Автор конспекта:
Автор(ы): — Патрушева Олеся Владимировна

Место работы, должность: — учитель географии МАОУ СОШ №130 Ленинский район г.Челябинск

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

создание условий для осмысления и понимания учащимися представления о географической оболочке; о природном комплексе, компонентах природы;

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник географии для 6 класса Герасимова,Неклюкова "Начальный курс физической географии"

Используемая методическая литература: —

Поурочные разработки по географии. 6 класс. К УМК Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой

Используемое оборудование: —

АРМ (компьютер, проектор, экран)

Microsoft Word, Microsoft PowerPoint

Браузер Opera, Slideboom.com

Adobe Flash Player: физическая карта полушарий, атлас по географии, учебник географии 6 класс,

Используемые ЦОР: —

http://www.eorhelp.ru/node/352443

презентация Географическая оболочка.Природные комплексы

Краткое описание: — Задачи урока реализуются через стратегии критического мышления: 1.Учащиеся усвоят новые понятия и термины; рассмотрят строение и особенности географической оболочки; определят взаимосвязь и взаимообусловленность между географической оболочкой и его частями; познакомятся с понятием природный комплекс, выявят его особенности, рассмотрят взаимосвязь между природными компонентами; – стратегия «Знаю-Хочу знать – Узнал», 2. Учащиеся развивают умение самостоятельного поиска новой информации в результате отбора и анализа информации – эссе, работа с учебником в малых группах; продолжат формировать умение анализировать; сравнивать, 3. Учащиеся усваивают основные факты – работа с текстом, с картой, с атласом. 4. Учащиеся учатся уважать мнение других, отстаивать своё мнение; воспитывается позитивное отношение к информации, желание анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение. Ожидаемый результат: учащимися ответят на вопросы разминки, поработают со схемами, картой «ПЗ мира», напишут эссе. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический. Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический. Тип урока: комбинированный. Оборудование: физическая карта полушарий, атлас по географии, учебник географии 6 класс, мультимедиа. Термины и понятия: Географическая оболочка. Природный комплекс. Природные компоненты. Оценка учащихся: наблюдения за детьми во время урока, активность в группе, выступления у карты.

Ход урока:

1. Оргмомент. (учащиеся делятся на группы)

Приветствие учащихся и гостей урока.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день и наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие по просторам земных оболочек нашей планеты и посмотреть музыкальный клип….(видео «Живет повсюду красота»)

Работать мы будем в группах. Правила, условия работы в группах помните? Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем успехов и удачи, настроимся на поиск и творчество. В добрый путь! Итак, начнем урок.

И перед тем, как мы отправимся в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дальнейшем. Предлагаю вспомнить понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.

1)Разминка «Легкие вопросики»

1. Наука, изучающая животных и растения – биология.

2. Плодородный слой земли – почва.

3. Воздушная оболочка земли – атмосфера.

4. Многолетнее растение с твердым стволом и ветвями – дерево.

5. Одна из групп живых одноклеточных организмов – бактерии.

2) Вопросы для каждой группы.

Продолжите предложение: Биосфера для меня — это…

3. Выберите правильные определения:

а) растения и животные распространены на Земле равномерно;

б) в состав биосферы входят только животные организмы;

в) организмы оказывают большое влияние на земные оболочки;

г) хозяйственная деятельность человека может отрицательно влиять на биосферу.

4) Перепутанные события и понятия.

Раздаются карточки – задача учеников сложить цепочку взаимодействия организмов с оболочкой, составить развернутый ответ.

1.Взаимодействие организмов и атмосферы:

Слова на карточке: «тепло», «влажность», «растения», «кислород», «углекислый газ», «животные».

2. Взаимодействие организмов и гидросферы:

Слова на карточке: «моллюски», «кальций, растворенный в океанической воде», «известняк».

3. Воздействие организмов на литосферу:

Слова на карточке: «остатки растений и животных», «почва», «бактерии», «кислород», «углекислый газ», «животные».

4. Слова на карточке: «корни растений», «гранит», «щебень, песок, глина».

1. Проблематизация — Ну что ж, сегодня мы попытаемся найти ответ на самый важный сегодня вопрос.

Проблема: «В чем особенность географической оболочки? И Почему?»

2. Дефиниция слова «Географическая оболочка». Актуализация имеющихся по теме знаний, используя ассоциации со словом «географическая оболочка».

Индивидуальная работа. А что же такое «Географическая оболочка»?

— Запишите ассоциации по теме: Географическая оболочка. Составьте кластер из ваших ассоциаций с этим словом.

.-Составьте определение слова «Географическая оболочка».

3. Стратегия — «Знаю- Хочу знать – узнал».

— Заполните таблицу «Знаю – Хочу знать – Узнал» по теме: Географическая оболочка – особая комплексная оболочка Земли.

4. Составление вопросов и их запись.

— Какие у вас возникли вопросы? (зачитывают вопросы)

— Кто-то сможет ответить на какой-либо вопрос? (отметить активных)

6. Составление опорных схем в технологических картах.

Сферы Земли образуют единую непрерывную оболочку, которая называется географической.

В географическую оболочку входят измененный под влиянием других оболочек верхний слой литосферы, нижний слой атмосферы, вся гидросфера и биосфера.

Мы выяснили, что разные компоненты (составные части) природы образуют так называемые земные оболочки. Это литосфера («каменная», или твердая, оболочка Земли), гидросфера (водная оболочка), атмосфера (воздушная оболочка). Особую оболочку — биосферу составляет живое вещество. Уникальным природным слоем является почва, состоящая из живого и минерального веществ. Наконец, выделяют сферу человеческой деятельности — ноосферу (буквально это означает «сфера разума»). Так вот, географическая оболочка как объект географии включает в себя верхние слои литосферы, всю гидросферу, нижние слои атмосферы, биосферу (с почвой) и ноосферу. Все эти оболочки взаимосвязаны между собой, проникая друг в друга, и тесно взаимодействуют. Особенность географической оболочки — это среда обитания человека, созданная в сотворчестве с природой и руками людей.

Учитель отмечает, что, по мнению ученых-географов, географическая оболочка простирается там, где распространена и активно участвует в природных процессах вода (в разных состояниях) и где существуют живые организмы. Географическая оболочка не имеет четких границ. Обычно за верхнюю границу принимают озоновый экран на высоте 25—30 км над земной поверхностью (над уровнем Океана). Нижняя граница опускается на первые километры в глубь литосферы. Таким образом, географическая оболочка имеет мощность (толщину) около 30 км. Казалось бы, это не так уж много. Но она опоясывает всю нашу Землю, и именно в ней протекает вся наша жизнь.

Далее выясняют, что географическая оболочка состоит из отдельных частей или компонентов: горных пород, воздуха, воды, растений, животных, человека, почвы. Взаимодействие этих компонентов создает природный территориальный комплекс (ПТК), или просто природный комплекс. Разделение географической оболочки на природные комплексы обусловлено неравномерностью поступления тепла на различные ее участки, а также неоднородностью земной поверхности (наличие гор, равнин, океанов, материков). Самый крупный природный комплекс на Земле — сама географическая оболочка. К крупным природным комплексам относят материки, океаны, а также такие природные образования, как пустыни, низменности, горы и т. д. Кроме того, существуют небольшие природные комплексы — холмы, долины, реки, болота, которые окружают местность, где вы живете. Чем меньше природный комплекс, тем однороднее в нем природные условия. Таким образом, географическая оболочка состоит из разных по масштабам, более мелких ПТК. Географическая оболочка состоит из природных комплексов разного ранга, которые входят, как матрешки, одна в другую. Относительно крупные ПТК называются ландшафтами, все более мелкие — местностями, урочищами, фациями. Важно подчеркнуть, что в наше время почти не осталось природных комплексов, не измененных человеком. На Земле созданы различные природно-хозяйственные комплексы. Причем воздействие человека может быть положительным, если, например, люди расчистили родник, погребенный под илом, провели противоовражные мероприятия, восстановили вырубленный лес. Однако воздействие человека на комплекс может быть отрицательным. Сведение лесов, загрязнение атмосферы и акваторий морей — примеры отрицательного воздействия на природные комплексы Земли.

Географическая оболочка характеризуется особенностями

Географическая оболочка обладает некоторыми свойствами, которых нет у оболочек, из которых она состоит. Откуда же берутся эти «новые свойства»? Они появляются вследствие тесного взаимодействия между отдельными оболочками. Пожалуй, самыми важными свойствами географической оболочки являются ее единство и целостность. Действительно, и вода, и воздух, и живые организмы проникают в верхние слои литосферы.

В водах Океана и суши растворены газы, распространены твердые частицы из литосферы, обитают животные и растения. Масса большинства организмов состоит в значительной степени из воды. Почва сочетает в себе живое и неживое вещество. При этом любое более или менее существенное изменение в какой-либо из оболочек рано или поздно приведет к изменению в других оболочках.

Учитель советует ученикам: представьте, например, что в каком-нибудь регионе стало меньше выпадать атмосферных осадков. Что тогда произойдет? Учащиеся дают разные ответы. Подводя итоги, учитель отмечает, что тогда изменится климат этого региона, дефицит воды приведет к пересыханию большинства рек и исчезновению лесов вместе с его обитателями — животными. Изменится почвенный покров. Наконец, люди будут вынуждены сменить свой основной род деятельности на этой территории. При этом может оказаться, что при недостатке воды человек будет использовать ее особенно активно, и тогда сухость климата будет еще более возрастать. Это и есть проявление тесных взаимосвязей между различными компонентами в географической оболочке. Таким образом, между разными компонентами географической оболочки постоянно происходит обмен веществом и энергией — круговорот. Одним из ярких проявлений такого обмена является круговорот воды в природе. Единство и целостность географической оболочки проявлялись с самого момента зарождения нашей планеты, около 4,5 млрд лет назад, когда начала формироваться и географическая оболочка. И в настоящее время эти свойства проявляются в тесном взаимодействии ее компонентов, зависящих друг от друга. Знание о том, что географическая оболочка обладает целостностью, используется человеком при освоении территории, при строительстве сооружений. Нам всегда следует предвидеть, что будет с природой, если мы построим водохранилище, осушим болото, вырубим лес на определенной территории.

Затем обращается внимание на зональность географической оболочки. Примером проявления зональности является неодинаковое количество тепла, поступающего на Землю, пояса освещенности Земли.

7. Создайте постер «ГО»

Географическая оболочка отличается от других тем, что в ней присутствуют и взаимодействуют вещества в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.

Горные породы, вода, воздух, организмы — составные части географической оболочки; их называют компонентами.

Все компоненты географической оболочки взаимодействуют и образуют отличающиеся друг от друга природные комплексы.

Географическая оболочка — самый большой природный комплекс.

• Анализ карты природных зон.

III. Закрепление. Reflektion.

1. Выполнение синквейна по теме: ГО, ПК

1 строка — одно существительное,

2-ая — два прилагательных,

3-я — три глагола,

4-ая — крылатая фраза,

5-ая — одно существительное, которое выражает суть.

— Обсудите в паре, в группе, один представитель от группы.

2. Что из перечисленного не относится к компонентам ПК?

Рельеф, климат, города, воды, сады и огороды, почвы, растения, заводы, животный мир, водохранилища.

3. Оправдались ли наши предположения, которые мы сделали в начале урока? Табл. ЗХУ

— Давайте вернемся к нашим вопросам. Может, на некоторые из них мы уже можем ответить?

Нашли ли ответ на проблему: «В чем особенность географической оболочки? И Почему?»

Подведение итога урока.

Учитель. Итак, сегодня в ходе урока нам ребята удалось сформировать представления о ГО, ПК, особенности ГО.

Этап рефлексии:

Сегодня на уроке мне…

Меня особенно удивило то, что…

Было бы хорошо, если бы…

Какие чувства вы испытываете?

Заслушивается рефлексия. Раздаются смайлики и учащиеся отмечают свое настроение от урока.

Спасибо всем за работу. Учитель дает каждому ученику оценку, которую аргументирует.

Домашнее задание.

Изучить материал учебника § 52.

Д\З. Написание эссе. Описать ПК (от имени неба, цветка, солнца, камня…)

Файлы: geo_obolozka.ppt
Размер файла: 4675072 байт.

Рубрики: География Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология