Автор конспекта:
Автор(ы): — Возова Зинаида Геннадьевна

Место работы, должность: — МАОУ СОШ № 153, учитель химии

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

изучить сущностьгидролизасолей в водных растворах

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

О.С. Габриелян

Используемое оборудование: —

таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, инструктивные карты,мультимедийный проектор, персональный компьютер, документ-камера, при подготовке и проведении урока используются информационные и иллюстративные материалы Интернет-ресурсов.
Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word используются для подготовки материалов к уроку.

Используемые ЦОР: —

Авторская презентация

Краткое описание: — презентация к уроку "Гидролиз"

Класс:11 (2 урока)

Тема: Гидролиз

Цель: изучить сущностьгидролизасолей в водных растворах.

Задачи:

Образовательные

  • Усвоение учащимися системы знанийи представление о гидролизе органических и неорганических веществ;
  • Формирование на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и навыковв определении типа соли, типа гидролиза, реакции среды растворов;
  • Применять теоретические и фактологические знания (сведения о неорганических и органических веществах и химических процессах);
  • Составление химических формул и уравнений по теме гидролиз;
  • Уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности.
  • Показать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов.

Развивающие

  • Умение мыслить, анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать;
  • Развивать познавательный интерес в процессе приобретения химических знаний, научиться самостоятельно оценивать наблюдаемые явления.

Воспитательные

  • Формирование мировоззрения учащихся, систему взглядов и убеждений;
  • Воспитывать убеждённость в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный (эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский)

Формы работы учащихся:

· Участие в беседе.

· Изучение с помощью подготовленных учителем материалов темы.(презентация), заполнение инструктивных карт.

· Проведение эксперимента.

  • Самостоятельная работа. (тест)
  • Рефлексия.

Ход урока

Организационный момент

Обоснование значения изучаемой темы и цели урока, мотивация учебной деятельности.

Слайд№1 Учитель:Тема, изучению которой посвящен сегодняшний урок: «Гидролиз солей». Она логически продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории растворов. Понимание процессов, происходящих при гидролизе солей, необходимо для объяснения явлений, происходящих в живых организмах, природных комплексах и системах. Многие вопросы биологии, медицины, гидрологии связаны с явлением гидролиза солей, поскольку он является основой их устойчивости и равновесия.Слайд№2

Воспроизведение основных положений изученного на предыдущих уроках материала и домашнего задания.

Слайд№3-4 Учитель: Как и любой вопрос, имеющий большое практическое значение и применение, гидролиз основан на теории, а именно теории протекания химических явлений, теории растворов. Поэтому мы должны повторить основные идеи и понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока.

Индивидуальный опрос учащихся по вопросам домашнего задания:

Сильные и слабые электролиты (работа с динамическим пособием).

Составление уравнений диссоциации солей: Na HSO4, NaCl, Ca(OH)Cl.

·

Объяснение нового материала

План

1. Гидролиз солей, его механизм.

2. Типы солей по отношению к воде.

3. Способы усиления и подавления гидролиза.

4. Закрепление.

Теория

Учитель:

1.Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.Слайд№5

Соли – это ионные соединения, при попадании в воду они диссоциируют на ионы. В водном растворе эти ионы ГИДРАТИРОВАНЫ – окружены молекулами воды.

Обнаружено, что водные растворы многих солей имеют не нейтральную среду, а либо слабокислую, либо щелочную.

Объяснение этого – взаимодействие ионов соли с водой. Этот процесс называется ГИДРОЛИЗОМ.

2. По отношению к воде соли можно разделить на 4 группы:Слайд№6-9 (заполнение инструкционных карт)

1) Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой — НЕГИДРОЛИЗУЕТСЯ, в растворе только диссоциирует на ионы. Среда нейтральная.

ПРИМЕР: Не гидролизуются соли — NaCl, KNO3, RbBr, Cs2SO4, KClO3, и т.п. В растворе эти соли только

диссоциируют:

Cs2SO4 à 2Cs++SO42-

2) Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой

— гидролиз ПО АНИОНУ. Анион слабой кислоты отрывает от воды ионы водорода, связывает их. В растворе образуется избыток ионов ОН- — среда щелочная.

ПРИМЕР: Гидролизу по аниону подвергаются соли — Na2S, KF, K3PO4 , Na2CO3, Cs2SO3, KCN, KClO, и кислые соли этих кислот.

K3PO4 – соль, образованная слабой кислотой и сильным основанием. Гидролизуется фосфат-анион.

PO43- + НОН ⇄ НРО42-+ОН-

K3PO4 + Н2О ⇄ К2НРО4 + КОН

(это первая ступень гидролиза, остальные 2 идут в очень малой степени)

3) Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой — гидролиз ПО КАТИОНУ. Катион слабого основания отрывает от воды ион ОН-, связывает его. В растворе остаётся избыток ионов H+ — среда кислая.

ПРИМЕР: Гидролизу по катиону подвергаются соли — CuCl2, NH4Cl, Al(NO4)3, Cr2(SO4)3 .

CuSO4 – соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой. Гидролизуется катион меди:

Cu+2 + НОН ⇄ CuOH+ +H+

2CuSO4+2H2O ⇄ (CuOH)2SO4 +

H2SO4

4) Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой — гидролиз И ПО КАТИОНУ И ПО АНИОНУ.

Если какие-либо из продуктов выделяются в виде осадка или газа, то гидролиз необратимый, если оба продукта гидролиза остаются в растворе — гидролиз обратимый.

ПРИМЕР: Гидролизуются соли –

Al2S3,Cr2S3(необратимо):

Al2S3 + H2O à Al(OH)3¯+ H2S­

NH4F, CH3COONH4(обратимо)

NH4F + H2O ⇄NH4OH + HF

http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/12dc6439-2e63-3d56-d368-5df0c766c663/index.htm

http://school-collection.edu.ru ,

Взаимный гидролиз двух солей.Слайд№10-11

Он происходит при попытке получить с помощью обменной реакции солей, которые в водном растворе полностью гидролизованы. При этом происходит взаимный гидролиз:

2AlCl3 + 3K2S + 6H2O à 2Al(OH)3¯+ 3H2S↑ + 6KCl

2Al3+ + 3S2- + 6HOH à 2Al(OH)3¯+ 3H2S↑

(Fe3+, Cr3+) (SO32-, CO32-) (SO2, CO2)

Характеристика процесса гидролиза:Слайд№12

1) Процесс гидролиза является обратимым, протекает не до конца, а только до момента РАВНОВЕСИЯ;

2) Процесс гидролиза – обратный для реакции НЕЙТРАЛИЗАЦИИ, следовательно, гидролиз — эндотермический процесс (протекает с поглощением теплоты).

KF + H2O ⇄HF + KOH – Q

  • Способы усиления и подавления гидролиза.
  • Какие факторы усиливают гидролиз?Слайд№13-15

    1. Нагревание – при увеличении температуры равновесие смещается в сторону ЭНДОТЕРМИЧЕСКОЙ реакции – гидролиз усиливается;

    2. Добавление воды – т.к. вода является исходным веществом в реакции гидролиза, то разбавление раствора усиливает гидролиз.

    Как подавить процесс гидролиза?Слайд№16-19

    Часто необходимо не допустить гидролиза. Для этого:

  • Раствор делают максимально концентрированным (уменьшают количество воды);
  • Для смещения равновесия влево добавляют один из продуктов гидролиза – кислоту, если идёт гидролиз по катиону или щёлочь, если идёт гидролиз по аниону.
  • Пример: как подавить гидролиз хлорида алюминия?

    Хлорид алюминия AlCl3 – это соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой – гидролизуется по катиону:

    Al+3 + HOH ⇄ AlOH +2 + H+

    Среда – кислая. Следовательно, для подавления гидролиза необходимо добавить еще кислоты. Кроме того, следует сделать раствор наиболее концентрированным.

    Закрепление

    Демонстрация опыта с использованием документ-камеры

    Самостоятельная работа учащихся

    Вопрос.Объясните, почему на поверхности гранулы цинка, помещенной в раствор хлорида цинка, появились пузырьки газа?

    Мысленный эксперимент. Подумайте, что произойдет при опускании кусочка цинка в раствор хлорида цинка. Составьте возможные уравнения реакций.

    Задание.Какие процессы могут протекать при добавлении раствора карбоната натрия к раствору сульфата алюминия. Запишите уравнение реакции.

    Тест

    1. В растворе йодида цинка лакмус имеет окраску

    1) красную 2) синюю 3) зелёную 4) фиолетовую

    2. В растворе нитрата алюминия метилоранж имеет окраску

    1) красную 2) жёлтую 3) оранжевую 4) бесцветную.

    3. Лакмус станет синим в растворе

    1) сульфида калия 2) сульфата натрия 3) хлорида цинка 4) нитрата магния

    4. Фенолфталеин приобретёт малиновую окраску в растворе

    1) сульфата меди (II) 2) хлорида калия 3) карбоната натрия 4) нитрата бария

    5. Гидролиз какой соли описывается уравнением S2- + H2O ⇄HS- + OH-

    1) Сульфида алюминия 2) Сульфида аммония 3) Гидросульфида натрия 4) Сульфида натрия

    6. Установите соответствие между солью и окраской лакмуса в её водном растворе:

    НАЗВАНИЕ СОЛИ ОКРАСКА ЛАКМУСА

    1) LiCl А) фиолетовая

    2) CH3COONa Б) синяя

    3) Al(NO3)3 B) красная

    4)K2SiO3 Г) оранжевая

    7. Установите соответствие между формулой соли и её способностью к гидролизу.

    ФОРМУЛА СОЛИ СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ

    1) NН4NO3 А) по катиону

    2) NаI Б) по аниону

    3) СН3СООК В) по катиону и аниону

    4) Аl2S3 Г) гидролизу не подвергается

    5) Ва(NO2)2

    AdbeRdr1014_en_US (1).exe

    http://ardownload.adobe.com/pub/adobe/reader/win/10.x/10.1.4/enUS/AdbeRdr1014_en_US.exe

    PPK_chemistry.doc

    http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_material/PPK_chemistry.doc

    025.wmv

    http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/12dc6439-2e63-3d56-d368-5df0c766c663/025.wmv

    0021.wmv

    http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/18fa472e-d890-67d3-166b-f8a59863c8a6/0021.wmv

    14. Домашнее задание

    Тесты для подготовки к ЕГЭ

    Вопросы с выбором ответа

    25-1. При сливании растворов хлорида алюминия и карбоната натрия…

    1) образуется только осадок, а газ не выделяется 2) образуется осадок и выделяется газ

    3) выделяется газ, а раствор остается прозрачным 4) ничего не происходит

    25-2. В водных растворах не подвергается гидролизу

    1)сульфат натрия 2)сульфат алюминия 3)сульфит натрия 4)сульфат меди

    25-3. В водных растворах не подвергается гидролизу хлорид

    1) меди 2) бария 3) цинка 4) бериллия

    25-4. В водных растворах необратимо гидродролизуются

    А) нитрат железа(III) Б) нитрат железа(II) В) фосфат натрия

    Г) сульфид алюминия Д) силикат аммония Е) нитрат цезия

    1) А, Б, Е 2) В, Д 3) Г 4)Г, Д

    25-5. Гидролиз по аниону имеет место в водных растворах:

    А) K2SO4 Б) FeSO4 В) Na2CO3 Г) CH3COONa Д) K2S Е) FeCl3

    1) А, Б, Е 2) В, Г, Д 3) Г, Д 4) В, Д

    25-6.Полному и необратимому гидролизу подвергается

    1) сульфид алюминия 2) силикат натрия 3) сульфид калия 4) хлорид бария

    25-7. Какое вещество полностью гидролизуется в водном растворе?

    1)СuSО4 2)НNО3 3) КСl 4) Аl2S3

    25-8. И анион, и катион гидролизуются в растворе соли

    1) силикат натрия 2) сульфид аммония 3) ацетат калия 4) хлорид меди(II)

    25-9. Только анион гидролизуется в растворе соли

    1) ацетат аммония 2) иодид калия 3) бромид алюминия 4) фторид натрия

    25-10. Соль, которая гидролизуется не по аниону — это 1) ВаСl2 2) CuCl2 3) CaCl2 4) К2НРО4

    25-11. При растворении в воде хлорида цинка среда становится

    1)нейтральной 2) кислой 3) щелочной 4) слабощелочной

    25-12. При растворении в воде сульфида калия среда становится

    1)нейтральной 2) кислой 3) щелочной

    25-13. При растворении в воде алюмокалиевых квасцов среда становится

    1)нейтральной 2) кислой 3) щелочной

    25-14. Щелочную среду имеет раствор

    1) сульфата калия 2) силиката натрия 3) хлорида цинка 4) нитрата аммония

    25-15. Кислая среда в растворе 1) КI 2) NaF 3) NaNO2 4) CuSO4

    25-16. Нейтральную среду имеет водный раствор 1) K2SiO3 2)CaCl2 3) NH4NO3 4)ZnSO4

    25-17. Нейтральная среда в растворе

    1) сульфита калия 2) нитрата натрия 3) ацетата натрия 4) фторида калия

    25-18. Кислую среду имеет водный раствор

    1)нитрата меди (II) 2)нитрата бария 3)ацетата калия 4)карбоната натрия

    25-19. Кислую среду имеет раствор

    1) ацетата натрия 2) хлорида бария 3) фосфата калия 4) бромида меди (II)

    25-20. Кислая среда в растворе 1) NаНСО3 2) FеС13 3) Na3PO4 4) KCl

    25-21.Щелочную среду имеет водный раствор:

    1) фторида калия 2) хлорида алюминия 3) бромида натрия 4) хлорида цинка

    25-22. Кислую среду имеет водный раствор 1) Na3PO4 2) KCl 3) Na2CO3 4) ZnSO4

    25-23.Среда раствора карбоната калия

    1) щелочная 2) кислая 3) нейтральная 4) слабокислая

    25-24.Одинаковую реакцию среды имеют растворы хлорида меди (II) и

    1) хлорида натрия 2) ацетата кальция 3) хлорида калия 4) нитрата цинка

    25-25. Лакмус становится красным в водном растворе

    1) Ca(NO3)2 2) Na2SiO3 3) CrCl3 4) K2S

    В3 Установить соответствие

    3-1. Установите соответствие между формулой соли и средой ее водного раствора.

    ФОРМУЛА СОЛИ СРЕДА РАСТВОРА

    А)K2SO4 1)нейтральная

    Б)CrCl3 2)кислая

    В)Li2CO3 3)щелочная

    Г)NH4Br

    3-2. Установите соответствие между солью и ее способностью к гидролизу.

    СОЛЬ СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ

    1) SrCl2 А) по катиону

    2) NH4F Б) по аниону

    3) CuSO4 В) по катиону и аниону

    4) СН3СООNa Г) гидролизу не подвергается

    3-3. Установите соответствие между составом соли и типом ее гидролиза в водном растворе

    СОСТАВ СОЛИ ТИП ГИДРОЛИЗА

    1) нитрат цинка А) по катиону

    2) карбонат натрия Б) по аниону

    3) хлорид кальция В) по катиону и аниону

    Г) гидролизу не подвергается

    3-4. Установите соответствие между составом соли и типом ее гидролиза в водном растворе

    СОСТАВ СОЛИ ТИП ГИДРОЛИЗА

    1) СrСl3 A) по катиону

    2) А1Вr3 Б) по аниону

    3) NaCl В) по катиону и аниону

    Г) гидролизу не подвергается

    3-5. Установите соответствие между составом соли и типом её гидролиза в водном растворе

    СОСТАВ СОЛИ ТИП ГИДРОЛИЗА

    1) КВr А) по катиону

    2) СuСl2 Б) по аниону

    3) К2SO3 В) по катиону и аниону

    Г) гидролизу не подвергается

    3-6.Установите соответствие между солью и концентрациями ионов водорода и ионов гидроксида в растворе этой соли.

    СОЛЬ КОНЦЕНТРАЦИИ [H+] и [OH–]

    1) FeI2 А) [H+] = [OH– ]

    2) Na2S Б) [H+] > [OH– ]

    3) CsCl В) [H+] < [OH– ]

    4) Be(NO3)2

    3-7. Установите соответствие между составом соли и типом её гидролиза в водном растворе

    СОСТАВ СОЛИ ТИП ГИДРОЛИЗА .

    1) FеС12 А) по катиону

    2) КNO3 Б) по аниону

    3) Аl2S3 В) по катиону и аниону

    Г) гидролизу не подвергается

    Файлы: ПЛАН-КОНСПЕКТ Классиф.хим.реакций-моя.doc
    Размер файла: 59392 байт.

    Рубрики: Химия Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология