Автор конспекта:
Автор(ы): — Донскова Н.В.

Место работы, должность: — МОУ «СОШ с. Николаевка»

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Конспект урока и презентация по теме "География народных промыслов России"

Тема урока:География русских народных промыслов
Работа хороша, если в ней польза и душа.
Русская народная пословица
Цели урока: а) обобщить и систематизировать знания по теме «Народные промыслы России»;
б)способствовать художественно-эстетическому развитию учащихся;
б) способствовать развитию навыков работы с дополнительным материалом, формированию учебных умений анализировать факты и события, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
в) продолжить работу по формированию информационной культуры учащихся.
Оборудование: физическая карта России, компьютерная презентация «Народные промыслы России», значки.
Ход урока:
Звучит русская народная мелодия. (слайд №1)
Учитель – Я приглашаю всех в путешествие по России в центры народных промыслов. Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одарёнными людьми, создавшими своими руками сказочную красоту. И сегодня мы хотим воспеть и восславить:
«Сердце доброе,
Щедрость, да разум,
руки искуссные люда русского»
Ребята, как вы считаете, какой природный материал был самым любимым на Руси? Почему? (Древесина. Доступный)
Песни даль и сказки тайна,
Свадьбы или поминанье
Душу слепит, но сперва
Берестяные преданья,
Деревянные сказанья,
Рукодельные слова.
Сейчас мы узнаем какие же народные промыслы идут из глубины веков от древесины.
Представление 1 группы учащихся
Древесина – один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни. Наиболее ранний вид обработки древесины – резьба. Великолепные узоры на старинных прялках, пилястры и наличники на домах, шкатулках, разделочных досках, мебели. Резьбой по дереву занимаются многие народы. У русских хорошо известны архангельские, вологодские, псковские мастера.
(слайд № 2)
Широко известны по всей России изделия из бересты. Знали в старину, что кора дерева особенная. В туесах из коры в любую жару и молоко, и квас будут холодными. В больших, на 10-12 литрах посудинах запасали на зиму солёные грибы, ягоды, рыбу. Смолистые вещества в бересте защищают продукты от порчи, надолго сохраняют их естественный вкус и аромат. Мастера плетут из коры туеса, шкатулки, солонки, лапти, даже ковши.
(слайд №3-4)
Учитель- Душа русская не выносит уныния и скуки. Она просит праздников. А как вы думаете, много ли праздников, счастья, радости было в нелёгкой бедняцкой жизни? (Нет).
Вот тогда-то, наверное и придумал какой нибудь мужичок рисовать по дереву, расписывать яркими красками свою неказистую домашнюю утварь. И получилось из этого чудо! С одним из таких чудес мы сейчас с вами и познакомимся. Это золотая хохлома.
Выступление 2 группы учащихся
Кисть хохломская! Большое спасибо.
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива.
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?(Слайд №5)
Разное сказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок – умелец. Избу поставил, сто, да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-прица. Он и её угостил. И вдруг Жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чашка стала золотой.
Это, конечно сказка. Но сказка – ложь, да в ней намёк. А как же на самом деле было?
Зарождение искусства тесно связано с историей России. В конце 17 века на нижегородской земле стали селиться старообрядцы, скрывающиеся в лесном Заволжье от гонений. Среди них были и иконописцы, знавшие секрет золочения дерева без применения дорогостоящего металла. Фон покрывали порошком серебра, а затем слоем олифы, при закалке в печи олифа темнела, приобретала яркий оттенок янтарного цвета и серебряный фон под ней казался золотым. Земли в Заволжье скудные, и переселенцы по примеру местных жителей взялись за посудный промысел. Так и родилась посуда, какой прежде не знали: из дерева, да золотая! Поначалу, правда «золотили» её частично, так как серебро тоже было дорого. Но потом стали заменять его оловянным порошком-«полудой», и посуда сплошь становилась «золотой». Сегодня используют алюминиевый порошок.
На посуде художники любят рисовать землянику, малину, крыжовник, чёрную смородину. Самый любимый стародавний узор это травка и кудринка.
Травка – это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по 3 и 5 кустиками.
Кудринка – это когда травки превращаются в крупные кудри-завитки. Травка пишется красным и чёрным, а кудринка, всегда золотым. Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность. Золотой – свет, Солнце. На чёрном фоне все цвета смотрятся особенно ярко, он символизирует торжественность.
Почему расписанную посуду называют хохломской?
Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Кулигино, Сёмино, Хрящи, что раскинулись по берегам рек Узолы и Керженца. Но зовут её не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. А всё потому, что продавали товар в селе Хохлома. Оттуда разлетались чашки, да ложки по всей земле. ( отмечают объекты на карте)
Учитель – Нижегородский край дал нам не только хохломское чудо. Он ещё подарил нам Городецкую роспись. Появилась она в Приузоле. Это северо-запад области. Заволжская тайга. Великолепные лесные края! (Слайд №6)
Выступление 3 группы
Стояли по берегам Узолы дубравы. Величественные дубы гляделись в зеркало воды. Время и волны точили брег, и валились деревья в омуты. Дуб лежал в воде, морился, становился чёрным и тяжёлым. И однажды какой-то крестьянин попробовал украсить донце резной фигуркой из мореной дубовой древесины. Постепенно делать их начали из осины и липы, а для красоты стали их расписывать конями, да птицами. А первыми это сделали братья Лазарь да Антон Мельниковы. В 1870г. в деревню Курцево приехал иконописец Николай Иванович Огуречников расписывать местную церковь. Он и надоумил курцевских умельцев делать донца не резными, а крашеными. Показал как варить олифу, снабдил маслеными красками , кистями. И разлетелась вскоре чудо-красота по всей Руси.
Что изображали художники на своих изделиях?
Чего только не было изображено на донцах мужицкой рукой. Тут и народные гуляния, кавалеры, барышни, кошки, петухи, кони, павлины, индюки.. Родившись в 30 км. От Хохломы, городецкая роспись выбрала свою дорогу. Если у хохломы главными были 4 цвета, то городецкие мастера использовали все цвета красок.
Постепенно городецкая роспись перешла с прялок на чаши, солонки, разделочные доски, игрушки и даже мебель. В настоящее время существует фабрика «Городецкая роспись», которая выпускает сувениры. (отмечают на карте)
Учитель – Широко известны в нашей стране и за рубежом палехские чёрно-лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной росписью. (слайд №7-9)
Выступление 4 группы
В селе палех Ивановской области это уникальное искусство появилось в 1924 г. на основе древних традиций народного иконописания. Кроме того художественной лаковой миниатюрой занимались в селе Федоскино (Московская обл.), пос. Мстёра (Владимирская обл.), пос. Холуй (Ивановская обл.). Мастерство палехских художников сохранилось и поныне. Сегодня в Палехе создают лаковые миниатюры-росписи шкатулок, коробочек, брошек.
Как же создаются такие прекрасные, яркие шкатулки?
Шкатулки для росписи делают так: сначала прессуют листы картона, промазанного клейстером (такой картон называют папье-маше). Затем их пропитывают льняным маслом и прокаливают в специальной печи – заготовки становятся лёгкими и прочными. Потом столяры изготавливают коробочки нужной формы и шлифуют поверхность, пока она не станет абсолютно гладкой. А лакировщики покрывают их несколькими слоями чёрного лака. Внутреннюю поверхность шкатулки окрашивают в ярко-красный цвет. И, наконец, художник расписывает шкатулку. Живописец работает тоненькой кистью, проводя линии не толще волоска – иногда подробности росписи можно рассмотреть только в увеличительное стекло. Фигурки на палехских шкатулках как будто светятся – это потому, что некоторые детали пишутся настоящим золотом, растёртым в порошок и смешанным с клеем. Это очень тонкая работа, и любая палехская шкатулка – настоящая драгоценность. Главные сюжеты палехской росписи – русские сказки и былины. Особенно любимы мастерами сказки Пушкина, ведь здесь есть где разгуляться фантазии художника.( наносят объекты на карту)
Учитель – А сейчас отгадайте загадку.
Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных.
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Их…зовут (матрёшками) (Слайд №10-11)
Представление 5 группы
Разные бывают на свете куклы – из дерева и материи, из глины и соломы, резиновые и стеклянные. А есть особые куклы – матрёшки. Их знают во всех городах и сёлах, а когда иностранные туристы бывают в России, они всегда увозят с собой исконно русский сувенир – деревянную матрёшку. Наверное вы думаете, что матрёшке лет 200 или 300? Нет, матрёшка молода. Ей чуть больше 100 лет. История её такова. В Подмосковье, на берегах речушки Вори раскинулось старинное поместье Абрамцево. Здесь жил помещик Савва Мамонтов. Однажды из-за границы привезли ему в подарок японскую игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а веем японка, в ней ещё и японец – мальчишка спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтову. Попросил он токаря Звёздочкина вырезать из дерева куклу наподобии японской. А художнику Малютину поручил расписать её. В результате получилась кукла совершенно непохожая на японскую. Это была девочка в русском сарафане и переднике. Настоящая матрёна. Так и прозвали куклу – матрёшкой. Сначала делали матрёшек вручную. Стоили они очень дорого. А потом начали вытачивать её на токарном станке. Дело пошло быстрее.
Сейчас матрёшек делают в г. Семёнов и Похловский майдан, что в нижнем Новгороде. Все они отличаются друг от друга .(наносят объекты на карту)
Учитель – А вот в гости к нам пожаловала дымковская игрушка!
В Дымково любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые.
А волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава.
Заслужив на это право.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
О древней дымковской игрушке
Поведём сейчас рассказ. (Слайд №12-13)
Учитель – Итак, вы поняли, ребята, что родиной дымковской игрушки является село Дымково, что на реке Вятке (приток Камы).
Представление 6 группы
В 19- начале20 века в Дымково жил ремесленный люд — рыбаки, кузнецы, сапожники, гончары и игрушечники. Делали их в основном зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к большой весенней ярмарке. Эта традиционная ярмарка проходила ежегодно в мае в г. Кирове. Раньше этот город называли Вяткой.
Отличительной чертой этого праздника был свист, отчего и сама ярмарка получила название «Свистунья» или «Свистопляска». Все посетители ярмарки считали своим долгом посвистеть в свистульки.
Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях, уточки, лошадки, барышни, расписные птицы и многое другое. Какую бы из игрушек вы не взяли, сразу видно – это неповторимая дымковская.
Наши руки крендельком,
Щёки, будто яблоки.
С нами издавна рядком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские
Кумушки посадские.
Дымковские барышни
Всех на свете краше.
А гусары-баловни
Кавалеры наши.
Мы игрушки знатные,
Славные, да разные.
Мы повсюду славимся.
Мы и вам понравимся. (отмечают на карте)
Учитель — Честь и хвала дымковским мастерицам. А сейчас я вас приглашаю в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором ещё М.В. Ломоносов сказал: «Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».( слайд №14)
Представление 8 группы
Керамический промысел возник давно в 17 веке. Возможно, что само название села как-то связано с обжигом керамики – изменённое «жгель». Чистые глины, коими славилась эта земля, навела одного предприимчивого купца Гребенщикова открыть в Москве первую в России фабрику по фарфору. Сначала гжельские мастера нанимались работать туда, но быстро узнав секрет нового производства, воротились домой. А вскоре на рынках появились изделия, которые ничем не уступали столичным, и даже больше нравились покупателям т.к. были они истинно народными.
Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, кружки, вазы, пепельницы, целые сервизы, фигурки людей и животных. Причём только два цвета присутствуют в этой росписи: белый и голубой. Когда изготавливают предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывая в них частичку своего сердца, доброту души.
(отмечают на карте)
Учитель — А сейчас снова отправимся в путь, в подмосковное село Жостово, где среди множества разного рода художественных изделий изготавливают расписные металлические подносы.(Слайд № 15-16)
Представление 9 группы
Возникло это удивительное чудо на Руси в начале 19 века. В это время на Руси получил широкое распространение заморский напиток – чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень, медовуху и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал – чаепитие. Непременными участниками этой церемонии были самовар и поднос.
Однако, долгое время в центральной России в ходу были подносы из папье-маше. Их изготавливали в местах традиционных лаковых промыслов (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй) наряду с табакерками, шкатулками и прочими предметами обихода.
В Москве, в богатых домах были и металлические подносы, но делали их на Урале и в Санкт-Петербурге. Но вот с чьей-то лёгкой руки превосходно разработанная технология росписи палехских изделий была полностью перенесена на железо. Произошло это в 1-й четверти 19 века. Это время принято считать началом лакового дела в селе Жостово, которое и раньше славилось своими кузнецами.
В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл свою подносную мастерскую. А вслед за ним открыли мастерские Цыганов и Беляев. Каких только подносов не изготавливали мастера. Трактирные или «скатерные» достигали размеров стола, а маленькие «закусочные» — не больше тарелки. Форма была самой разнообразной – это и шести, восьми- угольные, круглые, гитарные и даже треугольные для угловых столиков.
(отмечают на карте)
Учитель – А теперь вас приветствуют умельцы из старинного русского города Павловского Посада. (Слайд № 17-18)
Представление10 группы
Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьяне ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор. В 19 веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготовляют прекрасные платки и шали, которые пользуются спросом как у нас, так и за рубежом. (отмечают на карте)
Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России – это вышивка и кружево. Вышивка в прошлом была присуща каждому народу как наиболее доступный способ создания вручную в домашних условиях красивых вещей. В северных районах России вышивали узоры, на которых изображали животных, птиц, людей. Для средней полосы более характерны геометрические формы. А для южной России – обилие цветов.
(Слайд № 19-18)Ещё одно народное искусство появилось в России в 17 веке. Это кружева. Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта. При Петре Первом ношение кружев было предписано как обязательное для дворянско-помещичьей верхушки. В наше время большей известностью и популярностью пользуются вологодские и елецкие кружева. В основе вологодского кружева лежат народные узоры, напоминающие зимние узоры на окнах, иней, снежинки. Вологодское объединение так и называется «Снежинка». Кировское или Елецкое кружево в основе имеют цветы, листочки выполняются кружева с помощью коклюшек.
Говоря о кружеве, мы не можем не сказать ещё об одном чуде. Это оренбургские пуховые платки. Они греют душу теплом, лёгкие, красивые, ажурные как снежинки. Равным им по красоте нет во всём мире. (отмечают на карте) (слайд №21)
Учитель – Мы с вами побывали лишь в некоторых уголках России, где ярко светило волшебное перо Жар-птицы. И я думаю, теперь вам будет по силам ответить на такой вопрос: «Не то дорого, что красно, а то дорого, что мастера доброго».
По ходу урока заполняется таблица
Название промысла
География промысла
Время возникновения
Художественные особенности
В конце урока таблица проверяется.

Файлы: География русских народных промыслов.pptx
Размер файла: 2400994 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология