Автор конспекта:
Автор(ы): — Еремина Л.А.

Место работы, должность: — учитель географии МОУ СОШ № 58

Регион: — Пензенская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Описание трудностей покорения Северного полюса.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Задание 4.

1.Вмерзание судна в паковый лед.


2.Перемещение ледовых масс , дрейф.


3.Отношение к экспедиции других государств.


4. Оснащение корабля



5.Выработка электроэнергии

6. Конфликты в команде, стиснутых в тесных жилых помещениях (вдобавок у одного человека не было собственного спального места), а также постоянная депрессия Нансена.

7. Попытка на санях достигнуть Северного полюса.

19 мая 1894г. «Фрам» пересёк 81° с.ш., двигаясь в среднем со скоростью 1,6 мили в сутки. К концу лета 1894г. Нансен убедился, что судно не достигнет полюса в результате дрейфа.

8. 3 по 5 января 1895г. «Фрам» испытал сильнейшие за всю экспедицию ледовые сжатия

9. Старт 26 февраля 1895 г.

10. Попытка старта 28 февраля

11. К началу июня— времени таяния льдов, заканчивался и керосин

12. 28 августа 1895г. Нансен принял решение остаться на зимовку в неизвестной стране. Зимовка проходила с 28 августа 1895 по 19 мая 1896 года на мысе Норвегия (80.2, 55.61666780°12′ с.ш. 55°37′ в.д. / 80.2° с.ш. 55.616667° в.д. (G) (O) ) в западной части острова Джексона .

13. 12 июня едва не произошла катастрофа: полярники расположились на берегу для охоты, когда сильным ветром связанные каяки были унесены в море.

План Нансена был таков: построить судно возможно меньших размеров и возможно более прочное. Самое важное в судне— его способность выдерживать давление льда. Создано специальное судно с бортами округлой формы, чтобы давление льдов выжимало его на поверхность — « Фрам».

Нансен заявил, что предполагает существование морского трансполярного течения , проходящего от района Берингова пролива через околополюсное пространство в Гренландию . Согласно его расчётам, ледовые массы перемещаются от Новосибирских островов до Гренландии за 700 суток[3] :44. Это означало, что возможно практическое использование течения. На случай, если случится несчастье, и придётся эвакуироваться, или, напротив, экспедиция будет вынесена к берегам неизвестной суши, Нансен намеревался использовать ездовых собак [3] :

По просьбе Географического общества Главное гидрографическое управление прислало Нансену копии всех имеющихся в России карт полярных морей. Э.В.Толль лично в 1892 г. совершил тяжелейшую поездку на Новосибирские острова , где заложил для Нансена три эвакуационных базы.

На «Фраме» было восемь шлюпок, в том числе два баркаса длиной в 8,8м, имеющие палубы и оснащённые парусным вооружением. Они предназначались для продолжения дрейфа в случае гибели судна, поскольку могли вместить весь экипаж и большие запасы провианта и топлива.

Смонтирован ветрогенератор .

Попыткой бороться стало издание рукописной газеты Framsija.

1895г. отправился в санный поход.

Революция в способе передвижения по Арктике— собаки должны были тащить груз на нартах , люди идти налегке на лыжах, экономя силы. Данный метод впервые был применен для достижения Северного полюса. Создавались индивидуальные нарты и каяки по эскимосскому образцу.

Главной опасностью были торосы , был приказ очистить «Фрам» от торосов, жечь вокруг судна костры.

избранная конструкция нарт была ненадёжна

Также провалилась из-за аварии поперечин нарт. Кроме того, малое число собак (28) фактически заставляло проходить одну и ту же дистанцию шесть раз. Из-за этого были существенно сокращены запасы провианта (850кг.: на 120 суток для людей и всего на 30— для собак). Кроме того, полярные костюмы из волчьего меха были неудачно скроены, и Нансен с Йохансеном сильно потели. Нансен решился вернуться к шерстяным вязаным костюмам.

Нансен убил единственного за всю экспедицию тюленя-лахтака , так что можно было не экономить запасов и готовить на жировой лампе[

Нансен и Йохансен построили из моржовых шкур и камней землянку. Температура в землянке поддерживалась на уровне замерзания воды, единственным средством освещения и приготовления пищи была жировая лампа, сделанная из оковки полозьев нарт.

Нансен, рискуя жизнью, доплыл до каяков и вернул имущество, сложенное на их борту..

Большую роль играют технологические открытия Нансена. Он впервые в широком масштабе использовал опыт выживания эскимосов , а ряд его изобретений— лёгкие бамбуковые нарты с металлическими полозьями и аппарат для варки пищи и одновременной растопки питьевого льда с КПД = 90% используются до сих пор.

Факт, с которым сталкивались (ся)

Открытие Ф. Нансена (его название, суть

1. 19 мая 1894г. «Фрам» пересёк 81° с.ш., двигаясь в среднем со скоростью 1,6 мили в сутки.










2. Для исследований предполагался электрический галинограф для измерения солёности морской воды через еёэлектропроводность — изменение солёности определялось электродами , подключёнными к мембране телефона.

3. Наблюдения были совершенно необходимы для сверки судовых хронометров, поскольку узнать точное время после отправления экспедиции было невозможно.

4. 21 апреля Нансен и Йохансен обнаружили вмёрзшее в лёд лиственничное бревно.

5. Дрейф с 15 ноября 1895 года «Фрам» достиг 85°55’ с.ш., только 35км южнее крайней точки, достигнутой Нансеном в апреле того же года, а 28 ноября


6. Дрейф паковых льдов

На месте мелководного Полярного бассейна обнаружился океан глубиной до 3850 м[2] :256, то есть открыт глубоководный полярный бассейн, являющийся северным продолжением Атлантического океана . Океанографические и гляциологические исследования были самыми трудоёмкими, требуя участия всего экипажа. Бурение льда производилось через 10 дней (обычно 1-го, 10-го и 20-го числа каждого месяца), а промеры морских глубин— каждые 60 морских миль[1] :246. Для достижения глубины 3800м лотом требовалось не менее 2½ часов[1] :269. Следует также отметить, что Нансен не предполагал наличия таких глубин, в результате чего на «Фраме» не оказалось лот-линя подходящей длины, и его пришлось сделать на борту из запасных такелажных снастей: стальной трос был размотан на проволоки, из которых был сплетён лот-линь длиной 5000м. Все работы велись на льду при температуре−40°C[2

Окончательно опровергнуто предположение о существовании северного полярного континента или крупного архипелага .

Проведены комплексные климатические , гляциологические и прочие измерения в течение трёх лет подряд.

Уточнены северные границы архипелага Земля Франца-Иосифа , после обработки научных данных возникла новая научная дисциплина— физическая океанография

Первая полярная экспедиция XIX века , в ходе которой не было потеряно ни одного человека.

Был и маятниковый прибор для гравиметрических исследований, но им пришлось пользоваться в паковых льдах, что было сделано впервые в мире.

пользование прибором требовало абсолютной тишины: сигнал в телефонной трубке был очень слабым

Метод проверки судовых хронометров по времени наступления солнечного затмения был применён впервые в мировой практике[

Теория Нансена о дрейфе паковых льдов от сибирского побережья к Гренландии. Только таким образом аборигены Гренландии могли получать необходимую для хозяйственных целей древесину.

Главным научным открытием этого периода стало обнаружение тонких пластов глубинного льда, образующегося на границе горизонтов охлаждённой солёной воды и горизонта опреснённой воды при тихой погоде, когда не происходит их перемешивания

Огромную роль играет сила Кориолиса от вращения Земли . На основании анализа результатов экспедиции, в 1902 году[20] Нансен вывел два простых правила, описывающих скорость и направление дрейфа льда , известные как «правила Нансена», получившие широкое практическое применение в полярных экспедициях XX века.[21] Нансен также впервые подробно описал процесс роста и таяния паковых льдов, а также описал феномен «мёртвой воды».


Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

Задание 5.1.

Показатели

Р. Амундсен (1872–1928)

Р. Скотт (1868–1912)

События, предшествующие экспедиции на Южный полюс

Планировалась экспедиция на Южный полюс, но его обошел Пири, поэтому было принято решение путешествия в Антарктиду.

Влияние отца в детстве, торжественная клятва на могиле отца.

Экипировка в начале пути

Особая роль отводилась ездовым собакам.

Мотосани и пони (привязанность к пони с детства).

Даты начала пути, достижения Южного полюса и возвращения назад

Объявление планов экспедиции.

1. 10 ноября 1908

Отправление экспедиции

2. 3 июня 1910

Прибытие на Шельфовый ледник Росса

3. 14 января 1911

Базовый лагерь

4. Фрамхейм , Китовая бухта , 78° 30′ ю.ш.

Расстояние по прямой от базового лагеря до Южного полюса

5. от базового лагеря до Южного полюса 1285км

Старт экспедиции

6. 20 октября 1911

Южный полюс

7. 14 декабря 1911, 15:00 по времени экспедиции

Возвращение

8. 26 января 1912, 04:00:
Команда Амундсена в полном составе благополучно вернулась в базовый лагерь, пробыв в пути 99 дней

Отплытие из Антарктики

9. 30 января 1912

1. 13 сентября 1909

2. 16 июня 1910

3. 4 января 1911

4. Мыс Эванса , Остров Росса , 77° 38′ ю.ш.

5. 1381км

6. 1 ноября 191

7. 17 января 1912, 18:30 по времени экспедиции

8. тряд Скотта погибает на обратном пути
17 февраля 1912 умирает Э.Эванс от последствий черепно-мозговой травмы
16 марта 1912 Л. Оутс покончил жизнь самоубийством, уйдя в снежный буран
19 марта 1912 Скотт, Уилсон и Бауэрс остановлены снежной бурей в 18км от Склада Одной Тонны (79°29′ ю.ш.)
29 марта 1912: последняя запись в дневнике Скотта, вскоре члены экспедиции умирают, пробыв на леднике 144 дня
12 ноября 1912 тела погибших обнаружены отрядом Аткинсона

Экипировка в конце пути

Весь груз везли на себе.

Весь груз везли на себе.

Состав команды до начала пути

5 человек

4 человека планировалось, но в последний момент полюсная команда из 4 человек была дополнена пятым (Генри Бауэрсом), причём количество провианта и прочего снаряжения было рассчитано только на четверых.

Состав команды после возвращения

Команда Амундсена в полном составе благополучно вернулась в базовый лагерь, пробыв в пути 99 дней

Команда погибла

Научное наследие

Амундсен добился успеха с первого раза, продумав буквально каждую мелочь.Его путешествие к полюсу было разыграно, как по нотам. Между 80-м и 85-м градусами южной широты через каждый градус норвежцы заранее устроили склады с продовольствием и топливом. Путешественники двигались на санях, которые тащили ездовые собаки. Костюмы для участников похода были сшиты… из старых одеял. Идея Амундсена, неожиданная на первый взгляд, полностью себя оправдала — костюмы были легки и вместе с тем очень теплы. 14 декабря 1911 года в 3 часа дня норвежцы достигли Южного полюса.Они пробыли здесь три дня, проводя астрономические определения точного местоположения, чтобы исключить малейшую возможность ошибки.

Научные записи в дневнике , 16 килограммов редких геологических образцов Антарктиды, ценой человеческой жизни было проверено . что ни сани, ни пони не могут быть снаряжением таких экспедиций.

Задание 5.2.

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid black 1.0pt; mso-border-themecolor:text1; mso-border-alt:solid black .5pt; mso-border-themecolor:text1; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid black; mso-border-insideh-themecolor:text1; mso-border-insidev:.5pt solid black; mso-border-insidev-themecolor:text1; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

5.2. Защита Р. Амундсена и обвинение Р.Скотта

защита Р. Амундсена


обвинение Р.Скотта.

Позиция защиты

Аргумент

Позиция защиты

Аргумент

1.Экспедиция была продумана до мелочей.

1.К 1909 году

«Фрам» был капитально перестроен, но уже предназначался для новой экспедиции. Все приготовления держались в тайне.

2.Значительная часть провианта для экспедиции была поставлена норвежской армией .

3. Лыжные костюмы для членов экспедиции были сшиты из списанных армейских одеял, армия предоставила палатки и проч.

4. Единственный спонсор нашёлся в Аргентине: за счёт средств магната норвежского происхождения— дона Педро Кристоферсена, был закуплен керосин и множество припасов. Его щедрость позволила сделать Буэнос-Айрес главной базой «Фрама».

5. Основой плана Амундсена было использование промежуточных складов, сооружаемых на каждом градусе широты (на 84 градус ю.ш. было доставлено в марте 1911 года 1200кг провианта, в частности, тюленье мясо), а также использование ездовых собак в качестве тягловой силы и пищи для других собак и для людей.

6.Каждый член полюсной команды имел два костюма: эскимосский из оленьих шкур (были оставлены перед подъёмом на Полярное плато) и лыжный, сшитый из списанных армейских шерстяных одеял. Современные продувки манекенов в аэродинамической трубе показали, что костюмы Амундсена защищали от холода и ветра на 25% лучше, чем используемые другими экспедициями.

Экспедиция носила скорее опытный характер, что повлекло за собой потери людей и животных.

1.Нехватка горючего . Емкости, в которых находился оставленный на складах керосин, деформировались из-за мороза и керосин начал испаряться. За 11 миль до очередного склада (склада «Одной Тонны») где их уже поджидала вспомогательная группа) экспедиция Скотта имела запас керосина на 1 день, и еды на 3 дня. Однако разразившаяся буря не позволила совершить последний переход.

2. Невозможность использования пони как тягловой силы. Ставка на пони как на главную тягловую силу. Из доставленных в Антарктику 19 животных, 9 погибли ещё до начала экспедиции. Их чувствительность к холодам определила более поздние сроки начала похода к Южному полюсу и массу снаряжения, которая могла быть заложена в склады.

3. В последний момент полюсная команда из 4 человек была дополнена пятым (Генри Бауэрсом), причём количество провианта и прочего снаряжения было рассчитано только на четверых.

4. Рацион питания был сильно занижен в плане калорийности, и не содержал витамина С. Члены полюсной группы заболели цингой ещё до достижения полюса.

5. Погода в сезон 1911—1912гг. была аномально холодной, ранняя зима ускорила гибель членов экспедиции.

6. Сложность транпортной системы. Скотт предполагал использовать пони, мотосани и собак. В результате три четверти пути люди тащили всё снаряжение на себе. По мнению Салливана, этот фактор оказался решающим в провале полярной гонки.


Файлы: Памятник Нансену в Москве.docx
Размер файла: 1014788 байт.

Рубрики: История Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология