Автор конспекта:
Автор(ы): — Волколупова Надежда Афанасьевна

Место работы, должность: —

Учитель биологии МОУ СОШ№ 21 г. Волгограда

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

Сформировать знания о механизме определении пола и наследовании признаков, сцепленных с полом, локализированных в половых хромосомах человека.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Сивоглазов, В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень : учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова ; под ред. акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. — 5-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2009. — 368 с. : ил.

Используемое оборудование: —

Таблица о генетике пола, диск о наследовании признаков сцепленных с полом, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Краткое описание: —

Сформированытеоретические положенияо механизме определении пола и наследовании признаков, сцепленных с полом, локализированных в половых хромосомах человека.


Тема урока: генетика пола, сцепленное с полом наследование.

Цель урока: сформировать знания о механизме определении пола и наследовании признаков, сцепленных с полом, локализированных в половых хромосомах человека.

Задачи урока:

  • сформировать знания об особенностях хромосом в генотипе человека;

  • сформировать знания о механизме определения пола при размножении организма;

  • усвоить знания о наследовании признаков, сцепленном с полом;

  • формирование навыков решения биологических задач;

  • вызвать у обучающихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.

Оборудование: учебник, таблица о генетике пола, диск о наследовании признаков сцепленных с полом.

Ход урока:

Организационный момент.

Запись на доске: издавна людей интересовала и удивляла проблема почти равного рождения мужских и женских особей в новых поколениях раздельнополых организмов, в том числе и человека.

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос по вопросам, связанных с новой темой.

  • Что вы знаете об аллельных генах?

  • Что вы знаете о гомозиготных организмах?

  • Что вы знаете о гетерозиготных организмах?

  • Что вы знаете об анализирующем скрещивании?

  • Какой анализируемый организм при скрещивании уже в первом поколении даст расщепление в соотношении 1:1 или 50%:50%?

  • Изучение нового материала.

  • Вступительное слово учителя: проблема половых различий, механизм определения пола, поддержание определенного соотношения полов в популяции увлекательна и важна. Эти проблемы были решены с помощью цитологии и генетики. О механизмах наследования и определения пола мы поговорим на сегодняшнем уроке.

  • Постановка проблемы: как вы думаете, почему у большинства раздельнополых живых организмов, внутри вида количество особей разных полов примерно одинаково и приближено к соотношению 1:1.

    (проблемный вопрос записывают на доске)

  • Объяснение учителя с показом презентации:

  • мы уже встречались с этим соотношением 1:1 при составлении схемы анализирующего скрещивания гетерозиготной особи и гомозиготной особи по рецессивному признаку.

    Р Аа * аа

    G А а а

    F 1 Аа : аа или 1:1.

    по аналогии с анализирующим скрещиванием можно предположить, что один пол организма дает два типа гамет и будет называться гетерогаметный, а другой пол дает один тип гамет и будет называться гомогаметный. Это предположение было подтверждено Морганом, что самцы и самки, а значит – мужчины и женщины, различаются по набору хромосом. Было выяснено, что все хромосомы человека делятся на аутосомы – их 22 пары и половые хромосомы — их одна пара. Гомологичные аутосомы ничем не отличаются друг от друга. Половые хромосомы у самок тоже одинаковые и хорошо развиты, а у самцов разные: одна хромосома хорошо развита, другая меньше по размеру — недоразвита. Решили обозначить хорошо развитые хромосомы знаком Х, недоразвитую знаком Y. Таким образом у женщин половые хромосомы будут гомозиготны: ХХ — пол будет называться гомогаметный. У мужчин половые хромосомы будут гетерозиготны: ХY — пол будет называться гетерогаметный.

    Какой из всего сказанного можно сделать вывод? От того какая мужская гамета Х или Y встретиться при оплодотворении с женской гаметой Х, зависит пол потомка. Пол определяется у большинства живых организмов после оплодотворения.

    4. Продолжение изучения нового материала. Наличие половых хромосом ХХ и ХY не только объясняет наличие мужских и женских полов, но и обуславливает рождение равного числа детей обоего пола.

    На доске учитель записывает генетическое объяснение соотношения полов у человека.

    Р ж. ХХ * м. ХY

    G Х Х Х Y

    F1 ХХ : ХY

    Соотношение полов 1 : 1

    Однако вопреки ожидаемому равенству, мальчиков рождается в среднем немного больше: на103 мальчика — 100 девочек. К юношескому возрасту соотношение становиться практически равным, так как мальчики менее жизнеспособны и менее устойчивы к неблагоприятным факторам среды, нежели девочки. У взрослого населения женщин тоже больше, так как служба в армии и «горячие точки» уносят жизни молодых мужчин. К 85 летнему возрасту доживает только половина мужчин по отношению к женщинам, так как женщины в среднем живут на 10 – 17 лет дольше. Это закон природы, именно на самку в природе и на женщину в социуме возлагается обязанность по рождению и воспитанию потомства.

    Обучающие формулируют вывод по проблеме: у самок и самцов имеются, половые хромосомы, которые отличаются от остальных хромосом. Половые хромосомы у самок одинаковые (есть животные у которых самки гетерогаметны), хорошо развиты и несут большое количество жизненно важных признаков. У самцов половые хромосомы разные: (есть животные у которых самцы гомогаметны) Х, полученные от матери в момент оплодотворения, несут также большое количество признаков и Y, полученные от отца, несут ограниченное количество признаков, которых нет в Х хромосоме. Из этого следует, что материнский организм – гомозиготен или гомогаметен, а отцовский – гетерозиготен или гетерогаметен. При случайной встрече таких гамет, согласно закону анализирующего скрещивания, уже в первом поколении появится расщепление в соотношении 1:1.

    5. Активизация познавательной деятельности обучающихся

    В состязаниях по всем видам спорта представители сильного пола не соревнуются с женщинами. Это не допустимо, так как физические возможности мужчин и женщин абсолютно разные. Как в отдельных случаях не допустить на женских соревнованиях неравенства?

    В конце 1940 года ученый Барр обнаружил в ядрах клеток самок кошек хроматиновую глыбку – тельце Бара. Одна Х хромосома всегда находится в активном состоянии, имеет обычный вид, а другая находится в покоящемся состоянии или в виде тельца Бара. У самца этих телец нет. Эта закономерность имеется и у человека, объясняя то, что девочки могут быть сильно похожи на маму, если папина Х хромосома превратиться в тельце Барра и наоборот на папу, если мамина Х хромосома превратиться в тельце Барра.

    Этим методом диагностируют и аномалии пола – трисомию. Мужчина с синдромом Клайнефельтера, женоподобный, имеет на одну Х хромосому больше: ХХY. Таких мужчин, маскирующихся под женщин, можно встретить среди манекенщиц и спортсменов. Имеются и другие аномалии, как у мужчин, так и у женщин: при синдроме Тернера ХО женщина – умственно отсталая и бесплодная; ХХХ женщина – слабоумная и плодовитая; ХУУ – мужчина с повышенной агрессивностью, по другим критериям абсолютно нормальный.

    6. Наследование признаков сцепленных с полом. Передача признаков гемофилии и дальтонизма матерью своим сыновьям.

    Дано: Решение:

    Н – ген нормы. Р ж. ХHХh * м. ХHY

    h – ген гемофилии G ХH Хh ХH Y

    ж. ХНХh – носительница гена F1 ХHХH : ХHY : ХhХH : ХhY

    м. ХНY — здоров Фен ж. зд. м. зд. ж. нос м. гем.

    F1 — ?

    Ответ: в потомстве данной пары половина мальчиков будут больны гемофилией, половина девочек будут носительницами этого гена, остальные дети будут здоровы. Девочки носительницы гена гемофилии сами не болеют, так как в генотипе рядом с геном гемофилии находится нормальный ген, который подавляет проявление гена гемофилии в фенотипе. Гемофилией был болен царевич Алексей, сын последнего царя России из рода Романовых.

    Как вы думаете, когда могут рождаться девочки, больные гемофилией?

    Дано: Решение:

    Н – ген нормы. Р ж. ХHХh * м. ХhY

    h – ген гемофилии G ХH Хh Хh Y

    ж. ХНХh – носительница гена F1 ХHХh : ХHY : ХhХh : ХhY

    м. ХhY — гемофилик Фен ж. нос. м. зд. ж. гем. м. гем.

    F1 — ?

    Ответ: девочка больная гемофилией, может родиться от матери, носительницы этого гена и отца больного гемофилией. При этом 50% мальчиков могут родиться совершенно здоровыми и 50 % здоровых девочек – носительниц гена гемофилией.

    По интерактивному пособию разбираем наследование гена дальтонизма, неспособность различать красный и зеленый цвета.

    Наследование будет проходить аналогично, как и наследование гена гемофилии.

    Дано: Решение:

    D – ген нормального восприятия

    цветов Р ж. ХDХd * м. ХDY

    d – ген дальтонизма G ХD Хd ХD Y

    ж. ХDХd – носительница гена F1 ХDХD : ХDY : ХdХD : ХdY

    м. ХDY — здоров Фен. ж. зд. м. зд. ж. нос м. дальт

    F1 — ?

    Ответ: в потомстве данной пары половина мальчиков будут больны дальтонизмом, половина девочек будут носительницами этого гена, остальные дети будут здоровы. Девочки носительницы гена дальтонизма сами не болеют, так как в генотипе рядом с геном дальтонизма находится нормальный ген, который подавляет проявление гена дальтонизма в фенотипе.

    Домашнее задание: по учебнику Каменского выучить & 3.10. Решить задачу: у каких родителях может родиться девочка, больна дальтонизмом?

    Файлы: Презентация12.ppt
    Размер файла: 3028992 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология