Автор конспекта:
Автор(ы): — Авдеева О.Н.

Место работы, должность: — МБОУ «ООШ № 25″, учитель истории и обществознания.

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25»

ГЕРОИ ВОЙНЫ — КТО ОНИ?

( музейный урок, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Подготовлен и проведен руководителем школьного

краеведческого музея

Авдеевой О.Н.

СТАРЫЙ ОСКОЛ

2010

Цель: на примерах документов, литературных произведений и жизненных впечатлений показать героев Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Формирование чувства гордости за свой народ и страну, ее героев.
  • Развитие навыков работы с документами, дополнительной литературой, умения отбирать, оценивать, анализировать материал, способности общаться, отстаивать собственную позицию.
  • Воспитание ответственности и служения, любви и преданности Отечеству.
  • Оборудование: портреты Г.К. Жукова, Н.Ф. Ватутина, репродукции картин художников о Великой Отечественной войне, плакат «Родина – мать зовет» И.Тоидзе, выставка книг о войне, портреты А. Матросова, И. Иванова, А.Горовца, детские рисунки о войне, выставки из школьного краеведческого музея « Награды дедов, братьев», «Старооскольцы – Герои Советского Союза», « Эхо Великой Отечественной войны», карта города Старого Оскола, записи песен военных лет « Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы, « Их восемь, нас – двое» В. Высоцкого, песня в исполнении И. Кобзона «Поклонимся великим тем годам», плакат с изображением радуги для проведения рефлексии.

    Подготовительный этап: 1. Оформление выставки книг о Великой Отечественной войне, выполнение рисунков на заданную тему.

    2. Подбор материалов о подвигах Александра Матросова, Николая Гастелло, Александра Горовца, 17 — ти героев- бронебойщиков и других героев.

    3. Музыкальное оформление.

    4. Приглашение ветеранов и очевидцев Великой Отечественной войны.

    5. Изготовление памятных сувениров для поздравления ветеранов (бумажных голубей).

    Участники: обучающиеся 9 «А» класса.

    Продолжительность музейного урока 45 минут.

    План проведения музейного урока.

  • Вступительное слово руководителя музея о войне.
  • Актуализация знаний школьников о войне.
  • Рассказы детей о подвигах героев – летчиков.
  • 4. Прослушивание записи песни В. Высоцкого «Их восемь, нас — двое» с последующим обсуждением.

    5. Подвиг Александра Матросова и 17-ти воинов-бронебойщиков.

    6. Выступление ветерана ВОВ.

    7. Просмотр музейных выставок « Награды дедов, братьев», «Эхо Великой Отечественной войны», «Старооскольцы – Герои Советского Союза».

    8. Подведение итогов музейного урока.

    9. Рефлексия.

    Ход музейного урока

    1.Вступительное слово руководителя музея о Великой Отечественной войне.

    Звучит песня « Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы, на ее фоне руководитель музея произносит слова:

    Горит и кружится планета,

    Над нашей Родиною дым,

    И, значит, нам нужна одна победа,

    Одна на всех. Мы за ценой не постоим!

    Так заканчивается песня. За ценой не стояли, бились насмерть наши воины в той страшной войне, которую 22 июня 1941 года, на рассвете, без объявления войны начала фашистская Германия. Вдоль многокилометровой советской границы загремела германская артиллерия, мощный бомбовый удар обрушила авиация, перешли в наступление части вермахта. И в первый день войны было уничтожено 1200 советских самолетов и сотни танков. Война коренным образом изменила жизнь городов и сел, поставила людей в экстремальные условия, заставила привыкать к обстановке, которая еще совсем недавно казалась им невозможной. На улицах стихали веселые песни. Стали строже лица, сдержаннее речь. С этого момента горе вошло в каждую семью. На всех предприятиях прошли митинги и собрания. В военкоматы страны устремились призывники и добровольцы…

    3 июля 1941 года перед советским народом по радио выступил И.В. Сталин. Свою речь он закончил словами: « Все силы народа – на разгром врага! Вперед, за нашу победу!». Народ к его выступлению отнесся по-разному. Одни, расстреляв все патроны, бросались на фашистов со штыками — и погибали. Другие, засыпанные землей в окопах, оглушенные снарядами, минами и бомбами умирали, но врагу не сдавались. Были и такие, кто переходил на сторону немцев, но их было очень мало. Основная часть народа била врага, не жалея себя. Оставшиеся в тылу, отправляли на фронт своих мужей, сыновей и братьев, работали… работали, чтобы помочь тем, кто на фронте, работали, чтобы спасти свою Родину.

    2. Актуализация знаний школьников о войне.

    1.Когда и в связи с чем был принят план «Барбаросса»? Что он предусматривал?

    2. Чем можно объяснить успех фашистской Германии в начале войны?

    3. Назовите основные сражения Великой Отечественной войны, кодовые названия операций, когда и где проходили?

    (Ученики отвечают на вопросы)

    4.Когда фашисты пришли в наш город Старый Оскол? (3 июля 1942 года).

    Р у к о в о д и т е л ь м у з е я.

    Самое главное знают все, что война, любая война – это не набор каких-то абстрактных понятий, а смерть и страдания человека, такого, как каждый из нас. Тема нашего урока «Герои войны – кто они?». Мы поговорим о том, как повлияла война на судьбы людей, как круто она изменила жизнь людей, поразмышляем о подвигах героев, о мужестве, о героизме.

    (Зачитывается эпиграф к уроку)

    На старой, милой нам Земле

    Есть много мужества. Оно

    Не в холе, воле и тепле,

    Не в колыбели рождено…

    К. Симонов

    Нет героев от рождения,

    Они рождаются в боях.

    А. Твардовский

    Р у к о в о д и т е л ь м у з е я. (Обращаясь к детям)

  • Ребята, как вы понимаете значение слов «герой», «подвиг», «мужество»?
  • (Ученики отвечают, их ответы записываются маркером на листе ватмана).

  • Давайте обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова и найдем значения этих слов.
  • «Герой — выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги».

    «Мужество — храбрость, присутствие духа в опасности».

    «Подвиг – героический, самоотверженный поступок».

    3. Рассказы детей о подвигах героев.

    Это было всегда: в суровый час беды народной наши соотечественники, оставив дом, шли на поле брани и вставали на нем железа крепче. Так было и в Великой Отечественной войне. Сегодня можно назвать тысячи и тысячи имен, чьи подвиги стали легендой ее.

    1-й чтец. С первых минутвойны враг встретил упорное и отчаянное сопротивление. Ожесточенный характер носили бои в воздухе. На рассвете 22 июня звено 46-го истребительного полка, ведомое старшим лейтенантом И.И. Ивановым, перехватили вражеские бомбардировщики. Израсходовав боеприпасы, Иванов винтом своей машины срезал хвост у самолета противника. Это был один из первых воздушных таранов.

    2-й чтец. Ради нанесения наибольшего урона врагу наши летчики сознательно направляли свои подбитые и горящие самолеты на скопления живой силы и техники противника. Первый такой огненный таран совершил на третий день войны капитан Г.А. Храпай. Он направил свой пылающий самолет на середину моста, уничтожив находившихся там гитлеровцев и их боевую технику. Вскоре подобный подвиг совершил экипаж бомбардировщика капитана Н.Ф. Гастелло. После Гастелло так же оборвут свой полет более 500 экипажей (1457 человек).

    3-й чтец. Во время сражений на Огненной дуге наша авиация добилась полного господства в воздухе и сохранила его до окончательной победы над фашистской Германией. В небе Белгородчины сражались летчики 2-й, 5-й и 17 –й воздушных армий. Среди них прославленный Алексей Маресьев. В небе Белгородчины открыл свой боевой счет и трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. 6 июля 1943 года в небе над хутором Зоринские Дворы совершил беспримерный подвиг лейтенант Александр Горовец. Девять фашистских самолетов сбил в одном бою бесстрашный советский ас. Такой победы не одерживал ни один летчик в мире.

    4-й чтец. Война – жесточе нету слова.

    Война – печальней нету слова.

    Война – святее нету слова

    В тоске и славе этих лет.

    И на устах у нас иного

    Еще не может быть и нет. ( Александр Твардовский)

    4. Прослушивание записи песни В. Высоцкого «Их восемь, нас — двое» с последующим обсуждением.

    Вопросы для беседы:

  • Почему песня Владимира Высоцкого имеет такое название?
  • Какие образы всплывают у вас?
  • Можно ли дать другое название песни? Какое?
  • 5. Подвиг Александра Матросова и 17 –ти воинов-бронебойщиков.

    5-й чтец.1943 год. Это год ко­ренного перелома в Великой Отечественной войне, год, когда немецкое командование стало перед фактом поражения.

    23 февраля 1943г. утром начался бой за деревню Чернушки, в ходе кото­рого Александр Матросов совершил великий подвиг. Александр Матвее­вич Матросов родился 5 февраля 1924г. в городе Екатеринославе (Днепро­петровск). Рано лишившись родителей, он с 1935 по февраль 1940-го вос­питывался в Ивановском детском доме неподалеку от города Ульяновска. До ухода в армию около двух лет учился в Уфимской трудовой колонии (где воспитывались дети, не имевшие родителей), отличался примерным поведением, успеваемостью, добросовестным отношением к работе. В на­чале войны Саша работает слесарем на мебельной фабрике, перестроив­шей производство на выполнение фронтовых заказов.

    Матросов рвется на фронт, пишет многочисленные заявления с просьбой взять его добровольцем. Ответ был однозначным — молод. В сен­тябре 1942г. Александр получил долгожданную повестку.

    Эшелон, в котором Александр Матросов ехал на фронт, 12февраля 1943г. прибывает на станцию Земцы, что в Калининской области, неподалеку от города Нелидово. Пополнение направляют в 91-ю отдельную стрелковую бригаду 22-й армии Калининского фронта, находящегося в резерве. Алек­сандра определяют автоматчиком во второй батальон, во взвод гвардии лей­тенанта Л. Королева. Вскоре бригада совершает многокилометровый марш на псковскую землю. Новое сосредоточение — Большой Ломовский бор. Отсюда бойцам бригады предстояло наступать на деревню Чернушки Лок-нянского района, освободить ее и, продвигаясь дальше, перерезать желез­нодорожную линию Насва-Локня.

    6-й чтец.

    Увязая в снегу, вытягивались из Большого Ломовского бора для атаки батальоны советской 91-й стрелковой бригады. Вражеский огонь остано­вилих у деревни. Его удалось подавить. Только один дзот, прикрывавший подходы к центру деревни, продолжал еще «огрызаться». Губительные оче­реди иссекли автоматчиков, посланных уничтожить его.

    И тут многие увидели движущегося по снегу солдата. Подобравшись совсем близко к вражескому укрытию, он бросил одну за другой несколько гранат. Потом полоснул из автомата, снова нажал на спусковой крючок ППШ и не отпускал его, пока короткий затвор не замер, выбросив последнюю прострелянную гильзу. А вражеский пулемет не давал поднять головыраспластавшимся в снегу людям. И тогда поднялся солдат в полный рост, распахнул ватник, и рванулся вперед. Мгновенно преодолев несколько оставшихся метров, он притиснулся телом к продолговатой дымной щели. Пули впились в его грудь, как рассказывали очевидцы случившегося, про­щли насквозь, но не отбросили от амбразуры. Часы показывали 11 часов 15 минут. Подразделение вновь поднялось в атаку, населенный пункт был взят, боевая задача выполнена. Это был первый и последний бой 19-ти летнего Александра Матросова.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР Александру Матросову 19 июня 1943 г. «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом, проявленные при этом отвагу и героизм» присваивается звание Героя Советского Союза.

    Р у к о в о д и т е л ь м у з е я.

    Наш город и его жители внесли достойный вклад в Великую Победу. И не важно было это на линии фронта, в тылу врага, в оккупации – все равно это был подвиг.

    (Используется карта-схема из школьного музея «Освобождение Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков»)

    Освобождение Староосколья началось со второй половины января 1943 года. Вечно будет жить в памяти жителей города подвиг солдат у Майсюковой будки. В восьми километрах от города у разъезда Набокино при освобождении Старого Оскола 17 воинов – бронебойщиков сдержали натиск вражеской колонны, состоящей из 500 гитлеровцев, стремящихся выйти из окружения.

    1-й чтец. Разъезд…

    В трех шагах перед будкой

    Холодная сталь полотна.

    Зима сорок третьего… жутко.

    Колючего снега волна

    Накрыла цепь жидких окопов

    И город на белых холмах.

    Стальная труба перескопа

    Застыла в солдатских руках.

    Тревожно:

    Нестройной колонной

    На город идет лютый враг,

    Серны, словно сажа, знамена.

    2 — й чтец.

    Над будкою алый наш флаг

    Братается с голубизною

    Оскольских бездонных небес.

    По полю волна за волною

    Штыков надвигается лес.

    А против – всего лишь семнадцать

    Бесстрашных российских сынов.

    Семнадцать

    Обветренных пальцев

    Коснулись холодных курков.

    Р у к о в о д и т е л ь м у з е я. Из 17 героев погибли 13.

    В названиях улиц нашего города есть те, что названы в честь героев Великой Отечественной войны. Ребята, назовите эти улицы.

    (Используется карта Старого Оскола, ученики называют улицы, показывают их на карте города).

    6. Выступление ветерана ВОВ.

    Руководитель музея. Сегодня у нас в гостях очевидец тех страшных событий, ветеран Великой Отечественной войны, который знает о войне не по наслышке, Котенев Виктор Сергеевич. И сейчас я предоставляю ему слово.

    (Рассказ ветерана, его ответы на вопросы школьников).

    7. Просмотр музейных выставок « Награды дедов, братьев», «Эхо Великой Отечественной войны», «Старооскольцы – Герои Советского Союза».

    (Руководитель музея дает краткую характеристику предметам на выставке, отвечает на вопросы присутствующих).

    8. Подведение итогов музейного урока.

    Руководитель музея.

    Героев наградили орденами, медалями, званиями, в их честь названы улицы, площади, корабли…Нужно ли это мертвым? – Нет! Это нужно живым.

    -Почему нельзя забывать о войне?

    (Дети дают ответы на этот вопрос, тихо звучит песня «Нам нужна одна победа»).

    Рекомендация книг о Великой Отечественной войне.

    9.Рефлексия.

    Руководитель музея. ( Тихо звучит песня в исполнении И. Кобзона «Поклонимся великим тем годам»).Наш урок заканчивается. Ребята! У вас на столах лежат разноцветные полосочки бумаги. Возьмите ту полоску, которая соответствовала вашему настроению и прикрепите ее на нашу радугу (на листе ватмана изображена радуга, дети прикрепляют выбранные полоски бумаги, в конце подводится итог по количеству цветов).

    А теперь давайте выразим пожелания нашему гостю Виктору Сергеевичу Котеневу. ( Дети встают, по очереди говорят пожелание и вручают памятные сувениры – голубей, сделанных своими руками).

    Руководитель музея объявляет урок законченным и благодарит всех за внимание.

    Список использованной литературы:

    Антуфьева О.А. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. 5-11 классы. Воронеж, 2006.

    Аскел А. Герои России,1941-1945. М., 2002.

    Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле». Белгород, 1996.

    Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. М.: Просвещение, 2007.

    Мемориал в честь героев Курской битвы. Белгородское направление. Белгород, 1996.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.

    Тип урока: — Урок закрепления знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 25

    Краткое описание: — 3. Рассказы детей о подвигах героев – летчиков. 4. Прослушивание записи песни В. Высоцкого «Их восемь, нас — двое» с последующим обсуждением. 5. Подвиг Александра Матросова и 17-ти воинов-бронебойщиков. 6. Выступление ветерана ВОВ. 7. Просмотр музейных выставок « Награды дедов, братьев», «Эхо Великой Отечественной войны», «Старооскольцы – Герои Советского Союза».

    Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

    Файлы: Урок обществознания в 9 классе.doc
    Размер файла: 76800 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология