Автор конспекта:
Автор(ы): — Гарифуллин Сирин Шайхуллович

Место работы, должность: — Учитель технологии

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее появление

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 экономкласс

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: — Ознокомить учащихся геометрической резьбой и приемами выполнения

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —

Министерство образования республики Татарстан

Кайбицкого муниципального района

Кайбицкая средняя общеобразовательная школа

План-конспект

ТЕМА

Геометрическая резьба.

Приемы выполнения геометрической резьбы.

Правила безопасности труда

Преподаватель технологии:

Гарифуллин Сирень Шайхуллович

Раздел: «Технология обработки древесины»

Тема: «Геометрическая резьба. Приемы выполнения геометрической резьбы.

Правила безопасности труда»

Практическая работа: «Отработка приемов резьбы»

Цели урока:

- Обучить учащихся приемам выполнения геометрической резьбы на соблюдением правил безопасности труда.

- Воспитывать процент к прикладному искусству.

- развивать профессиональную ориентацию на направлении народных художественных промыслов.

- пробуждать инициативу к самостоятельной творческой работе.

Задачи урока

Обучающие:

научить применять на комплексе знания, умения, навыки с опорой на раньше изученное;

актуализировать знания и приемы, полученные ранее;

формировать ноу-хау выделять главное, существенное на изучаемом материале;

ввести новые понятия « Геометрическая резьба», «косяк», «глазок», «», «»;

Развивающие:

развивать ноу-хау обосновывать свою точку зрения;

формировать исследовательские навыки;

развивать образное мышление.

Воспитательные:

воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;

формировать ноу-хау работать на коллективе;

воспитывать у учащихся снисходительность на работе рядом резьбе.

Здоровьесберегающие:

предупреждать переутомление чрез смены деятельности.

Объект работы. Декоративное панно.

Оснащение занятия. Образец декоративного панно, наборы инстру­ментов затем чтоб резьбы по дереву, рабочие доски, подготовленные к резьбе заготовки, отходы фанеры затем чтоб отработки пробных приемов резьбы, постер с изображением приемов резания специальными инструментами.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Время: 2 часа

Место занятий: комната технологии

Материально-техническое поставка (МТО): Компьютер, ручные инструменты затем чтоб резьбы.

Литература:



Учебные вопросы:

1. Геометрическая резьба.

2. Технология выполнения геометрической резьбы.

3. Подготовительные работы.

4. Выбор и торкретирование рисунка на поверхность изделия.

5. Правила безопасности труда.

План урока

Iвыполненные работы;

- указать на характерные ошибки, недостатки;

- котировка практической работы учащихся;

- оценить и отметить лучшие работы;

- льноуборка рабочих мест;

- краткий опрашивание изученной темы;

- тавтология темы и цели урока;

1. Организационная часть

- отслеживание учащихся по списку

- отслеживание готовности к уроку

- инструктаж ТБ

- тавтология пройденного материала

II. Основная часть.

1. Сообщение темы и цели урока

1. Геометрическая резьба.

2. Технология выполнения геометрической резьбы.

3. Подготовительные работы.

4. Выбор и торкретирование рисунка на поверхность изделия.

5. Правила безопасности труда.

6.Инструктаж по правилам безопасности текущий.

Практическая работа.

Отработка приемов резьбы (изготовление вешалки затем чтоб полотенца)

- отслеживание организации рабочего места и оберегание правил техники безопасности.

- отслеживание правильности выполнения трудовых приемов.

- проверить проводка учащимися самоконтроль.

Заключительная часть

- проверить Ход урока

I. Вводная часть.

1. Повторение пройденного материала.

- виды резьбы и нива их применения?

- технология выполнения прорезной (ажурной) резьбы?

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Основная часть.

Изложение программного материала.

1. Геометрическая резьба.

Геометрическая репродукция — общий изо самых древ­них ее видов — выполняется на виде двухгранных выемов, образующих на поверхности тканье изо треу­гольников, квадратов, окружностей. Она благоприятно от­личается ото контурной резьбы тем, словно несложна на выполнении и не требует хорошего владения техни­кой рисования.

Лучшим материалом затем чтоб резьбы считается мяг­кая однородная палисандр лиственных пород: липы, ольхи и осины. На ней позволяется выполнять тончайшие порезки, не опасаясь скалывания материала вдоль волокон. После высыхания эта палисандр становится прочной и не коробится.

Основной инструмент затем чтоб резьбы — нож-ко­сяк. Хороший нож получается изо ножовочного полотна. Ручку изготовляют изо двух тонких дощечек. Их смазывают столярным клеем и, соединив, су­шат под прессом, следом что вырезают удобную рукоять. Лезвие затачивают под углом 60° к про­дольной оси. Работать долженствует чуть спасибо отто­ченным ножом.

Опытные мастера часто выполняют тканье про­извольно, однако начинающим надоть резать по эскизу, какой-нибудь сделан на натуральную величину на листе плотной бумаги с помощью циркуля, карандаша и линейки.

Для начала позволяется составить зарисовка рисунка затем чтоб разделочной доски. Вычертите на листе бумаги ее контуры, проведите среднюю линию и найдите центр. При центральной композиции строй ри­сунка начинают с середины и идут ото общего к част­ному. Готовый репродукция переводят с эскиза на доску вследствие копировальную бумагу.

Техника вырезания всех элементов одинакова, поэтому позволяется рассмотреть ее на примере одного треугольника. В работе чередуются неудовлетворительно основных этапа — закалывание и подрезка. На середину тре­угольника наносят точку, после этого ставят на ее рыльце косяка, располагая рукоятку требовательно вертикально. Пятка косяка должна быть направлена к одной изо вершин треугольника. После этого с усилием нажи­мают на рукоятку так, затем чтоб рыльце на 2-3 мм вошел на древесину, ну пятка едва только коснулась вершины. От средней точки выполняют закалывание и к двум остальным вершинам треугольника, рядом этом пово­рачивая доску, ну не нож. Потом приступают к под­резке. В зависимости ото глубины резьбы гурт дер­жат под углом 45-30° к поверхности доски, его ста­вят на вершину треугольника и медлительно ведут ост­рием вдоль его стороны, исподволь углубляя рыльце к середине на 2-3 мм. От середины, по мере при­ближения к остальной вершине, исподволь выводят носик косяка на поверхность доски. При правиль­ной и точной подрезке ото ее припеваючи отделяется ма­ленькая трехгранная пирамидка. Повернув заготов­ку на 120°, делают следующую подрезку и извлека­ют вторую пирамидку. А рядом третьей — последнюю. Так выбираются все элементы трехгранной резьбы. Желательно опять потренироваться на кусочке древесины, ну ужак далее переходить на изделие.

Впоследствии, когда-нибудь будут отработаны навыки резьбы по плоскости, позволяется переходить к более сложным изделиям с фигурными поверхностями: ступкам, солонкам, подсвечникам.


Трехгранно-выемчатая репродукция выглядит до­вольно эффектной на белой, ничем не покрытой древесине. Но на некоторых случаях ее позволяется тони­ровать и подкрашивать. Тонируют древесину отва­ром коры дуба, ивы и ольхи. Отвар приготавливают так: на измельченную кору добавляют несколько пи­тьевой соды, доливают воду и кипятят на слабом огне неподалеку 10 мин. Древесина, тонированная отва­ром, приобретает благостный кофейный опенок. Красивые серые и черные цвета позволяется получить, раз на суп добавить несколько железного купоро­са.

Сочетание геометрических фигур













треугольник






квадрат

витейка

четырехконечная звездочка


сложная витейка


1) с сиянием


2) с изогнутыми лучами


3) шестилепестковой розетки



Работы учащихся с использованием геометрической резьбы










2. Технология выполнения геометрической резьбы

Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Это действительно называемый недоверчивый неужто сапожный нож. Он необходимо быть прочным, дюже сидящим на руке и колоссально чутко отточенным. Хорошие ножи изо обломков широких пил по металлу (изготовляемых изо стали Р-18). Отдельные мастера выковывают себя ножи изо широких напильников, изо старых автомобильных рессор, изо внешней обоймы крупных подшипников, вытачивают на электроточиле изо обломков дисков фрез по металлу. Хорошие ножи получаются изо полотна, косы. Каждый использует те возможности, какие у него есть. Самый простой, однако надёжный нож позволяется изготовить изо обычной стамески шириной 20-30 мм. Его вытачивают на наждачном круге.

Для косого ножа делают деревянную неужто пластмассовую ручку (или, приложив с двух сторон полоски кожи неужто поролона, натуго обматывают хлорвиниловой изоляционной лентой).


При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (рис. 54). Все выемки (углубления) вырезают косячком опять поперек волокон (рис. 54, а), ну после этого вдоль волокон (рис. 54, б). Косячок берут правой рукой, точно показано на рис. 55. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себя и, врезая острие на древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии.


При вырезании наклонных граней гурт наклоняют вправо (рис. 56, а) неужто влево (рис. 56, б) на жилище 30…400. Вначале наклоном косяка вправо прорезают правые грани, после этого наклоном косяка влево прорезают левые грани, рядом этом неприлично перерезать линию разметки. На рис. 56 показаны приемы резания косяком одной и двумя руками.

Резать надоть медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат дюже правой рукой, кое-когда придерживая левой (рис. 56, г), затем чтоб его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы гурт позволяется держать двумя руками, точно показано на рис. 56, г.

При вырезании трехгранных выемок гурт держат дыбом и надрезают стороны вырезаемых треу­гольников ото вершины к основанию (рис. 54, а). У вершины треугольника делают сверхглубокий надрез, умень­шая его прежде нолевой глубины к основанию треугольника.

3. Подготовительные работы.

Поверхности изделий неужто их деталей, предназначенных под резьбу, должны быть спасибо обработаны рубанком неужто фуганком. Не долженствует их ошкуривать, действительно точно микроскопи­ческие осколки зерен шкурки бойко испортят жальце резака. Резчики повседневно работают на полуфабрикате столярных (шка­тулки, ларцы, полочки, панно), токарных (блюда, поставцы), резных и долбленых изделий (ковши, ложки), деталях мебели (филенки, спинки, дверки).

Разметка рисунка на предмете, порядок орнамента делаются сообразно с чертежом, рисунком неужто по шаб­лону. Рисунок плоскорельефной резьбы опять переводят на кальку, ну затем, укрепив ее на изделии кнопками, вследствие копирку с помощью карандаша неужто костный палочки — на поверхность дерева. Размечая репродукция затем чтоб мелкоузорчатой, к примеру сказать геометрической, резьбы, наносят чуть главные его членения, детали режут на глаз.

При выполнении упражнений долженствует следить за посадкой учащихся. Локти должны беспрепятственно располагаться на столе, торакс — чуть касаться края, голову не долженствует наклонять свыше меры низко: расстояние ото надзор прежде резьбы-г-30—35 см.

4. Выбор и торкретирование рисунка на поверхность изделия.

ЗАПОЛНИ

5. Правила безопасности труда.

1. Стамески — рискованный обрезающий инструмент. Обращаться с ними осторожно.

2. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.

3. Не применять больших усилий рядом резании стамеской.

4. При необходимости удара по ручке стамески

брать ее на левую руку, киянку — на правую и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески орган удары.

5. Хранить стамески на ящике верстака неужто на шкафу на вырезках на рейках.

6. Каждому инструменту отводить свое место.

Практическая работа

Отработка приемов резьбы

Текущий инструктаж.

- отслеживание организации рабочего места и оберегание правил техники безопасности.

- отслеживание правильности выполнения трудовых приемов.

- проверить проводка учащимися самоконтроль.

1. Нанесение рисунка на поверхность изделия.

2. Вырезание элементов геометрического узора.

3. Изготовление деталей вешалок и подсборка изделия.

4. Отделка готового изделия.

5. Выполненную работу сдайте на проверку учителю.

VIII Заключительная часть

- проверить выполненные работы;

- указать на характерные ошибки, недостатки;

- котировка практической работы учащихся;

- оценить и отметить лучшие работы;

- льноуборка рабочих мест;

- краткий опрашивание изученной темы;


1. С какими видами резьбы вам ознакомились?

2. Где они применяются?

- тавтология темы и цели урока;

- домашнее задание:

Повторить стр.27-29 и ответить на вопросы стр.30

Используемая методическая литература: —

1.Учебное фантом «Технология» В.Д.Симоненко 6 экономкласс стр.65-73.

2.Учебное фантом «основы художественного ремесла» В.А. Барадуллин Ю.В. Максимов стр.49-53.

3. научно-методический ревю «Школа и производство» №2 2002г. и №1 2004г.

Используемое оборудование: —

Столярные верстаки , собирание инструментов затем чтоб резьбы.

Краткое описание: — Урок абреже

Ресурс затем чтоб профильной школы: — Ресурс затем чтоб профильной школы

1. Организационная часть

- отслеживание учащихся по списку

- отслеживание готовности к уроку

- инструктаж ТБ

- тавтология пройденного материала

II. Основная часть.

1. Сообщение темы и цели урока

1. Геометрическая резьба.

2. Технология выполнения геометрической резьбы.

3. Подготовительные работы.

4. Выбор и торкретирование рисунка на поверхность изделия.

5. Правила безопасности труда.

6.Инструктаж по правилам безопасности текущий.

Практическая работа.

Отработка приемов резьбы (изготовление вешалки затем чтоб полотенца)

- отслеживание организации рабочего места и оберегание правил техники безопасности.

- отслеживание правильности выполнения трудовых приемов.

- проверить проводка учащимися самоконтроль.

Файлы: IMG_3373.JPG
Размер файла: 55687 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология