Автор конспекта:
Автор(ы): — Перевозная Ольга Викторовна

Место работы, должность: — МОУ-СОШ№1 г.Маркса

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Краткое описание: — подготовка к ГИА

Вариант 3

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9.

(1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна, последняя. (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на крохотном островке в Балтийском море, где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.

(4)Война застала на острове нескольких актёров – мужчин и женщин. (5)Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. (6)Ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.

– (7)Хорошо, – скажете вы, – в темноте, конечно, можно расслышать пение или музыку, но непонятно, как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу. (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?

(9)Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и

выдумки. (10)Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных электрических фонариков, и лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое в зависимости от того, кто из актёров в это время говорил.

(11)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.

(12)Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда, что лежала на краю моря, как забытый маяк.

(13)…Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. (14)На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям.

(15)Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос ответил:

– (16)А Паганини играл и на одной струне…

(17)Паганини! (18)Разве Егоров мог равняться с ним, с великим

музыкантом!

(19)Всё же он медленно поднял скрипку к плечу. (20)Звезда спокойно горела на краю залива. (21)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда.

(22)Егоров заиграл, и неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

(23)Тотчас вспыхнули электрические фонарики. (24)Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. (25)Играть было легко, будто сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной скрипке.

(26)В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.

(27)И последняя струна, действительно, не выдержала силы звуков и порвалась. (28)Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. (29)Скрипка замолчала надолго. (30)И свет фонариков погас.

(31)Толпа слушателей только вздохнула.

(32)Егорову не на чем было играть, он стал обыкновенным бойцом

в обыкновенном отряде. (33)И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину.

(34)Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое

байковое одеяло и передали лётчику, улетавшему в Ленинград.

(35)В Ленинграде лётчик отнёс скрипку известному дирижёру. (36)Тот взял её двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

– (37)Я передам её лучшему скрипачу нашего оркестра, – сказал лётчику дирижёр.

(38)Где теперь эта скрипка – я не знаю. (39)Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами. (40)Она играет, заставляя сердца слушателей дрожать, потому что в каждом сердце есть струна, которая обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.

(По К. Паустовскому)1

1Паустовский Константин Георгиевич (18921968) – русский писатель, мастер романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Егоров стал играть на одной струне?»

1) «Играть было легко, будто сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной скрипке».

2) Егоров захотел соперничать в мастерстве с Паганини.

3) Егоров хотел оказаться в центре зрительского внимания, чтобы на него «наводили лучи фонариков».

4) В тяжёлые военные будни людям нужна была музыка, и Егоров не мог обмануть их ожидания и разочаровать зрителей.

А2.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «отбивать» (предложение 5).

1) вернуть себе силой

2) ударами размягчить

3) удалить, распространить

4) отразить встречным ударом

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.

2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.

3) Скрипка замолчала надолго.

4) И свет фонариков погас.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове АКТЁРЫ (пр.7) буква Ё обозначает один звук.

2) В слове ОТДАЛ (пр.33) буква Т обозначает звонки согласный звук [д].

3) В слове КАРМАННЫХ (пр.10) количество звуков и букв совпадает.

4) В слове ИЗВЕСТНОМУ (пр.35) согласный звук [т] является непроизносимым.

А5. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

1) задрожало 3) равняться

2) положили 4) росла

А6.В каком слове правописание приставки зависит от её значения?

1) вспыхнули 3) непрерывные

2) отбивали 4) вспыхнули.

А7. В каком слове правописание суффикса подчиняется правилу

«В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

1) неожиданно 3) раненые

2) карманных 4) изуродованной

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1 – В9 записывайте цифрами или словами

В1. Замените разговорное слово «крохотный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

B2 Замените словосочетание «струны на скрипке» (предложение 1),построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

В4. Среди предложений 32–36 найдите предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованывсе запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

– Хорошо,(1)– скажете вы,(2) – в темноте,(3) конечно,(4) можно слушать

пение или музыку,(5) но непонятно,(6) как актёры ухитрялись разыгрывать

спектакли в ночном лесу.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В коротком антракте войны,(1) в глухом лесу,(2) где пахло гарью,(3) звенела и росла мелодия Чайковского,(4) и от её томительного напева,(5)казалось,(6) разорвётся,(7) не выдержит сердце.

В 8. Среди предложений 10–14 найдите сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этогопредложения

В9. Среди предложений 35–40 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

C2.1

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете

смысл финала текста: «Она играет, заставляя сердца слушателей

дрожать, потому что в каждом сердце есть струна, которая обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Рубрики: Русский язык Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология