Автор конспекта:
Автор(ы): — Старичкова Наталья Викторовна

Место работы, должность: — МОУ СОШ с.Воскресенское, учитель географии, категория первая

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

1.Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) России и умение характеризовать ФГП страны.

2. Закрепить умения определять географические координаты крайних точек.

3. Сформировать знания о границах РФ, умение их показывать.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 16

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Учебник География России -8 класс. Природа и население. под редакцией А.И. Алексеева, М., Дрофа, 2010год.
  • Атлас 8 класс, изд. «ДИК», Дрофа, 2011
  • Используемая методическая литература: —

    1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии; Природа России; 8 класс М., «ВАКО», 2008

    Используемое оборудование: —

    1. Компьютер, экран, проектор

    2. Карточки с планом характеристики ГП страны на каждого ученика (см. Приложение 1 к уроку)

    3. Справочный материал – Площадь материков.- на парту ( см. Приложение 2)

    4. Интернет

    Используемые ЦОР: —

    • Лекция учителя с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

    http://school-collection.edu.ru/ (сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов)

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf

    (ЦОР для данного урока)

    Краткое описание: — Урок по географии «Географическое положение России» разработан в соответствие с программой курса «География России. Природа и население. 8 класс». В данном уроке предусмотрена оценочная практическая работа № 1 «Оценка особенностей географического положения России». Цель данного урока: формирование знаний о географическом положении России и границах РФ. Задачами урока являются формирование умений характеризовать ГП страны, определение крайних точек, работы с картами. Методы и формы обучения: Лекция учителя с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). http://school-collection.edu.ru/ (сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf (ЦОР для данного урока) Практическая работа в контурных картах (отработка нового материала в ходе выполнения учащимися практических заданий) Данный урок построен с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Этот урок может объединить два урока: 1.Россия на карте мира 2. Границы России (если класс сильный). Если класс включает обучающихся среднего уровня, то на первом уроке читается лекция, а на следующем выполняется практическая работа.

    Урок по географии. 8 класс

    Тема: Географическое положение (ГП) России.

    Учитель географии Старичкова Н.В.

    МОУ СОШ с.Воскресенское

    Тип урока: изучение нового материала

    Цели и задачи:

    1.Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) России и умение характеризовать ФГП страны.

    2. Закрепить умения определять географические координаты крайних точек.

    3. Сформировать знания о границах РФ, умение их показывать.

    Средства обучения

  • Физическая карта России, глобус, атласы 8 класс
  • Контурные карты
  • Интернет-ресурсы
  • Методы и формы обучения:

    • Лекция учителя с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

    http://school-collection.edu.ru/ (сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов)

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf

    (ЦОР для данного урока)

    • Практическая работа в контурных картах (отработка нового материала в ходе выполнения учащимися практических заданий)

    Оборудование: 1. Компьютер, экран, проектор

    2. Карточки с планом характеристики ГП страны на каждого ученика

    (см. Приложение 1 к уроку)

    3. Справочный материал – Площадь материков.- на парту ( см. Приложение 2)

    Основные понятия:

    Виды географического положения. Крайние точки России (материковые и островные). Границы России (сухопутные и морские). Пограничные государства (соседи первого и второго порядка).

    Новые слова урока: государственная территория, территориальные воды, воздушное пространство страны, навигация, международный статус.

    План урока

    Этап урока

    Содержание (цель) этапа

    Время (мин.)

    1.

    Организационный момент

    Проверка готовности к уроку

    2

    2.

    Актуализация знаний (фронтальный опрос)

    Нацелить учащихся на работу с атласами, контурными картами

    5

    3.

    Изучение нового материала

    Изучить ГП России

    20

    4.

    Практическая работа — закрепление

    Формировать умения работать с различными источниками географической информации

    16

    5

    Сообщение домашнего задания.

    Разъяснить содержание домашнего задания

    2

    НА ДОСКЕ

    Россия: общие сведения

    Площадь – 17075000 кв.км.

    Население – 148,4 млн. человек

    Протяженность государственной границы – 60932 км.

    Соотношение морских и сухопутных границ – 2:1

    Столица – МОСКВА. Площадь – 1000 кв.м., население – 9 млн.чел.

    Средняя высота над уровнем моря – 360м.

    20% территории России лежит за полярным кругом.

    Ход урока

  • Организационный момент – 2 мин.
  • Актуализация знаний – 5 мин.
  • Зачем мы изучаем географию России?
  • ( Мы изучаем географию России для того, чтобы выяснить, как человек строит свою жизнь на разных территориях, как он использует землю и как ведёт хозяйство.

    Россия — единая, но очень разнообразная страна. Только знающий географию человек может принимать правильные решения об использовании территории страны.)

    2. Какие источники географических знаний мы будем использовать в курсе географии России? (Учебник., справочники, карты, атласы, Интернет-ресурсы и т.д.)

    3.Людям каких профессий необходимы сведения, имеющиеся на картах? ( Геологам, учителям, путешественникам, агрономам, строителям, военным, летчикам, морякам, синоптикам, метеорологам)

    Итак, чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.

  • Изучение нового материала.
  • Цель нашего урока: изучить главные черты ГП России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность человека. Познакомиться с границами России и пограничными государствами. Используя карточку, выполнить практическую работу в контурных картах.

    Внимание на экран.(демонстрация 1-го блока урока)

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf

  • Что означает географическое положение страны? Виды ГП?
  • ( учащиеся делают запись в тетрадь)

    Географическое положение страны — это …….

    Виды географического положения

    Демонстрация 2-го блока ЦОР

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf

    Используя данный блок учитель рассказывает о бескрайних просторах нашей страны.

    Русский философ Н.А. Бердяев говорил: « Со всех сторон чувствовал себя русский человек окруженным огромными пространствами, и не страшно ему было в недрах России. Огромная русская земля, широкая и глубокая, всегда выводит русского человека, спасает его. Всегда слишком возлагается он на русскую землю, на матушку Россию».

    Задание: 1.Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств.

    Используйте для этого справочный материал и таблицу 8 учебника стр.304

    2. Найдите в атласах крайние точки России и города Москва, Мурманск,

    Анадырь, Хабаровск, Владивосток.

    3. Что такое государственная территория? (Учащиеся дают ответы и сравнивают их с ответом из учебника стр.14 параграф 1)

    Демонстрация 3-го блока ЦОР

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf

    Россия расположена в двух частях света – Европе и Азии, условная граница которых проходит по Уральским горам, по 600в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому проливу.( Учащиеся находят данные объекты в атласах)

    Рис.4 параграфа1. Доля России в Европе и Азии.

    Задание:.

    1. Что означает «морская» граница? ( Морская граница проходит в 12 милях-22,2 км. от берега)

    2. Используя табл.1 стр.20 учебника и рис.7 стр.21 учебника, атлас 8 кл., рассмотрите сухопутную и морские границы России.

    Демонстрация 4-го блока ЦОР

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf

    А теперь проследим по карте, как формировалась территория России, более подробно об этом мы поговорим на последующих уроках.

    Демонстрация 5-го блока ЦОР

    О культурно-географическом положении России нам тоже предстоит узнать на следующих уроках. Но, как вы видите, на территории России присутствуют все виды мировых религий.

    Демонстрация 6-го блока ЦОР

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf

    А теперь выясним, какое место Россия занимает в мире?

    Задание: 1.Используя рис.7.стр.21 учебника и атлас найдите страны «большой восьмёрки»

    Демонстрация 7-го блока ЦОР

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf

    Следующий блок нам поможет познакомиться с соседями России, определить соседей 1-го и 2-го порядка.

    Задание: 1.Используя рис.7.стр.21 учебника и атлас найдите соседей России 1-го и 2-го порядка, найдите страны СНГ, страны Балтии.

    Итак, мы узнали о географическом положении России, о расположении России на карте мира и полушарий, о крайних точках России, сухопутной и морской границах.

    Практическая работа – закрепление -16 мин.

    Используя планхарактеристики ГП страны, в контурных картах отметить все географические объекты, которые упоминались на уроке.

    Домашнее задание: параграф 1, параграф 2. Доделать работу в контурных картах.

    Литература:

  • Учебник География России -8 класс. Природа и население.
  • под редакцией А.И. Алексеева, М., Дрофа, 2010год.

  • Атлас 8 класс, изд. «ДИК», Дрофа, 2011
  • Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии; Природа России; 8 класс
  • М., «ВАКО», 2008

    Приложение 1

    ПЛАН

    характеристики ГП страны

    1.Положение по отношению к экватору.

    2.Положение по отношению к 00 меридиану.

    3. Координаты крайних точек страны.

    4. Положение на материке, части света.

    5. Моря и океаны, омывающие страну(морские границы).

    6.Соседние государства(сухопутные границы).

    7. Оценка ГП страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

    Справочный материал Приложение 2

    Площадь материков

    Материк

    Евразия

    Африка

    Северная Америка

    Южная Америка

    Антарктида

    Австралия

    Площадь, млн.км2.

    54

    30,3

    24,2

    18,2

    14

    9

    Файлы: Урок по географии 8 класс.docx
    Размер файла: 41074 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

    Гигиена полости рта челябинск чистка зубов в челябинске.