Автор конспекта:
Автор(ы): — Антипова Светлана Николаевна

Место работы, должность: — учитель географии МБОУ «ПСОШ»

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Познакомить с Северо-Западным районом Российской Федерации, с Санкт-Петербургским узловым районом, другими городами Северо-Запада.

Способствовать формированию представления о понятии «свободная экономическая зона» на примере изучения Калининградской области.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Ром, Дронов : "Хозяйство России2

Используемое оборудование: —

Проетор, компьютер, ката "Хозяйство Европейского Севера и Северо-Запада России.

Краткое описание: — Комбинированный урок. Благодаря работам детей на уроке можно пройти обширный материал.

Комбинированный урок географии в 9–м классе.

Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов

«Северо–Запада».

Тип урока:комбинированный.

Цели и задачи.

Познакомить с Северо-Западным районом Российской Федерации, с Санкт-Петербургским узловым районом, другими городами Северо-Запада.

Способствовать формированию представления о понятии «свободная экономическая зона» на примере изучения Калининградской области.

Средства обучения.Тематические карты Северо-Запада, атласы, учебники, ИЛО, компьютер. Проектор. Презентации по теме.

Методы и формы обучения.Объяснительно-иллюстративный метод; проблемное изложение, частично-поисковый, индивидуальный, с элементами уровневой дифференциации.

Основное содержание.Северо-Западный район Российской Федерации, Санкт-Петербургский узловой район, экономические и экологические проблемы, памятники истории, достопримечательности района. Выгоды ЭГП на разных исторических этапах развития. Калининградская область — анклав на западе России. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Новые термины и понятия.Свободная экономическая зона, анклав.

Практические задания.За два урока ребятам были даны творческие задания приготовить презентации о исторических памятниках, событиях городов Северо-Запада.

Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Изучение нового материала.
  • Люблю тебя, Петра творенье,

    Люблю твой строгий, стройный вид,

    Невы державное теченье.

    Береговой её гранит…

    А.С.Пушкин

    Ребята, как Вы думаете, о каком городе России пойдёт речь на сегоднешнем уроке?

    Цель урока: познакомиться с влиянием географических особенностей на природу Санкт-Петербурга, расселения населения и культурным наследием.

    План изучения.

    Территориально-планировочная структура города Санкт-Петербурга.

    Особенности расселения города Санкт-Петербурга.

    Санкт-Петербург, его особая роль в истории России.

    Калининград

    Покажите состав Северо-Западного района

    В состав СЗР входят: Ленинградская область, Псковская область, Новгородская область, г. Санкт-Петербург. К СЗР также относят и Калининградскую область.

    Назовите численность населения города Санкт-Петербурга.

    В Санкт-Петербурге проживает почти 5 миллионов человек.

    Какое место занимает этот город в развитии мировой цивилизации

    Этот город играет уникальную роль не только и в истории России, но и в развитии мировой цивилизации .

    Кем был основан город Санкт-Петербург?

    Петром 1.

    В каком году?

    В 1703 году.

    С момента основания город несколько раз сменил названия, перечислите их.

    Санкт-Петербург

    Петроград

    Ленинград

    Санкт-Петербург

    Назовите главную географическую особенность расположения города, основанного Петром 1.

    Расположен на побережье Балтийского моря,точнее в Финском заливе, в устье реки Нева.

    В какой океан имеет выход?

    В Атлантический океан.

    Какое влияние на климат территории оказывает А.о.?

    Зимой приносит тёплый воздух, большое количество осадков в виде снега, летом охлаждает территорию.

    Почему осенью встречаются наибольшие подъемы уровня воды?

    1. Из-за проходящих над Балтикой циклонов, которые как бы втягивают в себя огромные массы воды. Когда циклоны ослабевают, вода с большой скоростью растекается во все стороны, образуя длинную волну, которая закупоривает Неву, вытекающую из Ладожского озера.

    Вторая причина кроется в низменности территории, его материковая часть возвышается до 4 метров, а острова до 3 метров. Город ассоциируется с частыми наводнениями, которых было 270 .

    Что же построили люди во избежание наводнений?

    Наиболее эффективная защита от наводнений — строительство в открытом море, на расстоянии 25 километров от земли , в Финском заливе сложнейших гидросооружений польдеров.

    Сроили дамбы

    Почему мосты на Неве разводные?

    Финский залив отличается мелководностью, для свободного прохода судов по реке Неве в Финский залив их разводят.

    Ещё одна географическая особенность города на Неве — белые ночи. Объясните это природное явление

    Город расположен в приполярных широтах.

    Итак, подведите итог особенностей географического положения района.

    Граничит с зарубежными странами( Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, с Центральной Россией – Смоленской, Тверской областями, Европейским Севером – Вологодской областью, республикой Карелией) Имеет выход в Атлантический океан, низменную территорию

    С каким городом мира сравнивают Санкт0петербург ,за обилие водоёмов (рек, притоков, каналов, озёр, прудов)?

    Венецией.

    А за уникальную феерию архитектурных ансамблей называют ещё и….

    Северной Пальмирой.

    В чем же заключаются особенности размещения населения в пределах агломерации Санкт-Петербурга? Рассмотрим рисунок 36 на странице 127.

    Агломерация делится на несколько зон освоения и расселения.

    Центральный район – историческая часть города, именно с ней отожествляется лицо, визитная карточка города Санкт-Петербурга.

    Что здесь размещено?

    Правительство, законодательное собрание, универмаги. Банки, офисы, театры, НИИ, ВУЗы, музеи.

    Почему в центре мало промышленных предприятий?

    Это историческая часть города, поэтому и новые промышленные предприятия нельзя строить на этой территории. Практически все здания охраняются государством и имеют историческую ценность.

    В центральной части города резкое увеличение численности дневного населения над ночным. Объясните.

    1. Количество работающих в центре в дневное время больше, чем жителей проживающих там постоянно.

    2. Много туристов.

    3. В центре проживают в основном люди пред пенсионного и пенсионного возраста.

    4.Дорогое жилье, на окраине жилая площадь дешевле

    Как называется вид миграции , когда люди в течении суток переезжают из одного пункта в другой, и назад

    Маятниковая

    Основная зона – центральная локализуется в пределах 50 километров.

    За пределами общегородского центра жилые кварталы перемешиваются с обширными ареалами промышленных зон.

    Назовите главную отрасль специализации района.

    В структуре промышленности главное место занимает отрасль машиностроения.

    Перечислите отрасли машиностроения

    Судостроение

    Энергомашиностроение

    Приборостроение

    Радиоэлектроника

    Вагоностроение

    Автомобилестроение

    По рисунку 36 перечислите и другие отрасли специализации промышленности

    Химическая, лёгкая, пищевая, строительная.

    Сделайте вывод о промышленном развитии территории.

    Территория очень хорошо развита, так как развивается многоотраслевое машиностроение, наукоёмкие отрасли промышленности.

    В Северо-Западном районе есть и географические различия территории. Выделите районы по их особенностям.

    Невский край и Древнерусская территория — Новгородская и Псковская область, Калининградская область.

    В чем же географическая отличительная черта Калининграда?

    Территория расположена отдельно от территории России. О ней расскажет Щавелев Никита. АНКЛАВ (энклав) (франц. enclave, от лат. inclavo — запираю на ключ), территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией др. государства (напр., Лесото). Если анклав имеет выход к морю, его называют полуанклавом (например, Калининградская область в Российской Федерации).

    ПОЛУАНКЛАВ — анклав, имеющий выход в море.

    Хотя история Санкт — Петербурга насчитывает всего лишь 300 лет образ этого города не оставляет равнодушными литераторов, поэтов. художников, архитекторов, туристов, музеи этого города – его своеобразная визитная карточка, сокровищница отечественного и мирового искусства.

    • О Исаакиевском соборе музее-памятнике расскажет Михалёв Дмитрий.
    • Один из наиболее грандиозных дворцово-парковых комплексов 18-19вв- Петергоф. Расскажет Козлова Анна.
    • О великолепном дворцово-парковом ансамбле 18 века – Царском селе расскажет Бочарова Анастасия.
    • В городе много мест, связанных с великим русским поэтом А.С.Пушкиным (Шипилов Ярослав).

    Дремлет притихший северный город,
    Низкое небо над головой
    Что тебе снится, крейсер Аврора?
    В час когда утро встает над Невой?

    • Город революции. О музее Авроры расскажет Кузнецов Артём.
    • Город герой, переживший блокаду.

    Девчонка руки протянула
    И головой — на край стола…
    Сначала думали — уснула,
    А оказалось — умерла.

    Её из школы на носилках
    Домой ребята понесли.
    В ресницах у подруг слезинки
    То исчезали, то росли.

    Никто не обронил ни слова.
    Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
    Учитель выдавил, что снова
    Занятья — после похорон.

    Автор Юрий Воронов.

    • Мухортов Павел расскажет о блокаде.

    Город, в котором просияли православные святые: о Ксении Петербуржской расскажет Рогатин Максим.

    4.Закрепление.

    Назовите особенности географического положения Санкт – Петербурга.

    Какие сооружения строят для предотвращения наводнений?

    Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

    Д.задание.№28.

    О городе можно говорить много, для каждого человека есть в нём что-то свое.Спасибо за урок.

    Файлы: Исаакиевский собор.pptx
    Размер файла: 654461 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология