. Требовались перемены. Но кризис коснулся не только политической жизни, но и жизни литературы и искусства. Поиск новых форм привел к возникновению модернизма.

    - С какими направлениями модернизма вы знакомы?

    - Сегодня мы более подробно поговорим о футуризме, его возникновении, направлениях и ярких представителях поэтов-футуристов. Ваша задача внимательно слушать и делать записи по теме.

    Футуризм от латинского – futurum – будущее.

    Борьба на литературном фронте не затихает. Идейный кризис интеллигенции после революции 1905 года не преодолен. Возникают новые группы модернистского искусства, которые выступают против старого, но и против предшествующего нового модернистского искусства. Начинается война против символизма. И мощным отрядом в этом борьбе стали футуристы.

    Переклички с итальянским футуризмом:

    Футуризм возник в годы империалистической экспансии Италии, был проникнут духом агрессивности. 20 февраля 1909 года глава итальянского футуризма Ф.Т. Маринетти написал «Первый манифест футуризма», где отмечалось:

    - война «единственная гигиена мира»

    - сокрушить морализм, разрушить музеи и библиотеки – пробудить Италию к активности

    - утверждалась новая красота – красота скорости (гоночный автомобиль прекраснее античной статуи)

    «Технический манифест» футуризма появился в 1912 году:

    - изгнать из литературы «всякую психологию»

    - уничтожить синтаксис, попытка создания некоего телеграфного языка.

    Русский футуризм

    Также широко использует жанр манифеста для утверждения своего художественного кредо. Но когда в 1914 году Маринетти приехал в Россию, русские футуристы выступили против него, отвергая связь с итальянским футуризмом, т.к. неприемлема была империалистическая агрессивность, она воспринималась как защита капитализма. Русские футуристы даже называли себя по-русски «будетлянами».

    Русский футуризм прежде всего это:

    экспериментаторское анархическое бунтарство и против современной литературы, и против современной действительности.

    Отношение русских футуристов к литературному слову:

    свобода от грамматических правил, попытка расшатать синтаксис, новое словотворчество, интерес к языку, порожденному жизнью города (разговорный, жаргонный, сленг).

    Русский футуризм это даже не литературное течение,а целая программа жизненного поведения, в основе которой сознательный эпатаж обывателя.

    Футуризм как авангардное течение страшится равнодушия. Условия его существования = атмосфера литературного скандала. Желаемая реакция на их искусство = агрессивное неприятие, протест. Зритель, слушатель, читатель провоцируется. Создается специально репертуар эпатирования:

    хлесткие названия: картина «Чукурюк», сборник «Дохлая луна», манифест «Идите к черту», уничижительные отзывы о предшествующей культурной традиции, вызывающее внешнее оформление выступлений, вызывающая внешность.

  • Инсценировка вечера кубофутуристов (предварительная подготовка выразительного чтения стихотворений).
  • Мы с вами находимся на литературном вечере в кафе, где звучит фортепианная музыка Скрябина, Чайковского, Рахманинова, где в мягком свете приглушенных ламп расположилась благопристойная, интеллигентная публика. Все внимательно внимают степенным писателям, поэтам, провожая со сцены кого бурными, кого вежливыми аплодисментами.

    И вдруг конферансье вечера с запинкой объявляет: «А теперь, господа, молодые поэты, назвавшие себя группой кубофутуристов, желают познакомить нас со своей литературной программой» (выходят кубофутуристы: В. Хлебников, А. Крученых, В. Маяковский в желтой кофте с бантом, Давид Бурлюк и громко читают отрывки из манифеста «Пощечина общественному вкусу»).

    - Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверчинкам, Чёрным, Кузминым, Буниным и прочим нужна лишь дача на реке!

    - С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!

    - Только мы – лицо нашего времени!

    - Прошлое тесно! Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности!

    - Мы презираем славу!

    - Мы выдвинули новые принципы творчества!

    - Мы отрицаем правописание, нами уничтожены знаки препинания.

    - Мы расшатали синтаксис.

    - Гласные мы понимаем как время и пространство, согласные – краска, звук, запах.

    - Нами сокрушены ритмы.

    - Мы, будетляне, любим пользоваться разрубленными словами, полусловами, их хитрыми сочетаниями.

    - Мы новые люди новой жизни!

    Возгласы из зала:

    - Довольно!

    - Кто их допустил сюда!

    - Это же не поэты, это табор дикарей!

    - Шайка хулиганов!

    Учитель: Благопристойная публика ревела, свистела. Известные мастера слова возмущались. Но кубофутуристы решили стоять до конца – они ведь тоже поэты…

    Чтение стихотворения А. Крученых «Русь»

    Возгласы из зала:

    - Безобразие!

    - Бессмыслица!

    - Нелепость!

    Учитель: Ну что ж вы так грубо, господа, а ведь между прочим авторы, подписавшие с Алексеем Крученых манифест «Пощечина общественному вкусу», отрывки из которого вы прослушали, утверждают обратное: «…в этом стихотворении больше русского, национального, чем во всей поэзии Пушкина».

    Возглас из зала:

    - Пушкина?!

    Чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина

    Возглас Д. Бурлюка:

    - Вот это и есть безобразие, бессмыслица и нелепость!

    Чтение стихотворения В. Хлебникова «Заклятие смехом»

    Возгласы из зала:

    - Безвкусно и бездарно!

    Учитель: Но всё-таки попробуйте оценить словотворчество юного поэта.

    Высказывания учащихся.

    Учитель: Он пытался «найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращения всех славянских слов из одного в другое – свободно плавать слова».

    Чтение стихотворения В. Маяковского «Нате!»

    Возгласы из зала:

    - Долой грубиянов и неучей!

    Работа с текстом стихотворения

    - Почему у стихотворения такое странное название? Чего добивается этим автор?

    - Кому брошен вызов?

    - Как поэт называет себя?

    - О ком эти слова?

    - В каких строках противопоставлены два мира?

    - Какова тема этого стихотворения?

    Учитель: Конечно же, после такого дебюта молодых поэтов попросили со сцены, закончить выступление им не удалось.

    • Попросим господ кубофутуристов?! (Кубофутуристы уходят)
    • Что же шокировало публику в таких выступлениях?
    • Почему футуристы отвергают великих писателей прошлого и настоящего? (ищут новое в искусстве)
    • Можете ли вы объяснить дерзость высказываний этих молодых людей? (это был намеренный эпатаж)
    • Для чего? (вызвать интерес к себе)

    Действительно, творчество футуристов было необычайно по содержанию и совершенно непривычным по форме. Равнодушными они не оставляли никого: одних они раздражали, других смущали, третьи восторгались ими. Но непременно любое их выступление сопровождалось атмосферой скандала.

  • Подведем итоги
  • - Против чего бунтовали футуристы?

    - Уходили ли они, как, например, акмеисты от насущных проблем жизни?

    - Какие темы волновали поэтов-футуристов?

    - Какие принципы творчества они выдвигали?

    - Можно ли считать, что они обогатили литературу и искусство?

    • Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на стремительно меняющийся, теряющий опоры мир;
    • Творчество футуристов раздвинуло границы поэзии, поставило вопрос о новых функциях искусства, сделало искусство сферой не потребления, а сотворчество читателя.

    Поэтому всех представителей модернизма мы можем смело назвать «Колумбами новых поэтических материков».

  • Домашнее задание.
  • - Записываем домашнее задание.

    1. Заполнить по материалу учебника таблицу «Биография В.В. Маяковского»

    2. Подготовить выразительное чтение стихотворений «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…»

    3. Сравнить образ лирического героя во всех трех стихотворениях.

    4. Подготовить презентацию на тему «Любовь в жизни В. Маяковского» (задание индивидуальное для одного-двух учащихся).

    6. Оценивание знаний.

    Файлы: Футуризм.-.ppt
    Размер файла: 386560 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология