Автор конспекта:
Автор(ы): — Беспалова Е.Н.
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
Цели урока:
Образовательная цель:раскрыть содержание курса физической географии;обобщить знания учащихся по теме: “Земля – планета Солнечной системы” на уровне знания фактов, понятий, а также на уровне причинно-следственных связей. показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества.
Развивающая цель:продолжить развитие логического мышления, монологической речи, умения работать с картами атласа.
Воспитательная цель: продолжить формирования ценностного отношения к миру, к знаниям о мире.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
Оборудование:физическая карта полушарий
Краткое описание: —
Основные вопросы: Что изучает география. Место и роль географических знаний в современной жизни.
Урок 6 класс
Тема: География – как наука. Земля – планета Солнечной системы.
Цели урока:
Образовательная цель:раскрыть содержание курса физической географии;обобщить знания учащихся по теме: “Земля – планета Солнечной системы” на уровне знания фактов, понятий, а также на уровне причинно-следственных связей. показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества.
Развивающая цель:продолжить развитие логического мышления, монологической речи, умения работать с картами атласа.
Воспитательная цель: продолжить формирования ценностного отношения к миру, к знаниям о мире.
Оборудование:физическая карта полушарий
Основные вопросы: Что изучает география. Место и роль географических знаний в современной жизни.
Ход урока:
I. Организация учащихся на урок.
II. Изучение нового материала. (см. стр. 3 в учебнике).
III. Знакомство ребят с учебными пособиями по географии.
Учитель рассказывает ребятам о роли учебника, раскрывает его структуру.
Тетрадь по географии. Правила ведения и оформления.
Как готовить домашние задание по географии:
Памятка
1. Обязательно приготовь нужную для данной темы карту атласа.
2. Прочитай учебник, отыскивая и показывая о ходу чтения все упомянутые в тексте географические объекты.
3. Ответь на вопросы в конце данного параграфа, используя при этом нужные карты.
4. Чтобы проверить себя, постарайся с помощью карты вспомнить основные положения изученного параграфа.
Из природоведения вспомнить, что изучает география. Какую природу – живую или неживую она изучает.
Записать – география изучает природу Земли, как взаимодействует живая и неживая природа, как хозяйствует на ней человек, какие от этого последствия, можно ли их избежать, как улучшить мир, в котором мы живем.
Выписать две ветви географии. Построить схему.
География
Физическая экономическая
6-8 классах 9-11 классах
-природу земной — население
поверхности — хозяйство
Значение физической географии:
IV. Земля – планета Солнечной системы
Галактика — крупное скопление звезд, насчитывающая десятки миллиардов звёзд, облаков межзвёздной и пыли и газов. В галактику Млечный Путь входит и Солнечная система. Солнце – самая близкая к 9-ти планетам звезда, давшая название системы. Планеты – главные составные части Солнечной системы. В нашу Солнечную систему входят 9 планет, их спутники (более 60), а также кометы, астероиды, метеоры. Николай Коперник (1473-1543) – польский астроном обосновал гелиоцентрическую (“Гелиос” — Солнце) систему мира
— Сейчас, ребята, вы подписываете письмо.
Вселенная
SHAPE \* MERGEFORMAT
Геоцентрическая модель Гелиоцентрическая модель
В центре Вселенной находится Земля, В центре мира помещено Солнце,
вокруг нее вращаются Луна и Солнце вокруг которого вращаются
планеты, Земля и Солнце
Форма нашей планетыблизка к шарообразной. В результатевращения Земливокруг своейоси она сплющивается у полюсов, т.е.радиус экваториальный на 21 км больше радиуса полярного и является по формеГЕОИДОМ.
Наша планета, обладаятакими размерами и имея такую массу, обладает силой притяжения.
Планета вращается вокруг Солнца, по орбите двигаясь со скоростью 30 км/с.
Полный оборотЗемля совершает за год, т.е. за 365 дней 6 часов 9 минут и 9 секунд. Каждые четыре года на нашей планете проходит високосный год, в феврале которого 29 дней.
Полный оборотЗемли вокруг своей оси происходит за 24 часа, что является сутками.
— Сейчас, ребята, давайте с вами вспомним благодаря каким ученым, мы все это знаем:
Аристотель– доказал шарообразность Земли.
Эратосфен– первый рассчитал размеры Земли.
Пифагор– первым высказал предположение о шарообразности Земли.
Полярные круги– условные линии, где полярный день и полярная ночь длятся сутки.
Тропики– условные линии, где Солнце дважды за год в полдень бывает в зените.
Экватор – условная линия, длиной 40076 км, и разделяющая земной шар на два полушария: северное и южное.
Полюс– условная точка выхода земной оси на земную поверхность. Или точка пересечения земной оси и земной поверхности.
Земля вращается вокруг своей оси, и такое движение называют осевым вращением. Обратите внимание, как она движется, если посмотреть на Землю со стороны северного полюса , то она будет вращаться против часовой стрелки.
Следствиями такого движения являются :
1. Смена дня и ночи.
— Какова продолжительность суток ? ( 24 часа)
Земля совершает полный оборот вокруг оси за сутки. День и ночь могут быть короче или длиннее, но продолжительность суток всегда одинакова и равно 24 часам.
2.Форма Земли.
— Как называется форма Земли ? ( Эллипс)
Земля сплюснута у полюсов, результат такого движения.
Вопросы:
— Какой Великий философ, что Земля находиться в центре мира, а вокруг неё вращаются Солнце и Звезды? (Платон)
— Как называлась такая система мироздания? (геоцентрическая)
— Кто впервые в 4 – 3 вв. до н. э. выдвинул предположение о том , что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца?
(Аристарх Самосский)
- Кто впервые в 16 в. обосновал гелиоцентрическую систему мира? (Николай Коперник)
Вращаясь в космическом пространстве подобно волку, Земля одновременно огибает Солнце и участвует в орбитальном движении, как и другие планеты солнечной системы.
— Как называется путь по которому Земля движется вокруг Солнца ? (орбита)
— Какова положительность года? (365 дней)
Двигаясь со средней скоростью 30 км/с, Земля совершает один оборот вокруг Солнца за один год. Это отрезок времени имеет истинную продолжительность 365 дней 6 ч. 9 мин. 9 с.
— Откуда появляется «Високосный год» — 366 дней (1 раз в 4 года)?
Главное следствие орбитального движения –
1. смена времен года !
— Почему она происходит?
Дело в том , что Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5 градусов, поэтому при орбитальном движении Земли Солнце освещает больше то северное , то южное полушарие (демонстрация на глобусе). Она определяется , неравномерностью нагрева земной поверхности.
«Растет весенний день, и к 22 марта он разделит сутки с ночью пополам…», « Июнь – солнечный и светлый. Ночи стали короткими, а дни наиболее длинными в году. «Заря заре руку подает»,- говорят в народе. Лишь после 23 июня день начинает убывать»
— Какие географические следствия в следствии орбитального движения земли, как изменяется продолжительность светового дня в течении года?
(Орбитальное движение определяет также изменение продолжительности светового дня – времени между восходом и заходом Солнца – в разных частях Земли.
— Какие дни в году наиболее примечательные? ( 21 марта, 22 июня, 22 декабря, 23 сентября)
Давайте разберемся, в этом вопросе более подробно. Класс делиться на 3 группы, работа которых направлена на выявление особенностей этих дней в году:
1 группа- 22 июня, 2 группа- 22 декабря, 3 группа — 23 сентября, 21 марта.
План.
Подведение итогов, обсуждение результатов
Тропики и полярные круги. Пояса освещенности.
По направлению от экватора к полюсам уменьшается угол падения солнечных лучей. В этом направлении изменяется облик нашей планеты.
Параллели – 23,5 градусов северной и южной широты называют тропическими кругами – на этих широтах солнце бывает раз в год в зените.
Параллели 66,5 градусов северной и южной широты – полярными кругами.- 1 раз в году полярный день и ночь.
Вопросы
-Какие широты лежат к северу и к югу от северного и южного полярного круга? (полярные )
-Какие широты располагаются между северным и южным тропиком? (тропические)
-Как называются широты ограниченные с севера северным полярным кругом, а с юга южным полярным кругом в северном полушарии (умеренные),
Закрепления материала:
— Какие виды движения совершает наша планета?
— Каковы следствия движения Земли вокруг своей оси?
— Сколько раз в году Солнце бывает в Зените над экватором ?
(2 раза – 21 марта, 23 сентября)
— В каком поясе освещенности (широтах) мы живем, бывает ли в этих широтах солнце в Зените?
— Чем примечательны линии полярных кругов и тропиков? Покажите их на физической карте полушарий.
Практическая работа:Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологические явления, измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.
Домашнее задание:стр.3, параграф 1-2
Подведение итога урока
Ребята, спасибо за работу на уроке, до встречи на следующем уроке.
Файлы: Урок — игра, Атлантический океан, Глушонкова С.Н.ppt
Размер файла: 365568 байт.