Автор конспекта:
Автор(ы): — Мостовая Ольга Николаевна

Место работы, должность: — Учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №52,МО Северский р-он.

Регион: — Краснодарский область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее профтехобразование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 6 группа

Предмет(ы): — Русский манде

Цель урока: —

Изучение заимствованных слов на примере региональных топонимов

Тип урока: — Комбинированный наставление

Учащихся в классе (аудитории): — 27

Краткое описание: — Закрепление знаний по теме "Лексика"

Урок по лексике в 6 классе

Тема урока. Географические названия словно заимствованные слова (кубанские топонимы и гидронимы)

Цели урока: 1. Закрепление темы «Лексика»

2.Развитие интереса к изучению языка

3.Воспитание патриотизма и любви к малой Родине – Кубани

4.Знакомство с топонимикой родного края

План урока: 1.Вступительное вывод учителя

2.Повторение изученного по лексике

3.Знакомство с мировыми топонимами

4. Кубанские топонимы и гидронимы

5. Итоги урока

Ход урока.

I. Вступительное вывод учителя.

Сегодня мы заканчиваем овладевание одного изо самых интересных разделов науки о языке – лексики. Что вас понравилось? Что новина вас узнали на наших уроках? Что запомнилось больше всего?

II. Повторение изученного по лексике.

1.Что такое лексика?

2.Какие слова называются однозначными, многозначными?

3.Назовите слова, имеющие переносное значение. Много ли таких слов в русском языке? Работа С словарями.

4.Что такое синонимы? Подберите синонимы к словам : Родина, бежать, солнечный, свежий, ароматный, бескручинный .

5.Что такое антонимы? Подберите антонимы к словам: добродушный (климат), добродушный ( матрац), свежайший (хлеб), свежие (новости), легковесный (урок), легковесный (мороз).

6.Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры заимствований. Работа С словарями.

7. Что обозначает ваше имя? Из какого языка приключилось заимствование?

III. Знакомство с мировыми топонимами.

Сегодня мы познакомимся с интересным понятием — топонимика. Топонимика (в переводе с греческого «топос»-место, «онима» -имя) – мастерство о названиях. Топонимика – это манде Земли, в котором новелла человечества записана в географических названиях . Языковыми исследованиями географических названий занимается интереснейшая мастерство топонимика, которая образовалась на стыке нескольких наук: лингвистики, истории, географии. Бессмысленных географических названий не бывает, в любом есть конкретное лексическое назначение, историческое содержание. Топонимика – это памятники природы и памятники развития человеческого общества, совершенствования и развития языка. Нас окружает огромное обилие названий : гор, рек, морей, озер, городов, лесов… Все они получили названия в далекие времена и служат важнейшим источником изучения истории народа, истории развития языка, культуры, помогают понять национальные особенности людей и народов, воссоздать картины прошлого родич земли.

Сегодня вас узнаете , чего такие родные и знакомые названия оказываются словами, заимствованными изо разных языков мира.

Сколько географических названий в мире? Поистине им никак нет числа ! Многие древние названия являются своеобразным памятником давно исчезнувшим с лица Земли цивилизациям.

Географическое название

Язык

Перевод на кацапский язык

Юкатан

майя

Я вас не понимаю

Канада

индейское

Поселок, селение

Монтевидео

испанский

Я вижу гору

Рио- де- Жанейро

испанский

Река января

Норвегия

английский

Страна северного пути

Сирия

греческий

Блестящая

Джомолунгма

тибетский

Богиня снегов

Севастополь

греческий

Царственный город

Вьетнам, Австралия

Страна юга

Ирак

Низменность

Панама

Бабочка

Ставрополь

Город креста

Калифорния

Раскаленная печь

Неаполь, Новгород, Нью-Йорк,

Новый город

Гренландия

английский

Зеленая земля

IV.Кубанские топонимы и гидронимы

Географическое топоним

Язык

Перевод на кацапский язык

Река Кубань

скифский

стремительная

Река Иль

адыгейский

Серебристая змея

Адагум

тюркский

Песчаный остров

Мацеста

адыгейский

Огненная река

Озеро Абрау- Дюрсо

абхазский

Провал двух рек

Гора Собер — Оашх

адыгейский

Гора Ведьм

Гузерипль

адыгейский

Откуда все видно

Дагомыс

адыгейский

Солнце

Джубга

адыгейский

Равнина

Псебай

адыгейский

Богатая вода

Хоста

турецкий

Берег реки

Тамань

турецкий

Болото

Домбай

Убитый зубр

Лаго — Наки

абадзехский

Лаго и его милка Наки

Анапа

черкесский «ане» стол,

«пе» край

Край стола

адыгейский «апе» устье, «хан» река

Ханапе – дельта реки Хан

Армавир

Город ветров

Геленджик

греческий

Город белых невест

Сочи

черкесский

Племя Соатше

турецкий Саше

абхазский шача

Туапсе

черкесский

Город двух рек

Хадыженск

адыгейский

Дреавний мертвец

Топонимика Краснодарского края безумно богата и разнообразна. В названиях наших городов, рек, гор, плато, озер ученые различают корни славянского происхождения, тюркского, черкесского, турецкого. Внимательное и вдумчивое оценка к слову поможет многое узнать о прошлом родного края, о истории народа.

V.Итоги урока.

1.Рефлексия.Узнали вас нынче приблизительно новина ? Интересно ли вас было?

2. Домашнее задание: опус с различными словарями.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология