Автор конспекта:
Автор(ы): — Возова Зинаида Геннадьевна
Место работы, должность: — МАОУ СОШ № 153, учитель химии
Регион: — Челябинская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Химия
Цель урока: —
изучить сущностьгидролизасолей в водных растворах
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
О.С. Габриелян
Используемое оборудование: —
таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, инструктивные карты,мультимедийный проектор, персональный компьютер, документ-камера, при подготовке и проведении урока используются информационные и иллюстративные материалы Интернет-ресурсов.
Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word используются для подготовки материалов к уроку.
Используемые ЦОР: —
Авторская презентация
Краткое описание: — презентация к уроку "Гидролиз"
Класс:11 (2 урока)
Тема: Гидролиз
Цель: изучить сущностьгидролизасолей в водных растворах.
Задачи:
Образовательные
- Усвоение учащимися системы знанийи представление о гидролизе органических и неорганических веществ;
- Формирование на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и навыковв определении типа соли, типа гидролиза, реакции среды растворов;
- Применять теоретические и фактологические знания (сведения о неорганических и органических веществах и химических процессах);
- Составление химических формул и уравнений по теме гидролиз;
- Уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности.
- Показать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов.
Развивающие
- Умение мыслить, анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать;
- Развивать познавательный интерес в процессе приобретения химических знаний, научиться самостоятельно оценивать наблюдаемые явления.
Воспитательные
- Формирование мировоззрения учащихся, систему взглядов и убеждений;
- Воспитывать убеждённость в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью.
Тип урока: комбинированный (эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский)
Формы работы учащихся:
· Участие в беседе.
· Изучение с помощью подготовленных учителем материалов темы.(презентация), заполнение инструктивных карт.
· Проведение эксперимента.
- Самостоятельная работа. (тест)
- Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент
Обоснование значения изучаемой темы и цели урока, мотивация учебной деятельности.
Слайд№1 Учитель:Тема, изучению которой посвящен сегодняшний урок: «Гидролиз солей». Она логически продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории растворов. Понимание процессов, происходящих при гидролизе солей, необходимо для объяснения явлений, происходящих в живых организмах, природных комплексах и системах. Многие вопросы биологии, медицины, гидрологии связаны с явлением гидролиза солей, поскольку он является основой их устойчивости и равновесия.Слайд№2
Воспроизведение основных положений изученного на предыдущих уроках материала и домашнего задания.
Слайд№3-4 Учитель: Как и любой вопрос, имеющий большое практическое значение и применение, гидролиз основан на теории, а именно теории протекания химических явлений, теории растворов. Поэтому мы должны повторить основные идеи и понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока.
Индивидуальный опрос учащихся по вопросам домашнего задания:
Сильные и слабые электролиты (работа с динамическим пособием).
Составление уравнений диссоциации солей: Na HSO4, NaCl, Ca(OH)Cl.
·
Объяснение нового материала
План
1. Гидролиз солей, его механизм.
2. Типы солей по отношению к воде.
3. Способы усиления и подавления гидролиза.
4. Закрепление.
Теория
Учитель:
1.Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.Слайд№5
Соли – это ионные соединения, при попадании в воду они диссоциируют на ионы. В водном растворе эти ионы ГИДРАТИРОВАНЫ – окружены молекулами воды.
Обнаружено, что водные растворы многих солей имеют не нейтральную среду, а либо слабокислую, либо щелочную.
Объяснение этого – взаимодействие ионов соли с водой. Этот процесс называется ГИДРОЛИЗОМ.
2. По отношению к воде соли можно разделить на 4 группы:Слайд№6-9 (заполнение инструкционных карт)
1) Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой — НЕГИДРОЛИЗУЕТСЯ, в растворе только диссоциирует на ионы. Среда нейтральная.
ПРИМЕР: Не гидролизуются соли — NaCl, KNO3, RbBr, Cs2SO4, KClO3, и т.п. В растворе эти соли только
диссоциируют:
Cs2SO4 à 2Cs++SO42-
2) Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой
— гидролиз ПО АНИОНУ. Анион слабой кислоты отрывает от воды ионы водорода, связывает их. В растворе образуется избыток ионов ОН- — среда щелочная.
ПРИМЕР: Гидролизу по аниону подвергаются соли — Na2S, KF, K3PO4 , Na2CO3, Cs2SO3, KCN, KClO, и кислые соли этих кислот.
K3PO4 – соль, образованная слабой кислотой и сильным основанием. Гидролизуется фосфат-анион.
PO43- + НОН ⇄ НРО42-+ОН-
K3PO4 + Н2О ⇄ К2НРО4 + КОН
(это первая ступень гидролиза, остальные 2 идут в очень малой степени)
3) Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой — гидролиз ПО КАТИОНУ. Катион слабого основания отрывает от воды ион ОН-, связывает его. В растворе остаётся избыток ионов H+ — среда кислая.
ПРИМЕР: Гидролизу по катиону подвергаются соли — CuCl2, NH4Cl, Al(NO4)3, Cr2(SO4)3 .
CuSO4 – соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой. Гидролизуется катион меди:
Cu+2 + НОН ⇄ CuOH+ +H+
2CuSO4+2H2O ⇄ (CuOH)2SO4 +
H2SO4
4) Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой — гидролиз И ПО КАТИОНУ И ПО АНИОНУ.
Если какие-либо из продуктов выделяются в виде осадка или газа, то гидролиз необратимый, если оба продукта гидролиза остаются в растворе — гидролиз обратимый.
ПРИМЕР: Гидролизуются соли –
Al2S3,Cr2S3(необратимо):
Al2S3 + H2O à Al(OH)3¯+ H2S
NH4F, CH3COONH4(обратимо)
NH4F + H2O ⇄NH4OH + HF
http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/12dc6439-2e63-3d56-d368-5df0c766c663/index.htm
http://school-collection.edu.ru ,
Взаимный гидролиз двух солей.Слайд№10-11
Он происходит при попытке получить с помощью обменной реакции солей, которые в водном растворе полностью гидролизованы. При этом происходит взаимный гидролиз:
2AlCl3 + 3K2S + 6H2O à 2Al(OH)3¯+ 3H2S↑ + 6KCl
2Al3+ + 3S2- + 6HOH à 2Al(OH)3¯+ 3H2S↑
(Fe3+, Cr3+) (SO32-, CO32-) (SO2, CO2)
Характеристика процесса гидролиза:Слайд№12
1) Процесс гидролиза является обратимым, протекает не до конца, а только до момента РАВНОВЕСИЯ;
2) Процесс гидролиза – обратный для реакции НЕЙТРАЛИЗАЦИИ, следовательно, гидролиз — эндотермический процесс (протекает с поглощением теплоты).
KF + H2O ⇄HF + KOH – Q
Какие факторы усиливают гидролиз?Слайд№13-15
1. Нагревание – при увеличении температуры равновесие смещается в сторону ЭНДОТЕРМИЧЕСКОЙ реакции – гидролиз усиливается;
2. Добавление воды – т.к. вода является исходным веществом в реакции гидролиза, то разбавление раствора усиливает гидролиз.
Как подавить процесс гидролиза?Слайд№16-19
Часто необходимо не допустить гидролиза. Для этого:
Пример: как подавить гидролиз хлорида алюминия?
Хлорид алюминия AlCl3 – это соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой – гидролизуется по катиону:
Al+3 + HOH ⇄ AlOH +2 + H+
Среда – кислая. Следовательно, для подавления гидролиза необходимо добавить еще кислоты. Кроме того, следует сделать раствор наиболее концентрированным.
Закрепление
Демонстрация опыта с использованием документ-камеры
Самостоятельная работа учащихся
Вопрос.Объясните, почему на поверхности гранулы цинка, помещенной в раствор хлорида цинка, появились пузырьки газа?
Мысленный эксперимент. Подумайте, что произойдет при опускании кусочка цинка в раствор хлорида цинка. Составьте возможные уравнения реакций.
Задание.Какие процессы могут протекать при добавлении раствора карбоната натрия к раствору сульфата алюминия. Запишите уравнение реакции.
Тест
1. В растворе йодида цинка лакмус имеет окраску
1) красную 2) синюю 3) зелёную 4) фиолетовую
2. В растворе нитрата алюминия метилоранж имеет окраску
1) красную 2) жёлтую 3) оранжевую 4) бесцветную.
3. Лакмус станет синим в растворе
1) сульфида калия 2) сульфата натрия 3) хлорида цинка 4) нитрата магния
4. Фенолфталеин приобретёт малиновую окраску в растворе
1) сульфата меди (II) 2) хлорида калия 3) карбоната натрия 4) нитрата бария
5. Гидролиз какой соли описывается уравнением S2- + H2O ⇄HS- + OH-
1) Сульфида алюминия 2) Сульфида аммония 3) Гидросульфида натрия 4) Сульфида натрия
6. Установите соответствие между солью и окраской лакмуса в её водном растворе:
НАЗВАНИЕ СОЛИ ОКРАСКА ЛАКМУСА
1) LiCl А) фиолетовая
2) CH3COONa Б) синяя
3) Al(NO3)3 B) красная
4)K2SiO3 Г) оранжевая
7. Установите соответствие между формулой соли и её способностью к гидролизу.
ФОРМУЛА СОЛИ СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ
1) NН4NO3 А) по катиону
2) NаI Б) по аниону
3) СН3СООК В) по катиону и аниону
4) Аl2S3 Г) гидролизу не подвергается
5) Ва(NO2)2
AdbeRdr1014_en_US (1).exe
http://ardownload.adobe.com/pub/adobe/reader/win/10.x/10.1.4/enUS/AdbeRdr1014_en_US.exe
PPK_chemistry.doc
http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_material/PPK_chemistry.doc
025.wmv
http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/12dc6439-2e63-3d56-d368-5df0c766c663/025.wmv
0021.wmv
http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/18fa472e-d890-67d3-166b-f8a59863c8a6/0021.wmv
14. Домашнее задание
Тесты для подготовки к ЕГЭ
Вопросы с выбором ответа
25-1. При сливании растворов хлорида алюминия и карбоната натрия…
1) образуется только осадок, а газ не выделяется 2) образуется осадок и выделяется газ
3) выделяется газ, а раствор остается прозрачным 4) ничего не происходит
25-2. В водных растворах не подвергается гидролизу
1)сульфат натрия 2)сульфат алюминия 3)сульфит натрия 4)сульфат меди
25-3. В водных растворах не подвергается гидролизу хлорид
1) меди 2) бария 3) цинка 4) бериллия
25-4. В водных растворах необратимо гидродролизуются
А) нитрат железа(III) Б) нитрат железа(II) В) фосфат натрия
Г) сульфид алюминия Д) силикат аммония Е) нитрат цезия
1) А, Б, Е 2) В, Д 3) Г 4)Г, Д
25-5. Гидролиз по аниону имеет место в водных растворах:
А) K2SO4 Б) FeSO4 В) Na2CO3 Г) CH3COONa Д) K2S Е) FeCl3
1) А, Б, Е 2) В, Г, Д 3) Г, Д 4) В, Д
25-6.Полному и необратимому гидролизу подвергается
1) сульфид алюминия 2) силикат натрия 3) сульфид калия 4) хлорид бария
25-7. Какое вещество полностью гидролизуется в водном растворе?
1)СuSО4 2)НNО3 3) КСl 4) Аl2S3
25-8. И анион, и катион гидролизуются в растворе соли
1) силикат натрия 2) сульфид аммония 3) ацетат калия 4) хлорид меди(II)
25-9. Только анион гидролизуется в растворе соли
1) ацетат аммония 2) иодид калия 3) бромид алюминия 4) фторид натрия
25-10. Соль, которая гидролизуется не по аниону — это 1) ВаСl2 2) CuCl2 3) CaCl2 4) К2НРО4
25-11. При растворении в воде хлорида цинка среда становится
1)нейтральной 2) кислой 3) щелочной 4) слабощелочной
25-12. При растворении в воде сульфида калия среда становится
1)нейтральной 2) кислой 3) щелочной
25-13. При растворении в воде алюмокалиевых квасцов среда становится
1)нейтральной 2) кислой 3) щелочной
25-14. Щелочную среду имеет раствор
1) сульфата калия 2) силиката натрия 3) хлорида цинка 4) нитрата аммония
25-15. Кислая среда в растворе 1) КI 2) NaF 3) NaNO2 4) CuSO4
25-16. Нейтральную среду имеет водный раствор 1) K2SiO3 2)CaCl2 3) NH4NO3 4)ZnSO4
25-17. Нейтральная среда в растворе
1) сульфита калия 2) нитрата натрия 3) ацетата натрия 4) фторида калия
25-18. Кислую среду имеет водный раствор
1)нитрата меди (II) 2)нитрата бария 3)ацетата калия 4)карбоната натрия
25-19. Кислую среду имеет раствор
1) ацетата натрия 2) хлорида бария 3) фосфата калия 4) бромида меди (II)
25-20. Кислая среда в растворе 1) NаНСО3 2) FеС13 3) Na3PO4 4) KCl
25-21.Щелочную среду имеет водный раствор:
1) фторида калия 2) хлорида алюминия 3) бромида натрия 4) хлорида цинка
25-22. Кислую среду имеет водный раствор 1) Na3PO4 2) KCl 3) Na2CO3 4) ZnSO4
25-23.Среда раствора карбоната калия
1) щелочная 2) кислая 3) нейтральная 4) слабокислая
25-24.Одинаковую реакцию среды имеют растворы хлорида меди (II) и
1) хлорида натрия 2) ацетата кальция 3) хлорида калия 4) нитрата цинка
25-25. Лакмус становится красным в водном растворе
1) Ca(NO3)2 2) Na2SiO3 3) CrCl3 4) K2S
В3 Установить соответствие
3-1. Установите соответствие между формулой соли и средой ее водного раствора.
ФОРМУЛА СОЛИ СРЕДА РАСТВОРА
А)K2SO4 1)нейтральная
Б)CrCl3 2)кислая
В)Li2CO3 3)щелочная
Г)NH4Br
3-2. Установите соответствие между солью и ее способностью к гидролизу.
СОЛЬ СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ
1) SrCl2 А) по катиону
2) NH4F Б) по аниону
3) CuSO4 В) по катиону и аниону
4) СН3СООNa Г) гидролизу не подвергается
3-3. Установите соответствие между составом соли и типом ее гидролиза в водном растворе
СОСТАВ СОЛИ ТИП ГИДРОЛИЗА
1) нитрат цинка А) по катиону
2) карбонат натрия Б) по аниону
3) хлорид кальция В) по катиону и аниону
Г) гидролизу не подвергается
3-4. Установите соответствие между составом соли и типом ее гидролиза в водном растворе
СОСТАВ СОЛИ ТИП ГИДРОЛИЗА
1) СrСl3 A) по катиону
2) А1Вr3 Б) по аниону
3) NaCl В) по катиону и аниону
Г) гидролизу не подвергается
3-5. Установите соответствие между составом соли и типом её гидролиза в водном растворе
СОСТАВ СОЛИ ТИП ГИДРОЛИЗА
1) КВr А) по катиону
2) СuСl2 Б) по аниону
3) К2SO3 В) по катиону и аниону
Г) гидролизу не подвергается
3-6.Установите соответствие между солью и концентрациями ионов водорода и ионов гидроксида в растворе этой соли.
СОЛЬ КОНЦЕНТРАЦИИ [H+] и [OH–]
1) FeI2 А) [H+] = [OH– ]
2) Na2S Б) [H+] > [OH– ]
3) CsCl В) [H+] < [OH– ]
4) Be(NO3)2
3-7. Установите соответствие между составом соли и типом её гидролиза в водном растворе
СОСТАВ СОЛИ ТИП ГИДРОЛИЗА .
1) FеС12 А) по катиону
2) КNO3 Б) по аниону
3) Аl2S3 В) по катиону и аниону
Г) гидролизу не подвергается
Файлы: ПЛАН-КОНСПЕКТ Классиф.хим.реакций-моя.doc
Размер файла: 59392 байт.